Российский консерватизм 19-20 веков: основные концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский консерватизм 19-20 веков: основные концепции



Консерватизм – это соц-полит сист взглядов и разл теорий, связанных с сохранением и поддержанием исторически-сложившихся форм общ-полит жизни, прежде всего в духовно-нравственных основаниях (идея сильного государства и сохранения устоев). В русском консерватизме выделяют: ценностный – цель общества – сохранение и воплощение ценностей социальной интеграции(Бог, община, родина, общее прошлое) и с труктурный – стабильность об-ва обеспечивается общ структурами(прежде всего государством). Сторонники ценностного консерватизма (славянофилы, почвенники) идеализировали не гос-во, а народ. Вл бессильна, если ее намерения не находят отклика в народе, не содействуют его сплочению. Сторонники структурного консерватизма (Катков, Леонтьев, Победоносцев, Тихомиров). Отказ от выдвижения всеобщих моделей полит устройства. Опора на многообразие полит, религ, истор особенностей русского общества. За сильное и авторитарное гос-во. Гос-во – охранительный институт, защищающий порядок и стабильность, иерархическое строение об-ва. Только гос-во знает, что такое общее благо, и как его достичь.

Н. М. Карамзин «Записки о древней и новой России»: критика реформ, проведенных по инициативе Сперанского, а также новшеств, которые, как предполагалось, правительство намерено осуществить.От государя требуем более мудрости, хранительной, нежели творческой. Идеальная форма гос устройства для России – монархия. Вл государя ничем не должна быть ограничена (гл аргументом верности этой идея является история нашего государства). Закрепощение крестьян было бедой для российского народа, но отменять крепостное право нельзя. Крестьянин не может жить без помещика, поэтому крепостное право нужно крестьянину. Не надо ностальгировать по прошлому, надо улучшать настоящее, не меняя его. Российское гос-во – это семья сословий. Основой российского государства является патриархальная семья. Монарх – отец семьи сословий (более богатые сословия должны содержать более бедные). Основой и опорой самодержавия выступает православие. Необходимо вернуть ему его былую силу. Духовное развитие общества – государство должно воспитывать с детства своих граждан.

Теория офиц народности Уварова (Погодин – сторонник). У России свой путь развития. Поэтому просвещение для России должно стать основой укрепления самодержавия. Необходимо через образование воспитывать молодых людей таким образом, чтобы они не мыслили свою жизнь без самодержавия. Для молодых людей самым лучшим гос-вом должна стать совр Россия. Опорой монархии выступает Православие. В России идеальное гос устройство. Надо лишь усилить позицию православной церкви. Кардинальные реформы приведут к расколу. Беда России – недобросовестные чиновники. Необходимо выработать такую систему мер, которая бы заставила чиновников выполнять свои обязанности достойно.

Православие – это духовный стержень русского гос-ва, мощное воспитательное оружие. Для этого необходимо возрождение былой мощи православной церкви. Самодержавие – полит стержень Руси (независимость России возможно только лишь при самодержавии); Народность – основа рос об-ва (своеобразие российского общества, его внутреннего устройства). Она подразумевает верность историческим традициям: патриотизм, выбор смерти плену, самопожертвенность, коллективизм, стремление к нравственной чистоте. Это духовное осмысление российского народа.

К. П. Победоносцев Самодержавие – священная богом, традиционная и отвечающая национальному складу русского человека вл. Парламентская демократия – негативная альтернатива самодержавию. Идеи фр просветителей разрушают отечественные традиции, коллективизм и бескорыстие. Гл источником массового народного недовольства явл кризис нац идеологии, который проявляется в отказе от традиц устоев, популяризации либ идей и ценностей Пытаясь не допустить ослабления идеологии рос госва, гл проводником которой выступала православная церковь, Большое вн уделяет нравственному воспитанию граждан. Сила России – в духовности ее граждан.

Консерватизм в России на современном этапе:

. Основные принципы рус консер: Цивилизационный антиглобализм (Россия – отдел цивилизация). Эк и полит солидаризм (население – одна семья, все гос органы должны заботится о населении как о чл семьи). Государственный легитимизм (гармония гос вл и гр об-ва). Религиозный традиционализм (единство и целостность рус гос-ва обусл не только эк и полит, а в первую очередь духовными религиозными связями).

