Средние значения шкал по методике К. Леонгарда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средние значения шкал по методике К. Леонгарда



«Акцентуации характера» (педагоги со стажем работы от 10-15 лет)

 

 

Группы Г З П Э Т Ц В Д ДЕ ЭК
«А» (15%) 17,00 17,78 16,44 17,00 10,00 15,33 10,67 14,00 15,11 17,33
«Б» (40%) 15,25 16,67 13,17 18,00 13,25 14,50 9,38 14,38 16,33 15,25
«В» (23%) 15,21 17,00 12,71 16,50 12,64 11,36 9,00 13,07 16,29 14,00
«Г» (22%) 11,00 16,77 14,15 18,69 11,77 13,38 7,85 14,08 15,38 15,69
общее среднее 14,80 16,93 13,77 17,65 12,75 13,65 9,15 13,95 15,93 15,37

 

Условные обозначения: Г – «Гипертимная»; З – «Застревающая»; П – «Педантичная; Э – «Эмотивная»; Т – «Тревожная»; Ц – «Циклотимная»; В – «Возбудимая»; Д – «Дистим- ная»; Де – «Демонстративная»; Эк – «Экзальтированная».

 

В группе «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и к Ми- ру) из 10 возможных типов акцентуаций характера выражено 8 типов, из кото- рых 5 – «Гипертимный», «Застревающий», «Педантичный», «Эмотивный» и

«Экзальтированный» выражены на достаточно высоком уровне, а «Демонстра-

тивный», Циклотимный», и «Дистимный» – на среднем уровне.


 

 

В группе «Б» (доверие к себе >доверия к Миру) представлены 9 типов акцентуаций: «Эмотивный», «Застревающий», «Демонстративный» – выражен на достаточно высоком уровне, а «Гипертимный», «Педантичный», «Тревож- ный», «Циклотимный», «Дистимный», «Экзальтированный» – со средним уровнем выраженности.

В группе «В» (доверие к себе<Доверия к Миру) представлены следующие типы акцентуаций: «Застревающий», «Эмотивный», «Демонстративный» типы акцентуаций выражены на достаточно высоком уровне, а «Гипертимный» и Эк- зальтированный» – на среднем уровне выраженности.

В группе «Г» (уровень доверия к себе, уровень доверия к Миру – высокий уровень) представлено 6 типов акцентуаций: «Педантичный», «Дистимный»,

«Демонстративный», «Экзальтированный» - средний уровень выраженности.

«Застревающий» и «Эмотивный» типы акцентуаций представлены на высоком уровне. Такой тип акцентуаций как «Возбудимый» не выражен ни в одной из подгрупп.

Таким образом, у педагога ДОО по мере увеличения стажа работы увели- чивается общее количество и степень выраженности акцентуаций характера. Следует отметить, что ряд акцентуаций представленных у педагогов со стажем работы от 1-5 лет сохраняются, и под влиянием профессиональной деятельно- сти усиливается. Можно предположить, что в педагогическую профессию из- начально приходят педагоги с некоторыми одинаково выраженными акцентуа- циями характера, которые впоследствии под влиянием профессии усиливаются и приобретают характер профессионально-обусловленных.

 

Сравнительный анализ особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО с разными доверительными установками при разном

Стаже работы

 

В теоретической части нашего исследования было показано, что согласно данным ряда авторов показателями наличия профессиональных деформаций у педагогических работников являются специфические изменения как в личност-


 

 

ной сфере, так и в сфере межличностного взаимодействия [Зеер Э.Ф. и Сыма- нюк Э.Э., 2005; Маркова А.К., 1996].

В этой связи нами был проведен сравнительный анализ эмпирических показателей двух выборок испытуемых с разным стажем работы (от 1-5 лет; от 10-15 лет).

 

 

Сравнительный анализ показателей профессиональных деформаций

(на примере использования психологических защит)

 

В Таблице 9 можно увидеть представленность и выраженность психологи- ческих защит у педагогов ДОО с разным стажем работы при разных типах до- верительных отношений.

