Этнические общ-ти как суб-ты политиче процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнические общ-ти как суб-ты политиче процесса



Этнос (Бромлей) – историч сложившаяся на определенной тер-рии устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая общими чертами и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а так же осознанием своего единства и отличия от других подобных общностей, т.е. самосознанием.

Этнополитич процесс –процесс взаимодействия достаточно больших групп населения, каждая из к-х характеризуется с одной стороны-определенной артикулируемой этнич. идентичностью, а с др – реально наличествующими или желаемыми институтами суверенитета.

Этносоциология - это специальная социологическая теория (отраслевая социология), изучающая этносоциальные процессы, т.е. механизмы социал и этнич явлений в их органическом единстве и взаимодействии. Основ направлений ЭС два: 1) изучение этнических процессов в различных социальных группах (социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полиэтничной средеи т.п.). 2) выявление путем сравнител анализа воздействия фактора этничности на ход как частных социальных процессов (социальную мобильность, миграцию и т. д., так и общих (стабильность и динамику социальных систем, институтов). До сер 80-х гг ХХэтот аспект этносоциологич знания в нашей стране практически не разрабатывался.

В современной науке соперничают три основных парадигмы этнических исследований: примордиализм, конструктивизм и инструментализм.

Примордиализм (1950 г. Шилс, Гирц), по обобщениям В.А. Ачкасова и А.Р. Аклаева, - представление об этничности как вечной, «врожденной» связи человека со своей этнической группой и её культурой. Этничность понимается как изначальное свойство человека, как объективно существующее явление. Этническая общность рассматривается как реальная соц группа, образованная вследствие рождения, языка, традиций и особенностей психологии. 2 варианта пр-зма: 1.социобилогический (П. Ван дер Берге, Л.Н. Гумилев) –объясняет чувство «естественной близости» внутри этнической общ-сти в первую очередь биологическими причинами. В немецкой науке 19 века народ трактовался как «единство крови и почвы». 2.культурно-исторический (К. Гирц, Э. Смит, марксисты) - объясняет этничность прежде всего как разделяемая членами группы кул-ная общ-сть с объективн характеристиками принадлежности.

Инструментализм. Инструментал подход рассматривает этничность как инструмент групповой мобилизации для достижения узко утилитарных целей элит. Этнич группа трактуется как общ-сть, объединяемая общими интересами. В зависимости от ситуации, этнич идентичность выгодно или не выгодно подчеркивать. Инст-зм особенно популярен среди политологов. К сторонникам инст-зма относятся амер исследователи Н. Глейзер, Д. Мойнихан и дрД. Лейк и Д. Кармент, обобщая суть этих воззрений, указывают, что этничность есть инструмент, используемый индивидами, группами или элитами для достижения более широких, как правило, материальных целей.Критики справедливо указывают недостатки инст-зма: слишком узкое понимание этнических интересов. Кроме того, обходятся многие вопросы, например, об устойчивости этнических идентификаций.

Конструктивизм. этничность означает форму соц организации (конструирования) культурных различий. Этничность - не предписанный, а достигаемый статус, конструируемый группами (чаще всего элитами) в своих политич целях. Глав критерий этничности (по Ф. Барту) - границы группы, к-е создаются средствами символического различения «мы-они». Основные теоретики конс-зма: Б. Андерсон, Э. Геллнер, В.Тишков, В.С. Малахов. По мнению В.Тишкова, термину «этнос» следует предпочесть «этнич группу» - общность людей на основе культурной самоидентификации по отношению к др общностям, с к-ми она находится в фундаментальных связях. Этнич группа (общность) обладает: общим этнич самосознанием, элементами своей культуры, миф об общем происхождении и общая историческая память, ассоциации с определенной территорией. Историческими условиями возникновения групп считаются общая территория, хозяйство и язык. В современном обществе важную роль в интеграции групп играют гос-во, идеология, СМИ. Для конструктивистов этнич группы определяются прежде всего по тем чертам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Этнич идентичность (по В.А.Тишкову) - форма соц организации культурных различий, операция социального конструирования общностей элитами в итоге диалога и властных отношений: между группами, между группой и государством, между разными государствами.

 

101. Национализм в современном виде: теоретические подходы, типология, особенности проявления.

