Анализ особенностей поведения в конфликте у педагогов доо со стажем работы от 1-5 лет с разным уровнем выраженности доверительных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ особенностей поведения в конфликте у педагогов доо со стажем работы от 1-5 лет с разным уровнем выраженности доверительных отношений



 

В рамках данного диссертационного исследования в аспекте изучения особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО с разным ста- жем работы (как было отмечено выше) определенный интерес представляет анализ представленных стратегий поведения педагога при разрешении кон- фликтных ситуаций при разных типах доверительных отношений [Таблица 3].


 

 

Таблица 3

 

Средние значения по методике «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса (педагоги со стажем работы от 1-5 лет)

 

Груп- пы % от вы- борки С Со К И П
А   3,00 6,00 9,33 7,17 3,50
Б   4,17 5,67 7,83 6,72 4,61
В   3,50 6,23 8,18 7,36 3,91
Г   5,29 5,79 8,14 6,86 4,50
  Общее среднее 4,07 5,93 8,18 7,03 4,22

 

Условные обозначения: где «Со» – соперничество; «С» – сотрудничество; «К» – ком- промисс; «И» – избегание; «П» – приспособление.

 

 

Как видно из Таблицы 3 у педагогов со стажем работы от 1-5 лет при гар- моничном типе доверительных отношений преобладающей стратегией поведе- ния в конфликте представлен «Компромисс»; на среднем уровне представлены стратегии «Сотрудничество», «Избегание» [Рисунок 6].

 

 

Группа «А»

 

Условные обозначения: где «Со» - соперничество; «С» - сотрудничество; «К» – ком- промисс; «И» – избегание; «П» – приспособление.

 

Рисунок 6.Выбор стратегий поведения в конфликте у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «А»)

 

Рассматривая представленность преобладающих стратегий поведения в конфликте в группах «Б» (доверие к себе>доверия к Миру) и В (доверие к се- бе<доверия к Миру), мы видим представленность 3 вариантов стратегий –


 

 

«Компромисс», «Сотрудничество», «Избегание», причем наибольшую выра- женность имеет стратегия «Компромисс». [Рисунки 7, 8].

 

 

Группа «Б»

 

 

Условные обозначения: где «Со» – соперничество; «С» – сотрудничество; «К» – ком- промисс; «И» – избегание; «П» – приспособление.

 

Рисунок 7. Выбор стратегий поведения в конфликте у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «Б»)

 

При нарушении баланса между уровнем доверия к себе и к Миру (доверие к себе<доверия к Миру) наибольшая выраженность – стратегия «Компромисс».

 

 

Группа «В»

 

Условные обозначения: где «Со» – соперничество; «С» – сотрудничество; «К» – ком- промисс; «И» – избегание; «П» – приспособление.

 

Рисунок 8. Выбор стратегий поведения в конфликте у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «В»)

 

В группе «Г» (доверие к себе, доверие к Миру – высокий уровень) испы- туемые прибегают к 4 видам стратегий поведения в конфликте, при этом мак- симально выражена стратегия «Компромисс» и на среднем уровне выраженно-


 

 

сти представлены стратегии – «Соперничество», «Сотрудничество», «Избега-

ние» [Рисунок 9].

 

 

Группа «Г»

 

 

Условные обозначения: где «Со» – соперничество; «С» – сотрудничество; «К» – ком- промисс; «И» – избегание; «П» – приспособление.

 

Рисунок 9. Выбор стратегий поведения в конфликте у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «Г»)

 

 

Таким образом, для педагогов со стажем работы от 1-5 лет характерна ва- риативность в выборе стратегий поведения в конфликте, причем наиболее предпочитаемой является «Компромисс». В основе данной стратегии лежит технология взаимных уступок. Это метод смягчения противоречий, при кото- ром интересы сторон никогда не будут в полной мере удовлетворены. Можно предположить, что стремление к компромиссу на этапе вхождения в профессию обусловлено недостаточностью собственного позитивного профессионального опыта и не всегда высокой степенью уверенности в себе как в профессионале. Интересно отметить, что для педагогов со стажем от 1-5 лет наименее предпо- читаемой является стратегия поведения в конфликте «Приспособление.

Описывая механизм развития профессиональных деформаций педагога, А.К. Маркова отмечала, что под влиянием условий труда у человека могут од- новременно угасать некоторые позитивные психические образования и заост- ряться пограничные психические качества. В ходе дальнейшего профессио- нального развития появляются негативные признаки. По мнению А.К. Марко-


 

 

вой, возникшие неблагоприятные условия труда вызывают негативные измене- ния сначала в профессиональной деятельности, и лишь потом в поведении. По мере повторения трудных ситуаций, регрессивные изменения, «оседая» в лич- ности специалиста, могут стать устойчивыми личностными образованиями (профессиональными деформациями). При повторении ситуаций негативные состояния, закрепляясь, постепенно вытесняют позитивные качества человека и наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля профес- сионала [Маркова А.К., 1996].

Опираясь на данное положение А.К. Марковой, в качестве индикатора личностных деформаций нами были взяты показатели типов акцентуаций ха- рактера (по методике К. Леонгарда «Акцентуации характера») [Таблица 4].

Таблица 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.01 с.)