Семинар № 5. Понятия и основные методические условия их формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 5. Понятия и основные методические условия их формирования



Цель: ознакомление с приемами и средствами формирования понятий, выяснение смысла и сущности логического усвоения исторического материала и роли соответствующих приемов. В процессе выполнения практической работы необходимо выявить зависимость между выбором приемов и характером теоретического материала.

Основные понятия: понятие, термин, определение

Вопросы:

1. Основные понятия темы семинара.

2. Приемы устного изложения теоретического материала.

3. Письменно-графические приемы и средства изучения теоретического материала.

4. Выполнение практических заданий (даются преподавателем).

Задания по теме:

1. Выделите в определенной теме понятия, сгруппируйте их по группам в зависимости от степени (уровня) обобщенности.

2. Сопоставьте способы введения в текст этих понятий в учебниках Д.Д.Данилова и др., А.Н.Сахарова по российской истории.

3. Разработайте способы формирования этих понятий (нескольких понятий – на выбор).

4. Разработайте упражнения по использованию данных понятий.

5. Разработайте проверочные и контрольные задания по данным понятиям.

Основная литература

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М., 2003. - С.227-238.

2. Иванова Н.А. Формирование теоретических знаний на уроках истории и обществоведения //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - №3.

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по мето­дике преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.66-78.

4. Степанищев А.Т. Методика преподавания и обучения истории: В 2 ч. - М., 2002. - С.160-172, 278-283.

5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.72-88.

Дополнительная литература

 

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984. – С. 129-143.

2. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

3. Вагин А.А. Методика преподавания в средней школе.– М., 1968. - С.68-75.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988. - С.115-127, 148-165.

5. Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980.

6. Дайри Н.В. Основное усвоить на уроке. – М., 1987.

7. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: По­знавательная активность учащихся и эффективность обуче­ния. - М., 1966. - С.314-322.

8. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионова. – М., 1997. – С. 5-27.

9. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М., 1990.

10. КоротковаМ.В., СтуденикинМ.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. -М., 1999. - С.107-111.

11. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.

12. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1986.-С.134-139.

13. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М.,1989.

14. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. – М., 1982.

15. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории Рос­сии. - М., 2001.

16. Хусаинов Р. В. Выявление причинно-следственных свя­зей // Преподавание истории в школе. - 2003. - №7

СЕМИНАР № 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩЕГО И МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Цель: - сравнение различных классификаций педагогических технологий, анализ развивающего и модульного обучения в соответствии с критериями технологии обучения по Селевко, отработка основных элементов развивающего и модульного обучения.

Основные понятия: понятие педагогических технологий, развивающего и модульного обучения

Вопросы:

1. Понятия «технологии обучения и «педагогической технологии».

2. Структура педагогических технологий.

3. Классификации педагогической технологии.

4. Характеристика развивающего и модульного обучения.

 

Домашнее задание: к семинару составить развернутый или тезисный план по теме «Характеристика развивающего и модульного обучения».

Основная литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

2.Питюков В.Ю. Современные педагогические технологии. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.

3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.

5.Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное по­собие. – М.: Народное образование, 1998.

7.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., Академия, 2007. (Рекомендовано УМО по спец. 050701).

8.Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. Изд. 2. М-РнаД., «Март», 2004.

• Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. - М., 1995.
• Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. – Завуч, №1, 1998, с. 37-41.
• Сенновский И.Б. Управление переводом общеобразовательной школы на модульную систему организации учебно-воспитательного процесса. – Автореф. дис. канд. наук. – М., 1998.
• Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1998.
• Сковин Е.В. Интенсификация познавательной деятельности в условиях объединения школьных модулей.- М., 1993.-139 с.
• Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога – менеджера//Высшее образование в России. №4 – 1993 – с. 119-125.
• Третьяков Б.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997.
• Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001.
• Тряпицына А.П. Организация творческой учебно - познавательной деятельности школьников: Учебное пособие. – Л.: издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
• Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
• Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод.пособие. – М.: Народное образование, 1996.
• http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm Педагогические технологии, основанные на активной роли обучаемого
http://www.edueao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=59 От исследовательского подхода в обучении к самостоятельному открытию
• http://open.websib.ru/techno.html Педагогические технологии Центра «Открытие» http://referatw.ru/cgibin/main.cgi?level=5&p1=89&p2=235&p3=47426 Современные педагогические технологии
• http://www.refcity.ru/content/22189.html Современные педагогические технологии
• http://www.effecton.ru/763.html Психологическая экспертиза новых педагогических технологий
• http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях
• http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
• http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе

 

СЕМИНАР № 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: - характеристика проектного обучения как альтернативы классно-урочной системы, рассмотрение образовательной технологии развития критического мышления,

усвоение наиболее эффективных приемов и методов данных педагогических технологий и определение их роли в обучении истории.

Основные понятия: метод проектов или проектное обучение; ограничения проектного обучения; критическое мышление; технология РКМЧП

 

Вопросы:

  1. Концепция технологии проектного обучения. Основные понятия: проект, проектирование, проблема, цели и задачи проекта, результат.
  2. Типология проектов.
  3. Этапы разработки проекта.
  4. Границы и трудности использования проектного обучения.
  5. Основы и философские идеи образовательной технологии развития критического мышления.
  6. Три основные фазы педагогической технологии:

• Вызов

• Реализация (осмысление)

• Рефлексия

  1. Методические приемы технологии РКМЧП.
  2. Использование элементов проектного и критического обучения на уроках истории.

 

Домашнее задание: Разработайте план-конспект занятия по истории на основе идей (элементов) технологии проектного и критического обучения.

Литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2011г. «Просвещение».

Гилева Е. А. Метод проекта - эффективный способ повышения качества образования // Школа. 2001. № 2.

Ильин Г. Проблема различия обучения и образования: (На примере контекстного обучения и проективного образования) // Alma mater. 2001. № 5.

Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн, 2001.

Орлова Л. В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы: учеб.-метод. пособие. Мн., 2002.

Хромова А. А. В режиме самооценки: (Об обучении школьников с применением метода проектов) // Учитель. 2001. № 3.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях
http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе
http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер
http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии
http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология обучения
http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.011 с.)