Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восстановление и модернизация экономики стран Запада в 1945-1973
Введение. Раньше рассказывать об этой теме было достаточно просто. Существовала такая вещь, как ГМК – государственно-монополистический капитализм. При помощи этого инструмента всё и изучалось. Толковалось раньше все очень просто – есть классическая монополия. Она постепенно сливается с буржуазным государством с целью отодвинуть неотвратимый его конец и переход к социализму. Но этого не происходит. Логика Маркса работала в 19 веке – есть угнетаемый рабочий, государству на него все равно, есть злобный капиталист, выжимающий из него все соки. В начале века происходит драматизация ситуации – появляются монополии, задача которых выжать все соки из рабочих. И тут должен был произойти бунт, но….в игру вмешивается государство. Оно становится активным игроком в экономике (это и есть основной принцип ГМК) и далеко не всегда подчинено капиталу (Пример Греции и Испании). В 20 в. государство стало активным игроком общественной/экономической жизни – в этом и ест новизна ситуации. ПМВ стала первым опытом сотрудничества капитала и государства – необходимо было выживать в трудных условиях. Потом последовал период революционного натиска – тоже необходимо удерживаться вместе. Потом период стабилизации капитализма (нормальная волна кризис-подъём, термин этот – коминтерновский). А Дальше – страшный кризис 1929 г. Именно государство спасает ситуацию, классический пример – экономически-социальная система, созданная ФДР. В годы ВМВ – обострение, похожее на ПМВ, но в больших масштабах. Иными словами, в межвоенный период мы можем говорить о том, что регулирующая роль государства проявлялась только в экстремальных условиях. А после ВМВ она стала постоянным фактором. Главное отличие - ранее государство было временным инструментом. После ВМВ - постоянный фактор. Модели ГМК. Как мы помним из предыдущего курса, в межвоенный период активно существовали 3 модели ГМК: буржуазно-либеральная (Новый Курс), социал-реформистская (Франция Народного фронта) и тоталитарная (Германия и Италия). Первые две были самыми перспективными, третья – самой эффективной в краткосрочной перспективе. После ВМВ выжили первые две модели. Они оказывали прямое воздействие на политическую жизнь страны, в Европе эти модели периодически менялись.
Отличия этих моделей: их 2 – 1) социальные расходы; 2) доля рынка. В социал-реформистской модели – больше социальные расходы, больше государственная доля. В консервативной – наоборот, меньше социальных расходов, больше рынка. Но инструменты регулирования экономики – одни и те же. Инструменты регулирования экономики. Они бывают прямыми и косвенными. Они абсолютно одинаковы для двух моделей. Разница состоит в степени их использования: 1) Появление нового типа соб-ти – государственной. Источник – забранное у коллаборационистов (Франция, Италия) или национализированное/выкупленное и владельцев (Великобритания). В первую очередь, гос-во приобретало отрасли, производящие газ/электричество/уголь/водоснабжение/авиалинии/транспорт/связь/металлургию. Иными словами, коммунальные предприятия и предприятия,Производящие ресурсную базу. Почему? Потому что эти предприятия часто убыточные. Гос-ва берет и восстанавливает те жизненно важные отрасли, куда не хотят лезть частники, потому что восстанавливать дорого и убыточно, а прибыль с них не такая уж и большая. Государство, таким образом, берет стратегические отрасли (которые очень часто были убыточными), частники – прибыльные отрасли. И экономика начинает работать. Единства по поводу национализации нет. Ранее считалось, что частник нужен для организации пр-ва, а теперь стало очевидно, что и государство с этой ролью справляется неплохо. Частник боится. Что его отправят далеко и надолго. В результате, картина национализации в Западной Европе и США была следующей. Австрия – 67%, Франция – 40% (в пром-ти – 25%), Япония – 35% (и 20% в пром-ти), В США – 5% и 1%. Также необходимо учитывать, что в государственном секторе необходимо создавать класс чиновников-управленцев и стимулировать их работу (с частниками проще, они ради своей прибыли готовы ночами не спать). 2) Бюджет и налоги. Государство создаёт систему бюджета и планирует его. И предлагает отрасли, куда можно вложить. Этот инструмент регулирования становится самым важным в США – все дерутся из-за бюджета, появляются лобби (классический пример – известная авиакомпания Lockheed Martin). Налоги – аналогично, на них все основано. Благодаря им выдерживается баланс между государственными и иностранными инвестициями. Меньше налогов – больше инвестиций, и наоборот.
