Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов



Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которойверховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и передаётся по наследству

Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

 

25 билет (Митрохина)

Тип государственного устройства (пункт 2.3, стр.276)

Форма устройства государства отражает особенности его территориально-политической организации, распределение властных полномочий между центром и периферией, определяет характери­стики других политических институтов субнационального уровня. Исторически сформировались три базисные модели государствен­ной структуры — унитарная, федеративная и конфедеративная.

Главный признак унитарного государства — сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общена­циональной власти. Это целостное образование подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Им центр передает в ведение ряд функций, а местные власти отвечают за их исполнение. Когда государство из своего политического центра само управляет тер­риториями — это случай деконцентрации, которая выражается в том, что уполномоченные органов государственного управления осуществляют фактическое руководство и надзор за местными ад­министрациями. Объем компетенций таких должностных лиц от­ражает степень унитаризма данного государства, т.е. показывает, какую часть задач непосредственного государственного управле­ния местными единицами берет на себя центр. Образцами унитарных государств принято считать такие стра­ны, как Египет, Франция, Великобритания, политико-географичес­кое строение которых исторически основано на существовании единого верховного центра власти.

В современных условиях даже сверхцентрализованное государ­ство неспособно осуществить с помощью своих представителей и функционеров в структурах верховной власти и на местах всю пол­ноту необходимых политических функций. Государство складыва­ется из регионов со своими историческими традициями (в т.ч. по­литической самостоятельности), специфическими интересами и потребностями и т.д., что обусловливает стремление людей из мес­тных сообществ к определенному административно-политическо­му самоуправлению. Децентрализация — это способ передачи го­сударством созданным им локальным сообществам (во Франции, например, коммунам, департаментам, регионам) некоторых полно­мочий при контроле над их осуществлением. Вариантов децентра­лизации много — весь спектр отношений центра и периферии от ограниченного самоуправления (Франция) до весьма широких прав автономии (Испания). В условиях демократии местные образова­ния получают возможность формировать свои представительные (разрабатывающие юридические нормы и правила, действующие на данной территории) и административные институты.

Органы автономных образований обладают большим объемом прав в сфере внутреннего управления по сравнению с другими ад­министративно-территориальными единицами. Вместе с тем, су­ществование автономий не меняет принципиально унитарного ха­рактера государственного устройства, хотя придает ему особые чер­ты, нередко обусловленные географическим (острова Мадейра и Азорские в Португалии), историческим (Андалусия в Испании) и этническим (Гренландия и Фарерские острова в Дании, Страна Бас­ков и Каталония в Испании) своеобразием данной территории.

Самой сущностной характеристикой федерации является на­личие двух официальных государственных уровней. Распреде­ление полномочий между этими уровнями сводится к тому, что федеративное государство наделяется ничем не ограниченным внешним суверенитетом и частью внутреннего, а субъект феде­рации — федерированное государство — сохраняет только неко­торые атрибуты внутреннего суверенитета. Разграничение ком­петенций доверено конституционному и договорному урегули­рованию, в политическом смысле исходящему из реального соотношения сил и возможностей между федерацией как целым и ее участниками.

Каждый субъект федерации располагает своей системой за­конодательных, исполнительных и судебных органов. Между тем практика развития этой формы государственного устройства по­казывает, что федерированные субъекты, как правило, очень мало различаются между собой и с федерацией в целом по институциональным характеристикам.

Федерализм предполагает строгое распределение компетенций между общефедеральными органами власти и подобными им инсти­тутами отдельных субъектов федерации (штаты — в США, Брази­лии, Индии и др., земли — в ФРГ и Австрии, кантоны — в Швейца­рии). Как правило, субъекты федерации принимают собственные конституции или уставы, располагают многими свойственными го­сударству как таковому правовыми и политическими институтами. Верховенство все же сохраняется за общефедеральными законами, но некоторые области отнесены целиком к законодательному регу­лированию федерированных образований. Вместе с тем, авторитет­ный английский политолог Престон Кинг указывает на то, что реги­оны, составляющие федерацию, не суверенны, ибо в ней всегда име­ется определенная процедура принятия согласованных решений. При крайней необходимости федеральный центр обладает конституци­онной возможностью путем чрезвычайных законодательных и иных мер постепенно подорвать или даже уничтожить закрепленные за субъектом федерации полномочия и атрибуты независимости, а так­же его политические и иные институты. Практика эволюции разных федераций показывает, что федеральный центр исподволь старается расширить круг своих прерогатив в ущерб правам субъектов.

