Теория конфликта – политическое поведение обречено на конфликт: либо внутриполитический, либо внешнеполитический. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория конфликта – политическое поведение обречено на конфликт: либо внутриполитический, либо внешнеполитический.



Вывод:

Политическое поведение – 1)действия отдельных акторов и массовые выступления; 2)активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы; 3)акции в поддержку системы и действия направленные против нее.

Голосование «против» какого-либо кандидата и неявка на выборы (абсентеизм) тоже трактуется как формы политического поведения.

 

Психологические составляющие политического поведения

Три формы проявления человеческой активности: инстинкты, навыки и разумные действия.

Инстинкты – врожденные модели поведения, определенные биологически и задающие направления энергии поведения.

Набор инстинктов включает как все автоматизмы, так и более сложные потребности.

Инстинкт самосохранение толкает политиков на борьбу за власть и объясняет некоторые нерациональные с точки зрения здравого смысла поступки.

Жестокость, насилие, агрессия – так же инстинкты. Некоторые ученые считают, что эти инстинкты являются врожденными; другие – что они приобретаются, третьи исходят из предположении, что агрессия является реакцией на фрустрацию (обман, неудача; психологическое состояние, возникающее при разочаровании, неосуществлении значимой идеи, потребности).

Помимо агрессии, фрустрация вызывает апатию, регрессию, подчинение и избегание.

Солидарность – инстинктное поведение людей, которые способны не только соперничать, но и сотрудничать друг с другом. В политике – это само отождествление человека с определенной группой, партией, нацией, позволяющее объединить членов этих сообществ для достижения единых целей и интересов.

Навыки – результат прижизненного научения.

Навыки – это умения, необходимые для исполнения своей роли и функций любым участником политического процесса.

Привычки, образующиеся у граждан в конкретной политической культуре;

Стереотипы – следствия повторения неких политических действий и упрощающие принятие решений.

Политические умения и компетентность предполагают, что гражданин знает, ЧТО именно он должен делать в своей политической роли и как добиваться желаемого успеха.

Лидер должен обладать болей компетентностью и умениями, чем рядовой исполнитель.

Разумные действия. Обладают критериями разумности: эффективность (соотнесение цели с результатом), степень осознанности политических действий, соотнесение высшим ценностям, поставленным во главу угла проводимой политики. Но, главной характеристикой является Целеполагание.

Для обеспечения полит.процесса есть много средств: программы, идеологические схемы, доктрины, концепции, кампании и идеология.

Факторы воздействия на политическое поведение

Необходимо учитывать в формировании поведения6 внешнюю среду, потребности, мотивы, установки и ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта, личные особенности ролей, стиль принятия решения, межличностные отношения, мышление, действия и поступки, обратную связь между поведением и условиями.

Самое важное – внешняя среда, потребности и мотивы.

Мотив – обстоятельство, которое побуждает человека к действиям, ради чего они совершаются. В широком смысле в психологии к мотивам относят инстинкты и потребности влечения и эмоции, установки и идеалы.

Духовные потребности:

Потребность в любви, во многом определяющая стиль взаимоотношений власти и граждан;

Потребность в самореализации, т.е. стремление добиваться более высокого соц.статуса, признания в обществе;

Потребность в самоактуализации, которая занимает вершину иерархии потребностей и проявляется как реализация высших духовных начал личности, ее свободы, творческого потенциала.

Мотив – формулирует цели и программы, дающие человеку возможность начать ту или иную деятельность. Побудители сил поведения – это мотив и потребности.

Мотив власти: 1) для господства над другими и\или ограничения их действий в целях создания угнетающих условий; 2)для того, чтобы кто-нибудь над ним не главенствовал и\или не вмешивался в его дела; 3) для достижения политических успехов.

Мотив контроля над людьми и ситуацией – видоизменение мотива власти. Поведение в политике Напрямую связано с развитием этого психологического показателя.

Мотив достижения – забота о самосовершенствовании, повышении мастерства, стремление добиваться целей с максимальным эффектом.

Два типа мотивационных подходов: 1) стремление избежать провала выше мотивации достичь успеха – таково поведение человека, отказывающегося от своей цели со словами: «я проиграл, потому, что не хотел и не пытался выиграть». 2) ориентация на успех выше боязни провала – типичная схема поведения активных политических лидеров.

Аффилиация – подразумевает товарищеские, теплые отношения человека с его окружением. Личность, у которой преобладает данный мотив, предпочтет поведение, которое даст эмоциональный комфорт, нежели контроль над другими людьми, власть или успех.

