Мы родом из Страшного Детства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мы родом из Страшного Детства



Сергей Ковалёв

Глава 1.1. Психопатология нашего детства

«Жизнь подобна луковице: вы сняли только первый слой, а иногда уже плачете»

 

/К. Сэдберг/

 

Основные жизненные позиции

В психологии их еще называют эмоциональными установками. Что, в общем-то, не совсем точно, поскольку речь идет о базовых представлениях человека о себе, других и мире в целом.

Дело в том, что еще до рождения у любого ребенка складываются некие исходные представления, впоследствии задающие все его отношение к жизни в широком смысле этого слова (да и саму по себе эту жизнь). Представление о том, насколько благополучен он сам, насколько благополучны другие, и насколько благополучен мир, в котором ему предстоит жить. У подавляющего большинства детей к моменту рождения эта самая «карта благополучия» внутренне благополучна, т.е. соответствует идеальному варианту «все о’кэй»: я, другие и мир (к редким исключениям относятся те, кого хотели убить еще в утробе матери, сделав аборт, или те, вынашивание которых происходило с выраженными патологиями). Однако далее травма рождения (крайне неприятный и плохо организованный процесс), родительское программирование и воздействие значимых других, приводит к тому, что основная жизненная позиция пришедшего в этот мир человека меняется, а после фиксируется.

О тех немногих, которые сумели в буквально нечеловеческих условиях сохранить фиксированную эмоциональную установку «я благополучен – другие благополучны» (во избежание сложности анализа позиция человека относительно мира обычно опускается), я ничего писать не буду. Во-первых, ни в какой особой психологической помощи они не нуждаются. А, во-вторых, таковых действительно просто мало – ну очень-очень мало…

Что же касается тех, кому не повезло, то, прежде всего (и, возможно, чаще всего), в силу ряда обстоятельств они принимают в качестве основной экзистенциальной позиции принцип «я не благополучен – другие благополучны». Возникает это как из-за беспомощности ребенка, его целиком и полностью зависимой позиции во время и после родов, так и вследствие более поздней его заброшенности родителями и значимыми другими. Однако, как бы не «генерировалась» эта самая экзистенциальная позиция, рано или поздно многочисленные наши обиды и унижения находят свое выражение в ощущении беспомощности и ненужности себя («я не благополучен») при полном или относительном признании благополучия определяющих его жизнь и управляющих ею всесильных Взрослых («другие благополучны»).

Бывает (но реже, значительно реже), что человек принимает другую основную экзистенциальную позицию: «я благополучен – другие не благополучны». Обычно происходит это в силу двух причин: либо подчеркивания превосходства ребенка над прочими и остальными (когда он растет в атмосфере всепрощения, почитания себя, но принижения и подавления других), либо, наоборот, при постоянных унижениях, угрожающих здоровью (как психическому, так и физическому), а то и самой жизни (а это когда для того, чтобы преодолеть свою приниженность и беспомощность, а то и просто выжить, ребенок «опускает» мучителей, признавая их неблагополучие, и возвышает себя, любым образом оправдывая собственное благополучие и, возможно, исключительность).

Наконец, еще реже, но все же бывает, что человек принимает еще одну – самую безнадежную – экзистенциальную позицию: «я не благополучен – другие благополучны». Эмоциональную установку безнадежного отчаяния и опустошающего душу бессилия, когда все, что остается, так это только «тонуть» дальше, опускаясь на самое дно, и обреченно ждать, когда же все это, наконец, кончится…