Федерации могут быть договорными, т.е. образованными на ос­нове первоначального договора, заключенного его субъектами, с при­соединением к нему новых единиц (США и др.), или созданными актом центрального правительства без установления договорных отношений между его субъектами (Бразилия, Австрия, ФРГ и др.).

Похо­же, что современные унитарные и федеративные государства разви­ваются в противоположных направлениях: если первые тяготеют к децентрализации, то во вторых повышается степень централизации.

Конфедерация — это союз самостоятельных государств, где принцип распределения политических полномочий между государствами-участниками и самим объединением противоположен фе­деративному. Ее члены оставляют за собой главную часть своих государственных прерогатив, отдавая в ведение учрежденного ими конфедеративного государства некоторые вопросы, как правило, относящиеся к внешнему суверенитету (валютное регулирование, оборона, дипломатия). В качестве примеров конфеде­раций приводят древнегреческий Ахейский союз (280-146 до н.э.), Конфедерацию Новой Англии (1643), Северо-Германский союз (1867). Соединенные Штаты Америки до 1789 г., когда они объе­динились в федерацию, в течение 11 лет являлись конфедератив­ным политическим образованием. Швейцария со времен средне­вековья вплоть до последней трети XIX в. тоже была типичной конфедерацией, позднее воспринявшей более современную фор­му федерации. Главный признак конфедерации — центр не явля­ется носителем верховной власти, а наделен полномочиями по усмотрению составляющих ее политических субъектов.

 

26 билет (Митрохина)

Формы правления (пункт 24, стр.282)

Сразу с несколькими центральными категориями политичес­кой науки связано понятие формы правления — это и система (полития), и режимы, и процессы (например, избирательный), и ин­ституты. Причем в разных национальных политологических тра­дициях форма (реже — тип) правления обозначена неодинаково (в частности во Франции в данном отношении используется термин политический режим).

Классическая типология форм правления восходит к полити­ческой логике Аристотеля, и любое учебное пособие в мире при­водит схему, построенную исходя из размышлений философа в IX главе «Политики».

Властвует в пользу: Общего блага управляемых Личного блага правителей
Один Монархия Тирания
Несколько Аристократия Олигархия
Все (или как можно больше) Республика (хорошая демократия = полития) Плохая демократия

Аристотель полагал, что монархия способна выродиться в ти­ранию, аристократия — в олигархию ради выгоды богатых, а республика (или демократия) может ориентироваться только на пользу бедных, потому ни одно из выделенных им правлений не занимается всеобщим благом. Философ видел наилучшую («пра­вильную») власть в смешении всех трех форм в их умеренном виде и в зависимости от реальной ситуации.

Кроме вышеуказанных, среди форм правления нередко назы­вают также диктатуру (лат. dictatura — неограниченная власть), охлократию (гр. ochlos — чернь, толпа), тимократию и пр.

В современном мире выделяются две формы правления — монархия и республика.

Форма правления — определяет порядок формирования выс­ших органов власти и взаимоотношения между ними. Монархия и республика различаются по способу замещения поста главы госу­дарства. Статус монарха, как правило, передается по наследству; даже в тех особых случаях, когда прерывается династия, монарх избирается из представителей одной или весьма ограниченного круга семей, принадлежащих к королевскому роду. В республике глава государства (единоличный или коллегиальный) обретает свой пост на основе института выборов.

Монархии нашего времени делятся на два вида — абсолютные и конституционные. В абсолютной монарху принадлежит вся пол­нота законодательной и исполнительной власти. Эта форма прав­ления характерна для стран, в которых во многом сохраняются до­капиталистические, традиционные политические отношения (Сау­довская Аравия, Бруней и др.). В конституционной монархии полномочия главы государства лимитированы. По степени ограни­чения они бывают дуалистическими и парламентскими.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы, утверждает бюджет (в отдельных из них есть даже институт парламентской ответственности правитель­ства). Монарх же обладает правами назначения и смещения кабине­та министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания и пр.).

В парламентских монархиях реальная власть монарха более чем скромна. В одних странах функции монарха сведены лишь к пред­ставительству (в Японии — по конституции 1947 г., в Швеции — по конституции 1974 г.). В других государствах (например, в Вели­кобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Испании и пр.) за мо­нархом номинально сохраняются определенные полномочия, одна­ко он пользуется ими только в результате инициативы правитель­ства, иного органа или вообще не прибегает к ним, так что эти полномочия предусмотрены в качестве резервных на случай како­го-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента (там, где оно формально име­ется у монарха), на практике, как правило, не применяется.