3) Инструменты косвенного регулирования. Здесь не одни инструмент, а целый набор. Один из элементов – государственное планирование. Оно есть директивное (СССР, план выполнить обязан – или будут проблемы) и индикативное (Франция, 5 республика, принимается государственный план развития ряда отраслей, выполняешь – получаешь бонус, не выполняешь – тоже неплохо, но и бонуса нет). В эту группу также входя банковские регуляторы экономики – в первую очередь, кредит и финансовая система. Есть еще финская модель государственного регулирования, лично рассказанная Л.С. Есть сахарный завод. Сырье закупает. У гос-ва контрольный пакет. И система такая: есть урожай - много продукта - много прибыли – делимся с государством прибылью. Мало урожая – мало продукта – мало прибыли – государство поможет. И такая схема работает. 4) Социальные расходы. Здесь необходимо помнить одну вещь. Долгое время, советская историография считала, что социальные расходы есть только в СССР, а за рубежом людей едят. Но тут внезапно оказалось, что 49% бюджета США в 1977 г. уходило на социальные расходы. Причем качество услуг было несопоставимым – например, Великобритания считалась образцом, там 3-е лейбористское пр-во во главе с Эттли постаралось. А теперь необходимо вкратце пройтись по странам и событиям. США. До 1948 г. – кризис, после 1948 г. – резкий взлёт, 178% довоенного пр-ва. Укрепление позиций крупного капитала. Экономика не носила частнокапиталистический характер периода prosperity, теперь была относительно значимая роль гос-ва как регулятора экономики. Рост числа членов профсоюзов – с 9 млн человек в 1939 до 14,3 млн в 1945. Трумэн провозгласил The Fair Deal – справедливый (честный) курс, направленный на максимальное сохранение достижений периода Нового курса Рузвельта. Противостояние по данному поводу между консерваторами и либералами. Июнь 1947 – закон Тафта-Хартли, ограничение ряда прав рабочих, например, право на проведение стачек. Антикоммунистическая кампания – большая часть рабочих её поддержала. Осень 1948 г. – новый кризис (но неглубокий). В 1952 г. достигли максимального довоенного пр-ва. В 1960 г. – население составляло уже 178 млн человек. Рост средней з/п в час - в 1960 она составляла 2,2 доллара. Спады были в 1953 и 1957 – но они оказались неглубокими. Великобритания. Война ударила серьезно. Приличное кол-во фабрик разрушено. Огромный госуд. долг – в июне 1945 г. он составил 21 млрд фунтов стерлингов. Внешний долг – 3,35 млрд. Англия начала сдавать позиции на рынках Британской Империи, туда массово хлынул поток американских дешевых товаров. Дефицит платёжного баланса в 1945 г. – 800 млн. фунтов стерлингов. Тем не менее, быстрый ост экономики – особенно при лейбористах. К 1947 г. был достигнут довоенный уровень пр-ва. Резкий рост экспорта – к 1950 он вырос на 53% по сравнению с 1937 г. 1946 – национализация угледобывающей пром-ти. Август 1947 – нац-ия ж/д и электроэнергетики. Основа национализации – возмещение убытков. 1947 – «Промышленный манифест», упор на традицинные ценности свободного предпринимательства. Несмотря на национализацию, почти вся администрация предприятий осталась на местах. Октябрь 1948 – попытка национализации предприятий, производящих сталь и чугун. Результат двойственный – билль приняли,но отложили исполнение до 1951 г. (консерваторы надеялись его заблокировать). Дополнительные меры по гос.регулировани экономики – военные заказы, исследования, попытки регулировать ввоз/вывоз/объем/экспорт капитала. В итоге получилась смешанная модель экономики, в которой доля гос-ва составляла около 20-25%. Это все существовало до эпохи тэтчеризма. Очень продуманная социальная система: лето 1948 – завершение создания системы всеобщего страхования, 1948 – начала работать Национальная служба здравоохранения, дешевое жилье, отменили закон 1927 г., ограничивавший деятельность профсоюзов. Но есть и проблемка – откуда деньги брать? Лейбористы действовали традиционно – увеличение государственного долга + рост налогов. 18 сентября 1949 г. – девальвация фунта стерлингов на 30 %, несмотря на экономию министра финансов С. Криппса[23].
Консерваторы во главе с Черчиллем, пришедшие к власти в 1951 году, оставили все мероприятия лейбористов в силе – вернули только в частные руки 55 металлургических заводов + грузовой транспорт + сократили программу стр-ва жилья. 1950 –е – рост британской экономики. Франция. Очень большие затраты на социальные программы. Национализация части пром-ти и банков. Утрата ростовщического характера капитализма, рост дохода корпораций, увеличении пр-ва. Это – вкратце, общие черты по трем основным странам. Более подробно экономику смотрим в соответствующем разделе по каждой из стран.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.009 с.) |