Архитектура Петербурга первой трети 19 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Петербурга первой трети 19 века



Архитекту́ра Санкт-Петербу́рга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.В целом место, выбранное Петром, трудно назвать удобным для строительства. На территории Санкт-Петербурга скальные породы залегают примерно на глубине до 200—300 м и даже сейчас не могут быть использованы для строительства. К тому же чуть севернее города проходит стык Русской плиты и Скандинавского кристаллического щита, что делает территорию сейсмоопасной. Имеются геологические разломы и под самим городом.

 

Геополитические предпосылки

 

План местности, занятой впоследствии Петербургом. Составлен в 1698 комендантом крепости Ниеншанц Авраамом Крониортом, перевод Ц. И. Шварца, 1737 г

 

 

Археологические изыскания на территории Санкт-Петербурга открывают стоянки человека эпох каменного и железного века, поселения ижоры, карелов, варягов, новгородцев, финнов, шведов. Возраст некоторых стоянок на территории Ленинградской области превышает 8 тысяч лет.

Историческая область Ижора, расположенная по берегам Невы, на протяжении веков имела стратегическое значение. Для России это был кратчайший выход на Балтику, в Западную Европу. Поэтому в августе 1700 года Пётр, нарушив шаткое перемирие, объявил войну Швеции. Для обеспечения пути в Западную Европу необходимы были морской порт, верфь, крепости — то есть город на Неве. Другого варианта у Петра не было.Однако первые укрепления на Неве Петр I не построил, а захватил: это были Нотебург (октябрь 1702 г.) и Ниеншанц (1 (12) мая 1703). В боях участвовал сам тридцатилетний царь вместе с Меншиковым. Сразу же Нотебург был переименован в Шлиссельбург, а Ниеншанц — в Шлотбург. А через неделю Петр с Ламбером уже выбирали место для крепости на острове Заячий (он же Енисаари) в дельте Невы. Ламбер и начертил знаменитый неправильный шестиугольник с выступающими бастионами, занимающий почти весь остров. Первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга и по совместительству Ингерманландской губернии был назначен вездесущий Меншиков.

Первые здания

Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города; в 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного — северного — направления основная крепость была защищена вспомогательной — Кронверком, за которым был оставлен гласис — на его месте сейчас разбит Александровский парк[5]. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари — Берёзовый остров), который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.

вторая половина XVIII века — начало XIX века

1762—1780. Компактное градостроительство

В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (последние застраивать запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья).

В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санктпетербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий (10 сажен), на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план. Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана: известны варианты 1769, 1776, 1792, 1796 годов.

Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений[8].

Вторая половина XIX века — начало XX века

1836—1880 годы

В середине XIX века в связи с развитием новых экономических и социальных отношений единообразие и приказные порядки в архитектуре перестают быть главенствующими принципами. С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма (эклектики). С 1860-х годов расширяется строительство зданий из кирпича, металлических конструкций. В это время сложилась достаточно эффективная система управления градостроительством, позволившая к концу XIX века увеличить объёмы строительства в Петербурге более, чем в 20 раз[8].

С 1860-х годов производится создание системы дождевой канализации под главными улицами города, начиная с Гороховой улицы и Каменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применялась ассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы)[14]. Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. В 1861 году строится Главная водопроводная станция (Шпалерная ул., 56) и трубопроводная система водоснабжения.

Промышленные объекты возводились большей частью в периферийной зоне города: на Выборгской стороне, на Обводном канале. Появились железные дороги, а с ними Царскосельский (1837), Николаевский (1851), Варшавский и Петергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы. Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова.

1881—1900 годы

В конце XIX века на волне капиталистической индустриализации промышленная застройка городских окраин только усилилась. Петербург становится мощным транспортным узлом, формируются левобережная и правобережная железнодорожные транспортные системы, построены Морской канал и Морской порт на Гутуевском острове (1878—1885).

Развивалось жилищное строительство. К 1900 году в городе проживало 1248 тыс. чел., с пригородами 1439 тыс. чел., (больше, чем в Москве, но меньше, чем в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Вене). В конце века население города увеличивалось примерно на 40 тыс. человек за год, в основном за счёт приезжавших на заработки крестьян, а также учащихся. В год строилось до 500 каменных домов, разрешалось строить дома высотой 11 сажен (5-6 этажей), однако этого не хватало. Прибывающее население поселялось на рабочих окраинах в домах-казармах, деревянных заводских постройках. Вокруг Петербурга и даже в Финляндии создавались десятки дачных поселений

16. Архитектура эклектики (30 -90е гг. 19 века)

 

 

В начале XIX в Росстя переживала важные перемены в политике, соц-эконом и культурной жизни

Начиная с 1830 все чаще начинало складываться влияние капитализма и буржуазной идеологии на архитектуру. Все более разнообразными становилисьтипы здании и сооружении, стилистическое единство классицизма подвергалось решительному пересмотру в связи с появлением новых заказчиков – представ пром и торговой буржуазии. Они не желали мириться со стилевым единством архитектуры не отвечавшим буржуазной конкуренции.