Самой распространенной в нынешнее время формой правле­ния является республика в ее трех видах: парламентская, прези­дентская и полупрезидентская (смешанная). В основу этой класси­фикации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от них, у судебной вла­сти — неизменная функция: она обеспечивает соблюдение юриди­чески закрепленного политического порядка.

Возникновение парламентской республики не обусловлено осуществлением какой-либо заранее разработанной модели влас­ти, а связано с исторической практикой британской политической системы, оформившейся в современном виде примерно в XVII- XVIII вв.

Понятно, что в парламентской республике руководящий орган государственной власти — парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В совре­менной политике существует довольно много различных форм орга­низации института парламентаризма; вместе с тем, они обладают определенными общими — классическими — характеристиками:

выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;

парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;

глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;

раздельная исполнительная власть: представительские го­сударственные функции возложены на главу государства (напри­мер, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ — канцлеру и т.д.);

правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях — Великобритания, ФРГ — еще и право вето на законопроекты);

независимость правительства по отношению к главе госу­дарства.

Кроме того, оппозиция, существующая в рамках парламента, обладает определенными средствами воздействия на органы испол­нительной власти.

Как видно, роль главы государства в парламентской республи­ке невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстанов­ки политических сил в парламенте. Свое право досрочного роспус­ка парламента он реализует либо в соответствии с императивными нормами законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Избирается глава государства (президент), как правило, парламен­тским путем, т.е. членами парламента или коллегией выборщиков, не менее половины которой составляют депутаты (есть и исключе­ния — в Австрии президент избирается всеобщим голосованием). Типичные примеры парламентских республик — Италия, ФРГ, Индия и др

Разновидностью парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной — так называемый режим ассамблеи. Особенность его заключается в сосредоточении всей полноты верховной власти в государстве у един­ственного собрания, представляющего суверенный народ. Истори­ческие примеры такой формы правления: во Франции — начало I Республики (1793 г.) и 1918-1958 гг. (IV Республика, кроме вишис- тского периода оккупации страны в годы Второй мировой войны); современная модель — государственность Швейцарии, поскольку ее двухпалатное Федеральное (Союзное) собрание осуществляет высшую власть в стране, конституционно ограниченную только пра­вами народа и кантонов. При этом типе государства правительство избирается парламентом из числа его депутатов и может быть ото­звано им же. Глава государства и правительства — президент.

В президентской республике самым строгим образом проводит­ся принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, пар­ламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволя ет обеспечить их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в конституции США 1787 г.; президент­скими республиками являются также Аргентина, Бразилия и др.).

Современный институт президентства при некотором разнооб­разии в принципах разделения властей и их функциях обладает ря­дом общих характеристик, а именно:

в конституционном порядке разграничены полномочия и обя­занности институтов президента, парламента, суда;

исполнительная власть целиком принадлежит президенту, ко­торый является одновременно главой государства и правительства;

президент и парламент избираются отдельно, потому они вза- имонезависимы;

президент политически ответствен перед народом, а прави­тельство — перед президентом:

парламент не имеет права отзыва правительства и президен­та (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;

при классической форме (США) президент не вправе распус­тить парламент, у него нет возможностей для законодательной ини­циативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третя­ми парламента;

исключено совмещение правительственной должности и пар­ламентского мандата (однако в США вице-президент — председа­тель сената).

Таким образом, президент не несет парламентской ответствен­ности и может быть смещен со своего поста только в случае нару­шения закона с использованием процедуры импичмента. Прези­дента избирают внепарламентским путем — всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намечен­ных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания при­нят в США). Правительство при президенте осуществляет различ­ные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.

Известная американская система сдержек и противовесов до­полняет разделение властей и позволяет их механизмам функцио­нировать как единое целое. Такая система включает: право отлага­тельного вето президента в отношении законов; парламентский импичмент со смещением президента; принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности ак­тами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д.

Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют также президенциализмом) соединяет отдельные харак теристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь осо­бенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Ланке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах.