Наверное, вам понятно, что ни одна из трех вышеперечисленных экзистенциальных позиций не может считаться подлинно благополучной в самом широком смысле этого слова. Ибо люди, живущие с установкой «я не благополучен – вы благополучны» во все века и времена, и даже в самых что ни на есть благоприятных условиях живут тяжело и грустно, не претендуют на успех и результат; отказываются от инициативы и ответственности; недостаточно уверены в себе; низко оценивают свои жизнь и деятельность; а также просто часто, но как-то вяло болеют (и психически, точнее психологически, и физически). Те, которые «бытийствуют» с установкой «я благополучен – вы не благополучны», наоборот, постоянно демонстрируют надменное превосходство, чванливость и самодовольство, подавляют и принижают других, используя их в качестве только лишь инструмента для достижения собственных целей, борются со всеми и вся, терроризируя близких, устраивают бесконечные разборки и обнаруживают врагов даже там, где их и в помине не было. Ну а те, которые буквально (и только лишь) существуют с установкой «я не благополучен – вы не благополучны», чаще всего проводят свою жизнь в домах для хронических больных, наркологических, психиатрических и соматических стационарах, местах лишения свободы и даже просто в бомжатниках. И либо кончают с собой сами, либо бессмысленно и обреченно ждут этого конца, не имея ни сил, ни ресурсов на жизнь, и даже не ожидая никакой помощи…

А теперь о том, как с помощью пусть и не очень сложной, но достаточно действенной психотехнологии, можно изменить свою базовую экзистенциальную позицию. Сделать это на так уж и сложно, если понять, что эта самая позиция реализуется во вполне конкретных убеждениях: о себе, других и окружающем мире, и что изменение данных убеждений вполне способно изменить и ее самою.

Все, что вам здесь надо, так это воспользоваться следующей психотехнологией изменения базовой экзистенциальной позиции.

1. Расслабьтесь любым известным вам способом.

2. Теперь, пребывая в релаксации, попробуйте ответить на следующие вопросы. Ответ на вопрос вы вовсе не должны сознательно искать или, упаси вас боже, конструировать – он должен сам возникнуть в вашей голове, всплыв из глубин вашего бессознательного.

1. Какова ваша первая самая негативная мысль о самом себе?

2. Какова ваша вторая самая негативная мысль о самом себе?

3. Какова самая негативная мысль вашей мамы о вас?

4. Какова самая негативная мысль вашего папы о вас?

5. Какова самая негативная мысль о вас, пришедшая из детства из общения со сверстниками и взрослыми?

6. Какова самая негативная мысль о вас в школе, где вы учились?

7. Какова еще одна самая негативная мысль о вас значимых людей из вашего периода взросления?

3. Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей, составьте бескомпромиссное суждение о самом себе: «Я на сегодняшний день». Это суждение и представляет собой негативную часть вашей базовой экзистенциальной позиции в части представлений о самом себе: неспецифический закон, который неумолимо и непреклонно управляет вашей жизнью.

Приведу простой воображаемый пример построения подобного «базового суждения». Предположим, что при ответе на первый вопрос в голове некоего воображаемого субъекта всплыла мысль – «Неудачник». При ответе на второй – «Никчемная личность». При ответе на третий – «Умрешь под забором!» При ответе на четвертый – «Плохо кончишь!» При ответе на пятый – «Слабак». А вот при ответе на шестой и седьмой вопросы из глубин его памяти почему-то ничего не всплыло (если это не подсознательный блок, то, значит, ему хоть здесь повезло...).

Итоговое суждение «Я на сегодняшний день» в этом случае может выглядеть следующим образом:

«Я никчемная личность, слабак и неудачник, который плохо кончит и умрет под забором».

Ничего себе «ириска», простите, позиция? Но ведь именно она – или, точнее, оно – это самое суждение – и составляет суть и основу судьбы и жизнедеятельности данного воображаемого субъекта! И повсеместно-повседневно реализуется в его поведении, деятельности и общении... Стоит ли тогда удивляться, если жизнь данного человека сложится самым неудачным образом, ибо он до тех пор, пока не изменит свой сценарий, будет оставаться Рожденным Проигрывать.

Как изменить базовую позицию и стать Выигрывающим? Об этом чуть далее, поскольку мы разобрались только лишь с представлениями о себе («я не благополучен», причем как именно). Так что пойдем дальше – по аналогичной схеме.

4. Продолжая пребывать в релаксации, ответьте на еще одну серию вопросов:

1) Какова ваша первая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)?

2) Какова ваша вторая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)?

3) Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашей мамы?

4) Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашего папы?

5) Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), пришедшая из детства из вашего общения со сверстниками и взрослыми?

6) Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), бытовавшая в школе, где вы учились?

7) Каковая самая негативная мысль о других людях (людях вообще) запомнилась вам из общения со значимыми людьми из вашего периода взросления?

5. Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей составьте бескомпромиссное суждение о других людях: «Люди в общем и целом».

Предположим, что при ответе на первый вопрос у нашего «испытуемого» всплыло «Все люди – сволочи!», на второй – «Думают только о себе», на третий – «Каждый блюдет свой интерес», на четвертый – «Никому нельзя верить», на пятый – «Они всегда обижают», на шестой – «Лохи недоношенные», а на седьмой – «Смеется тот, кто смеется последним». Итоговое суждение «Люди в общем и целом» в этом случае может принять следующий вид:

«Люди – это лохи и сволочи, которые думают только о себе и блюдут каждый свой интерес. Они всегда обижают, так что никому нельзя верить, и хорошо еще, что смеется тот, кто смеется последним».

Стоит ли удивляться, узнав содержание базовой экзистенциальной позиции в части «Друме» («другие не благополучны»), прочитав эту часть сценария нашего гипотетического субъекта, что у него совсем нет друзей, зато имеется куча врагов, часть из которых ему уже отомстили за эти самые воззрения, и что не так давно от этого человека ушла четвертая жена! Однако и это еще не все о базовых позициях. Остается, как вы, наверное, поняли, представления об окружающем мире.

6. Все так же релаксируя, ответьте на последнюю серию вопросов:

1) Какова ваша первая самая негативная мысль об окружающем вас мире?

2) Какова ваша вторая самая негативная мысль об окружающем вас мире?

3) Какова самая негативная мысль об окружающем мире вашей мамы?

4) Какова самая негативная мысль об окружающем мире вашего папы?

5) Какова самая негативная мысль об окружающем мире, пришедшая из детства из вашего общения со сверстниками и взрослыми?

6) Какая самая негативная мысль об окружающем мире бытовала в школе, где вы учились?

7) Какова самая негативная мысль об окружающем мире значимых людей из вашего периода взросления?

Опять-таки представим, что (коротко) ответы нашего гипотетического субъекта были следующими: «Дерьмо», «Неуютное место» (оба ответы его), «Послаблений не будет» (мама); «Если не ты его, то он тебя» (папа) и «Планета наша для счастья не оборудована» (кто-то из детства), а более ничего так и не всплыло. Тогда итоговое ваше суждение «Окружающий мир» можно сформулировать так:

«Окружающий мир – это дерьмо и неуютное место, поскольку планета наша для счастья не оборудована, и если не ты его, то он тебя. А послаблений не будет».

В принципе, своеобразное ядро базовой экзистенциальной позиции налицо. И потому, право же, стоит буквально сразу перейти к психотехнологии изменения базовых позиций, которая выполняется следующим образом.

1. Посчитайте количество суждений в каждом «блоке».

В данном случае их пять в блоке «Я», семь в блоке «Другие» и опять-таки пять в блоке «Окружающий мир».

2. Составьте списки равного количества позитивных мыслей (представлений) по каждому из этих блоков.

3. Превратите их в позитивные же суждения (по одному для каждого блока).

4. Переверните свои суждения на 180º, переделав их из «негатива» в «позитив».

5. И всякий раз, когда вы видите себя в зеркале, обращаясь к себе на «ты», вслух и по возможности убедительно проговаривайте, глядя на свой прекрасный лик:

позитивные суждения, созданные из позитивных же мыслей и представления;

 

«перевернутую» на 180º и ставшую теперь позитивной сценарную фразу.

 

Для примера возьмем блок «Я» из вышеприведенного. Первое, что нам здесь нужно, это равное по количеству позитивных мыслей о себе, в каковые вы в то же время верите (т.е. то, что является истиной). Фразы эти, сформулированные в суждение, станут паролем, «отмычкой» вашего бессознательного, которое в ответ снимет блоки и барьеры и «пропустит» в себя новую экзистенциальную позицию, позитивную.

Например, ценой долгих размышлений наш «испытуемый» составил следующий список позитивных представлений о себе (и все они – истина).

