Общая характеристика полномочий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика полномочий.



Здесь тоже проявляется частное в общем.

Полномочия прокурора в данной сфере деятельности можно подразделить на:

1. Полномочия по выявлению правонарушений

2. Полномочия по реагированию правонарушений.

Они закреплены в ст. 22 и 27 ФЗ о прокуратуре – это общие нормы, в них закреплены все основные полномочия и по выявлению и по реагированию.

В развитие общих норм есть специальные нормы ст. 23 ФЗ о прокуратуре, ст. 24, ст. 25, ст. 25.1.

В соответствии со ст. 27 ФЗ прокурор вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод человека и гражданина. Данное положение развивается в ст. 45 ГПК. Коллизия закона – в ст. 45 нет значительного числа граждан, а есть неопределенный круг лиц, нет общественных интересов, расширено положение оснований обращения в суд. Надо ориентироваться на ст. 45 ГПК!!!

Степень властности полномочий: полномочия прокурора в сфере общего надзора носят ограниченно властный характер:

Дело в том, что в случае принесения протеста, внесения представления руководитель, орган управления обязаны рассмотреть протест или представление прокурора в установленные законом сроки и дать ответ в письменном виде, но эти субъекты права могут не выполнить требования прокурора либо выполнить их частично.

Полномочия помощников прокурора:

Здесь тоже ограниченный круг полномочий:

1. Не вправе приносить протест

2. Не вправе вносить представление

3. Однако, полномочен проводить прокурорские проверки. При этом помощник рассматривается как прокурор.

Основное правовое средство выявления правонарушений, их причин и условий – это прокурорская проверка.

Виды проверок:

По наличию информации.

Плановые и внеплановые проверки

По составу участников:

· С привлечением специалистов

· Без привлечения, самостоятельно

Где проводится: в системе здравоохранения, образования

v Целевые – проверка конкретного закона или нескольких.

v Комплексные – проверка исполнения группы нормативных актов

v Сквозные – проверка ряда предприятий по одному закону


 

38. Прокурорские проверки исполнения законов и законности правовых актов. (Виды, организация, методика и тактика проведения).

39. Полномочия прокуроров по реагированию на выявленные правонарушения, их причины и условия при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов «общий надзор».


 

40. Протест, представление, постановление, предостережение прокурора в порядке «общего надзора». Основания и порядок принесения. Структура и содержание.

В случае выявления фактов нарушения закона в зависимости от характера правонарушений и наличия соответствующих оснований прокурор обязан:

1. опротестовать противоречащие закону правовые акты либо обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействующими, либо недействительными

2. внести представление об устранении нарушений закона

3. возбудить производство об административном правонарушении

4. объявить предостережение о недопустимости нарушения закона

В соответствии с требованиями, изложенными в представлении, виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.

Рассмотрим каждое из названных правовых средств прокурорского надзора

Протест прокурора

Наиболее часто применяемое средство прокурорского надзора. Это заслуженно считается наиболее эффективной формой прокурорского реагирования. Данная форма прокурорского реагирования закреплена в статье 23 Закона «О прокуратуре РФ», которая так и обозначена в Законе «О прокуратуре» - «Протест прокурора».

Предназначение (цель) данной формы прокурорского реагирования: отмена или изменение незаконного правового акта, как нормативного, так и индивидуального ненормативного характера. Кроме того одновременно с этой основной целью решаются вопросы о восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций. Допускается постановка вопроса об ответственности лиц виновных в правонарушениях.

В данном случае применительно к протесту действует правило – протест приносится на один незаконный правовой акт либо группу однородных правовых актов, но не на множество разных правовых актов.

Если правовой акт носит индивидуальный характер и последствия уже наступили - протест не приносится, в данном случае можно применить или представление или вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Основные формулировки: протест приносится, представление вносится, постановление выносится, предостережение направляется или объявляется.

Кто вправе принести протест? – протест вправе принести только прокурор и его заместитель, но не помощник прокурора, хотя на практике помощники прокурора по результатам проведенных ими проверок готовят проекты актов прокурорского реагирования, в том числе и протестов.

Порядок реализации

Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали правовой акт либо вышестоящему органу или должностному лицу, либо обращаются в суд в порядке предусмотренном процессуальным законодательством. Необходимо иметь ввиду следующее: протест может быть принесен в органы государственной власти как представительной так и исполнительной, то есть в органы законодательной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти – начиная с комитетов и заканчивая правительством и иными органами исполнительной власти субъектов, руководители и должностные лица органов контроля, органов военного управления, органы местного самоуправления и должностные лица. это руководители и органы управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Принести протест вышестоящему органу или должностному лицу прокурор вправе только через вышестоящую прокуратуру. Районный прокурор не вправе принести протест руководителю областного уровня. В данном случае это возможно только через областную прокуратуру.