Для президенциализма характерны следующие принципы:

глава государства — президент — избирается на всеобщих прямых выборах;

президент назначает правительство, опирающееся на парла­ментское большинство, и премьер-министра, который политичес­ки ответствен перед ним;

правительство не только зависит от президента, но и ответ­ственно перед парламентом и может быть смещено им после выне­сения вотума недоверия;

партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают (так нередко бывает в современной Франции);

президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;

у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;

у президента и парламента, как правило, разные сроки дея­тельности (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентский мандаты).

При полупрезидентской форме правления назначение и уволь­нение в отставку президентом главы правительства и других мини­стров не имеют формального характера, как в парламентской рес­публике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает. Если учесть, что во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установленных конституцией сферах, а все остальные регулируются актами правительства, то значение прези­дента в этой стране оказывается еще выше.

В современном политическом мире существуют и другие, более специфические разновидности президентских республик: с коллеги- альныгм главой государства; с институтом капитан-регентства; т.н. суперпрезидентские. Перечисление вариантов можно продолжить.

В Сан-Марино (датой возникновения республики считается 301 г.) обязанности главы государства и правительства исполняют два капитана-регента, избираемые парламентом на 6 месяцев. По за­кону они должны все вопросы решать единогласно. Формально Сан- Марино не знает института парламентской ответственности капи­танов-регентов, но короткий срок их статуса позволяет парламенту фактически контролировать деятельность этих руководителей.

В ряде африканских республик центральная фигура в системе государственных органов — тоже президент. Роль представительных и судебных институтов здесь невелика, фактически почти вся полно­та власти сосредоточена в руках главы государства. Отдельные аф­риканские страны возглавляются пожизненными президентами (в т.ч. пришедшими к власти в результате военного переворота), в других — президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии. В ряде стран, где прези­дентов формально периодически переизбирают парламентским или всеобщим голосованием, на практике их победа предопределена, ибо оппозицию, если она существует, верховная власть подавляет силой, не допускает к участию в выборах, все СМИ и пропагандистский аппарат находятся под контролем президента и сплотившейся вок­руг него узкой политической группировки. Из-за особенностей мес­тной политической культуры население воспринимает выборы как некий ритуал, где все роли расписаны заранее. По форме правления такие республики нередко называют суперпрезидентскими.

 

27 билет (Ногоманова)

Институт выборов

Особенности института выборов определяют характер государственной власти, структуру партий и партийных систем, представительство интересов избирателей в парламенте и в местных выборных органах.

Проблематика выборов связана с центральными категориями, такими как политическое поведение (специфика электората), процессы (электоральный процесс) и системы (избирательная система).

Электорат – круг избирателей, голосующий за какую-либо кандидатуру или партию, на президентских, парламентских, местных выборах

Выборы – все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избирания голосованием (президента, парламентариев), что наделяет избранных лиц правом принимать решения.

Выделяют 3 основные функции выборов: 1) управляемые назначают своих управителей; 2) официально устанавливается соотношение сил политический тенденций (партий, их коалиций); 3)признается легитимность публичных властей или отбирается у них.

В законодательствах разных государств зафиксированы и определенные ограничения избирательных прав по возрасту, полу, гражданству, а так же в случае лишения индивида гражданских прав. В зависимости от этого различаются такие типы голосования: 1)прямое, непрямое; 2) равное, неравное (количественная разница голосующих при нарезке избирательных округов); 3) свободное или обязательное (в Австралии за абсентизм положен штраф);

Всеобщие прямые выборы – единственный способ непосредственного выражения суверенитета народы на национальном уровне (президентские и парламентские выборы). Существуют так же институты региональных, местных выборов. Непрямые выборы реализуются через коллегии выборщиков.

В условиях демократии выборы предусматривают 3 условия: 1) свободу выдвижения кандидатур - как следствие свободы образования партий; 2) свободу избрания – всеобщее и равное избирательное право по принципу 1 человек -1 голос; 3) свободу голосования – тайное голосование, равенство всех в получении информации и возможности вести агитацию во время электоральной кампании.

Политический институт выборов предусматривает 2 основных типа электоральных систем, для избирания кандидатов в высшие органы власти – мажоритарный и пропорциональный. Вместе с тем, большинство демократических стран сочетают эти 2 подхода, те предусматривают смешанный способ голосования.

При мажоритарной системе (системе относительного большинства) в один или 2 тура от каждого электорального округа избирается 1 кандидат. Победителем на таких выборах в 1 тур считается получивший наибольшее число голосов (законодательство всегда закрепляет необходимый для этого процент принявших участие в выборах). При выборах в 2 тура в первом из них успеха добивается тот, в чью пользу были отданы голоса абсолютного большинства избирателей (50%+1 бюллетень). В ином случае во второй тур выходят 2 кандидата с наибольшей поддержкой избирателей, где побеждает получивший относительное большинство голосов. Президентские выборы, как правило, предусматривают 2 тура.

