История Новейшего времени, ч. 2 (1945-2000) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Новейшего времени, ч. 2 (1945-2000)



История Новейшего времени, ч. 2 (1945-2000)

Итоги Второй Мировой войны

Логическое завершение Второй Мировой войны в Европе – это Потсдамская конференция (17 июля-2 августа 1945 года)[1]. Почему – на ней обсуждались основные принципы послевоенного переустройства мира и стало ясно, кто с каким активом к концу Второй Мировой и пришел[2]. Необходимо отметить одну вещь – при рассмотрении всего упомянутого в названии конспекта периода надо немного отойти от принципа историзма и привнести некоторую нотку собственных эмоций и воображения в происходящий процесс, иначе понять его будет достаточно трудно[3]. Итоги Второй Мировой войны проще всего рассмотреть, разумеется, по отдельным странам.

Итак, первая тройка игроков державы-победительницы:

СССР. До войны, несмотря на крайне мощную армию и развитую военно-промышленную систему, СССР не считался первостепенной державой в европейской политике (хотя и играл в ней определённую роль). В 1945 г. ситуация радикально изменилась. Советский Союз вынес на себе основную тяжесть войны с Германией[4]. Огромные людские потери – ориентировочно около 27-28 миллионов человек, 70 тыс. уничтоженных населенных пунктов, 32 тыс. уничтоженных предприятий. И при этом – крупнейшая сухопутная армия в Европе[5], которая имела реальный опыт ведения боевых действий и была очень хорошо подготовлены к ведению войны в любых условиях. Советский солдат обр. 1941 года, недостаточно обученный с относительно слабы вооружением сменился солдатом обр. 1945 г., отлично вооружённым, с отличной боевой/психологической подготовкой, солдатом-победителем, уничтожившим военную машину Германии. Европейцы долго не могли (а иногда – и до сих пор не могут) понять, как при таких разрушениях СССР создал такую мощную армию. Отныне, все вопросы международной жизни будут решаться с обязательным участием СССР. Важно помнить и другой фактор – помимо изменившейся военной картины, необходимо помнить и изменения на международной арене. До ВМВ Советский Союз был обороняющейся крепостью, которая считалась изгоем и дружить с ней особо никто не хотел[6]. А после ВМВ СССР стал мировой державой со своей зоной влияния, которая включала в себя практически всю Восточную Европу[7]. Советский режим, который, казалось, не устоит в 1941 г., не только выжил, но и вполне успешно развивался[8]. Здесь же необходимо вспомнить роспуск Коминтерна Сталиным в мае 1943 г. Почему? А зачем он нужен? Сталин разуверился в нем сразу после 7 Конгресса в 1935 г. и после завершения экономического кризиса в Европе и США. А при переговорах с союзниками об открытии Второго фронта он представлял собой неприятную помеху. Тут Коминтерна и не стало, вместо него чуть позже возникнет Коминформбюро, полномочия которого по сравнению с Коминтерном были шибко урезаны.

Другим итогом ВМВ, связанным с СССР, стало формирование биполярного мира и последующего противостояния систем – системы социализма и системы капитализма.

США и капиталистический мир. Следующим итогом стало изменение расстановки сил внутри капиталистического лагеря. Доминирование США – как в экономике, так и в военно-политической сфере. Резкое снижение роли Англии и Франции, основных игроков в Европе (и в мире) перед ВМВ. Выведение из строя Германии/Италии Японии/, они теперь на подчинённом положении. США, как упоминалось выше, безоговорочный лидер. Боевые потери (убитыми) – всего около 400 тыс. человек. Но – резкий взлет промышленности, полный выход из экономического кризиса, удвоение рождаемости, введение плана Маршала для Европы, наличие атомных бомб показали, кто же в капиталистическом лагере является настоящим хозяином.

Следующий итог – очередной рост уровня политизированности масс. ВМВ – однозначно была войн народов и масс, попытки сговориться за спиной воюющих народов успеха не имели (см. неудачные переговоры генерала Вольфа о заключении сепаратного мира в 1945 г.с союзниками). Еще один пример – движение Сопротивления. Капитал в послевоенной политике сделали именно участники этого движения, к ним пытались влезть не особо активные борцы с нацизмом (это касается, в основном, Франции и Италии). Отсюда вытекает еще один итог войны – все европейские страны желают побыстрее стряхнуть с себя последствия фашистского периода.

