Недемократические режимы иного типа (стр. 183, п. 4.1, 4.2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недемократические режимы иного типа (стр. 183, п. 4.1, 4.2)



К посттоталитарным порядкам относят порядки советского типа (постсталинский режим), где методы правления утратили ряд основных признаков тоталитаризма.

Такие режимы развиваются после смерти лидера-харизматика, в процесс рутинизации харизмы (т.е. попытки законсервировать идеалы прежнего правления).

Характеристика:

Ослабление полицейских служб и их нейтрализация с помощью армии

Разрешение кризиса управления путем создания центра власти в виде коллективного руководства

Переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера

Постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятие жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота

Состояния режима:

Ранний: близок к тоталитарному, отличается возникновением ограничителей на власть лидера (СССР при Хрущеве, 1953-88)

Поздний: терпимое отношение власти к критике режима (Чехословакич, 1977-89)

Зрелый:преобразуются характеристики прежней системы властвование, кроме руководящей роли партии (Венгрия, 1982-88)

Отличия зрелого посттоталитаризма от авторитаризма: в авторитаризме сильнее развит частный сектор и больше свободы вероисповедания, в посттоталитаризме культура лишена традиций, а представляет собой новую тенденцию.

В посттоталитаризме исчезают лидеры-харизматики, а правящая элита расширяется за счет номенклатурных работников (бюрократов, технократов). Элита обеспечивает свою безопасность предсказуемым выбором лидера.

Тоталитаризм: «тот, кто не с нами, тот против нас» Посттоталитаризм: «тот, кто не против нас, тот с нами»

Признаки:

Отсутствие политического плюрализма

Сохранение официальной идеологии при сравнительном уменьшении идеологизированности

Ослабление мобилизации граждан через существующие институты, но при обеспечении необходимого уровня конформизма по отношению к режиму

Бюрократическое номенклатурное руководство, рекрутируемое из рядов правящей партии

Султанизм (по Линцу) – крайняя форма патримониального наследственно-родового господства. Султаны (т.е деспоты, тираны) по своему усмотрению казнят или милуют, пытают или одаривают.

Примеры: Гаити при Дювалье, Доминиканская республика при Трухильо, Центральноафриканская Республика при Бокассе и др.

Султанистские режимы часто называют клептократияи (гр. Klepto – краду), т.к. учет государственных расходов не ведется.

Признаки:

Отсутствие идеологии (всё держится на желании султана)

Отсутствие политической мобилизации (если и существует, то жестко контролируется султаном; полномочия и функции всех структур меняются в зависимости от усмотрения султана)

Отсутствие ограничителей на власть султана (он абсолютно свободен в своих действиях для достижения любых целей)

Отсутствие оппозиции и плюрализма (если султаны объявляют выборы, то результаты как правило фальсифицируют в пользу власти)

Существует экономический и социальный плюрализм (однако могут быть непредсказуемые вмешательства со стороны деспота)

 

16 билет (Исмаилова)

О демократии в развитии.

Демократия (гр. demos – народ, толпа, чернь, люди и kratos – сила, власть, могущество, правление и даже победа) – народовластие или правление народа.

Древние греки толковали это понятие по-разному – это и «торжество бунтующей черни», и «господство низших слоев населения», и «участие всех граждан в делах полиса».

Аристотель, выделив шесть видов государственного устройства, разделил их на две группы – «правильные» формы (царская влать, аристократия и полития) и «неправильные» (тирания,олигархия и демократия). Он считал демократию несправедливой конструкцией власти, потому что она есть правление неимущего большинства ради собственного блага и интересов.

Подходы к демократии:

Народовластие, акцент на ее всенародность

Народовластие, т.е. акцент на властность и управляемость образующих эту систему людей и групп, т.е. на самоуправлении

Демократия построена на двух принципах: это всегда власть большинства и всегда право меньшинства свободно создавать оппозицию.

Принципы демократического общественного соглашения:

Организованное ограничение власти

Свобода формирования и выражения собственного мнения

Защита гражданина законом

Античная демократия.