Определимся с понятием правового акта. Правовой акт:

1. Должен быть издан, то есть соответствовать всем атрибутам официального документа. Протест не может приноситься на устное распоряжение руководителя.

2. Должен содержать обязательные предписания, влекущие юридические последствия не просто констатацию каких либо фактов. Такие акты могут носить как нормативный, то есть устанавливающий правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, так и индивидуальные ненормативные правовые акты, то есть устанавливающих, определяющих либо отменяющих права и обязанности конкретных лиц либо конкретные юридические события.

Сроки рассмотрения протеста

Основной срок: протест рассматривается не позднее 10ти дней с момента поступления – это общий срок, который наиболее часто, практически всегда реализуется в практике прокурорской деятельности. О результатах рассмотрения протеста руководитель либо орган должен незамедлительно сообщить прокурору.

Сокращенный срок: речь идет об исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона. Это такие обстоятельства, которые могут привести к серьезным, тяжким последствиям – причинение вреда жизни и здоровью граждан, причинение вреда окружающей среде, вероятность техногенной катастрофы и т.д. Это, например, труд несовершеннолетних с нарушением норм трудового кодекса, нарушение правил охраны труда и техники безопасности, нарушение правил эксплуатации ж\д, автомобильного, воздушного транспорта и т.д. Этот срок нигде не установлен. На практике сокращенный срок менее 3 дней не является оптимальным, на практике сокращенный срок устанавливается на срок от 3х и более дней. Если ситуация требует безотлагательного вмешательства прокурора, то нужно вызывать руководителя и объявлять предостережение, если не поможет, то обращаться в вышестоящую прокуратуру.

3ий срок: рассмотрение протеста коллегиальными органами, когда протест рассматривается на ближайшем заседании представительного, законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании.

Необходимо иметь ввиду, что органы управления и должностные лица обязаны проинформировать прокурора о дне рассмотрения протеста (если протест рассматривается коллегиальным органом). В данном случае необходимо ориентироваться на статью 7 Закона о Прокуратуре, устанавливающую, что прокурор вправе присутствовать органах представительной власти, органов местного самоуправления, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Протест может быть отозван тем прокурором, который принес протест. Может ли отозвать протест вышестоящий прокурор? – в силу единства и централизации прокурорской системы вышестоящий прокурор вправе отозвать протест, который принес нижестоящий прокурор.

Вопрос об обращении прокурора в суд о признании недействующим или недействительным правового акта. Речь идет о трансформации протеста в заявление. В каких случаях прокурор обращается в суд с соответствующим заявлением?

1. когда требования, изложенные в протесте, не исполнены, либо правовой акт не отменен или не изменен

2. когда заранее понятно, что требования прокурора выполнены не будут. Например, прокурор неоднократно приносил протесты должностному лицу, однако эти требования не удовлетворялись.

3. Когда правовой акт принят коллегиальным органом, органом законодательной власти или органом местного самоуправления и отмена данного акта не терпит отлагательства

Необходимо иметь ввиду, что прокуроры не могут одновременно приносить протест или обращаться в суд о признании акта недействительным или недействующим, также прокуроры не вправе после вынесения судебного решения приносить протесты. В данном случае необходимо действовать в соответствии с процессуальным законодательством.

В данном случае также необходимо иметь ввиду, что на нормативные правовые акты законодательных органов субъектов РФ судом не может быть принято решение о признании данных правовых актов недействительными, то есть нормативные акты в данном случае признаются противоречащими закону и недействующими. Если возникает необходимость отмены таких актов, в случае если они противоречат конституции РФ и федеральным законам прокурор вправе обращаться в суды общей юрисдикции, но если речь идет об уставах либо конституциях республик в составе РФ, то прокуроры субъектов РФ после принесения протеста обязаны, в случае его неудовлетворения, направить необходимые материалы Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с соответствующим запросом в конституционный суд РФ.

Если речь идет о нормативных актах нарушающих права юридических лиц и предпринимателей, то прокурор обращается с соответствующим заявлением в арбитражные суды.

Обращение прокурора в суды общей юрисдикции осуществляется в соответствии со статьей 45 ГПК, в арбитражные суды – в соответствии со статьей 52 АПК РФ.

Структура и содержание протеста

Форма протеста: протест должен содержать в правом верхнем углу указание адресата, то есть кому (какому органы или должностному лицу) адресуется протест. В левом верхнем углу обычно идет штамп прокуратуры, указание исходящего номера, даты, наименование самой прокуратуры, её адрес, телефон, факс.

Чуть ниже посередине содержится наименование акта прокурорского реагирования – протест, здесь же наименование опротестованного акта, кем издан, дата и номер правового акта. Допустимо указание на источники информации, далее идет описательно описательно-мотивировочная часть. Далее изложение части или всего правового акта, содержащего нарушение закона, далее следует юридическое обоснование протеста, изложение оснований в силу которых опротестованный акт признается незаконным с обязательным указанием нарушенного закона, когда и кем этот закон издан и содержание соответствующих правовых норм. Далее можно поставить вопрос о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, возмещения ущерба, указать на возможные последствия неисполнения требований прокурора.