Таблица 9

 

Средние значения шкал по методике «Индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчика в 2-х выборках (1-5 лет; 10-15 лет)

 

Группы % от выборки (1-5 лет) О П Р З В И Ро К
А 10%                
Б 30%                
В 37%                
Г 23%                
  общее среднее                
Группы % от выборки (10-15 лет) О П Р З В И Ро К
А 15%                
Б 40%                
В 23%                
Г 22%                
  общее среднее                

 

Условные обозначения: О – психологическая защита «Отрицание»; П - психологиче- ская защита «Проекция»; Р - психологическая защита «Регрессия»; З - психологическая за- щита «Замещение»; В - психологическая защита «Вытеснение»; И - психологическая защита

«Интеллектуализация»; Ро - психологическая защита «Реактивные образования»; К - психо- логическая защита «Компенсация».

 

 

В качестве показателя появления профессиональных деформаций мы рас- сматриваем изменения в количестве и динамики использования психологиче- ских защит. В данном случае речь идет о том, что, как уже было показано, с


 

 

увеличением стажа работы в рассматриваемой профессии, происходят измене- ния не только в количестве используемых психологических защит, но и сами защиты качественно изменяются от менее зрелых к более зрелым.

Приведем результаты анализа полученных нами данных в исследуемых подгруппах («А», «Б», «В», «Г»).

В подгруппе «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и к Миру) мы можем отметить, что по мере увеличения педагогического стажа на- блюдается снижение уровня выраженности показателя напряженности защиты

«Отрицание» с высокого (73 балла) до среднего (63 балла) (различия значимы на уровне p=0,001 при p<0,05 по U - критерию Манна-Уитни) [Рисунок 19].

В подгруппах «Б» (доверие к себе >доверия к Миру) и «В» (доверие к се- бе<Доверия к Миру) изменений между выборками не отмечается, средний уро- вень выраженности данного типа защиты сохранился.

В подгруппе «Г» (уровень доверия к себе, уровень доверия к Миру – вы- сокий уровень) произошло снижение уровня психологической напряженности данного типа защиты, однако это снижение статистически не значимо. Таким образом, мы можем констатировать, что в подгруппах «А» и «Г» произошло снижение уровня выраженности данного типа защиты, а в подгруппах «Б» и

«В» изменений не зафиксировано.

 

Рисунок 19. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Отрицание» у педагогов с разным стажем работы


 

 

Мы можем отметить существенные изменения в показателях защиты по типу «Проекции» [Рисунок 20]. В подгруппах «А» и «Г» уровень выраженности данного типа защиты изменился с высокого до его полного отсутствия. Если в начале профессиональной деятельности педагоги с гармоничным сочетанием уровня доверия к себе и миру вынуждены эмоционально «отгораживаться» от оценок окружающих, то при нарастании профессионального опыта этот вид защиты деактуализируется, что, на наш взгляд, является показателем роста личностной и профессиональной зрелости. Аналогичную картину мы можем наблюдать в подгруппах «В» и «Г»: если в начале профессионального пути по- казатель данного типа защиты находился на среднем уровне выраженности, то в более старшем возрастной группе этот показатель не выражен.

 

Рисунок 20. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Проекция» у педагогов с разным стажем работы

 

Психологическая защита «Регрессия» [Рисунок 21]. Показатели этого ви- да защиты во всех исследуемых группах находятся на одинаково низком уров- не.


 

 

 

Рисунок 21. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Регрессия» у педагогов с разным стажем работы

 

Психологическая защита «Замещение» [ Рисунок 22]. Показатели этого вида защиты находятся на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах.