Первобытная демократия была очень примитивной. Люди участвовали в деле выживания и воспроизведения рода. Распределение ролей происходило поп половозрастному признаку.

С усложнением политики появляются дружины – группировки вооруженных мужчин, которые обеспечивали безопасность всех. Складывается военная демократия – принцип организации власти преимущественно в племенных организациях: решения принимают только обеспечивающие безопасность, остальные из процесса принятия решений исключены.

Развиваются отношения начальствования/подчинения. Впервые рассматривались Платоном в диалоге «Политик».

Далее особые функции обретает народное собрание, перенятое у военной демократии. С развитием практики античной демократии описанная Гомером агора сменилась афинской экклесией или спартанской апеллой.

Из этого принципа управления появляется право наделения властными полномочиями.

Возникает практика выборности – назначения по жребию и ротации исполнителей политических ролей.

Утверждается принцип равенства граждан, который был юридически закреплен в праве/обязанности граждан выступать в народном собрании, осуществлять правосудие и др.

Система демократического правления нередко именовалась равновластвованием.

Афинская демократия – образцовая историческая модель прямой демократии, при которой от всех граждан требовался высокий уровень политического участия. На деле же афинская демократия представляла собой систему смешанного правления с особо значимой ролью народного собрания всех граждан, максимально сниженными имущественными и другими цензами.

Система взаимодействия и взаимосдерживания отношений начальствования/подчинения является смешанной по определению. Ее было принято называть республикой либо просто городом, университетом, корпорацией, коммуной – все эти слова обозначали самоуправляющиеся общности.

 

17 билет (Ягафарова)

Демократия нового времени (стр. 203, п. 1.3, 1.4)

Политическая модернизация – суверенность политических систем и конституциональность их устройства.

Гражданское общество – совокупность множества межличностных отношений: семейных, социальных, экономических и др., которые развиваются в данном обществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства.

Демократизация – это генезис, процессы становления и утверждения современных институтов демократического правления (полиархии).

Модернизация – суверенизация, конституционализация, политизация и демократизация.

Англия - первопроходец в модернизации, этому послужило раннее развитие договорных, совещательных и представительных институтов (Великая Хартия вольностей, парламент и т.п.)

Ключевой момент для модернизации – Славная (Бескровная) революция 1688г., положившая начало конституциональной монархии в Великобритании.

Сейчас Билль о правах и Акт об установлении в составе современной (неписанной) конституции Англии.

Возникает демократическая идея национального суверенитета, по которой народ становится Сувереном. Идею выразил Ж.Ж. Руссо – «тотальная демократия», принуждающая людей у их счастью.

Демократия в Америке.

Кон. 18 в. – образование США

Американские политики называли свою систему смешанного представительного правления республиканской (системой правления, осуществляемого от имени всех граждан, а не определенных классов).

Демократия (по Канту- впервые предложил разделять понятия демократии и республики) как монархия – форма государства, а республика - форма правления

Токвиль Алексис – франц. политический деятель, один из теоретиков демократии.

В России в нач. 20 века запрещены работы Токвиля, разрешенные только после 90-х гг.

В 1ой половине 19 в. Система правления США начала отвечать критериям современной демократии.

То есть в Америке складывалась удачная ситуация, при которой возможно дополнять суверенизацию и конституционализацию демократизацией.

Усиление централизации, бюрократизации в демократии- следовательно государство избавляет людей от «обязанности думать», что приводит к тирании чиновников.

Необходимо для демократии:

· Возможность свободно объединяться в союзы

· Развитие местного самоуправления

· Развитие федерализма

· Развитие добровольных ассоциация

Тем временем в континентальной Европе абсолютизм и полицейский стиль управления обществом вели к деформации модернизационных процессов. Там «правовое государство» основывалось не на конституции, а на разуме, воплощенном просвещенном монархом, а гражданское право принимало крайние формы эгалитаризма (уравниловки), что приводило к революционному перевороту. Эти потрясения будоражили Европу до сер 19 века. Вместе с тем Великая Франц. Революция (1789-94г.) все-таки дала определенный импульс процессам политизации и демократизации на европейском континенте.

18 билет (Ягафарова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.01 с.)