Далее следует переход от описательно-мотивировочной к резолютивной части протеста – «на основании изложенного в соответствии со статьей (статьями) 22, 23 закона «о прокуратуре РФ». Чуть ниже слово «требую». Что же он требует?

1. Отмены либо изменения незаконного правового акта

2. Восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан

3. Привлечения к дисциплинарной ответственности

4. Рассмотрения протеста не позднее 10ти дней, о результатах незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме

Далее слева следует указание на должность, классный чин прокурора, справа - его подпись и расшифровка подписи.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

1. Прокуроры не указывают конкретного адресата

2. В резолютивной части требуют привлечения к ответственности должностное лицо, которому адресуется сам протест

3. Пишут протест именем РФ

4. Указывают классный чин не соответствующий должностному положению

5. Не указывают к какой ответственности может быть привлечен адресат в случае неисполнения требования (административной)

Представление прокурора

- это акт комплексного прокурорского реагирования.

То есть это правовое средство реализуется в случае ряда нарушений законодательства и лишь в исключительных случаях по одному факту, но это факт нарушения закона должен носить многоплановый характер, по одному факту оно, как правило, не вносится.

Комплексность заключается и в том, что в этом акте решается блок вопросов: пресечение, профилактика, устранение последствий правонарушения, восстановление нарушенных прав и постановка вопроса о привлечение виновных к установленной законом ответственности. Если в протесте вопрос о привлечение к ответственности – сопутствующее требование, то здесь все требования – единое целое. В этом и заключается отличие представления от протеста (не на акт, а на факт нарушения)

Субъекты: Представление вносится в органы, полномочные устранить допущенные нарушения (коллегиальные органы, органы контроля и ДЛ).

Сроки: представление подлежит незамедлительному рассмотрению и в не позднее месячного срока должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий. И опять незамедлительно после принятия мер должно быть сообщено прокурору о результатах исполнения его требований в обязательной письменной форме.

Прокуратура не осуществляет надзор за Правительством РФ. Но если оно все же принимает нормативные акты, противоречащие ФЗ и Конституции, может ли Генеральный Прокурор оставаться равнодушным? У него есть реальные полномочия для приведения нормативного акта или группы актов, действий Правительства в порядок – п. 3 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре» устанавливает, что в случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный Прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Структура представления:

1. вводная часть представления – все то же (адресат, слева – штамп прокуратуры, наименование «Представление», указание о нарушение законодательства)

2. описательно-мотивировочная часть (сплошным текстом)

· указание на источник информации (жалоба, СМИ, проверка органов контроля, прокурорская проверка)

· оценочные выводы о состоянии законности (количество правонарушения, их характеристика, данные аналитической работы прокурора)

· конкретные факты правонарушений прав и свобод человека и гражданина с указанием конкретных статей нарушенного закона (ТК, КоАП, ЛК, УПК и т.д.)

· указание на конкретных виновных лиц с определением сути проступка и степени виновности

· указание на размер ущерба, вредные последствия правонарушений (включить при необходимости указание на возможность наступления тяжких последствий и на степень социальной опасности правонарушения – то есть «напугать, сгустить краски» - слова лектора)

· причины и условия, способствующие правонарушения

· указание на виновных лиц, кроме тех, что уже описали, на необходимость привлечения их к установленной ответственности

форма перехода та же, что и в протесте

3. резолютивная часть

Требую:

· безотлагательного рассмотрения представления и принятия в течение месяца со дня внесения представления меры по устранения нарушения закона, их причин и условий

· решить вопрос о дисциплинарной ответственности, материальной ответственности

· представление подлежит незамедлительному рассмотрению, должны приняты меры в месячный срок о результатах в письменной форме должно быть сообщено прокурору

внизу то же самое

Постановление прокурора

В системе полномочий сохранилось постановление, но мы потеряли один из его 3-х видов (о возбуждение уголовного дела) – ст. 22 (постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов + о возбуждении производства об АПН)

В отличие от протеста и представления постановление – это мотивированное требование о привлечении к ответственности правонарушителя путем предъявления соответствующих требований об этом компетентному органу либо ДЛ.

Цель вынесения постановления: в отличие от протеста и представления не устранение правонарушений, а привлечение виновного лица к установленной ответственности. В данном случае необходимо иметь в виду, что прокурор должен четко сориентироваться к наличию оснований.

По содержанию и структуре:

Есть существенные отличия от протеста. Лучше всего ориентироваться на постановление о возбуждении производства по административному правонарушению. Далее указание на ДЛ.