Этнопол процесс – процесс взаимодействия достаточно больших групп населения, каждая из к-х характеризуется с одной стороны-определенной артикулируемой этнич. идентичностью, а с другой – реально наличествующими или желаемыми институтами суверенитета. Н-зм: 1- форма сознания; 2 – полит практика; 3 – идеология. Единой теории нет. В отечественной литературе негативный оттенок, в зап – нейтральный.

По мнению В.В. Коротеевой, национализм можно определить по следующим признакам:1. Нация – реальная общность, имеющая свои особые качества.2. Национальные интересы приоритетны.3. Нация должна быть как можно более независимой.

Т.о, н-зм–это комплекс идеологич представлений и политич практики, в к-м централ место занимают интересы нации.

По мнению Малахова, н-зм – политич идеология, в котором «нация», понятая в качестве культурно гомогенного сообщества, выступает единственным источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимной власти.

Функции н-зма:1. Легитимационная – исторически легитимирует границы ныне существующих государств.2. Мобилизационная – аппелирует к солидарности.3. Компенсаторная – помогает людям переживать коллективные травмы, полученные в недавнем или отдаленном прошлом.

Согласно еще одному определению н-зма Малахова, это – социально-культурный императив, диктующий поведение людей в определенных условиях.

Теоретич подходы. Э.Геллнера и Э.Смита о н-зме

В 1983 году была издана книга Э. Геллнера «Нации и н-зм», в 1990 – работа «Н-зм и современность». Основ выводы исследования Э. Геллнера сводятся к следующ: индустриальное разделение труда требует культурной гомогенизации общ-ва, способности к коммуникации на письменном языке. Это требование может быть выполнено только с помощью гос-ного образования. Если в аграрных обществах границы между гос-вом и нац культурой не совпадали, то в индустриальном общ-ве такое совпадение становится императивом. Во всем мире происходит переход от мира империй, построенных не по этнич принципу, к миру гос-ств, гомогенных в национ отношении.

Н-зм–это определ программа развития соврем индуст-ого общ-ва. Н-зм-это прежде всего полит принцип, суть к-ого состоит в том, что политич и национальная единицы должны совпадать.

Э. Смит не согласен с афоризмом Э. Геллнера: «Н-зм порождает нации, а не наоборот». По опред Э. Смита, н-зм – это «идеологич движение, стремящееся добиться или поддержать автономию, единство и идентичность соц группы, предназначенной стать нацией». Данная идея раскрыта в работах Э. Смита «Этнич корни наций» (1986г.) и «Нац идентичность» (1991г.) «Н-зм и модернизм. Критич обзор соврем теорий наций и н-зма» (2001г.). Э. Смит считал, что «каждая нация содержит в себе черты как этнической нации, так и территориальной». По Э. Смиту, построение нации – это вечно возобновляющийся процесс.

Типологии н-зма. Существует множество типологий н-зма. Наиболее общепринятым явл деление н-зма на гражданский (гос-нный) и этнич (этнонационализм). Гражданский н-зм исходит из представления о нации, как совокупности граждан одного гос-ва, независимо от их этнич принадлежности. Гр н-зм направлен на консолидацию всего населения гос-ва с помощью юридич институтов, общегражданских прав, политич культуры. В смысловом значении понятие гр н-зма близко понятию патриотизма. Этнический н-зм исходит из понимания нации, как этнич общ-сти, достигшей высшей стадии развития. Он тесно связан с немецкой традицией понимания нации как единства «крови и почвы». Этнич н-зм подразделяется на политич и культурный. Политич этнон-зм исходит из требования «каждой нации-своё гос-во» и служит идеологич обоснованием сепаратизма. Культурный этнон-зм основным требованием выдвигает сохр и развитие этнич культуры.

Др классификация н-зма построена по принципу соотношения н-зма с основными политич идеологиями. Выд либеральный н-зм, декларирующий идеи защиты гражданских прав и лозунги национ самоопределения, консервативный н-зм, в идеологии к-го доминируют идеи защиты традиционных национ ценностей, радикальный н-зм, основ идеей к-го явл превосходство «своей» нации.Дробышева выд «этнополитич движения РФ в нач 90-х»:1 Классич н-зм (независимое гос-во -Чечня)2 Паритетный (часть полномочий Башкирия, Татарстан, Тува)3 Эконом (Саха-Якутия)4 Защитный, оборонительный (язык, культ – Карелия, Осетия)5 Модернизаторский (инновац прорыв, чтобы догонять остальных).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.006 с.)