22. Политическая власть и властные отношения. Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств —от убеждения до насилия .Политич. власть — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства. Госуд власть —фома полит власти.1)субъектом госвластиявл только госслужащие, 2) они осущ свою власть на основе ресурсов, кот они обладают легально как представители госва. Виды госвласти: 1 власть в форме силы и принуждения—неповиновение 2) в форме легального авторитета—добровольное подчинение. Теоретические Подходы: 1) сущностный - понимает политич. власть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Самый яркий пример такого понимания власти - власть монарха в Средние века: она понималась как особый дар (способность).2) Телеологический подход понимает политич. власть как способ достичь поставленной цели. Сторонник такого подхода к пониманию природы власти, английский философ Б.Рассел.3) Психологический подход исходит из того, что сама власть и властные отношения являются естественным порождением человеческой психологии.(Фрейд,Адлер,Фромм) 4) поведенческий - рассматривает власть как такое отношение между людьми или тип поведения, при котором один человек командует, а другой подчиняется(ЛассуэллЛазарсфельд)5) коммуникативный - рассматривает ее как своего рода коммуникацию, т.е. общение между людьми с помощью языка, жестов и символов - поскольку считает, что без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения. (П.Моррис) 6) системный. Его используют главным образом представители структурно - функционального (Т.Парсонс, Р.Мертон“кибернетического” (К.Дойч) направления в социологии. Рассматривая общество как сложную, состоящую из большого числа разнообразных элементов систему, они выделяют у каждого из них соответствующую функцию. С их точки зрения, функция политич. власти как ключевого элемента обществ. жизни состоит в поддержании соц. порядка - она обязана регулировать обществ. жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самым укреплять целостность общества. 7) негативный подход, рассматривающий любую, и прежде всего гос.власть как безусловное зло для общества. (М.П.Бакунин, Ж.Прудон, П.А.Кропоткин, Б.Леви, А.Глюксман, Л.Гольдман и др.) всерьез полагали, что само наличие власти в обществе рождает лишь хаос, насилие и произвол в отношении большинства граждан, ущемляет их свободу. Отличительные черты полит.власти. 1. Верховенство, обязат. ее решений для всего общ-ва2. Публичность, обращение ко всем гражданам от имени всего общ-ва с помощью права3. Власть формируется в условии конкурентностигупповых субъектов4. Власть обладает соц. энергетикой, которая заложена в умах элиты5. Легитимность.(ввел Вебер - процедура общественного признания дейсивия, события или факта. Она призвана обеспечить повиновение, согласие. Легальность – юрид явление, законность) Легальность исп. силы и др. средств властвования в пределах страны7. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений .Свойства политической власти: 1)ассиметричность(не равенство статусов субъектов: властитель-подчиенный) 2)инверсионность(в результате борьбы за власть она постоянно меняет своего носителя) 3)комбинированность(воля двух сторон: властителя и подчиненного) 4)ресурсность(ресурс-основание власти)5)кумулятивность(важность собственных интересов и навязывание их)6)конструируемость (власть как источник соц. преобразований) Властные отношения - один из важнейших видов соц. взаимодействия по крайней мере между двумя субъектами, один из кот.подчиняется распоряжениям другого, в рез. этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. 1)источники: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, интерес 2)Субъекты: гос-во и его инст, полит. элиты и лидеры, партии 3) Объекты: индивид, соц. группа, масса, класс 4)Функции: госп-во, рук-во, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация. 5)Ресурсы: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх. Формы власти —демократические, авторитарные, тоталитарные.

 

23. Политическая система: понятие, структура и функции.Политич. система представляет собой совокупность гос. и обществ. организаций, объединений, правовых и политич. норм, принципов организации и осуществления политич. власти в обществе. Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политич системы выступает политич власть. Политич. система отражает состояние общества, включая экономич.условия существования, соц. и нац. структуру, состояние и уровень обществ. сознания, культуры, международного положения и др. Через политич. систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются соц. приоритеты, что получает затем закрепление в политике.Понятие «система» к изучению общества применил известный амер социолог Парсонс. По П., общ-во есть взаимодействие 4 подсистем, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: эконом, политич, соц и духов. Амер политолог Дэвид Истон углубил существовавшие представления о политич системе. Им написана работа «Политич система» (1959), позже – «Пределы политич анализа». По определению Д. Истона, политика есть «волевое распределение ценностей». Это распределение ценностей и осуществляется политич системой, к-ю он в свою очередь рассматривает как совокупность взаимодействий по поводу распределения ресурсов и ценностей.. институциональный подход. Суть его заключается в рассмотрении системы как совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках к-х проходит политич жизнь данного общ-ва. С институциональной т.з политич система любого общ-ва выступает как сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом или противодействующих друг другу политич институтов. При этом традиционно основное внимание концентрируется на официальных политических институтах – государстве, партиях, конституции, исполнительных и законодательных органах власти и т. д. Наряду с институциональным подходом существует функциональный, к-й в отличие от институционального акцентирует внимание не на институтах, а на их деятельности. Политич система при этом определяется как единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. Близок к функциональному подходу системный (Дюверже)подход. При таком подходе под политической системой понимается совокупность политич взаимодействий ролей и функций, существующих в каждом сообществе. При этом сторонник этого системного анализа Г. Алмонд считал, что единицей политич системы является роль. А политич систему он определял как «комплекс взаимодействующих ролей или как структуру ролей, если понимать под структурой систематизацию взаимодействий». Политич система конкретного общества определяется: · его классовой природой, социальным строем, формой правления;· типом государства (монархия, республика);· характером политич режима характером социально-политических отношений.;· политико-правовым статусом гос-ва; характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе; историческим типом государственности;исторической и национальной традицией уклада политич жизни. Структура политич системы.. Бурлацкий считает, что политич система любого общества включает в себя 4 основных элемента: 1) политич организации; 2) политич и правовые нормы; 3) политич отношения; 4) политич сознание и политич культуру.В зарубежной политологии в политич системе выделяются 5 подсистем: 1) институциональная(политич. Организации в центре – гос-во.); 2) нормативная(нормы права, политические традиции, политич этику); 3) функциональная(формы и направления политической деятельности, а также способы и методы осуществления власти).; 4) коммуникативная(средства передачи, взаимодействия между различными политич институтами, а также формы и принципы взаимодействия как внутри системы и вне её) и 5) культурная(политическое сознание и политич культуру). функции.1. Политич социализация.. 2. артикуляции и агрегирования индивидуальных, групповых и общественных интересов. 3. Политич коммуникация. 4. Нормотворчество.5. Применение норм и правил. 6. Контроль за соблюдением норм и правил По содержанию и формам управления Ж. Блондель выделяет 5 типов политич системы:· либеральные демократии. · авторитарно-радикальные (в том числе коммунистические системы),;· традиционные системы· популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах. Используют авторитарные методы управления;· авторитарно-консервативные политические системы. Получила распространение типология, базирующаяся на признаке политич культуры. Ее предложил политолог Г. Алмонд.: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный или полуиндустриальный, и тоталитарный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.009 с.)