Рассмотрев ….. установил:

Описательно-мотивировочная часть:

· изложение как правило в хронологическом порядке фактических обстоятельств содеянного,

· предшествующих правонарушению событий,

· доводы объяснения правонарушителя по факту совершенных им проступков,

· правовая оценка правонарушения,

· указание но норму или группу норм КоАП, которые были нарушены,

· указание на степень тяжести совершенного правонарушения,

· в случае необходимости опровержение доводов правонарушителя

переход к резолютивной части: на основании изложенного в соответствии ст. 22, 25 ФЗ «О прокуратуре» ПОСТАНОВИЛ:

1. возбудить производство об административном правонарушении в отношении конкретного ДЛ по основанию ст. 17.7 КоАП

2. направить данное постановление в Инспекцию по труду Кировской области для решения вопроса о привлечении ДЛ к АО по данным основаниям (компетентные органы надо направить)

3. требует рассмотрению в установленные законом сроки, а о результатах сообщить прокурору в письменной форме

Указание на должностное положение, классный чин, подпись, расшифровка подписи.

Данное постановление должно отвечать основным требованиям протокола об административном правонарушении. В нем должны разъясняться права и обязанности ДЛ либо ю/л. Должна быть вручена копии постановление. Должна быть представлена возможность ознакомления с постановлением. это право ДЛ давать объяснения и делать замечания по содержанию постановления.

Основаниями возбуждения производства об АПН:

1. наличие информации в справке, рапорте, докладной записке работника прокуратуры о нарушениях административного законодательства, выявленных в ходе прокурорской проверки

2. связанные с невыполнением требований прокурора

· невыполнение руководителями и другими ДЛ требований о предоставлении к определенному сроку необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений,

· невыделение специалистов к установленному сроку,

· непроведение в установленные прокурором сроки проверок и ревизий по требованию прокурора,

· нерассмотрение или нарушение сроков рассмотрения протеста или представления, это и возможно и непринятие мер по установлению нарушений законности,

· нерассмотрение либо нарушения сроков рассмотрения самого постановления о возбуждении производства об АПН,

· неявка ДЛ по вызову прокурора

В качестве доказательств к постановлению приобщаются копии актов прокурорского надзора (прежде всего, проверок), объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, акты документальных ревизий и т.д.

Если нарушению допускаются дознавателями или следователями, то вопрос о возбуждении решается на основе КоАП и процессуального законодательства.

Постановление об освобождении лица, подвергнутого административному задержанию по решению несудебных органов

Это могут быть:

· ОВД

· ФТС по нарушению правил таможенного режима

· Пограничная служба в составе ФСБ при нарушении режима перехода границы, нарушение режима пограничных территорий

Данное постановление подлежит немедленному исполнению

Предостережение прокурора

В соответствии со ст. 25.1 в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимостинарушения закона.

Предостережение в настоящее время как правило не направляется, а объявляется ДЛ (на практике повсеместно, в самой прокуратуре, руководителем прокуратуры). Это традиция.

Понятие ДЛ: достаточно широкая трактовка. – это руководители органов и учреждений, организаций, указанных в ст. 21 Закона и предостережение может объявляться руководителям и другим РК коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим административно-распорядительные и финансово - хозяйственные функции. Оно не объявляется гражданам. А что насчет ИП? Да.

Предостережении объявляется на основе проверенных, достоверных данных. Применению предостережения в обязательном порядке предшествует получение объяснений от соответствующих ДЛ в письменной форме.

Оформление о содержание

Оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме и объявляется под расписку ДЛ, разъясняется, что предостережение может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо суд. В случае если суд признает предостережение прокурора недействительным, об этом извещается заявитель, обратившийся в суд, а предостережение аннулируется.

Сначала идет «Предостережение о недопустимости нарушения законов», город, дата (правый верхний угол).

Текст: «Проверкой, в порядке обращения граждан, проверкой сообщения СМИ… устноалвено, что … (конкретные сведения о готовящемся правонарушении). Указывается на нарущение закона, который последует, если факт свершится, возможные последствия от правонарушения и возможную ответственность в случае совершения правонарушения.

Переход к резолютивной части (также)

ПРЕДОСТЕРЕГАЮ:

ФИО ДЛ, занимаемая должность, место работы и смысл резолютивной части «о недопустимости указанных нарушений закона и разъясняю, что в случае совершения данного правонарушения возможно наступления АО, УО, материальной ответственности.

Конец обычный, но затем следует «предостережение мне объявлено, его сущность и право на обжалование вышестоящему прокурору или в суд мне разъяснены».


 

 

41. Организация прокурорского надзора в экономике, социальной сфере, в системе административных правоотношений.

42. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. (Предмет надзора, полномочия прокурора, правовые средства прокурорского надзора).

43. Организация прокурорского надзора за соблюдением основных конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

44. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.074 с.)