Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов.



 

Финансовый рычаг характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Показатель, отражающий уровень дополнительной прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств называют эффектом финансового рычага:

ЭФР = (1 – Снп) (КВРа – ПК) * ЗК/СК, где КВРа – коэф. валовой рентабельности активов, определяется как отношение валовой прибыли к средней стоимости активов; ПК – средний размер процентов за кредит при использовании заемного капитала; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал; (1 – Снп) – налоговый корректор финансового рычага; (КВРа – ПК) – дифференциал финансового рычага; ЗК / СК – плечо финансового рычага (коэффициент финансового рычага).

Разделение затрат на постоянные и переменные их виды позволяет использовать т.н. операционный рычаг. Действие рычага основано на том, что наличие в составе операционных затрат в постоянной их части приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции сумма прибыли изменяется еще более высокими темпами.

Кор = Пост Затр / ОЗ, где Кор – коэф. финансового рычага; Пост Затр – постоянные затраты; ОЗ – общие затраты.

На практике чаще используется другой показатель – сила воздействия операционного рычага:

СВОР = ВМ / Пр, где СВОР – сила воздействия операционного рычага; ВМ – валовая маржа; Пр – прибыль.

Чем больше сила воздействия операционного рычага (или чем больше постоянные затраты), тем более чувствителен нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, тем более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.

Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят к все более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов: Уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов = = Сила воздействия операционного рычага * Сила воздействия финансового рычага.

Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент.

Очень важно заметить, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.

Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:

1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага.

2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.

3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов — и этого варианта часто бывает труднее всего добиться.

 

Система цен на продукцию.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование доходов, а следовательно, и прибыли предприятия, является уровень применяемых в экономике цен. Цена есть основа распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости, через цены реализуются конечные цели предпринимательской деятельности, определяется ее эффективность.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных их видов. В рыночной экономике система цен на продукцию может классифицироваться по следующим основным признакам:

по сфере обслуживания экономики: оптовые цены на промышленную продукцию; закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; тарифы на транспортные и прочие услуги; внешнеторговые цены и т. п.;

по степени государственного участия: регулируемые цены; нерегулируемые (свободные) цены;

по уровню ценообразования: отпускные цены; оптовые цены; розничные цены;

по способам формирования: нормативные цены; цены, определяемые затратным методом; цены, определяемые сравнительным методом;

по характеру предоставляемой информации: справочные цены; рыночные цены; цены фактических сделок и т. п.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в рамках так называемой оптовой торговли. Обычно по таким ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. По этим ценам обычно реализуют товары в небольшом объеме населению и в меньшей мере - предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается торговая прибыль.

По закупочным ценам государство приобретает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, поскольку это вид деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество или местоположение уже имеющегося продукта. Цены, устанавливаемые наразного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт), определяют уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний их уровень либо их связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также возможность изменения контрактных цен вследствие инфляции, при изменении законодательства и т. п.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов; они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.

Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок. Чтобы избежать злоупотреблений в этой сфере, существует специальное антимонопольное законодательство.

По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.

В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлениях в динамике. В настоящее время в России используются сопоставимые цены 1994 г.

Довольно часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют, например, биржевые, аукционные, комиссионные цены и т. д.

Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называемых мировых цен, или цен мирового рынка. Это либо реально существующие на международном рынке цены (например, цены на нефть), либо цены, признанные на определенный период организациями, действующими в сфере международной торговли.

Регулируемые цены в определенной степени находятся под контролем государства. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Первые предполагают установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, то есть прямых ограничителей. Косвенное регулирование в основном базируется на изменении налогов и процентных ставок.

Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, получения работниками сельского хозяйства доходов на среднем для всей экономики уровне и получения предприятиями отрасли прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок на сельхозпродукцию, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.011 с.)