Добрый

Честный

Морально-устойчивый

Искренний

Чувствующий

После этого он «переворачивает» свой старый сценарий «Я», вы результате чего получилось примерно следующее:

Обратите внимание: «поворот» на 180º у нас здесь совершался не буквально, а близко по смыслу. И еще одно: в позитивном сценарии нигде не должна фигурировать частица «не» (то есть если раньше было «Я глуп», то стать не «Я не глуп» и, например, «Я достаточно умен»).

Теперь всякий раз, видя себя в зеркале, вы должны вслух (если вы одни) или про себя (если кто-то присутствует) проговаривать следующий текст (с «Ты», потому что в результате образуется биокибернетическая петля обратной связи)

Ты ____________ (имя) добрый, честный, морально-устойчивый, искренний и чувствующий. А еще ты полноценная личность. И ты достаточно силен и удачлив. У тебя все в жизни будет хорошо. Ты добьешься всего, чего хочешь.

Темы наших сценариев

Теперь можно уже заняться нашим «Что?», то есть содержанием вашего сценария. В принципе, не стану скрывать: тема эта воистину необъятна и очень сложна. Необъятна потому, что вариантов содержания индивидуальных психологических сценариев может быть превеликое множество. Сложна же потому, что грамотное определение и описание содержания сценария под силу только лишь специалистам.

Дело в том, что он всегда имеет Главную Тему, содержание которой зачастую можно выразить одной фразой. М. Джеймс и Д. Джонгвард («Рожденные выигрывать»). В качестве примера приводят такие темы:

Теряющий Голову,

Являющийся Самым-Самым,

Спасающий Заблудших,

Приносящий Пользу,

Облеченный Властью,

Старающийся Изо Всех Сил,

Распоряжающийся Всеми,

Отступающий, Но Исправляющийся,

Преуспевающий, А Затем Терпящий Неудачу,

Ничего Никогда Не Добивающийся,

Ищущий Клад,

Сводящий Людей С Ума,

Кончающий Жизнь Самоубийством,

Несущий Свой Крест,

Откладывающий На Черный День,

Основывающий Империи,

Вызывающий Жалость,

Поступающий Чрезвычайно Осмотрительно,

Упускающий Возможность,

Сожалеющий О Том Что Живет,

Легко Всего Добивающийся.

Думаю, что при прочтении этого списка кое-где у вас екнуло сердце, и вы узнали фразу, описывающую Главную Тему вашего психологического сценария. Но если вы хотите разобраться с этим самым своим собственным сценарием более глубоко, будет лучше, если, выбрав время, вы проделаете следующие рекомендованные М. Джеймс и Д. Джонгвард («Рожденные выигрывать») упражнения психотехнологии анализа психологического сценария.


Личный сценарий

Невербальные сообщения Вашего сценария

Прочтите все упражнение, перед тем как выполнить его.

Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц, которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели?

Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй).

Какие приятные и неприятные чувства возникли у Вас?

 

Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные действия?

 

Словесные сообщения Вашего сценария

Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем словам, которые говорились о Вас в Вашей семье. Что говорилось

о Вашей ценности,

 

о Вашем лице,

 

о Вашей сексуальности,

 

о Ваших способностях,

 

о Вашем уме,

 

о Вашей морали,

 

о Вашем здоровье,

 

о Ваше будущем?

 

Произносите фразы, которые Вы вспомнили, которые отражают, что думал про вас каждый из родителей.

Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших родителей о Вас?


Ролевые отождествления

Вспомните несколько последующих дней и Ваши отношения с различными людьми. Не играли ли вы какую-либо из трех драматических ролей – Жертвы, Преследователя, Спасителя?

Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств?

 

Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные?

 

Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых мифов, сказок, притч и т. п.?

На сцене

Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняется на сцене.

Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что?

 

Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Ели да, то на что она направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной, деструктивной или непродуктивной?

 

Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать, свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому?

 

Список действующих лиц

 

Вспомните наиболее важных для Вас людей, которые участвуют в Вашей жизненной драме.

Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые Вы расходуете на них, и реальным интересом, который Вы испытываете к ним.