Демографический итог – 110 млн. пострадавших, 60 млн. убитых, 15 млн. переселенцев. Тектонические сдвиги в Европе. Эти переселенцы активно включаются в политическую жизнь и имеют приличный политический вес.

Практически сразу назревает противостояние систем – американцы и англичане уже к весне 1946 г. поняли, что Сталиным договориться не удастся и противостоянию быть.

Дипломатические итоги. Создание ООН – более эффективного «идеологического наследника» Лиги Наций 26 июня 1945 г. на Сан-францисской конференции[9]. Парижские переговоры февраля 1947 г. – заключение мирных договор победителей со следующими побеждёнными странами и взимание репараций: Италия (360 млн. долларов), Финляндия (300), Венгрия (300), Румыния (300), Болгария (70). Основные положения договоров: прекращение состояния войны, вступление этих стран в ООН, границы (почти всегда) – на момент 1939 г., политические постановления, ограничение армий. Сюда же необходимо добавить наличие зон оккупации в Германии. По поводу Германии – в Ялте были приняты три Д, в Потсдаме – 4Д: демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация[10]. Осуществление этих 4 принципов и стало одной из причин развития Холодной войны – на Западе и востоке и трактовали по-разному – на Западе – через принципы капитализма, на Востоке – через принципы социализма. Раскол Германии на части предопределен заранее, ни Сталин ни союзники уступать не хотят.

Вот, в целом, все итоги. Главное – необходимо отделять итоги ВМВ от предпосылок Холодной войны, они несколько различны.

 

Начало Холодной войны

От автора (Федюшко Д. И.). Вопрос крайне сложный (и интересный одновременно). До сих пор не утихают вопросы, кто же непосредственно войну начал. Некоторые говорят – США, некоторые – СССР, некоторые – обе стороны виновны. Наиболее взвешенная – третья точка зрения, свой вклад внесли все. Категоричных оценок Холодная война (далее – ХВ) не приемлет. Победитель в ней вполне ясен[16]. Кто начал – вопрос более тяжёлый. И Трумэн, и Сталин внесли свою лепту в её начало – а дальше процесс просто начал набирать обороты. «Декан историков Холодной войны» ((the Dean of the Cold War historians), профессор Университета Огайо уже Йельского университета Джон Льюис Гэддис большую вину возлагает на Сталина – не на СССР как на государство, а лично на Сталина, говоря о его стремлении к имперскому господству, которое сочеталось с крупнейшими просчётами во внешней политике.

Начало Холодной войны. В первую очередь, необходимо дать определение Холодной войны. Определение Льва Сергеевича (с которым ваш покорный слуга во многом согласен, но его бы немного дополнил) – это война без непосредственного применения силы. Было определение и у Советской историографии: ХВ – война империалистических держав, направленная на устранение советской системы. Правильно – но однобоко. Есть более адекватное определение ХВ – и тоже от Льва Сергеевича. ХВ – это состояние биполярной системы, которое характеризуется жесткой конфронтацией двух сверхдержав – США и СССР. Здесь надо учитывать ещё одну вещь, о которой он говорил – ничего сверхъестественного в этом нет, противостояние держав было всегда. Другой вопрос, что ядерное оружие и идеологический подход (без которого ХВ невозможна априори) эту схему осложнили, причем очень сильно.

Хронология ХВ. Вопрос спорный невероятно. Ряд авторов говорит, что ХВ началась в 1919 году после интервенции США на север России. Бытует точка зрения, что современный мир – новый виток Холодной войны, но с другими соперниками. Тем не менее, есть некоторая общепринятая (как у нас, так и на Западе) хронология – её мы и будем придерживаться.

- 5 марта 1946 г. – речь У. Черчилля в колледже г. Фултон, штат Миссури. Называлась она The Sinews of Peace (досл. Сухожилия мира, у нас переводят «мускулы мира». Обыгрывается английский фразеологизм – sinews of war, который в русском переводе означает средства ведения войны). Официальный сигнал к началу ХВ, уже 17 марта в газете «Правда» появилась ответная разгромная статья.

- Эскалация ХВ – 5 марта 1946 г. (Фултонская речь)-7 октября 1949 г. (создание и конституционное оформление ФРГ и ГДР). Особого накала пока нет.

