Культурный и семейный сценарий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурный и семейный сценарий



Вообразите, что Вы движетесь назад во времени. Кто были Ваши предки семьдесят пять лет или сто пятьдесят лет назад?

Влияет ли на Вас каким-либо образом Ваше культурное наследство (в Ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию)?

Вспомните хотя бы одну тему, которой Вы следуете теперь, которая определяется культурным сценарием.

Вспомните Ваши настоящие жизненные сцены. Включают ли какие-либо из них субкультурные сценарии?

Вспомните драматические роли семьи, в которой Вы выросли. Не повторяете ли Вы какие-либо из них сейчас? Какие роли Вы изменили?

Личный сценарий

Невербальные сообщения Вашего сценария

Прочтите все упражнение, перед тем как выполнить его.

Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц, которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели?

Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй).

Какие приятные и неприятные чувства возникли у Вас?

 

Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные действия?

 

Словесные сообщения Вашего сценария

Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем словам, которые говорились о Вас в Вашей семье. Что говорилось

о Вашей ценности,

 

о Вашем лице,

 

о Вашей сексуальности,

 

о Ваших способностях,

 

о Вашем уме,

 

о Вашей морали,

 

о Вашем здоровье,

 

о Ваше будущем?

 

Произносите фразы, которые Вы вспомнили, которые отражают, что думал про вас каждый из родителей.

Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших родителей о Вас?


Ролевые отождествления

Вспомните несколько последующих дней и Ваши отношения с различными людьми. Не играли ли вы какую-либо из трех драматических ролей – Жертвы, Преследователя, Спасителя?

Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств?

 

Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные?

 

Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых мифов, сказок, притч и т. п.?

На сцене

Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняется на сцене.

Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что?

 

Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Ели да, то на что она направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной, деструктивной или непродуктивной?

 

Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать, свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому?

 

Список действующих лиц

 

Вспомните наиболее важных для Вас людей, которые участвуют в Вашей жизненной драме.

Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые Вы расходуете на них, и реальным интересом, который Вы испытываете к ним.

 

Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой реальный интерес, по Вашему мнению, они испытывают по отношению к Вам?

 

Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют Вашим жизненным планам?

 

С кем и на каких сценах Вы играете в игру «Если бы...»?

 

С кем и на каких сценах Вы действительно являетесь своей ролью, а не только играете ее?

«Хорошо», – скажете вы. «Предположим, я определил свой сценарий и выяснил, что он неудачный. А что теперь с ним делать?» Как это, что делать? Ну, разумеется, переписывать, переписывать и переписывать. Как именно?

Для начала порекомендую вам не слишком сложную, но весьма действенную психотехнологию создания поведения, соответствующего новому сценарию (каковой вы, разумеется, предварительно определите как альтернативный прежнему, выявленному вами). Делается она так.

1. Придумайте минимум три области жизнедеятельности, в каждой из которых вы будете осуществлять свой новый сценарий.

2. Превратите каждую из них в достаточно длительную поведенческую последовательность («внутреннее кино»).

3. Просмотрите на нее, словно вы находитесь в своем теле, и оцените то, насколько вам удобно внутри вашего «внутреннего кино». Оцените это «удобство» по десятибалльной системе (min = 0; max = 10).

4. Осуществите «первичное редактирование» «материала», став Редактором (Режиссером). Заново проделайте пункт 2.

5. «Подключите» звуковой ряд, став Звукооператором. Проделайте пункт 2.

6. Улучшите «фильм», став Оператором, который «работает» с цветом, светом и иными характеристиками изображения. Осуществите пункт 2.

7. «Смонтируйте» (или перемонтируйте) «внутреннее кино», став Главным Режиссером и монтажером. Проделайте пункт 2.

8. Оцените получившийся «фильм» с позиции озабоченного его продажей прокатчикам Продюсера и при необходимости «по цепочке» внесите изменения. Осуществите пункт 2.

9. Рассмотрите свое «внутреннее кино» с точки зрения заинтересованного в его широком прокате и успехе Главного Прокатчика и, если надо, внесите необходимые изменения.

10. «Запишите» итоговый фильм на DVD или видеокассету и мысленно «вставьте» его в дисковод или щель кассетоприемника, которые, скорее всего, будут находиться у вас где-то во лбу.

При всей кажущейся сложности и даже «заумности» данной психотехнологии, ничего сложного в ней на самом деле нет. Психологам давно известно, что поведение человека представляет собой некие, находящиеся на бессознательном уровне внутренние видеофильмы. Сценарии не составляют здесь исключения. И потому я и предложил вам сознательно создать новое «внутреннее кино» вашего бессознательного психологического сценария…

Проблема внутренних голосов

Теперь еще одно – то, что основой (основой, но не Главной Темой) любого сценария жизнедеятельности являются так называемые послания родителей, каковые далее функционируют как некие внутренние голоса. Послания эти могут даваться как вербально (словесно), так и невербально (без слов). Но главное здесь не это, а то, что они могут быть как позитивными, так и негативными. При этом позитивные послания «предков» стимулируют эффективность и личностный рост, тогда как негативные вынуждают и заставляют действовать предписанным в послании способом. При этом, однако, они словно соблазняют нас, обещая в случае выполнения успех и решение всех проблем.

