Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Служба судебных приставов
КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ
Структура Федеральной службы судебных приставов Как органа дознания
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Рассмотрение дела судом завершается вынесением решения и пока решение суда не будет исполнено – нарушенные права граждан и организаций не будут восстановлены и правосудие не достигнет своей цели. В такой ситуации отсутствия реальной и действенной защиты прав лиц и организаций не может идти речи о наличии правового государства в нашей стране. К середине 90-х годов в Российской Федерации сложилась тяжелая ситуация в сфере исполнения судебных решений: ввиду неэффективности имевшейся системы исполнительного производства значительная часть судебных решений, особенно в части денежных взысканий, не исполнялась. Для решения указанной проблемы в 1997 году после подготовки необходимой нормативной базы в России была создана служба судебных приставов.[9] Основным ее предназначением является исполнение решений суда, обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение безопасности участников судебных процессов. УПК РФ 2001 года для более эффективного решения поставленных перед службой задач судебным приставам было предоставлено право производства дознания по делам о некоторых преступлениях против правосудия, которые выявляются в ходе деятельности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по организации установленного порядка деятельности судов. В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 УПК РФ органами дознания являются: главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Для реализации предоставленных УПК РФ полномочий Приказом Минюста РФ от 21 января 2002 г. № 71-к в структуре Департамента судебных приставов Минюста РФ был образован отдел дознания и административной практики[10], а в соответствии с приказом Минюста РФ от 22 февраля 2002 г. № 257-к в территориальных органах Минюста РФ были созданы отделы (группы) дознания службы судебных приставов[11], преобразованные в настоящее время, в связи с созданием Федеральной службы судебных приставов в отделы организации дознания и административной практики[12]. Однако, в настоящее время в районных (межрайонных) подразделениях службы судебных приставов отделов (групп) дознания не существует, что затрудняет организацию деятельности по выявлению преступлений и производству дознания.
На сегодняшний день формирование ФССП России практически завершено: создан центральный аппарат, состоящий из девяти управлений и территориальные органы от 62 управлений, 7 отделов. Укомплектованность кадров ФССП России составляет 97,3 %. Также в центральном аппарате Службы создан отдел предварительного расследования, что свидетельствует о том, что это направление становится одним из приоритетных в ФССП России. Совместно с Минюстом прорабатывается вопрос создания единого общероссийского банка данных исполнительных производств. В настоящее время служба судебных приставов - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, наделенный правоохранительными функциями, основными задачами которого является исполнение судебных решений, обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также осуществление административной юрисдикции и расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным кодексом к компетенции службы судебных приставов.[13] Компетенция должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, наделенных полномочиями по производству дознания Особенностью процессуального положения начальника органа дознания в службе судебных приставов является то, что уголовно-процессуальная функция, как и для любого другого органа дознания, является для него производной от основной функции - организации исполнения судебных решений и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Из этого следует, что предоставленные указанным лицам уголовно-процессуальные полномочия являются одним из средств обеспечения вышеуказанных основных видов деятельности службы.
Должностные лица службы судебных приставов, названные в законе органами дознания и, соответственно, являющиеся начальниками органа дознания, непосредственно, как правило, полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 40 УПК, не осуществляют, а выполняют несколько иные функции: осуществляют процессуальный контроль и организуют работу в подчиненном подразделении, направленную на реализацию предоставленной органу исполнительной власти функции производства расследования в форме дознания. Старший судебный пристав, являющийся органом дознания, может самостоятельно осуществлять предоставленные ему законом полномочия, а может и возложить указанные полномочия на находящегося у него в подчинении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (если совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311) или судебного пристава-исполнителя (при совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 312 и 315 УК РФ). Непосредственное руководство отделом дознания осуществляет его начальник, который назначается руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов. Он поручает производство дознания конкретному дознавателю, проверяет уголовные дела, находящиеся в производстве подчиненных дознавателей, дает им указания о направлении расследования и производстве отдельных процессуальных действий. К сожалению, УПК РФ не предусматривает такого участника уголовного судопроизводства как начальник отдела дознания, что является пробелом в законодательстве. Деятельность дознавателей службы судебных приставов неразрывно связана с деятельностью судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в арсенале которых имеется огромное количество полномочий, предоставленных им Федеральным законом «О судебных приставах». К примеру, судебные приставы по обеспечению УПДС уполномочены обеспечивать безопасность судей и других участников процесса, обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, проверять подготовку судебных помещений к заседанию, поддерживать общественный порядок в судебных помещениях, предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей.[14] Административная деятельность органов службы судебных приставов обеспечивает осуществление уголовно-процессуальных полномочий, предоставленных должностным лицам ФССП России. Исследование практики деятельности службы судебных приставов показывает, что имеющихся штатных дознавателей не хватает для того, чтобы эффективно выявлять и расследовать преступления против правосудия во всех территориальных подразделениях службы. Дознаватели есть далеко не во всех районах, что значительно усложняет деятельность по реализации полномочий, предоставленных службе уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, по мнению Герасимова А.П., серьезной проблемой является отсутствие оперативного сопровождения уголовных дел при расследовании в Федеральной службе судебных приставов.[15] Включив судебных приставов в перечень органов дознания, законодатель не предоставил им права производства оперативно-розыскных мероприятий. Информация, полученная оперативно-розыскным путем, может потребоваться при расследовании уголовных дел, предусмотренных ч.1 ст.294 УК РФ, ст.315 УК РФ, а при выявлении и расследовании преступления, предусмотренного ч.1 ст.311 УК РФ, без нее обойтись крайне затруднительно. Внесение соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило бы более эффективно решать задачи по борьбе с преступлениями против правосудия, возложенные на службу.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.006 с.) |