- Самый напряжённый этап: 1949-октябрь 1962 г. (Карибский кризис). Противостояние в Корее, Суэцкий кризис, начало проблем на Ближнем востоке (Израиль vs арабские государства), Персия, создание второго противостоящего блока – ОВД и, наконец, Карибский кризис, который почти закончился ядерной войной.

- Снижение напряжённости: октябрь 1962 г.- февраль 1969 г. Советско-американские отношения осложняет Вьетнамская война, но в целом намечается позитивная тенденция и ограничение ядерных вооружений.

- Разрядка: февраль 1969 г. – июнь 1976 г. Самый позитивный период советско-американских отношений. Политические/экономические договорённости, ограничение стратегических вооружений, первый визит президента Никсона в Москву, улучшение советско-китайских и американо-китайских отношений.

- Конец разрядки: июль 1976 г. – ноябрь 1980 г. После отставки Никсона и недолгого президентства Форда к власти пришел Джим Картер и разрядка начал плавно сворачиваться. Советское вторжение в Афганистан в декабре 1979 г. официально положило конец разрядке.

- Конфронтация: 1980 – 1988 г. Строительство программы СОИ, поставки оружия/инструкторов/материалов в Афганистан. Период связан с именем Рейгана, хотя, по мнению Льва Сергеевича, лично с ним связан не был – такова была логика противостояния. С 1985 г. – потепление отношений.

-Окончание Холодной войны: 1988-1991, январь 1992 г. – Кэмп-Дэвидские соглашения.

Характеристика ХВ: Проще всего охарактеризовать ХВ при помощи ряда факторов:

-противостояние сверхдержав (США-СССР);

- идеологическая окраска этого противостояния

- использование фактора наличия ядерного оружия/стратегических вооружений[17];

- использование военного потенциала в политических целях;

- переход от крупномасштабных войн к локальным конфликтам. Они бывают двух типов – воют местные с местными, а их поддерживают сверхдержавы или же крупная держава воюет против местных, которых поддерживает другая сверхдержава (Вьетнам, Корея, Афганистан).

- постоянная смена периодов стабильности и упадка в отношениях США-СССР.

- широкое использование разведывательных служб

- создание военно-политических блоков – НАТО и ОВД.

Начало ХВ. А теперь - вкратце по датам разберём начальный этап ХВ. Фултонская речь Черчилля от 5 марта 1946 г. уже упоминалась. Попутно необходимо упомянуть о двух идеолого-практических документах начала ХВ – телеграмма Джорджа Кенана (зам.посла США в Москве), июнь 1947 г. и меморандум советского посла в Вашингтоне А.А. Громыко «О стремлении США к мировому господству», 1946 г. Девиз первого документа – containment, сдерживание ССССР тремя путями: 1) создание оппозиционных блоков и пограничное сдерживание; 2) сдерживание экономическое; 3) сдерживание внутреннее (или социальное). Что значит последняя группа, объяснить трудно[18]. Суть документа Громыко проще – США хотят захватить мир военным методом. И точка.

Март 1947 г. – Доктрина Трумэна, финансовая помощь Греции и Турции (на самом деле, появление американских интересов в районе Чёрного моря = жизненно важного региона СССР). 27-28 августа 1947 – меморандум СНБ-68, готовность США первыми применить силу. Постепенно агрессивность двух держав привела к усилению оборонного потенциала и создала страшный круг, из которого удалось выбраться только с разрядкой.

Июнь 1947 г. – введение плана Маршала и отказ от него СССР (а позже и ряда участников соцлагеря), что вызвало обострение отношений между сверхдержавами. Поражение советской дипломатии – рост недовольства в странах соцлагеря, помощь СССР оп масштабам в сравнение не идёт с американской.

Блоковая система. Как было сказано выше, одной из черт ХВ было массовое создание блоков. Итак, вкратце – о каждом из них:

- 1947 – Пакт Рио. Все члены Панамериканского союза, кроме Канады. Договор о военной помощи в случае нападения на участника (в т.ч. и в случае появления партизанского движения);

- 1948 – поправка Ванденберга, разрешение президенту США вступать в союзы в мирное время. Используется до сих пор. 4 пункт Трумэна из послания Конгрессу (т.н. State of the Union) от января 1949 г. – право поставлять снаряжение/военную технику/башлять бабло тем странам, где есть жизненно важные интересы США (а есть они почти везде). 1954 – поправка Эллендера: даже если страна, где есть жизненно важные интересы США не хочет принимать поставки, президент может вынудить её это сделать.