 

Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой реальный интерес, по Вашему мнению, они испытывают по отношению к Вам?

 

Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют Вашим жизненным планам?

 

С кем и на каких сценах Вы играете в игру «Если бы...»?

 

С кем и на каких сценах Вы действительно являетесь своей ролью, а не только играете ее?

«Хорошо», – скажете вы. «Предположим, я определил свой сценарий и выяснил, что он неудачный. А что теперь с ним делать?» Как это, что делать? Ну, разумеется, переписывать, переписывать и переписывать. Как именно?

Для начала порекомендую вам не слишком сложную, но весьма действенную психотехнологию создания поведения, соответствующего новому сценарию (каковой вы, разумеется, предварительно определите как альтернативный прежнему, выявленному вами). Делается она так.

1. Придумайте минимум три области жизнедеятельности, в каждой из которых вы будете осуществлять свой новый сценарий.

2. Превратите каждую из них в достаточно длительную поведенческую последовательность («внутреннее кино»).

3. Просмотрите на нее, словно вы находитесь в своем теле, и оцените то, насколько вам удобно внутри вашего «внутреннего кино». Оцените это «удобство» по десятибалльной системе (min = 0; max = 10).

4. Осуществите «первичное редактирование» «материала», став Редактором (Режиссером). Заново проделайте пункт 2.

5. «Подключите» звуковой ряд, став Звукооператором. Проделайте пункт 2.

6. Улучшите «фильм», став Оператором, который «работает» с цветом, светом и иными характеристиками изображения. Осуществите пункт 2.

7. «Смонтируйте» (или перемонтируйте) «внутреннее кино», став Главным Режиссером и монтажером. Проделайте пункт 2.

8. Оцените получившийся «фильм» с позиции озабоченного его продажей прокатчикам Продюсера и при необходимости «по цепочке» внесите изменения. Осуществите пункт 2.

9. Рассмотрите свое «внутреннее кино» с точки зрения заинтересованного в его широком прокате и успехе Главного Прокатчика и, если надо, внесите необходимые изменения.

10. «Запишите» итоговый фильм на DVD или видеокассету и мысленно «вставьте» его в дисковод или щель кассетоприемника, которые, скорее всего, будут находиться у вас где-то во лбу.

При всей кажущейся сложности и даже «заумности» данной психотехнологии, ничего сложного в ней на самом деле нет. Психологам давно известно, что поведение человека представляет собой некие, находящиеся на бессознательном уровне внутренние видеофильмы. Сценарии не составляют здесь исключения. И потому я и предложил вам сознательно создать новое «внутреннее кино» вашего бессознательного психологического сценария…

Проблема внутренних голосов

Теперь еще одно – то, что основой (основой, но не Главной Темой) любого сценария жизнедеятельности являются так называемые послания родителей, каковые далее функционируют как некие внутренние голоса. Послания эти могут даваться как вербально (словесно), так и невербально (без слов). Но главное здесь не это, а то, что они могут быть как позитивными, так и негативными. При этом позитивные послания «предков» стимулируют эффективность и личностный рост, тогда как негативные вынуждают и заставляют действовать предписанным в послании способом. При этом, однако, они словно соблазняют нас, обещая в случае выполнения успех и решение всех проблем.

Существует множество классификаций посланий, из которых я приведу лишь одну – Д. Шальвона и Ж.-Л. Мюллера (По: П. Горянина, И. Масалков «Преображение жизненных ситуаций»). Дело в том, что из десяти входящих в нее категорий, пять носят негативный характер, а пять – позитивный. Но позитивные послания здесь выступают в качестве своеобразного «противоядия» этому самому родительскому негативу»!

«И что же здесь негативного?» – спросит, возможно, кто-нибудь из вас, прочитав тексты негативных посланий. – Вполне разумные мысли, которыми не грех и воспользоваться!» Вот-вот, я же говорил, что негативные послания обольщают человека и, вообще, выглядят весьма соблазнительно в своей кажущейся простоте и логичности. Но все они, на самом деле, совершенно неэкологичны, т.е. не помогают, а мешают жить. Впрочем, об этом, пожалуй, стоит рассказать поподробнее.