 

 

 

Рисунок 22. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Замещение» у педагогов с разным стажем работы

 

Анализируя данные проведенного исследования в отношении представ- ленности психологических защит по типу «Замещения» и «Регрессии» в репер- туаре используемых психологических защит у педагогов с разным стажем ра- боты, можно обнаружить низкие значения, как в отношении «Регрессии», так и в отношении психологической защиты по типу «Замещения». Это позволяет


 

 

сделать вывод, что для педагогической профессии в целом не характерно ис- пользование данных вариантов психологических защит. Прежде всего, это объ- ясняется специфической ролью педагога в образовательном процессе, а также спецификой профессии в целом (в аспекте стоящих перед педагогом задач - высокая ответственность, необходимость быстрой ориентировки в различных педагогических ситуациях, необходимость в оперативном и быстром принятии решений).

В подгруппе «А» психологическая защита по типу «Вытеснение» не представлена [Рисунок 23]. В подгруппах «Б», «В» и «Г» происходит сущест- венное изменение – показатель выраженности степени напряженности изменя- ется от среднего до невыраженного. Таким образом, мы можем отметить, что с увеличением стажа работы у педагогов происходит вытеснение незрелого типа защиты в данных подгруппах.

 

Рисунок 23. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Вытеснение» у педагогов с разным стажем работы

 

В отношении психологической защиты по типу «Интеллектуализации», необходимо отметить, что в подгруппах «А» и «Г» данный тип защиты не представлен в обеих возрастных категориях, в то время как в подгруппах «Б» и

«В» (стаж от 10-15 лет) показатели значения данного типа защиты резко вырос- ли. Таким образом, данный тип психологической защиты не характерный для


 

 

педагогов со стажем работы от 1-5 лет, проявляется с увеличением стажа рабо- ты [Рисунок 24].

Интеллектуализация проявляется у педагогов, стаж которых составляет от 10-15 лет в группе доверительных отношений, где зафиксирован существен- ный дисбаланс между уровнем доверия к себе и уровнем доверия к Миру [Ри- сунок 24]. «Интеллектуализация» – способ психологической защиты, который заключается в изменении несовместимых с ценностями и установками мотива- ций при помощи логических манипуляций. Можно предположить, что в доста- точно сложной для современного педагога ДОО образовательной ситуации (сложный контингент детей, увеличение количества детей в группе, снижение доверия к ДОО со стороны родителей и повышенные требования к педагогу со стороны родителей) «Интеллектуализация» у некоторой части педагогических работников становится доминирующим типом психологических защит в ре- зультате преодоления трудностей, с которыми они сталкиваются, решая про- фессиональные задачи. Так, например, в ситуации сопровождения ребенка с

«особыми образовательными потребностями» (процент которых стремительно увеличивается в ДОО), в образовательном процессе, организованном педагогом обнаруживается ряд типичных проблем, среди которых на первое место выхо- дит невозможность индивидуализировать образовательный процесс в отноше- нии данной группы детей (режим занятий, бытовые процессы и т.д.), что не по- зволяет на этапе дошкольного детства компенсировать ряд проблем у ребенка и еще более усугубляет индекс здоровья, что существенно снижает качество пе- дагогического труда. При этом, интересно отметить, что сами педагоги ДОО с легкостью объясняют данную ситуацию следующим образом: «так положено по программе», «невозможно по причине большого количества детей» и пр.


 

 

 

Рисунок 24. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Интеллектуализация» у педагогов с разным стажем работы

 

Психологическая защита «Реактивное образование» [Рисунок 25]. С по- мощью данного механизма психологической защиты личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступ- ков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Во всех исследуемых подгруппах показатель данного вида защиты находится на сред- не-высоком уровне и не изменяется при увеличении стажа работы.

 

Рисунок 25. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Реактивное образование» у педагогов с разным стажем работы

 

Психологическая защита «Компенсация» – онтогенетически самый позд- ний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и ис- пользуется, как правило, сознательно [Рисунок 26]. Предназначен для сдержи-


 

 

вания чувства печали по поводу реальной или мнимой утраты, недостатка, не- полноценности. Проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся ча- стью самой личности. Показатели этого вида защиты в группах «А» и «Г» на- ходятся на одинаково низком уровне независимо от стажа, а в группах «Б» и

«В» появляются на среднем уровне при стаже работе 10-15 лет.