Юго-Восточная Азия:

- 1966 г. – АЗПАК: Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Республика Корея, Тайвань, до 1975 – Южный Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Япония. Политическо-культурный союз, на деле – направлен против «социалистических азиатских стран»

- 1956 г. – СЕАТО: США, Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Филиппины, Франция (до 1974), Таиланд (до 1975), Пакистан (до 1973), партнеры – Южная Корея и Южный Вьетнам. Военно-политический блок. Распущен в 1977 г.

Ближний Восток:

- 1955 – Багдадский пакт: Турция и Ирак, потом сразу же присоединились Великобритания, Пакистан, Иран и блок стал называться СЕНТО. Существовал до 1979 года, потом распущен. США официально не входили, но участие в его работе принимали.

Европа:

- 1949 г. – НАТО. Почему Североатлантический альянс? Стремились наложить на блок региональность, чтобы не противоречил Уставу ООН. Основатели - США, Великобритания, Франция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Италия, Канада, Исландия.

- май 1955 г. – в ответ на вступление ФРГ в НАТО была создана Организация Варшавского Договора (ОВД): СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Албания (до 1968),

Итоги: К 1950 году выяснилось, что система сдерживания не особо работает. СССР медленно, но верно восстанавливался, советская армия[19] была по-прежнему самой мощной, СССР обладал ядерным оружием, появился второй коммунистический гигант в Ю-В Азии, граничащий с СССР – КНР[20], появилось и конституционно оформилось ГДР. Поэтому резко возрастает риск применения ядерного оружия и начинается ядерная гонка. Война в коре в 1950-53 реально стала проверкой биполярной системы на прочность. Итог войны – никакой, был очень велик шанс ядерной бомбардировки территории Кореи, но американцы в последний момент остановились. Корея стала моделью локальной войны.

 

Неоконсерватизм

Появление неоконсерватизма. Рост неоконсервативных настроений пришелся на окончание кризисов, описанных в предыдущем вопросе (автор данного конспекта, Федюшко Д. И., в силу своей американистической принадлежности, склонен соотносить его с первым президентством Рональда Рейгана (1981-85). Разумеется, этот взгляд субъективен).

В традиционном понимании консерватизм очень часто воспринимают с некоторым негативным оттенком. Это, на самом деле, система взглядов, главный постулат которой состоит в том, что люди никогда не могут быть равными по определению (А далее идут модификации. Их, в основном, две: 1) все не могут быть равными – давайте бросим тех, кто не может существовать в этом мире. Это rigid individualism. 2) все не равны, поэтому давайте поможет слабым «социальное государство»). Консерваторы не являются противниками прогресса, они просто считают, что все попытки преодолеть неравенство обречены на провал. Для консерватора в моральном плане есть две вещи, которые незаменимы – это семья и религия.

Ранее полагали, что консерватизм в науке – нетерпимость к нововведениям. Лев Сергеевич вполне обоснованно считает, что консервативность в науке – это приверженность фундаментальным научным принципам и ничего в этом плохого нет.

Консерватизм в экономике – это возрождение старой теории laissez-faire. Эта идеология возрождается на новой основе.

Неоконсервативная теория приходит так. Вряд ли логично полагать, что политики неоконсервативного направления были великими учеными, они были прагматиками. И Тэтчер, и Рейган были практиками, но у них были команды ученых-экономистов.

Основные принципы неоконсерватизма:

1. Сократить государственное вмешательство. Кейнсианская теория требует слишком большой роли государства в экономике – её надо очень сильно урезать;

2. Кейнс был неправ. Главный враг отныне - не безработица, а инфляция. Нужно бороться с инфляцией монетарными методами. Монетаризм - антиинфляционная политика государства.

Сокращение денежной массы, государственных расходов, повышение ставки кредита, сбалансированный бюджет, свобода движения капитала, отказ от контроля над ценами.

В основе этого лежит количественная теория денег.

PQ = MV

Цена умножить на объем производства равна количеству денег и скорости их обращения.

P - prices. Это все-все-все цены.

Q - quantity, количество актов транзакции денег. Общее количество денег купли и продажи.

M - mass of money - масса денег в обороте. Это деньги во всех видах.

V - velocity - скорость обращения.

Государство легко может менять первые два показателя, с деньгами получается проще чем с ценами (их можно элементарно напечатать или занять).