Итак, негативное послание «Поторапливайся!». Самым плохим из его многочисленный смыслов, пожалуй, является следующий: «Достаточно только поторопиться, чтобы решить все проблемы. Действуй быстро и никаких проблем не будет». В соответствии с этим смыслом люди живут в суете и переутомлении, что, однако, не избавляет их от проблем, а наоборот, создает все новые и новые. «Противоядием» здесь выступает позитивное послание «Управляй своим временем!». Что подразумевает «работать в оптимальном режиме и ритме». Данное послание позволяет человеку действовать без спешки и ненужного переутомления – в своем собственном оптимальном темпе и ритме.

Весьма многозначное негативное послание «Будь сдержанным!» заставляет человека быть скрытным, не проявлять и не показывать свои мысли и чувства, самому решать проблемы, не выказывая свою слабость и неуверенность. В результате он уподобляется этакому сфинксу, «вещи в себе», что отнюдь не способствует контактам с окружающими и просто мешает жить, ибо, как сказал один из героев Э. Хемингуэя, «Человек один ни черта». Противоядием этому родительскому посланию выступает «Будь открытым!».

Чреватое совершенно жуткой жизнью негативное послание «Будь лучшим!» обрекает принявшего его за основу и в целом человека на необходимость все без исключения делать «по высшему разряду», стремясь к абсолютно недостижимому совершенству (а оно ведь как раз и подразумевает, что мы можем стать совершенным на некие 100%). Кстати, похоже, именно согласно этому посланию жил вышеупомянутый классик американской литературы. Жил, истово и неистово доказывая другим, что он лучший во всем. А когда с возрастом понял, что больше не может быть совершенством, надел мантию Нобелевского лауреата, зарядил свое любимое ружье и, вставив один его конец в рот, ногой нажал курок… Противоядием данному и впрямь смертоносному негативному посланию является или выступает «Будь реалистом!», т.е. реально оценивай себя, свои возможности, людей и обстоятельства и не пытайся «задирать планку» до необозримых высот, стремясь к утопическому совершенству…

Негативное послание «Радуй других!» требует от человека совершенно неэкологичного стиля взаимодействий: такого, когда он в согласии со всеми, избегает конфронтаций даже в ущерб себе и любезен со всеми. В результате он оказывается неспособным сказать «Нет!» и втягивается в мероприятия и ситуации, которые на самом деле ему совершенно не нужны. Словом, старается быть «человеком, приятным во всех отношениях», исходя из еще одной заключенной в этом послании идиотской установки: «Я могу радовать весь мир!» Противоядием к этому негативному посланию выступает позитивное послание «Думай также о себе!», каковое позволяет вспомнить о собственных интересах, озаботиться сохранением своей психической и физической формы, а также просто говорить «Нет!» всему ненужному и давать другим полноценную обратную связь, а не одни только «приятности».

Ну и, наконец, подлинный, а не кажущийся смысл негативного послания «Старайся» можно свести к нескольким моментам, главными из которых являются следующие: «Чем больше трудностей и мучений, тем выше заслуги. Результат сам по себе не важен – важны приложенные усилия. Тот, кто упорствует и утомляется, всегда выигрывает!» Человек, живущий согласно этому посланию, во всем и вся выкладывается до конца и просто ищет себе трудности, как некто из анекдота – приключения на определенную часть тела. То, что это абсолютно неэкологично, вряд ли нуждается в подробных разъяснениях. Не случайно же в нейролингвистическом программировании существует своеобразный принцип: «Если ты делаешь что-то натужно и с мучением, значит, ты делаешь это неверно. Противоядием данному негативу выступает позитивное послание «Преуспевай, реализуя себя», которое нацеливает не на усилия, но на результат, создавая у своего носителя своеобразное умонастроение «результативного победителя».