 

Рисунок 26. Сравнительный анализ представленности психологической защиты

«Компенсация» у педагогов с разным стажем работы

 

Проведя качественный анализ полученных данных, мы можем отметить существенные различия в количестве и качестве психологических защит в ис- следуемых подвыборках.

В группе «А» под влиянием фактора «стаж работы по профессии» проис- ходит изменение в количестве и качестве типов психологических защит: проис- ходит снижение напряженности по таким типам защит как «Отрицание» и «Ре- активное образование», а тип психологической защиты «Проекция» – исчезает из личностного арсенала. Таким образом, изменения отмечаются как на количе- ственном (было 3- из них 2 незрелого типа и 1 – зрелого), осталось 2 - 1 незре- лая и 1 – зрелая, так и на качественном уровне. Таким образом, при гармонич-


 

 

ном типе доверительных отношений в такой же непростой для педагогической профессии ситуации, педагог становится более зрелым, о чем свидетельствует общее снижение используемых психологических защит, а также демонстрирует способность более адекватно оценивать себя, стремится к позитивной оценке окружающих (воспитанников, родителей, коллег), о чем свидетельствует не представленность защиты по типу «Проекция» у педагогов со стажем работы от 10-15 лет [Рисунок 27].

 

 

Группа «А»

 

 

От 1-5 лет

 

От 10-15 лет

 

 

Рисунок 27. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «А»)

 

В группе «Б» под влиянием фактора «стаж работы по профессии» проис- ходят изменения в качестве типов психологической защиты, при том, что об- щее количество защит остается неизменным. Из арсенала личностных защит исчезает тип защиты «Проекция» с увеличением стажа работы и появляются такие типы психологических защит как «Интеллектуализация» и «Компенса- ция», а уровень напряженности психологической защиты «Реактивное образо- вание» снижается (снижение значимо по U - критерию Манна-Уитни p=0,016 при p<0,05). Анализируя полученные результаты можно зафиксировать, что при нарушении гармоничности в выраженности доверительных установок про- исходят существенные изменения в используемых психологических защитах и в перестройке профессионального профиля специалиста. Так, психологическая


 

 

защита по типу «Интеллектуализация» не представленная у педагогов от 1-5 лет и у педагогов со стажем от 10-15 при гармоничном типе доверительных от- ношений, появляется у педагогов, работающих свыше 10-15 лет в профессии в группе «Б» доверительных отношений (доверие к себе выше уровня доверия к Миру) и в группе «В» (доверие к себе ниже уровня доверия к Миру) [Рисунок 28; Рисунок 29].

 

 

Группа «Б»

 

 

От 1-5 лет

 

От 10-15 лет

 

 

Рисунок 28. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «Б»)

 

 

В подгруппе «В» не представлена психологическая защита «Проекция» с вуеличением стажа работы и появляются такие типы защит как «Интеллектуа- лизация» и «Компенсация», а уровень напряженности психологической защиты

«Реактивное образование» остается неизменным [Рисунок 29]. В отношении психологической защиты «Компенсация» необходимо отметить, что в случае благоприятных внешних факторов, обеспечения необходимых условий вклю- чение данного типа защиты может привести к осознанной рефлексии в отноше- нии собственных недостатков, в том числе и в отношении к профессиональной деятельности. Так, Э.Ф. Зеер отмечал, что «в норме компенсация проявляется в установке на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и ис- правление своих недостатков, в стремлении достичь высоких результатов дея-


 

 

тельности» [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005, С. 78]. Таким образом, именно

«Компенсация» в некоторой степени может повлиять на достижения в интел- лектуальной сфере в случае, если работник ориентирован на саморазвитие. В случае же тесной связи «Компенсации» с дезадаптивными стереотипами мыш- ления, депрессивным состоянием, использование ее становится достаточно вредным и опасным для работника.