В архитектуре ведутся стилизаторские поиски определяемые вкусами заказчиков.

Во второй половине XIX очень быстрый рост городов, это сказалось на характере культуры…

 

Технический прогресс – принес в архитектуру новые материалы и конструкции, появление сооружений нового типа – железно дорожные вокзалы с огромными перекрытиями, обширные торговые помещения(пассажи). Зданий банков мостов…

Металл(железо и сталь) широго внедряются в строительство. Для возведения большепролетных перекрытии, покрытии, куполов, фонарей верхнего света, опорных сталбов и целых сооружений.

Так же активно стало использоваться стекло.

 

Важным этапом в истории отечественной архитектуры явилось применение в конце XIX в. Несущих конструкций из нового материала – ЖЕЛЕЗОБЕТОН. Началась эра железобетона в России.

 

Устаревшую эпоху классицизма, архитекторы начали прибегать к сочитанию в одном произведении разностилевых элементов. Красота стала отображаться с насыщенностью украшениями. Архитектор выступал теперь в образе художника.

В 1840 годах в русскую архитектуру приходит увлечение итальянским Ренессансом а вслед за ним – барокко, в основном его поздней стадией –рококо (академическая эклектика)

 

Периодизация Архитектуры ЭКЛЕКТИКИ:

1830 – 1850е годы –ранний эклектизм (или Николаевская эпоха) перелом эстетических предпочтении (благодаря молодым архитекторам: Александр Брюллов, Андрей Штакеншнейдер, Михаил быковскии и др.)

1860-1890е годы – зрелый эклектизм, окончательно утвердились в архитектуре новые системы ценностей.

Ранний эклектизм

Яркии пример – Огюст Монферрфн, из Франции по преглашению Александра I. Приступил к строительству “ Исаакиевский собор”

Исаакиевский собор 1818-1858

Последнее произведение классицизма и вместе с тем и первым. Архитектура нового времени, применение высококачественных материалов, монолитные гранитные колонны…

Эклектизм храма читается в отдельных декоративных деталях интерьера, В плане здание выполнино в виде креста, по четырем сторонам его находятся портики. Широко используются средства выразительных искусств – скульпт и живопись.

Штакеншнейдер Андрей Иванович 1802-1865

Немец родился в РС

Мариинский дворец (1839-1844)

Главный фасад имеет трехчастную композицию. Он включает три ризалита с полуколоннами портиками и пилястрами коринфского ордера. Центральный ризалит подчеркнул арочной аркой первого этажа, несущей балкой, и венчающим массивным аттиком.

 

 

ЗРЕЛЫЙ ЭКЛЕКТИЗМ

Второй этап развития эклектики, связанный с серединой и второй половиной XIXvЮ дает сочитание самых различных стилистических воздействии. Классические традиции гаснут вовсе и окончательно беруверх различные псевдостили в убранстве фасадов и в оформлении внутренних помещении

Повышенный интерес к народной культуре… крестьянскому зодчиству и русской архитектуре- - это дало начало для появления псевдорусского стиля(под москвой был построен “теремок” воспроизведение крестьянской рубленной избы, художественная студия)

---Историческии музей (1875-1881)

Основной идеей которой придерживались архитекторы было “обновление русского зодчиства на началах истинной народности” ФАСАД и интерьер здания, росписи потолков и стен, рисунки мозаичных полов, оконные переплеты, наличники дверей и решетка представляют собой арх-живопис версию истории России. Удачно вписан фасад в общи ансамбль красной площади, украсив его двумя высокими и двумя низкими башнями, большой шатровой крышей и крыльцом, отделанным в древнерусском стиле.

 

Померанцев Александр Николаевич

Верхние торговые ряды (1889-1893) пассаж

+ Кирпичный стиль

своеобразное арх направление не подражающее ни одному арх стилю, он выражался в полной замене лепным кирпичным декором. Иными словами украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же материала что и стены

Кирпичный стиль – представляет собой рациональную эклектику для массового и утилитарного строительства

ВА Шретет

ИС КИТНЕР

все остальные названия здании такие что хер выговоришь т полюбому она не поверит что ты реал запомнил… ну как пример:

Китнер Иероним Севастьянович (1839-1929)

Из СП

Работал помошником архитектора… участвовал в построике дворца великого князя НИКОЛАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.018 с.)