Монетаристская тоерия дала ответ на один из главных вопросов людей: «Сколько денег вам нужно для счастья?».

Необходимо помнить одну вещь. Согласно неоконсервативным идеям, государство не уходит из экономической жизни. Оно перемещается из сферы производства в сферу обращения и это очень важно.

Неоконсерватизм полностью изменяет старую формулу Кейнса. Раньше спрос стимулирует предложение. Теперь надо вкладывать деньги в пр-во. Нужно было, чтобы люди вкладывали деньги в производство. Нужно сократить налоги с высокодоходных отраслей, нужно сделать условия для инвестиций куда надо и т.п. Выясняется, что, если дорогие деньги приходят в пр-во, то оно обновляется, его ассортимент растет, оно выходит на рынок. И это стимулирует спрос. Тут предложение определяет спрос, и ликвидируется неэффективный госсектор.

Отсюда денационализация, продажа госсобственности, что позволит передать госсобственность более эффеткивному частнику. Если продавать не крупным собственикам, а мелкие акции, продавать квартиры собственникам по отдельности, то будут расширяться слои среднего класса.

Еще одна составляющая неоконсервативной идеи – социальные расходы. Согласно теории, их надо сократить. Но теперь это получается далеко не всегда. Вывод – необходимо сделать социальные расходы эффективными. Например, ввели систему контроля занятости на бирже труда. Ты безработный – тебе предлагают работу, до неё есть пособие по безработице. Отказываешься один раз – дают вторую работу. Отказываешься от второй – дают третью. Отказываешься от третьей – снимают пособие по безработице. И так далее. Неверно полагать, что социальные расходы убрали вообще.

Информационное общество

От автора [25]. Самый загадочный вопрос. Ответ, казалось бы, крайне простой – информационное об-во – это то общество, в котором информация стала экономической категорией и приобрела качества товара (т.е., её можно производить и продавать). Но определение это достаточно упрощённое. Необходимо его уточнить и развить.

Информационное общество. Теоретическая концепция постиндустриального общества: историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания.

Итак, основные черты информационного об-ва (в просторечии – ИИ):

- резкое увеличение роли знаний/информации/информационных технологий в жизни об-ва;

- рост доли людей, занятых пр-вом информации в ВВП страны;

- резко нарастающая информатизация об-ва при помощи техники;

- создание глобального информационного пространства (Интернет, вестимо)

- идея «электронного пр-ва».

Автором идеи является профессор Токийского университета Ю. Хаяши. Его идею развили американец Ф. Махлуп (1962) и японец Т. Умесао (1963). Термин стал общеупотребительным после того, как была опубликована одна из ключевых работ Збигнева Бжезинского “Between two ages: America`s role in the technetronic age”, 1970 г. Собственно говоря, наиболее верным переводом словосочетания «информационное общество» на английский язык и будет «technetronic era|age». В 1992 г. Клинтон и Гор употребили этот термин в своём известном докладе в Национальном научном фонде. ООН даже установил день информационного об-ва – 17 мая.

Так что же это такое?

Социолог У. Мартин предлагает следующий подход. ИИ можно охарактеризовать при помощи ряда факторов:

1) Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

2) Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

3) Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

4) Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

5) Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Согласно этой же теории, есть ряд нововведений ИИ по сравнению с постиндустриальный обществом:

- структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

- растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

- широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

- развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

- поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

- широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

Другой американский социолог Д. Белл предлагает еще более простую концепцию. То общество, в котором компьютер играет главную роль при пр-ве/распространении/обработке информации и имеются развитые телекоммуникации – и есть информационное.

Говоря об ИИ, необходимо учесть и социальные последствия его развития. Это, в первую очередь, политика учётности населения. Два самых известных её аспекта – развитие биометрии для учёта действий людей и использование криптографии.

 

М. Тэтчер и тэтчеризм

Кабинет М. Тэтчер. Происхождение М. Тэтчер – из богатой семьи, отличное образование, по профессии – химик. Вождистские качества, личная харизма. Но в политику она шла с молодости. В 1951 г. возглавила консервативную организацию в университете, в 1959 г. она стала членом парламента, потом членом теневого кабинета Хита. В 1959 г. на первом же выступлении протолкнула билль о пенсиях (1959 г.). В 1960-х годах начались молодежные бунты, но общество не стало выразителем левых настроений, а, наоборот, поправело – оно увидело всю эту опасность молодёжных бунтов. Этим Тэтчер и воспользовалась – подобная правая агрессивность ей очень помогла.

