Церковь Петра Митрополита в Переславле- Залесском (1585 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Петра Митрополита в Переславле- Залесском (1585 г.)



1) Храм под колоколы- и храм, и колокольня

2) Колокольня Ивана IV (Великого) (1505- 1600 г.)

3) Ивановская Колокольня

4) Художественное значение: “Царь славы на перекладине креста”.

В XVI в. Москва приобретает значение не только политическое, но и основы общерусского зодчества.

Русская архитектура XVI в.- заложница основы национального зодчества.

 

 

Русская архитектура 17 века.

С 1620-х годов,заметно активизируется строительство, деятельность Приказа Каменных дел. Возобновляется Строительная деятельность становится более централизованной, усиливаются связи между отдельными городами. Это в свою очередь отразилось на известном стирании разницы между местными архитектурными школами.Тема победы,патриотизма звучит в художественных произведениях этого времени.Известное значение в 17 веке приобретает чертеж при постройке.Знакомство зодчих с западными трактатами Виньолы,Скамоцци способствуют освоению классического наследия,развитие принципов ордерности и регулярности,Важное значение также имели контакты Москвы с Западной Европой,Украиной и Белоросией.Продолжается плодотвореное воияние деревянного зодчества на каменное.Особенно заместно воздействие на азвитие каменных палат.

Теремной Дворец

К числу наиболее крупных гражданских зданий XII в.,принадлежит Теремной Дворец в Московском кремле. Русские зодчие Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков под «смотрением государева мастера» Антипы Константинова воздвигают на высоких 12-метровых белокаменных подклетах XVI в. царский дворец для повседневной жизни самодержца. Вознесенный над другими постройками, Теремной дворец как бы демонстрировал отступление от освященных веками дедовских обычаев. Структура Теремного дворца сохраняет черты хоромных построек. Первый этаж располагался на плоской кровле-террасе здания прошлого века и имел по обычаю хозяйственное назначение. На второй — главный этаж, где находились царские покои, вела с террасы «золотая» лестница. Третий этаж дворца состоял из большого помещения — терема древнерусского «чердака», который стоял, в свою очередь, на плоской кровле — гульбище. Все три этажа Теремного дворца соединяла внутренняя лестница. Была предусмотрена связь и с парадными палатами: Грановитой, Золотой, Набережной. Основной жилой этаж включал ряд палат, расположенных друг за другом. Обычное для хором «государевой статьи» размещение помещений «стаей» здесь приобретает более официальный торжественный характер анфилады, замыкающейся опочивальней монарха. Царские придворные ожидали выхода самодержца в первой палате — приемной; за ней следовала «комната», выполнявшая функции гостиной и кабинета. В третьей палате стоял царский трон, а в четвертой находилось государево ложе. Ступенчато-ярусное построение объемов, пространственное обособление отдельных частей, живописность крылец и силуэта с высокой крышей терема и островерхими завершениями рундуков сохраняли принципы деревянного хоромного зодчества. Элементы регулярности сочетаются с красочным узорочьем. Резные белокаменные наличники и порталы были расписаны яркими красками, строгие горизонтали карнизов оживлялись сверкающими на солнце лазурными изразцами, линия конька терема обогащалась прорезным золоченым гребнем, архитектурный порядок дополнялся живописностью.

палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве представляют тип характерного для XVII в. комплекса каменных хором и храма, соединенных между собой крытым переходом (1657 г.)Все 3 этажа каменные. Объемы свободно сдвинуты относительно друг друга,ассиметрично разделены пилястрами.Вытянутая в высоту композиция церкви дополняет ансамбль,в основу которого положен принцип гармонического равновесия объемов,свободно ориентированные в пространстве.

Основным типом церквей становится бесстолпный приходский храм с кокошниками. После реформ патриарха Никона запрешается использование шатра над главным храмов и возводится какноническое пятиглавие. Возводится каноническое пятиглавие.Главный объем четверик,перекрытый сомкнутым сводом.Важным элементом стала перекрытая шатром колокольня,помешавшаяся часто над западным входом или рядом.Часто между шатровой колокольней и основным четвериком делалось более низкое,но довольно вместительное помощение трапезной,увел.площадь храма.Объмы колокольни обычно ставились либо по оси либо группировались ассиметрично.Декоративное узорочье усилиловало впечатление живописности и пластического богатства композиции.Сочетание многообъемности и жинирадостного по характеру,основанного на народных мотвах,красочного узорочья с геометрической цельностью каждого из объемов,-характерная черта тектонического строя храмовых композиций середины и втрой половины17 века.

