Иммануил Кант: критичность, априоризм, трансцендентализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иммануил Кант: критичность, априоризм, трансцендентализм.



Критичность. Кантом были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «Критической», состоящей из «Критики чистого разума» (1781) - гносеология, «Критики практического разума» (1788) - этика и «Критики способности суждения (1790)- эстетика.

Первая формулировка принципов «критической» философии, охватывавшая лишь сферу гносеологии, содержится в «Критике чистого разума». В ней Кант трактовал «феноменологию вообще», «метафизику, её природу», «общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания нравственности».

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством ситуативных мотивов и императивов (общезначимые правила).

Следует отметить, что понятие «критика» в системе «критической» философии Канта весьма многозначно, что определяется многообразием отвергаемых им философских воззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общий знаменатель – «догматизм». Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Априоризм - (от лат. - предшествующий), познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время; однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В XX в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т.н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности.

Трансцендентализм - идеалистическое философское учение, основанное на признании каких-нибудь трансцендентальных понятий. Трансцендентализм (от латинского - выходящий за пределы). Основные идеи: социальное равенство "равных перед Богом" людей, духовное самоусовершенствование, близость к нетронутой природе, интуитивное переживание которой ведет к Абсолюту ("сверхдуше") и нравственному очищению (прежде всего от "вульгарно-материальных" интересов).

Кант соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».

 

Диалектический метод и историзм Георга Гегеля.

Диалектический метод Гегеля: Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики.

Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Каждое понятие и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития – как природы, так и общества, и человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу.

Историзм Гегеля: Большой популярностью пользовалась философия истории Гегеля, в которой он обосновал с позиций объективного идеализма принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как о закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества.

Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного ему результата.

Однако зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей.

Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылиться во что-то внешнее. Такой объективацией свободы становятся у Гегеля семья, гражданское общество, государство.

Всемирная история по Гегелю – это шествие мирового духа, результат его деятельности. История человечества – это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. Мировая история есть не что иное, как воплощение этой цели, ради достижения которой в течение многих веков приносились неисчислимые жертвы. Именно эта цель, главным образом, реализуется и воплощается в истории, и именно она лежит в основе всех, происходящих в мире людей, изменений.

 

Возникновение философии

Точное время происхождения философ. определить нельзя, поначалу философ. была связ. с мифологией и религией. Миф-самая первая форма целостного восприятия мира, мифы были характерны для первобытного общества, чел. считал себя частью природы. В рез-те этого восприятия у чел. складывались образы, кот. носили конкретный характер, но не описывали свойств предметов. След. этапом развития философ. стала античная философ., кот., также как и мифология, целостно понимала мир. Философ. в Др. Греции возникла благодаря свободе мысли чел., кот. сущ. благодаря демократии в Др. Греции. Античная философ. носит особый хар-ер, поскольку совмещала в себе как разные типы доказательств и аргументов, так и эмоциональных приёмов, стремилась к гармонии. В 7-5 вв. до н.э. философ. знания возникали по всему миру: в Вавилоне (философ. знания о мире и места в нём чел.), Др. Египте (сильно повлиял на античную философ.), Иран (зороастризм), Индия (веданта, йога, джайнизм, буддизм, санкхья), Китай (конфуцианство, моизм, даосизм).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.007 с.)