Главный элемент её удачи – она долго оставалась «темной лошадкой», никто даже и не догадывался о её возможностях. На выборах лидера фракции в 1979 г. за Тэтчер проголосовали 130 человек, за Хита – 119. Хит на всю жизнь затаил обиду на Тэтчер. Фрэнсис Пим, министр обороны периода Фолклендской войны, говорил, что причинами успеха Тэтчер явилось то, что она могла сформулировать свою позицию четко, обладала определенной харизмой, её взгляды находили эмоциональный отклик в партии и стране.

1979 г. – небольшой рост пр-ва, 1980-82 – новый кризис. Безработица до 1986 г. – 13-14% трудоспособного населения, резкое снижение производственной мощи пром-ти. Падение пр-ва – вплоть до 15%.

Ттэчер убедилась, что Кейнс здесь не работает. Надо искать другие методы. Вместе со своим неизменным канцлером казначейства Джеффри Хау, она взяла классическую идеологию монетаризма, описанную в билете «Неоконсерватизм». Теория денег в действии. Сокращение социальных расходов, отказ от контроля за ценами, отмена лимита процентной ставки банков (это необходимо для того, чтобы она резко взлетела вверх). Разрешение свободного движения капиталов. Приватизация части государственного сектора. Тэтчер сбрасывает с плеч государства неэффективное производство, создает благоприятные условия для инвестирования в передовые отрасли. Продаются убыточные вещи – авиатранспорт, телефон, газ и нефть (частично). Результат – сокращение инфляции до 5% в год. Резкий рост объема капиталовложений, страна вышла по этому показателю на второе место после США (ориентировочно – 13 млрд фунтов стерлингов). Сокращение предпринимательской деятельности государства. Тем не менее, надо помнить – свертывания государственного вмешательства в экономику нет! Государство из сферы производства переносится в сферу обращения, основной инструмент регулирования экономики – государственный бюджет. Что касается налогов – снижение налогов на крупные корпорации (с 50% до 35%) и одновременное увеличение косвенных налогов. Британия вышла на стабильные темпы роста – 4% в год. В государственном секторе осталось 6,5% собственности к 1987 г.

Рост популярности ценных бумаг – их мог купить каждый британец. Резкий рост среднего класса. Продавалось дешевое муниципальное жилье – ипотека на 30 лет под 1-2% в год (правда, потом ставка поднялась). Всего было продано около 1 млн квартир. Число собственников (иногда его отождествляют со средним классом) выросло с 9 до 20 млн., что во многом помогло консерваторам долго удержаться у власти – аж до 1997 г.

Социальная политика также иная. Все направлено на то, чтобы дать не кусочек хлеба, а удочку – мобильность, курсы переквалификации и т.д. В итоге беззаботность к 1987 г. составляла около 320 тыс. человек. Реформа образования, ввод в действие учебных планов. Обязательно помнить о внутреннем консервативном настрое Тэтчер – он прямо отразился на социальной политике.

Была и цена реформ. С профсоюзами обходились очень жестко. 1980 и 1982 г. – два закона о занятости. Первый ставил под запрет все виды стачек, второй отменял право преимущественного приёма на работы членов профсоюза. 1982 – отмена соглашения с тред-юнионами о минимальной з/п. 14 мая 1980 и 22 сентября 1982 г. – голодные походы на Лондон. Март 1981 г. – создание Социал-демократической партии, они отпочковались от лейбористов и ослабили их позиции.

Резкий рост числа населения, живущего за чертой бедности – в 1987 г. их было 14 млн человек. Тэтчер закрыла 20 убыточных шахт в 1984 г., шахтёры возмутились, их тут же уволили (1/3), остальных обложили штрафом. То же самое произошло и с типографскими рабочими. Плюс переквалификация.

На выборах 1983 и 1987 гг. победили консерваторы – со значительным отрывом 397/209 (у лейбористов) и 376/229.

Во внешней политике – жесткость и неуступчивость по отношению к СССР. Фолклендская война – весна-лето 1982 г., поражение аргентины.

Итог: появляется термин «тэтчеризм». Он стоит из ряда компонентов, это сплав идеологии и интуиции: приверженность британским моральным ценностям + неоконсервативная идеология в экономике/социальной политике + имперская внешняя политика + интуиция Тэтчер и её политическая харизма + решительность Тэтчер.