 

 

39 билет (Тимофеева)

 

Политическое участие и его разновидности (стр. 461, п.3,3.1,3.2,3.3)

 

Политическое участие – это индивидуальные или групповые действия, связанные с их относительно эффективным участием в разработке, принятии и осуществлении политических решений или курсов; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

 

Подвиды политического участия:

автономное (добровольный характер) – мобилизованное (под воздействием принуждения)

индивидуальное – коллективное

активистское – пассивное

легально-конвенциональное (по закону) – нелегальное

традиционное – инновационное

постоянное (практикуется профессиональными политиками и политическими активистами) – эпизодическое (ограничивается голосование на выборах, денежными взносами на избирательную компанию)

 

Группы базовых мотивов политического участия:

инструментально-рациональные (участие рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение и защиту интересов акторов политики)

образовательно-развивающие

коммунитаристские (участие вызвано морально-этическими причинами-представлениями об общем благе и необходимости его поддержания)

 

Три основных вида политического участия:

несвободное и неосознанное (основано на спонтанном волевом импульсе, на обычае или на принуждении) – парокиальный тип

сознательное, но несвободное (человек руководствуется осмысленной им потребностью следовать жестким нормам и регламентам) – подданнический тип

сознательное и свободное – партиципаторный тип

 

Политическая мобилизация – вовлечение масс в политические зрелища для имитации своей общественной поддержки.

 

Теории политической активности:

базовая модель – основана на социально-демократических характеристиках населения

когнитивная модель – основана на учете внутреннего мира, субъективного представления о внешней реальности

ценностная модель – влияние набора определенных ценностей на вовлеченность в политический процесс

депривация – направленность социального самочувствия питает склонность к различным формам политической активности

 

Модели электорального поведения:

социологическая – в основе исследования поведения избирателей, исходя из фактора социальной дифференциации

социально-психологическая – ее сторонники считают голосование инструментом для демонстрации избирателями своей политической идентификации, долгосрочных чувств преданности, которые они испытывают к отдельным партиям

модель рационального выбора – голосование – это процесс приведения индивидуальных предпочтений избирателя в соответствии с его интересами

 

Кризисы политического участия – ситуации, когда правящая элита не в состоянии (или не желает) создать институциональные условия для того, чтобы вобрать растущие требования участия в политике, идущие со стороны различных новых социальных групп («осовременивание» общества).

 

Пути разрешения кризиса политического участия:

институциональная адаптация (возможно соглашение между правящей элитой и контрэлитой)

авторитарный выход (нежелание идти на компромисс или даже насильственное ограничение путем введения запретов или репрессивных мер)

умеренно-авторитарный вариант(правящая элита, не готовая к интеграции новых импульсов политического участия, идет на создание неких иллюзорных его форм, «заталкивает» новую политическую активность в рамках существующих традиционных структур)

 

 

40 билет (Тимофеева)

Политическая культура, концепции и типологии

 

Структура понятия:

глубинное измерение политического сознания, его «дно» - мифы(- основа основ сегодняшней системы ценностей; он не является чем-то законсервированным, а открыт для новых пополнений)

символ (знаковообразный элемент выступает как предельно концентрированное обобщение, смысл или идея какого-то явления) – «посредник» между целями средствами власти

Мифы и символы самым сильным образом влияют на специфику национального менталитета.

Предпосылками к созданию теории политической культуры стали коллективные предрассудки, стереотипы, исторический опыт и др. психологические факторы жизнедеятельности людей, оказывающие влияние на особенности и нормы взаимодействия власти (государства) и общества, обобщенно описывались в категориях национального характера и «фундаментальных ценностей народа»

 

Два уровня анализа политической культуры:

институциональный (традиционно определяющий институты и их функции, нормы, механизмы действия государства)

ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам)

 

Три основных направления в истолковании политической культуры:

п.к. отожествляется со всей совокупностью духовных явлений в мире политики. Она не только поглощает целиком субъективное содержание политики, но и интерпретирует его как сугубо идеальное образование. То есть п.к. – это форма общественного сознания или психического склада, но лишенная поведенческих аспектов

п.к. – выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике

п.к. – способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в поведении

 

Политическая культура – совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.

 

Специфика п.к.:

восприятие человеком норм политической системы основывается не только на современных требованиях, но и на опыте прошлого (традиции, обычаи, ритуалы и стереотипы деятельности)

субъективность каждого компонента (человека), следственно разрыв между освоенными и неосвоенными нормами традициями политической игры, следственно у п.к. сохраняется мощный источник саморазвития

 

Билет (Третьяк)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.02 с.)