Каменная церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628– 1653 гг.) — пример свободного сочетания в композиции различных по форме и размеров объемов.Строилась она на средства богатых купцов Никитниковых. выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. Церковь построена в 1628—1653 гг. в центре Москвы, в Китай-городе (см. т. 3, рис. 158), на средства купца Григория Никитникова, который хранил свои товары в подклете храма, а также за плату принимал на хранение товары других купцов "от воров и красного петуха" (пожара). Композиция типична для русской архитектуры XVII в. и следует принципу "формосложения", когда к основному объему, согласно симметрии, но свободно и живописно, "приращивают" приделы, лестницы, галереи. В данном случае симметричный объем ("четверик" с пятью главами) обстроен приделами, галереей с трапезной, соединен с шатровой колокольней и наружной лестницей с шатровым крыльцом. Церковь украшена множеством кокошников, белокаменной резьбой, металлическим кованым декором и росписями. Отдельные элементы воспроизводят декор царского Теремного дворца в Московском Кремле. Аналогичные ей московские храмы(церковь Рождества Богородицы в Путинках,церковь Николы в Берсеневе)

 

 

Общие стилевые черты архитектуры XVII в. обогащались местными художественными традициями и своеобразными композиционными приемами, наглядным примером чего являются архитектурные памятники Среднего Поволжья, особенно Ярославля. Этот город, стоявший на скрещении торговых путей из Москвы в Архангельск и Астрахань, в XVII столетии переживал свой «золотой век». В «Книге Большому чертежу», замечательном географическом документе 1627 г., написано: «Ярославль строением церковным вельми украшен и посадами велик». В середине XVII в. формируются специфические черты ярославского зодчества.

Церковь Ильи Пророка (1647— 1650 гг.), сооруженная во дворе именитых купцов Скрипиных, мало чем отличается в плане от московских посадских храмов. Мастера использовали более привычную схему соборного типа с двумя столбами и несущей стеной с проемами, закрывавшей алтарь и облег-чавшей устройство иконостаса.

Стройная шатровая колокольня служила пространственным ориентиром, как бы закреплявшим пересечение дорог. Главный западный фасад носил фронтальный характер, его фланги замыкались шатрами колокольни и придела.

Храм Иоанна Златоуста

Первый храм Иоанна Златоуста здесь возводят в 1649—1654 гг., второй — Владимирский (теплый) был построен в 1669 г., в промежутке между строительством этих церквей была сооружена колокольня. Пятиглавые храмы соборного типа с близкими размерами основных объемов поставлены по одной линии на расстоянии, равном их высоте.

Посередине между ними установлены ворота с миниатюрным ярусным верхом, контрастирующие с монументальными объемами храмов. Намеченная вертикалью ворот ось закреплена высокой (38 м) колокольней в глубине площади. Необычайно стройный восьмиугольный столп одной из красивейших шатровых колоколен XVII в., возвышающийся над главами церквей, объединил всю композицию. Обращенный в сторону Волги, прекрасно смотрящийся с ее просторов величественный ансамбль поражает своей уравновешенностью, сочетающей закономерность геометрических форм с живописностью.

Церковь Иоанна Златоуста представляет уже сложившееся архитектурное произведение ярославской школы. Кубический массив храма с трех сторон окружен галереей, восточные концы которой завершают приделами. Сохраняют зодчие и завершение стен закомарами, отвечающими характеру сводчатого покрытия. Полюбились ярославцам и шатры, симметрично расположенные по бокам пятиглавия на приделах.

Своеобразно также цветовое решение фасадов. На белой плоскости стен ярко выделяются кирпичные архитектурные членения и детали. Контраст белого фона и красных обрамлений не разрушал тектонику стены, как и отдельные плоскостные пятна сине-зеленых и желтых изразцов.

 

 

Еще более красочно убранство церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671 —1687 гг.). выстроенный на средства прихожан храм отразил соперничество богатых ярославских слобод.

Особенно поражает восточный фасад, Над полосой крупных полукружий апсид возвышается стена, словно вышитая фигурным кирпичом. На этом величественном пьедестале выстроились в ряд, пятнадцать куполов. Ритмичность горизонтальных объемов и плоскостей придает этому уникальному произведению особую устойчивость и величественность, несмотря на обилие декоративных форм. Именно удивительное сочетание структурного начала с цветистой росписью апсид, с затейливым кирпичным узорочьем и красочными пятнами изразцов составляет отличительную особенность храма в Толчков-ской слободе.

Особое место в культовой архитектуре XVII столетия занимают шатровые храмы, которые с середины века постепенно утрачивали свое назначение(причины раскол православной церкви, реформы патриарха никона) государственные идеи было принято снова олицетворять с 5 главием.

Шатровые завершения все чаще возводятся ради выразительности силуэта, столь полюбившегося народным мастерам. Они начинают приобретать декоративный характер, теряют свою монументальность и органичность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.009 с.)