Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.
Начинается в 1 веке н.э. конец – 14-15вв. Периоды: v Период апологетики (греч. «защита» христианской религии) Тертуллиан: «Верую, ибо это абсурдно» 1-4 вв. v Период патристики 1-8 вв н.э. философское творчество «отцов церкви»: Аврелий Августина (=Августин Блаженный, Августин Святой), Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, каподокийский кружок: Василий Великий, его брат Григорий Нисский, Иоан Златоуст + Иоан Домаскин v Схоластики 9-15 (школа, университетская философия=дисциплина) Боэций, Иоан Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, Пьер Авеляр, Дунс Скотт, Фома Аквинский - Оторванность от действительнотси, амкнутость, крайний догматизм, подчинение идеям, учительство, схематичность, назидательность. Знание: сверхъестественное и естественное. Временные факты: 1) Установление церковного канона. 2) Статус священнослужителя. Установление обрядов и предметов (иконы, мозаики, скульптура). 3) Споры об уместности писания лика Христа. 4) Иконоборчество. 5) Придание символического значения краскам на иконах и мозаиках. 6) Разрабатывается церковный календарь (юлианский сменился на григорианский). 7) Первый университет в Болонии (первая академия в России РАН при Екатерине II) Общая характеристика. Теоцентризм, креационизм, проведенциализм и откровение 1) Формировалась в тесной зависимости от христианской религии. 2) Характерно обращение к текстам, как к главному источнику о мире в целом и о человеке-один из поводов упрекать средневековую философию в отсутствии самостоятельности. 3 смысла: буквальный (телесный), моральный (этический) и духовный (божественный) 3) Догматика церкви формировалась на Вселенских соборах. Символ Веры был сформулирован на никеевском и константинопольских С. Догмы христианства: 1) Вера в единого Бога, при этом Бог не только един, но и троичен в лицах 2) Бог, являясь началом и творцом мира в один момент стал человеком 3)Христос и Бог и человек Аврелий Августин: «Я верю, чтобы понимать» ü Разум ограничен в своих возможностях. Он изначально искажен грехом. Оплодотворён верой. ü Пренебрежение к чувственному познанию. Истина в Библии. ü Основная проблематика задаётся христианской догматике.
Проблемы: 1) Соотношение веры и разума (в отличии от античности – разум и чувства) 2) Соотношение человеческой свободы и божественного предопределения. 3) Проблема теодицея (оправдание Бога) Бог – источник и податель всех благ. Откуда зло? 4) Проблема универсалий (общих понятий) 5) Проблема веры и разума. Вера должна применяться для познания Бога (Фома Аквинский). Истина Веры и истина Знания (Фома Аквинский) Патристика. Аврелий Августи н (Августин Блаженный) 354 – 430 гг «Исповедь», «О граде божьем» идея Бога в душе человека. 2 града: избранных и обречённых на гибель. Перемешаны. Земное (будет побеждено) и Божественное царства борются. Так как люди грешны – необходима гос власть, подчиняющаяся духовной. Церковь способна объединить мир. Фома Аквинский. Реалист ü Отец заточил его и ввел в камеру обнаженную красавиц, сбежал. Переспорил 14 докторов. ü Ввел понятие теологические добродетели (вера, надежда, любовь) ü «Философия – служанка богословия». Не хочет принизить философию, он помогает познать Бога. 5 видов бытия: 1) Всё что движется движимо другим, источник движения – Бог. Онтологическое доказательство: из идеи совершенства Бога вытекает его бытие (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский) 2) Соотношение различных качеств вещей приводит к мысли о наличии высшего качества. 3) Космологическое: все в мире причиннообусловлено, значит есть первопричина – Бог 4) Случайность возможна, когда есть необходимость; высшая необходимость – Бог 5) Телеологическое: целесообразность и совершенство в мире свидетельствуют о наличии Бога Доказательства существования Бога: 1) движение 2)причина 3) случайность и необходимость (случайное зависит от необходимого – первоначало – Бог) 4) цель 5) откровение и разум
Основные проблемы патристики. Философия Аврелия Августина. В православии обычно именуется и эпитетом блаженный Августин. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди». «О граде божьем», «О троице» - христианские. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древнихдоктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников. Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Его мировоззрение - геоцентрическое.Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является основой, причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить, мир бесконечен. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. Бог является также наиважнейшим предметом и причиной познания. Душу Августин понимает чисто спиритуалистически, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Основой духовной жизни является воля, эмоции но не разум. Волю, сущность Бога, должен познать человек. Как у Платона, так и у Августина существуют двамира: идеальный - в боге и реальный - в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю. Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом, человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в боге. Он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и другихеретических учений. В отличие от скептиков Августин разделял представление о том, что познание возможно. Августин находит еще один пункт, подтверждающий возможность познания. В подходе скептиков к миру, в самом сомнении он видит определенность, достоверность сознания, ибо можно сомневаться во всем, но не в том, что мы сомневаемся. Это сознание сомнения при познании является непоколебимой истиной. Истину о боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. Противоречия: 1) истина – привилегия церкви, 2) истина познается в результате божьих откровений, волевых усилий.
Патристика (4-9 в н.э.) - учение отцов церкви. Что такое церковь. В основе патристики лежала философия Платона. Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую и систематическую; с точки зрения места возникновения - на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала систематика, на Западе – апологетика (защита религиозной истинности, против языческой философии). 2 направления: 1) гностицизм- учение, которое стремилось понять, что из себя представляет вера. Наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Дуалистическое объяснение мира (борьба добра и зла), идеи о конце мира, о страшном суде. Важной проблемой гностицизма была теодицея. Теодицея - оправдание бога. Различают бога-творца и бога-искупителя. Таким образом, существуют два божества: бог как всеблагой искупитель и подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира. Существенной чертой гностицизма была мистика. Превращение бога в человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения.
2) манихейство. Основатель: Мани. Свет и тьма суть двойное, начало одновременно божественного и дьявольского происхождения, между ними происходит постоянная борьба. Человеческая душа также понимается дуалистически, одна ее часть произошла из света, другая - из тьмы. От учения христианской церкви манихейство основательно отличается отбрасыванием Ветхого завета, дуалистическим учением о двух царствах и особой идеей искупления. 2 царства – земное (чел) и божественное. Апологеты. В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого "апология" - защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения. Античная философия Тертуллиан: христианство – не политическая религия, нравственность только в трудах отцов церквей, идолопоклонство – грех, философия и религиозная вера не совместимы, вера – высшая истина (в Евангилие, разум не нужен).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.006 с.) |