Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.



1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленно­сти (например, иррационалисты);

• те, кто видит определенную логику в истории, считая исто­рию целенаправленным, закономерным процессом, — к дан­ной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распро­странены, обоснованы, популярны):

• формационный подход;

• цивилизационный подход;

• культурологический подход. Имеются также и иные подходы. (постиндустриальное общество)

2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка.

Базис экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка государство, поли­тические, общественные институты. К переходу от одной обще­ственно-экономической формации к другой приводят измене­ния в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершен­ствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем про­изводительных сил и устаревшими производственными отноше­ниями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе производствен­ные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению по­литической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возника­ет новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций: -первобытнообщинная; - рабовладельческая; - феодальная; - капиталистическая; - коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".

Первобытнообщинная формация характеризуется: примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие); отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда; равенством и личной свободой; отсутствием оторванной от общества принудительной пуб­личной власти; слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

" Азиатский способ производства" был распространен в древ­них обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), распо­ложенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производ­ства включал в себя: ирригационное земледелие как основу экономики; отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные (оросительные) сооружения); государственную собственность на землю и средства произ­водства; массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии); наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Рабовладельческая формация: возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые"— рабов; социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; государство и публичная власть.

Феодальная формация основы­валась на: крупной земельной собственности особого класса землевла­дельцев — феодалов; труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов крестьян; особых производственных отношений в свободных ремес­ленных центрах — городах.

При капиталистической формации: основную роль в экономике начинает играть промышленность; усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда; промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться: отсутствием частной собственности на средства производства; государственной (общественной) собственностью на средства производства; трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистиче­ских странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объек­тивного процесса, глубокая разработка экономических механиз­мов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объ­единенных духовными традициями, сходным образом жизни, гео­графическими, историческими рамками; синоним «культуры». История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся: - шумерская; - вавилонская; - минойская; - эллинская (греческая); - китайская; - индусская; -исламская; - христианская и др.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение, отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей). Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ".

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: творческого меньшинства; инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию мень­шинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно лю­дям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: 1) зарождение; 2) рост; 3) надлом; 4) дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.

 

Билет №20.

1. Русская философия. Специфика, основные этапы, представители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.005 с.)