Пропорциональная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных по партийным спискам голосов и обязательную фиксацию минимального процентного порога, которых нужно преодолеть политической организации для того, чтобы быть представленной в органе власти. Считается, что такой подход должен отражать имеющиеся в обществе политические позиции и требования групп интересов. Пропорциональная система позволяет представить довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей, содействовать плюрализму и развитию многопартийности.

Смешанная избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. При применении смешанной системы, каждый избиратель наделяется двумя голосами: одним — в одномандатном избирательном округе, другим — в федеральном избирательном округе. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки). На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе.

Американский специалист Майкл Уоллерстайн продемонстрировал 4 возможные сочетания формы правления и института выборов с его двумя основными подходами – мажоритарным и пропорциональным. Он считал, что первые 3 модели дееспособны в том смысле, что надолго гарантируют стабильность представительной демократии.

Вариант, обеспечивающий сильное правительство – это парламентская форма правления с мажоритарной системой. Последняя обычно ограничивает количество конкурирующих партий двумя и дает самой влиятельной из них несоразмерно (по сравнению с поданными за нее голосами) большее число мест в законодательном органе.

Совмещение президентской республики с мажоритарным принципом голосования показывает, что партии избранного президента не обязательно одновременно иметь большинство в парламенте; кроме этого, эта схема предопределяет слабость самих партий. (США)

Парламентская модель с пропорциональным представительством приводит к власти коалиционные правительства. (Западная Европа, кроме Англии и Франции).

Комбинация президентства с пропорциональной системой наименее устойчива в политическом плане. Раз парламент не избирает правительство, то нет нужды и в формировании правящей коалиции. Президент сам назначает правительство. Значит, парламент не отвечает за кабинет и не обязан его поддерживать. В этом и состоит причина постоянных конфликтов между президентом и парламентом.

 

28 билет (Ногоманова)

 

Негосударственные институты

Высокая политическая активность партий, групп интересов (типа профсоюзов) и социальных движений наряду с деятельностью государства, воспринимается в демократических обществах как естественная и неотъемлемая составляющая мира политики в целом.

Политическая группа - негосударственные социально- политические институты, обладающие общностью интересов и коллективных целей, некоей организационной структурой и ведущие совместную политическую деятельность. К ним относятся партии, группы интересов, социальные движения и т.д.

Американский политолог Валдимер О. Ки классифицировал негосударственные институты по двум разрядам: 1) политические партии и 2) группы давления (интересов), которые подразделяются на групповые объединения рабочих, бизнесменов и т.д. Критерием деления выступил такой фактор, как официальная и публичная борьба за контроль над государственной властью, в ходе которой партии участвуют в выборном процессе непосредственно, а группы давления пытаются косвенно оказать на них влияние по отдельным вопросам.

Так же в качестве негосударственного политического института следует рассматривать - группы интересов – все виды негосударственного политического института для которого характерны 1) добровольность объединения людей в коллективы; 2) общие представления и цели членов группы; 3)соединение личных требований с общественно полезными материальными и духовными мотивами, которые выражаются с помощью сотрудничества с другими политическими институтами; 4) отсутствие бюрократических структур.

Для обозначения понятия группы интересов используются такие термины как лобби – обработка депутатов либо правительственных и иных гос. чиновников в целях вынесения нужного лоббистам решения; группа давления – форма действия или метод, принятые неким коллективом для поддержки или срыва определенных политических решений. Группы давления и лобби создаются для консультаций и информационного обеспечения парламентов и правительств по вопросам специализированной деятельности, т.к. многие из них связаны с образованиями из конкретных сфер активности. Они отражают мнения некоторых политический и идеологических течений, не представленных на высшем уровне власти. При этом группы давления добиваются своей цели любыми доступными для них способами, оказывая воздействие на парламентариев и членов правительства. (подкуп коррумпированных политиков). Когда подобное раскрывается, организации запрещается продолжать лоббистскую деятельность.

 

От партий группы интересов отличаются тем, что не принимают коллективного участия в соревновании за парламентские мандаты или управленческие посты. Представляя отдельные интересы общества, они не стремятся к политической ответственности.