 

 

Группа «В»

 

От 1-5 лет

 

От 10-15 лет

 

 

Рисунок 29. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «В»)

 

 

В подгруппе «Г» в выборке со стажем работы 1-5 лет было представлено

4 вида психологических защит, из которых 3 относятся к незрелым типам –

«Отрицание», «Проекция» и «Вытеснение», а 1 тип – «Реактивное образование»

– относится к зрелым типам защит [Рисунок 30]. С увеличением стажа работы происходит существенное изменение в количестве и качестве защит в данной группе: из личностного репертуара исчезают защиты по типу «Проекция» и

«Вытеснение», а уровень напряженности психологических защит «Отрицание» и «Реактивное образование» существенно cнижаются (различия значимы на уровне p=0,0052 при p<0,05 по U - критерию Манна-Уитни).


 

 

Группа «Г»

 

 

От 1-5 лет

 

От 10-15 лет

 

 

Рисунок 30. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «Г»)

 

Проведенный нами анализ показал, что во всех исследуемых подгруппах отсутствуют психологические защиты по типу «Регрессия», «Замещение», как не свойственные педагогической профессии в целом.

Полученные нами данные позволили выделить 2 категории педагогов


ДОО:


 

 

1 категория – с гармоничным типом доверительных отношений, которую


вошли подгруппы «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и уровня доверия к Миру) и «Г» (доверие к себе, доверие к Миру – высокий уровень).

2 категория – с дисгармоничным типом доверительных отношений, куда вошли подгруппы «Б» (уровень доверия к себе > доверия к Миру) и «В» (уровень доверия к себе < доверия к Миру).

Как можно заметить при дисгармоничном типе доверительных отношений в целом мы видим сходную картину проявления професисональных деформаций на уровне представленности и выраженности психологических защит (увеличивается общая напряженность психологических защит и более выраженными становятся зрелые варианты психологических защит). Однако, если в группе «Б» (уровень доверия к себе выше уровня доверия к Миру) среди


 

 

преобладающих типов психологических защит («Интеллектаулизация»,

«Отрицание», «Реактивное образование») именно «Интеллектуализация» становится доминирующей, то в группе «В» (уровень доверия к себе ниже доверия к Миру) – преобладающие типы психологических защит те же, но психологическая защита «Реактивное образование» представлена в наибольшей степени [Таблица 10].

 

Таблица 10

 

Итоговая таблица средних значений по методике

«Индекс жизненного стиля» Келлерман-Плутчика

 

Типы доверительных отношений О П Р З В И Ро К
Гармоничный (1-5 лет)                
Гармоничный (10-15 лет)                
Дисгармоничный (1-5 лет)                
Дисгармоничный (10-15 лет)                

 

 

Как видно из Таблицы 10 для категории «Гармоничные» характерно сни- жение уровня напряженности в психологических защитах и уменьшение коли- чества психологических защит в зависимости от стажа профессиональной дея- тельности.

В категории «Дисгармоничные» наблюдается другая картина: происходит переход от менее зрелых типов защиты к более зрелым, однако общее их коли- чество и степень напряженности остаются неизменными, что на наш взгляд яв- ляется показателем профессиональной деформации на внутриличностном уровне для данной категории педагогов ДОО. Данные нашего исследования подтверждаются исследованием особенностей психологических защит у воспи- тателей ДОО, проведенным И.В. Матвеевой [Матвеева И.В., 2004]. С увеличе- нием стажа работы у педагогов ДОО наблюдается снижение психологической- защиты по типу «Регрессия», «Замещение» и преобладание защиты по типу

«Интеллектуализации» [Рисунок 31].


 

«Гармоничные»

 

 

От 1-5 лет

 

От 10-15 лет

 

 

Рисунок 31. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы при гармоничном типе доверительных отношений

 

Изменения в представленностии психологических защит у педагогов с разным стажем работы в группе «Дисгармоничные» можно увидеть на Рисунке 32.