Существует множество классификаций посланий, из которых я приведу лишь одну – Д. Шальвона и Ж.-Л. Мюллера (По: П. Горянина, И. Масалков «Преображение жизненных ситуаций»). Дело в том, что из десяти входящих в нее категорий, пять носят негативный характер, а пять – позитивный. Но позитивные послания здесь выступают в качестве своеобразного «противоядия» этому самому родительскому негативу»!

«И что же здесь негативного?» – спросит, возможно, кто-нибудь из вас, прочитав тексты негативных посланий. – Вполне разумные мысли, которыми не грех и воспользоваться!» Вот-вот, я же говорил, что негативные послания обольщают человека и, вообще, выглядят весьма соблазнительно в своей кажущейся простоте и логичности. Но все они, на самом деле, совершенно неэкологичны, т.е. не помогают, а мешают жить. Впрочем, об этом, пожалуй, стоит рассказать поподробнее.

Итак, негативное послание «Поторапливайся!». Самым плохим из его многочисленный смыслов, пожалуй, является следующий: «Достаточно только поторопиться, чтобы решить все проблемы. Действуй быстро и никаких проблем не будет». В соответствии с этим смыслом люди живут в суете и переутомлении, что, однако, не избавляет их от проблем, а наоборот, создает все новые и новые. «Противоядием» здесь выступает позитивное послание «Управляй своим временем!». Что подразумевает «работать в оптимальном режиме и ритме». Данное послание позволяет человеку действовать без спешки и ненужного переутомления – в своем собственном оптимальном темпе и ритме.

Весьма многозначное негативное послание «Будь сдержанным!» заставляет человека быть скрытным, не проявлять и не показывать свои мысли и чувства, самому решать проблемы, не выказывая свою слабость и неуверенность. В результате он уподобляется этакому сфинксу, «вещи в себе», что отнюдь не способствует контактам с окружающими и просто мешает жить, ибо, как сказал один из героев Э. Хемингуэя, «Человек один ни черта». Противоядием этому родительскому посланию выступает «Будь открытым!».

Чреватое совершенно жуткой жизнью негативное послание «Будь лучшим!» обрекает принявшего его за основу и в целом человека на необходимость все без исключения делать «по высшему разряду», стремясь к абсолютно недостижимому совершенству (а оно ведь как раз и подразумевает, что мы можем стать совершенным на некие 100%). Кстати, похоже, именно согласно этому посланию жил вышеупомянутый классик американской литературы. Жил, истово и неистово доказывая другим, что он лучший во всем. А когда с возрастом понял, что больше не может быть совершенством, надел мантию Нобелевского лауреата, зарядил свое любимое ружье и, вставив один его конец в рот, ногой нажал курок… Противоядием данному и впрямь смертоносному негативному посланию является или выступает «Будь реалистом!», т.е. реально оценивай себя, свои возможности, людей и обстоятельства и не пытайся «задирать планку» до необозримых высот, стремясь к утопическому совершенству…

Негативное послание «Радуй других!» требует от человека совершенно неэкологичного стиля взаимодействий: такого, когда он в согласии со всеми, избегает конфронтаций даже в ущерб себе и любезен со всеми. В результате он оказывается неспособным сказать «Нет!» и втягивается в мероприятия и ситуации, которые на самом деле ему совершенно не нужны. Словом, старается быть «человеком, приятным во всех отношениях», исходя из еще одной заключенной в этом послании идиотской установки: «Я могу радовать весь мир!» Противоядием к этому негативному посланию выступает позитивное послание «Думай также о себе!», каковое позволяет вспомнить о собственных интересах, озаботиться сохранением своей психической и физической формы, а также просто говорить «Нет!» всему ненужному и давать другим полноценную обратную связь, а не одни только «приятности».

Ну и, наконец, подлинный, а не кажущийся смысл негативного послания «Старайся» можно свести к нескольким моментам, главными из которых являются следующие: «Чем больше трудностей и мучений, тем выше заслуги. Результат сам по себе не важен – важны приложенные усилия. Тот, кто упорствует и утомляется, всегда выигрывает!» Человек, живущий согласно этому посланию, во всем и вся выкладывается до конца и просто ищет себе трудности, как некто из анекдота – приключения на определенную часть тела. То, что это абсолютно неэкологично, вряд ли нуждается в подробных разъяснениях. Не случайно же в нейролингвистическом программировании существует своеобразный принцип: «Если ты делаешь что-то натужно и с мучением, значит, ты делаешь это неверно. Противоядием данному негативу выступает позитивное послание «Преуспевай, реализуя себя», которое нацеливает не на усилия, но на результат, создавая у своего носителя своеобразное умонастроение «результативного победителя».

