Основные типы невербальной коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы невербальной коммуникации.



Невербальная коммуникация

Основные типы невербальной коммуникации Примеры
Движения тела Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы
Личные физические качества Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура
Речь Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п.
Использование среды Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории
Физическая среда Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум.
Время Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса

32. Кинестетические особенности невербального общения (жест, мимика, поза).

Изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики.

Жесты и позы:

Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты “раскрытые руки” и “расстегивание пиджака”. Жест “раскрытые руки” состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом “рука у щеки”. Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало.

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест “закладывание рук за спину с захватом запястья”, “закладывание рук за голову”.

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществу­ющих ворсинок с костюма является одним из таких жестов.

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула.

Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1. Жесты-иллюстраторы — описательно-изобразительные и вырази тельные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл.

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками;

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.);

5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции (жесты оценки, отрицания, уверенности, доминирования, расположения, самоконтроля, неуверенности, неискренности и другие).

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно мимика способна дать истинную информацию о том, что чувствует наш собеседник на данный момент.

Основные человеческие эмоции выражают лоб, брови, губы, глаза, нос, подбородок.

Выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Речь и личность, элементы восприятия человека по речевому поведению; индикаторы восприятия психологических составляющих (голос, пространство, время).

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

1. Речь является довольно тонким индикатором личности говорящего, поэтому все те, кто обращается с речью к аудитории, постоянно должны помнить об этом. Однако в системе коммуникации важна не только речь, но и голос, жесты, поза и походка говорящего. Ничто не ускользает от взора слушающего. Здесь следует обратить внимание на ряд факторов.

Голос. Здесь проявляются две группы факторов: а) коммуникативные особенности — диапазон, резонанс, темп и манера управления речью; б) вокальные переменные — интенсивность, высота, протяженность.

Аудитория воспринимает монотонную речь с неохотой, а людей, её продуцирующих, относит к категории сухарей, твердокожих, бездушных.

Резонанс — это проявление в голосе таких характеристик, как сиплость, шипение, «рокот», «раскаты» и т. д. Униженная личность и подчиненное положение в жизни обычно согласуются со слабым резонансом, властная же натура развивает в своем голосе раскатистость и металлический оттенок. Таковы стереотипы жизненной коммуникации. И поскольку это стереотипы, т.е. неосознанные шаблоны восприятия, то реальное положение вещей может и не совпадать с тем, что воспринимается. Но до этого слушающему нет никакого дела, он воспринимает говорящего так, как принято в его культуре. Естественно, что говорящему следует в процессе говорения вносить соответствующие коррективы.

Темп связан со скоростью продуцирования речи. Он может быть быстрым, средним, замедленным. Слушающие же склонны относить говорящих быстро к сообразительным, а говорящих медленно — к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует оратор со средним темпом говорения: такой темп ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, деловитостью.

Пространство

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

1. Интимная зона. Расстояние тел от соприкосновения до полуметра - это свидетельство близких отношений и абсолютного доверия. Мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону только если, безусловно, доверяем ему.

В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения, либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек. С помощью прикосновений осуществляется проникновение в интимную зону.

2. Личная зона. В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем близки. Сохранение дистанции в пределах личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент.

Также личную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю.

Ближняя - 45 - 80 см. Это зона плодотворного делового общения.

Дальняя - до 1,5 м. В нашей культуре - норма делового общения.

Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между вами означает затруднение в общении.

3. Социальная зона - зона для поверхностных контактов.

Социальная зона тоже делиться на ближнюю и дальнюю.

Ближняя - от 0,5 до 2,0 м. Общение без общения. Незнакомые люди.

Дальняя - от 2 до 2,5 м. - руководители, люди, претендующие на власть.

Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Так, лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть максимально удалены или максимально приближены к слушателям, но тем не менее остаются вне личного общения с ними.

Публичная зона общения.

- Ближняя от 3 до 8 м. - лектор, оратор

- Дальняя от 8 метров. - оратор на стадионе.

5. Открытая зона - зона принципиально возможного контакта. В современных условиях каналы коммуникации постоянно изменяются, поэтому можно сказать о существовании потенциальных партнеров, например с помощью компьютерных сетей или невидимых партнеров, например у диктора телевидения.

Выбор оптимальной дистанции в процессе общения зависит от следующих показателей:

- от возраста;

- от пола;

- от статуса;

- от психологических особенностей;

- от национальности;

- от степени знакомства.

Отрицательно сказывается на общении как чрезмерно близкое, так и чрезмерно удаленное расположение. Если большая дистанция, то человек может воспринять, что он неприятен партнеру, или же он может посчитать партнера высокомерным.

Если вам нужно создать о себе впечатление как о человеке с достаточно высоким социальным статусом, вы должны занять физически как можно больше места. Например, с помощью своего передвижения по комнате, энергичного общения с людьми. Вам нужно, чтобы на вас обратили внимание, а не посчитали, что вы тихий, зажатый человек, которого можно тиранить. Если же вы хотите выглядеть малозначимым, то вам надо, наоборот, сесть в уголке, вы зажимаетесь, становитесь меньше и занимаете меньшее пространство.

Пространство общения можно организовать так, что может быть удобно и вам, и партнёру, или кому-то из вас будет неудобно. При общении с человеком вам всегда удобнее, когда глаза находятся либо на одном уровне, либо когда вы смотрите сверху вниз. Если вы хотите, чтобы гость вас послушался, вы должны посадить его в большое мягкое кресло, а сами сесть на стул.

34. Особенности "языка тела", которые следует учитывать во время деловой коммуникации.

Человек, как правило, не контролирует свои позы, жесты, выражение лица, тон голоса. Его внимание сосредоточено на том, что и как лучше сказать, чтобы быть правильно понятым и добиться своих целей. Поэтому слова иногда больше скрывают истинные чувства и мысли, чем раскрывают их. Чтобы, хорошо разбираться в людях, надо не только слушать, но и внимательно наблюдать за поведением людей, понимать язык их жестов.

Вот смысл некоторых характерных жестов собеседника.

Открытые ладони. Жест открытости и правдивости, признания авторитета собеседника, доверия ему. Наилучший жест руками.

Ладони повернуты к себе. Сердечное приглашение к взаимопониманию и более тесному контакту. Слова, идущие от сердца.

Ладони вверх, пальцы полу согнуты. Притягивающий лидерство, власть. Стремление доминировать и управлять ситуацией.

Жест сцепленных рук. Руки переплетены перед лицом, сигнализируют в неоправданных ожиданиях и попытке скрыть свое негативное отношение.

Жест сцепленных рук, лежащих на столе или на коленях, если человек сидит. Даже если человек улыбается и говорит радостным голосом, жест выдает разочарование и попытку скрыть раздражение.

Жест "Пирамида". Свидетельствует о самоуверенности, как бы заменяя собой слова "Я все это знаю". Характерен для руководителей в разговоре с подчиненными, для людей, дающих другим наставления.

Агрессия. Взгляд поверх очков выдает критическое отношение к происходящему, заставляет другого собеседника защищаться и оправдываться.

Покусывание очков. Стремление потянуть время, подумать.

Скука. Слушатель поддерживает голову рукой, чтобы не заснуть. Полное отсутствие интереса демонстрируется, когда голова полностью лежит в ладонях.

Поглаживание подбородка. Жест принятия решения.

Авторитарность, агрессивность. Стремление командовать, навязать свои правила поведения.

Готовность к контакту. Ненапряженная поза, голова прямо, спокойное выражение лица, легкая улыбка. Проявление открытости и искренности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.026 с.)