Многообразие групп интересов в современном мире очень затрудняет их типологизацию. Немецкий ученый Ульрих фон Алеман исходил из существования 5 основных сфер социально-политической активности:

Организованные интересы в экономике и в мире труда: предпринимательские объединения и ассоциации самостоятельных работников; профсоюзы; потребительские союзы;

Группы интересов в социальной сфере: объединения по защите соц. Прав (вроде общества слепых; объединения соц. Достижений (благотворительные фонды); группы самопомощи (по противостоянию наркомании)

Групповые интересы в области досуга: спортивные союзы; клубы для общения и реализации хобби.

Организованные интересы в сферах религии. Науки и культуры: церкви, секты; научные ассоциации; общеобразовательные кружки и клубы по искусству.

Группы интересов по общественно-политической деятельности: духовные, этические, правозащитные ассоциации; общественно-политические объединения: экологические (ГРИНПИС); феминистские, глобалистические гражданские инициативы, движения в поддержку расовых, этнических и иных меньшинств.

 

 

29 билет (Ошева)

Билет № 29.Партии как политические институты.(стр.297.параграфы 3.2 и 3.3)

 

Становление понятия партия.

Со времен Аристотеля и до 18в. в партиях(тогда их называли фракциями –в античности политическая партия знати- патрициев и олигархов.) видели организм единый в своих устремлениях, но где каждый орган отвечает за свою функцию.

Некоторые исследователи считают, что прообразы сложились еще во времена возникновения особой сферы деятельности – политики, менялись только их обязанности и отношение к ним общества.

Русский историк Т.Н.Грановский связывал появление партий с политикой Екатерины Медичи (16 в.), которая создала партию среднюю между католиками и протестантами.

На самом деле партии античного мира и средневековья были клиентелами – это временные объединения для поддержки каких-либо персон.

Многие западноевропейские историки полагают, что партии зародились во времена установления всеобщего избирательного права. Клубы, ассамблеи, полит.группы периода Французской революции 1789г.- предшественники партий.

Более популярен англо-американский подход: отсчитывающий время партий с 17-18 вв., то есть с начала деятельности партий тори(партия национального интереса) и вигов(партия общественных интересов) в Великобритании.

ПАРТИЯ- политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства. Партия обладает:

-организационной структурой

-тактической или стратегической программой

-конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.

В середине 18в. англ.философ Д.Юм впервые намети типологию партий:

1) «Партия интересов»-объединяются на почве совместных интересов.

2) «Партия приверженности» - по привязанности к лидеру.

3) «Партия принципов» - возникают на основе общих принципов и олицетворяют собой различные идеи соц.прогресса.

Э. Бёрк назвал партиями – группы людей, придерживающихся общих принципов и добровольно объединившихся для обеспечения совместными усилиями национальных и собственных интересов.

Позднее сложилось целое направление в полит.науке – партология – занимается теоретико-практическим анализом партий и парт.систем. Основатели данной дисциплины -классик социологии политики Р.Михельс и М.Я.Остогорский.

Рамки конкретной политсистемы(или режима) очерчивает своеобразную полит.сцену, где одним из главных действующих лиц являются партии, берущие свое начало в гражданском об-ве, которое предоставляет им свои ресурсы и поддержку. Партии- связующее звено между гражданским обществом и государством.

Общее определение особенностей института политических партий – это институализированная и функционально специализированная организация, борющаяся за контроль над механизмами гос.власти и управления.

Определения партии в политологической литературе:

- Сартори: Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в гос.учреждения.

- К.Джанда: Партиями называют организации, нацеленные на открытое завоевание представителями гос.позиций.

-Дж.Лапаломбара и Дж.И.Андерсон: Партия есть любая политическая группа, получившая официальный статус, имеющий формальную организацию, связывающая центр с периферией и способная провести через выборы своих кандидатов в гос.органы.

Признаки партии Дж. Лапаломбара:

1)Любая партия есть носитель идеологии.

2)Партия – это организация, т.е. длительное объединение людей на разных уровнях политики.

3)Цель партии – завоевание и осуществление власти.

4)Каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа.

 

Основные функции партии:

-участие и победа на выборах для получения контроля над органами гос.власти.

-отражение и формирование потребностей человека.

-выдвижение политических альтернатив.

-проверка политических качеств и обучение лидеров, которые займут свое место в управление в будущем.

 

Классификация политических партий.

Одну из первых попыток выделения периодизации форм партийной организации предпринял М.Вебер, этапы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.098 с.)