Для того чтобы вытеснить все эти идиотские «голоса предков» (негативные послания), заменив их на послания позитивные, я предлагаю вам психотехнологию внедрения убеждений с помощью движений глаз. В этой психотехнологии посредством особым образом организованных движений глаз вы расширяете коридор восприятия вашей психики (обычно он весьма и весьма узок), в результате чего любой материал – в данном случае позитивное послание – легко и быстро перерабатывается и усваивается человеческим мозгом.

Для того чтобы воспользоваться психотехнологией внедрения новых убеждений посредством движений глаз, вам необходимо сделать следующее.

1. Определите и точно сформулируйте убеждение, которое вы собираетесь в себя внедрить (новое вместо старого).

2. Пригласите кого-нибудь из своих друзей или подруг и попросите его(ее), меняя темп и амплитуду движений, подвигать перед вашим лицом двумя сомкнутыми пальцами: вначале по горизонтали (т.е. справа – налево и слева – направо) плавно и ритмично, как метроном. Все это время, не меняя положения головы, следите за перемещением пальцев вашего друга или подруги, только лишь двигая глазами, определите оптимальный для вас темп и амплитуду движений.

3. Оцените по десятибалльной шкале то, насколько изначально вы верите в свое новое экологичное убеждение, исходя из того, что 10 баллов соответствует абсолютной вере в него, а 0 – полному неверию.

4. Теперь попросив, чтобы ваш друг или подруга по вашей же команде начал двигать двумя своими сомкнутыми пальцами по горизонтали, с выбранными вами темпом и амплитудой, и всего 24 раза, также начните, отслеживая глазами движения его руки, думать о своем новом убеждении, мысленно проговаривая его про себя, представляя это убеждение как написанный лозунг, и т.д. и т.п. (здесь все отдается на откуп вашей фантазии).

5. После того, как вы закончите цикл из 24 движений глаз с одновременным «думанием» выбранного вами экологичного убеждения, определите, насколько теперь вы верите в него. И не удивляйтесь тому, что эта вера внезапно увеличилась на целый балл, а то и более.

6. Продолжайте, думая (именно так: думая, а не обдумывая) новое убеждение, серии из 24 движений глаз вслед за движениями пальцев вашего друга или подруги, всякий раз проверяя результат – достигнутый вами балл веры. Предложите своему «тренеру» разнообразить движения его пальцев, за которыми вы будете продолжать пристально следить глазами, не меняя положения головы. Пусть он использует:

движения крест-накрест ( и );

 

круговые движения ();

 

движения в виде «восьмерки» ( и );

 

весьма сложное, но эффективное движение следующего вида .

 

Сделайте столько серий, сколько вам необходимо для того, чтобы достигнуть веры в минимум 7–8 баллов из 10 возможных.

7. Если в процессе внедрения убеждения у вас возникнут неприятные эмоции, ощущения или воспоминания (как правило, связанные с формированием того, исходного, убеждения, которое вы сейчас перерабатываете), не пугайтесь. На время отвлекитесь от того, с чем вы работаете, и переключите на этот, как говорят психологи, всплывший из бессознательного «материал», сосредоточьте на нем свое внимание и делайте серии из 24 движений глаз, пока эти самые эмоции и ощущения не исчезнут, а неприятное воспоминание станет безразличным. Закончив, вернитесь к работе по внедрению своего нового экологичного убеждения.

Упражнение 1.

⇒ Осуществите изменение своей базовой экзистенциальной позиции посредством представленной и описанной психотехнологии.


Упражнение 2.

⇒ Определите присущие вам и реализуемые в психологическом сценарии паттерны сценарного процесса (в общем и по отдельным областям жизнедеятельности), измените их, трансформировав старое Главное его убеждение в новое с помощью мета-«Да» и мета-«Нет».


Упражнение 3.

⇒ Определите Главные Темы своих общего (по жизни), культурного, семейного и личного сценариев, используя систему упражнений М. Джеймс и Д. Джонгвард, после чего создайте новые – альтернативные – Главные Темы новых же сценариев.


Упражнение 4.

⇒ Создайте систему «внутренних кино» о поведении, реализующем ваши новые сценарии посредством соответствующей психотехнологии.


Упражнение 5.

⇒ «Перепишите» негативные родительские послания на позитивные с использованием психотехнологии внедрения убеждений с помощью движений глаз.