Для того чтобы вытеснить все эти идиотские «голоса предков» (негативные послания), заменив их на послания позитивные, я предлагаю вам психотехнологию внедрения убеждений с помощью движений глаз. В этой психотехнологии посредством особым образом организованных движений глаз вы расширяете коридор восприятия вашей психики (обычно он весьма и весьма узок), в результате чего любой материал – в данном случае позитивное послание – легко и быстро перерабатывается и усваивается человеческим мозгом.

Для того чтобы воспользоваться психотехнологией внедрения новых убеждений посредством движений глаз, вам необходимо сделать следующее.

1. Определите и точно сформулируйте убеждение, которое вы собираетесь в себя внедрить (новое вместо старого).

2. Пригласите кого-нибудь из своих друзей или подруг и попросите его(ее), меняя темп и амплитуду движений, подвигать перед вашим лицом двумя сомкнутыми пальцами: вначале по горизонтали (т.е. справа – налево и слева – направо) плавно и ритмично, как метроном. Все это время, не меняя положения головы, следите за перемещением пальцев вашего друга или подруги, только лишь двигая глазами, определите оптимальный для вас темп и амплитуду движений.

3. Оцените по десятибалльной шкале то, насколько изначально вы верите в свое новое экологичное убеждение, исходя из того, что 10 баллов соответствует абсолютной вере в него, а 0 – полному неверию.

4. Теперь попросив, чтобы ваш друг или подруга по вашей же команде начал двигать двумя своими сомкнутыми пальцами по горизонтали, с выбранными вами темпом и амплитудой, и всего 24 раза, также начните, отслеживая глазами движения его руки, думать о своем новом убеждении, мысленно проговаривая его про себя, представляя это убеждение как написанный лозунг, и т.д. и т.п. (здесь все отдается на откуп вашей фантазии).

5. После того, как вы закончите цикл из 24 движений глаз с одновременным «думанием» выбранного вами экологичного убеждения, определите, насколько теперь вы верите в него. И не удивляйтесь тому, что эта вера внезапно увеличилась на целый балл, а то и более.

6. Продолжайте, думая (именно так: думая, а не обдумывая) новое убеждение, серии из 24 движений глаз вслед за движениями пальцев вашего друга или подруги, всякий раз проверяя результат – достигнутый вами балл веры. Предложите своему «тренеру» разнообразить движения его пальцев, за которыми вы будете продолжать пристально следить глазами, не меняя положения головы. Пусть он использует:

движения крест-накрест ( и );

 

круговые движения ();

 

движения в виде «восьмерки» ( и );

 

весьма сложное, но эффективное движение следующего вида .

 

Сделайте столько серий, сколько вам необходимо для того, чтобы достигнуть веры в минимум 7–8 баллов из 10 возможных.

7. Если в процессе внедрения убеждения у вас возникнут неприятные эмоции, ощущения или воспоминания (как правило, связанные с формированием того, исходного, убеждения, которое вы сейчас перерабатываете), не пугайтесь. На время отвлекитесь от того, с чем вы работаете, и переключите на этот, как говорят психологи, всплывший из бессознательного «материал», сосредоточьте на нем свое внимание и делайте серии из 24 движений глаз, пока эти самые эмоции и ощущения не исчезнут, а неприятное воспоминание станет безразличным. Закончив, вернитесь к работе по внедрению своего нового экологичного убеждения.

Упражнение 1.

⇒ Осуществите изменение своей базовой экзистенциальной позиции посредством представленной и описанной психотехнологии.


Упражнение 2.

⇒ Определите присущие вам и реализуемые в психологическом сценарии паттерны сценарного процесса (в общем и по отдельным областям жизнедеятельности), измените их, трансформировав старое Главное его убеждение в новое с помощью мета-«Да» и мета-«Нет».


Упражнение 3.

⇒ Определите Главные Темы своих общего (по жизни), культурного, семейного и личного сценариев, используя систему упражнений М. Джеймс и Д. Джонгвард, после чего создайте новые – альтернативные – Главные Темы новых же сценариев.


Упражнение 4.

⇒ Создайте систему «внутренних кино» о поведении, реализующем ваши новые сценарии посредством соответствующей психотехнологии.


Упражнение 5.

⇒ «Перепишите» негативные родительские послания на позитивные с использованием психотехнологии внедрения убеждений с помощью движений глаз.

__________

 

* Буде - ежели, если, когда, коли (от издателя).

** Сиречь – устар. то есть, иначе/точнее говоря, (а) именно (от издателя).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.031 с.)