Ошибкой Тэтчер стала идея введения подушного налога на избирателей – каждый платит за право голосовать (это должно было компенсировать снижение земельных налогов на инновационные предприятии в регионах). Внутрипартийные склоки. Проблемы в социальной сфере (резкое её ухудшение). Упрямость Тэтчер – в т.ч и по европейской интеграции. Всё это привело к её свержению.

В 1990 г. Тэтчер победила на выборах от фракции, но её рейтинг был очень низким – около 40%. Должность премьера перешла к Джону Мэйджору, который и выиграл выборы 1992 г.

 

Великобритания в 1990-е гг.

Кабинет Д. Ьэйджора 1990-92. В период с 1990 по 1992 г. вместо Тэтчер Джон Мэйджор выполнял должность премьер-министра Великобритании. Его происхождение было тоже не очень благородное – он был сыном циркового акробата. По профессии сначала был разнорабочим, потом – бумажным клерком. Но ему повезло и он вошел в большую политику. Это важная тенденция. Она показывает ослабление доверия общества к аристократии, резко увеличивается роль среднего класса Мэйджор управлял – но управлял сзади, не выдвигаясь на ведущие роли. В новый кабинет вошли как сторонники М. Тэтчер, так и её противники (министром окружающей среды стал М. Хэзлтайн, новым председателем Консервативной партии стал К. Паттен, тоже противник Тэтчер). Отмена poll tax – упомянутого выше налога за право голосовать. Была восстановлена коллегиальность принимаемых решений, улучшение отношений с Конфедерацией британской промышленности. Вектор такой – с одной стороны, Мэйджор стремился сохранить достижения Тэтчер, с другой – уйти от крайностей. Он одобрил модель смешанной деятельности гос-ва и бизнеса в сфере социальных услуг, но сказал, что эти услуги должны быть более хорошего качества. Было подготовлено около 20 «Хартий граждан», в которых содержались требования разных категорий граждан государству, какими должны быть те или иные социальные услуги.

Весной 1992 г. состоялись парламентские выборы. Консерваторы получили 41,9% голосов избирателей/338 мест, лейбористы – 34,4%/271, либерал-демократы – 17,8/20.

Второй кабинет Д. Мэйджора. Несколько изменился состав кабинета – Хэзлтайн стал министром торговли и пром-ти, министром финансов стал опытный К. Кларк. Ожидался разрыв с практикой М. Тэтчер, но его не случилось.

Первая половина 1990-х – спад промышленного пр-ва. Рост инфляции 0 она составила 10%. Улучшение наметилось только в 1994 г. Мэдйжор решил пойти курсом Тэтчер, но без крайностей. Завершена приватизация угледобывающей пром-ти и электроэнергетики. Льготная продажа домов, поддержка малого бизнеса, поощрение развития конкуренции на государственных предприятиях. Ликвидация Национального совета экономического развития (раньше там сотрудничали гос-во, бизнес и профсоюзы), следовательно, роль профсоюзов значительно упала. Реформа налоговой система – снижение прямых налогов для роста бизнеса и увеличение ряд косвенных. Социальная политика – здесь Мэйджор стремился обеспечить большую стабильность. Ставка делалась не на повышение государственных расходов, а на улучшение эффективности качества обслуживания. Рамзер пенсий увеличивался, порядок их выплаты – нет. С весны 1996 г. выплачивали пособие для ищущих работы. Одобрение Маастрихстских соглашений (), 1995 – прекращение огня в Ирландии. Но особой популярности консерваторам это не прибавило, их авторитет стремительно тает.

А тут и лейбористы подтягиваются. Проиграв выборы 1987 и 1992 гг., лидер лейбористов Н. Киннок ушел в отставку. Его преемник Джон Смит с трудом улаживал споры между теми, кто ориентировался на рабочий характер движения и теми, кто стремился лейборизм реформировать (в число реформаторов входил Э. Блэр). Здесь Блэр, конечно же, ключевая фигура. Осенью 1994 г. он предложил изменить формулировку 4го пункта (цель лейбористской партии – обобществление средств пр-ва). Новая формулировка – «цель партии – создание динамичной экономики, в которой рынок, предпринимательство и конкуренция взаимодействуют очень тесно с партнёрством и кооперацией». Изменение было принято 29 апреля 1995 г., произошла идеологическая перестройка партии. Концепция «нового лейборизма» - социально ориентированная рыночная экономика с сочетанием индивидуальной инициативы, предпринимательства и коллективизма.