 

«Дисгармоничные»

 

От 1-5 лет

 

От 10-15 лет

 

 

Рисунок 32. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы при дисгармоничном типе доверительных отношений

 

 

Корреляционный анализ результатов методики Т.П. Скрипкиной «Оцен-

ка доверия к себе» и «ИЖС» Келлерман-Плутчика позволил установить неко-


 

 

торые взаимосвязи между сферами доверия к себе и типам защитного поведе- ния у педагогов ДОО при гармоничном типе доверительных отношений:

– у педагогов со стажем работы от 1-5 лет доверие к себе в профессио- нальной деятельности отмечено во взаимосвязи с такими механизмами психо- логических защит, как «Проекция» (r=-0,418); «Вытеснение» (r=0,540); тогда как у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет при гармоничном типе до- верительных отношений данная шкала коррелирует с психологической защитой по типу «Замещения» (r=0,346);

– доверие к себе в интеллектуальной сфере у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет находится в отрицательной взаимосвязи с психологической защитой по типу «Проекции» (r=-0,365); «Регрессией» (r=-0,363); у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет при гармоничном типе доверительных от- ношений данная шкала коррелирует с психологическими защитами по типу

«Регрессии» (r=0,394); «Реактивное образование» (r=0,315).

Интересно отметить, что если начинающий педагог ДОО, доверяя себе в интеллектуальной сфере не склонен использовать психологические защиты («Отрицание», «Регрессия»), то по мере увеличения педагогического стажа именно доверие к себе в интеллектуальной сфере влияет на выраженность и представленность у педагогов психологических защит по типу «Регрессии»,

«Реактивное образование».

– Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с близкими людьми у педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет – с психологической защитой по типу

«Регрессии» (r=-0,456);

– Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с детьми у педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет – с психологической защитой по типу «Проекции» (r=-0,418).

У педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет:

– Доверие к себе в решении бытовых проблем – с психологической защи- той по типу «Вытеснения» (r= -0,361);


 

 

–Доверие к себе в умении строить взаимоотношения в семье – с психоло- гическими защитами по типу «Регрессии» (r= -0,485); «Вытеснения» (r= -0,338);

«Компенсации» (r= -0,459);

– Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с вышестоящими – с психологическими защитами по типу «Замещения» (r=0,538), «Вытеснения» (r=0,365);

Корреляционный анализ результатов методики Дж.Б. Роттера «Шкала межличностного доверия» и «ИЖС» Келлерман-Плутчика позволил установить некоторые значимые взаимосвязи между уровнем доверия к Миру и варианта- ми защитного поведения у педагогов ДОО при гармоничном типе доверитель- ных отношений со стажем работы от 1-5 лет. Так, психологическая защита по типу «Проекция» отмечена во взаимосвязи у уровнем доверия к Миру (r=- 0,457); психологической защитой по типу «Вытеснения» (r=0,349). У педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 были обнаружены взаимосвязи между довери- ем к Миру и защитным поведением по типу «Отрицания» (r= -0,338); «Реактив- нок образование» (r= -0,404); «Компенсация» (r= -0,362).

Корреляционный анализ результатов методики Т.П. Скрипкиной «Оцен- ка доверия к себе» и «ИЖС» Келлерман-Плутчика у педагогов ДОО при дис- гармоничном типе доверительных отношений со стажем работы от 1-5 лет по- зволил зафиксировать взаимосвязи между сферами доверия к себе и варианта- ми защитного поведения.

– Доверие к себе в профессиональной деятельности отмечена во взаимо- связи с психологической защитой по типу «Замещения» (r=0,422);

–Доверие к Миру коррелирует с психологическими защитами по типу

«Проекции» (r=0,462); «Вытеснения» (r= 0,325) в данной группе педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет.

Сравнительный анализ результатов изучения представленности психоло- гических защит, как показателей профессиональных деформаций у педагогов с разным стажем работы (1-5 лет; 10-15 лет) при разных типах доверительных


 

 

отношений позволил сделать следующие выводы: по мере увеличения стажа работы у педагогов ДОО при дисгармоничном типе доверительных отношений увеличивается общая напряжённость психологических защит, наиболее пред- почитаемыми становятся зрелые варианты психологических защит.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.126 с.)