__________

 

* Буде - ежели, если, когда, коли (от издателя).

** Сиречь – устар. то есть, иначе/точнее говоря, (а) именно (от издателя).

 


Наше Травмированное Дитя

Вначале немного углублю ваши теоретические познания. Так вот, согласно воззрениям современной психологии, в каждом из нас, сколь бы взрослыми мы ни были, живет Внутренний Ребенок, каковой управляет нами весьма значительный отрезок нашей жизнедеятельности вне зависимости от того, в каком возрасте мы пребываем. И направляет наше поведение во всех ситуациях, условиях и обстоятельствах, которые его актуализируют. Причем речь идет не только, скажем, о пикнике где-то на природе, где мы, так сказать, по определению должны «петь и смеяться, как дети» (к сожалению, очень многим для того, чтобы радостно петь, нужно очень много пить...). То же творчество – это также прерогатива Внутреннего Ребенка. Исключительное и неотъемлемое право и функция нашего Дитя. И если что-то не заладилось с этим самым творчеством, само собой напрашивается вывод о каких-то «неполадках» с нашим Внутренним Ребенком. Сигналом и символом неблагополучия Дитя выступают и наши многочисленные неэкологичные реакции, например, когда мы совсем по-детски, но в общем-то глупо обижаемся, дуемся, злимся или просто боимся, мягко говоря, по не слишком существенным поводам. Во всех этих случаях (и отсутствия творческости, и неадекватного «детского» реагирования, и еще многого другого) можно утверждать, что мы имеем дело с Травмированным Дитя или Неблагополучным Внутренним Ребенком.

А теперь задумайтесь над простой мыслью о том, что одна из причин вашей Хромой судьбы как раз и состоит в том, что вы отдали ее на откуп вашему Травмированному Внутреннему Ребенку, который, оказывается, просто не в состоянии справиться с перипетиями нынешней нелегкой жизни. Он в силу своей неспособности и/или ущербности заставляет вас действовать глупо и неэкологично, обрекая на существование в режиме Проигрывающего. Так, может быть, будет проще и умнее, если вы вылечите вашего Внутреннего Ребенка? Дабы он не только не мешал, но даже и помогал вам на отрезке дороги длиною в жизнь. На жизненном маршруте, который, конечно же, можно пройти и без помощи вашего Дитя, с холодной рациональностью Взрослого или с занудливым морализаторством Родителя. Вот только ни в том, ни в другом случае путешествие длиною в жизнь не доставит вам никакой радости, ибо она – в вашем Внутреннем Ребенке. А ваше Травмированное Дитя взамен радости даст вам свои детские же страхи и обиды, отчего ваш жизненный маршрут может предстать каторжным путем. Наверное, вы догадываетесь, что таким вот «каторжанам» буквально нет числа, во всяком случае, если судить по расхожести и распространенности выражения «Ну когда же кончится эта каторга». А причина того, почему восхитительная и прелестная по самой своей сути жизнь превращается в нудное и тягостное выживание, опять-таки заключается в неблагополучии нашего Внутреннего Ребенка. Или даже просто в утрате контакта со своим Дитя, когда мы, дабы больше не испытывать боли от детских горестей и обид, перерезаем нить, связывающую нас с нашим детством, окружаем собственную Страну Детства крепостной стеной амнезии. А заодно засыпаем песками забвения единственный источник радости и счастья, блокируя собственное творческое начало, любопытство и непосредственность.

Знакомство с системой процедур исцеления Внутреннего Ребенка я предлагаю вам начать с психотехнологии «весенняя прозелень» Л. Бондс – автора весьма интересной, причем не чисто психологической книги «Магия цвета». В данной книге эта вводная для работы с собственным Травмированным Дитя процедура описывается так.

Возьмите свой пиджак и скатайте его. Важно, чтобы пиджак был именно ваш.

Положив свернутый пиджак рядом, займите устойчивое положение на стуле, плотно прижмите стопы к полу.

Двумя руками возьмите пиджак и, крепко его удерживая, положите на колени сверху.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.141 с.)