В 1997 г. прошли выборы. Ошеломляющий успех лейбористов – 43,2%/419 мест, консерваторы – 30,7%/165 мест, либеральные демократы – 16,8%/46 мест. Премьер-министром Великобритании в 1997 г. стал Э. Блэр. Ему было 44 года.

Первый кабинет Э. Блэра (1997-2001). Э. Блэр отчетливо осознавал, что нельзя идти по пути чистого неоконсерватизма или чистого неолиберализма. В первом случае это – монетаристская политика и возврат к идеям тэтчеризма (что для лейбориста было немыслимым), второе – сокращаем оборонные расходы, печатаем деньги, увеличиваем социальные программы. Идея конституционной реформы. Была проведена деволюция – предоставление дополнительных прав Шотландии и Уэльсу, они даже начали выбирать свои национальные ассамблеи. У этих ассамблей был ряд прав – они решали сельскохозяйственные, образовательные, лесные проблемы + проблемы здравоохранения в регионах. Вопрос о судьбе монархии остро стал после гибели в 1997 г. леди Дианы. 1998 – соглашение Страстной пятницы, между юнионистами и сепаратистами. Предусматривалась возможность проведения в Северной Ирландии референдума на самоопределение. Не вышли, но ИРА сопротивления не прекратила.

1999 г. – реформа местного самоуправления. Созданы 9 агентств регионального развития (важно, т.к. разница в развитиях регионов Англии была существенной, север развит значительно хуже). Конституционная реформа – реформа Палаты лордов. Лорды лишаются права заседать и принимать решения по праву рождения. Блэр ввел пост мэра Лондона – в 1999 г. (В данный момент им является Джонсон).

Социальная политика – максимальный рабочий день (включая сверхурочное время) - 8 часов, обязательный 3недельный оплачиваемый отпуск у рабочих. Закон был принят в 1997 г.

Выборы 2001 г. – грандиозная победа лейбористов. Они набрали 40,7%/416 мест, консерваторы – 31,7%/166 мест, либеральные демократы – 18,3%/52 места.

 

Великобритания в 2000-е г.

Второй кабинет Э. Блэра (2001-2005). Важная реформа судебной системы. Лорд-канцлер – это глава Палаты Лордов и министр юстиции одновременно. В итоге было принято решение выделить верховный суд и систему юстиции в отдельное ведомств, лордов-судей вывели из палаты лордов. Реформа прошла в 2005 г., Верховный суд начал работать с 2009 г.

2002 г. – проект создания независимых клиник на финансировании специальных фондов и сделать так, чтобы зарплата врачей не зависела от бюрократов. Большинство проголосовало «за», хотя были и противники системы, которые говорили, что она подрывает принципы первого (в общем счете, конечно же, третьего) лейбористского пр-ва. Такие клиники начали открываться 2004 г., в 2009 г. их было более 120.

Реформа высшего образования. Блэр решил реформировать высшую школу – ввести ряд общих курсов и одновременно повысить уровень академической свободы. Университеты получили право повышать стоимость образования. Есть система грантов для очень способных и малообеспеченных, но, в целом, этот проект подвергся очень серьезной критике. Реформа началась с 2004 г.

2005 г. – Закон о гражданских партнерствах, равенство обычных браков и однополых. 2006 г. – закон о курении в общественных местах.

Внешняя политика – абсолютное и полное согласие с США. Парламентский скандал, когда Блэр сначала еле-еле доказал необходимость войны в Ираке, а потом разведка опубликовала ряд материалов и выяснилось, что все не совсем так и угроза была только «косвенной». Комиссия лорда Хаттона в январе 2004 г. сняла с Блэра все обвинения в неправильном решении о вводе войск. Но уже в феврале 2004 г. комиссия лорда Баатлера, она в июле 2004 г. опубликовала доклад, в котором обвинила Э. Блэра в «поспешности». Итог – ничего серьёзного, но, тем не менее, неприятно.

В целом, снижение инфляции, большой экономический рост, улучшенная социальная сфера. Безработица самая низкая за 30 лет. Средний уровень дохода за 1997-2005 вырос на 19%

5 мая 2005 г. состоялись выборы. Лейбористы получили 35,3%/356 мест, консерватор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.074 с.)