Курс II полугодие ( 40 час.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс II полугодие ( 40 час.)



Дата Тема
    Анализ государственного стандарта общего образования по истории 2004г и 2010г. и базисного учебного плана.
    Анализ школьных программ по истории.
    Анализ школьных учебников по истории.
    Факты и даты на уроке истории. Их основные приемы изучения.
    Понятия и основные методические условия их формирования.
    Классификации педагогической технологии. Характеристика развивающего и модульного обучения.
    Характеристика проектного обучения и критического мышления.
    Кейс-стади и ИКТ как педагогические технологии.
    Урок истории - основная форма обучения истории. Формулирование темы и цели урока.
    Типы уроков и их классификация Составление конспектов урока.
    Анализ и самоанализ урока истории
    Методы и приёмы обучения истории
    Изучение источников и литературы на уроках истории
    Работа с учебником и со справочной литературой по истории.
    Наглядность на уроках истории.
    Методика работы с картографическими пособиями на уроках истории
    Использование игровых технологий на уроках истории в школе
    Организация и проведение дискуссий и дебатов на уроках истории (тема на выбор студентов)
    Подготовка к ГИА и ЕГЭ по истории.
    Внутрипредметные и межпредметные связи. Приемы их реализации. Рефлексия на уроках истории

 

 

СЕМИНАР № 1.Анализ государственного стандарта общего образования по истории 2004г и 2010г. и базисного учебного плана

Цель: раскрыть сущность современных подходов к отбору содержания школьного исторического образования при анализегосударственных стандартов общего образования, определить взаимосвязь между компонентом «содержание исторического образования» и процессом обучения истории в средней школе, показать место регионального компонента в структуре содержания школьного исторического образования.

Основные понятия: государственный и региональный образовательный стандарт по истории, базисный учебный план и его компоненты, концентрическая и линейная структура школьного образования.

Вопросы:

1.Федеральный компонент государственного стандарта: общие положения концепции, структура компонентов стандартов общего образования.

2. Региональный компонент стандарта общего образования.

3. Стандарты второго поколения.

4. Анализ и сравнение содержания стандартов общего образования 2004г. И 2010 г., их отличия от обязательного минимума содержания образовательных программ основной образовательной школы.

5. Базисный учебный план 2004 и 2010гг..

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Государственный стандарт общего образования по истории 2004г.

Государственный стандарт общего образования по истории 2010г

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М, «Просвещение»2011.

Баранов П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 21-26

Баранов П. А. К вопросу о стандартах школьного исторического образования // Современные подходы в преподавании истории: Материалы семинара. – СПб., 1996.

Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 13-21.

Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. – 1999. – № 8

Историческое образование в современной школе: Альманах. Изучение региональной истории в школе. – Вып. 3. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2004. – 120 с.

Кузнецова Ф.С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 5. – С. 52-56; № 6. – с. 46-50

 

СЕМИНАР № 2. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ

Цель: раскрыть основные структурные компоненты программ по истории, охарактеризовать и проанализировать примерные, авторские и рабочие программы по истории.

Основные понятия: учебно-методические комплексы, учебная программа: примерная, авторская, рабочая, структурный анализ учебного материала, тематическое планирование курсов истории.

Вопросы:

  1. Сравнительная характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования.
  2. Основные структурные компоненты программ по истории.
  3. Примерная программа, авторские программы и рабочие программы по истории.
  4. Комплексный анализ программы по истории (на конкретном примере).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., А.Ю. Морозов История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М, «Просвещение»2011.

История России: Программа учебного курса для старших классов. – М., 1997.

Комплект программ по истории с древнейших времён до наших дней. III – XI Кл. – М., 1998.

Программа учебного курса по отечественной истории для старших классов / Сост. Гевуркова Е. А., Егорова В. И., Колосков А. Г., Ларина Л. И. // Преподавание истории в школе. – 1996. - № 1–2.

Программы для классов с компенсирующей формой обучения / Сост. Элиасберг Н. И., Юдовская А. Я., Андреевская Т. П., Майков А. Н. // Преподавание истории в школе. – 1997. - № 1–2.

Программы для общеобразовательных учреждений. История. – М., 1997.

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5–11 классы. – М., «Просвещение», 2003.

СЕМИНАР № 3. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ

Цель: анализ структуры, принципов построения и основных компонентов учебников, выявления роли и значения учебников и учебных пособий для школьной практики, а также обучение научно-методическому анализу учебника.

Основные понятия: учебно-методические комплексы, учебники истории нового поколения.

Вопросы:

1. Основные компоненты учебников, их характеристика. Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебни­ков истории и их виды.

2. Понятие «учебники истории нового поколения». Характеристика полных линий учебников истории.

3. Виды заданий по учебнику в разных возрастных группах.

4. Анализ учебников.

Письменный, сравнительный анализ учебников по истории по предложенной схеме

Таблица

Сравнительная характеристика учебных пособий

Название Авторский коллектив Структура Основной текстовый материал Дополнительный текстовый материал Пояснительный текстовый материал Примечание
             
             

Основная литература

1. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 8-9.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика пре­подавания истории. - М., 2003. - С.175-189.

3. Демчик Е.В. Школьные учебники с точки зрения препода­вателя вуза //Преподавание истории в школе. - 2002. - № 10.

4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по мето­дике преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.20-26.

5. Учебники по истории, обществоведению, экономике и праву на 2007/08 уч. год //Преподавание истории и обществознания в школе.-2007 - № 3.

6. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографическое явление //Преподавание истории в школе. - 2007. - № 7.

Дополнительная литература

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподава­ния истории в школе. - М., 1999. - С.71-79.

2. Захваткина И.З. Учебное пособие: источник информа­ции или информация для размышления? //Преподавание исто­рии в школе. - 2003. - № 5.

3. Исакова И.А., Кузьмин Ю.М. Учебники 90-х: оценку Дает практика // Преподавание истории и обществознания в школе.-2001. - №4.

4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999. - С.69-73.

5. Левинтов Н.Г. О новом поколении учебников по но­вой и новейшей истории // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 8.

6. Миницкий Н.И. К созданию учебно-методических комплексов по истории.//

Преподавание истории в школе. - 2005. - № 5.

7. Шевырев А.П. Учебник по истории: каким ему быть? // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 5.

СЕМИНАР № 4. ФАКТЫ И ДАТЫ НА УРОКЕ ИСТОРИИ. ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Цель: - усвоение наиболее эффективных приемов и средств, которые используются для изучения фактического материала.

- осознание специфики приемов изучения хронологии, рассмотрение наиболее употребляемых в школьной практике приемов, их роли в обучении истории.

Основные понятия: факт, дата, хронология

Вопросы:

I. Работа с фактами

1. Факт, их классификация.

2. Сущность эмпирического изучения фактического мате­риала.

3. Общая характеристика образно-эмоциональных приемов.

4. Примеры приемов. Каждый студент демонстрирует пример изложения исторического факта, используя прием и средства (наглядные пособия, документы, отрывки из художественной литературы и т.д.), соответствующие его содержанию и целям изучения. Каждый студент получает индивидуальное задание.

II. Работа с датами

1. Хронология, ее цель и задачи.

2. Приемы и средства изучения хронологии.

3. Задания и игры по выработке хронологических умений учащихся. Тесты по хронологии.

4. Выполнение практического задания (дается преподава­телем).

Основная литература

1. Антонов П. Исторический факт и его объяснение. Тезисы для размышления //Преподавание истории в школе. – 2004.- N 1.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика пре­подавания истории. - М., 2003. - С.134, 213-22,.256-266.

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по мето­дике преподавания истории в школе. - М., 2000. - С.38-52, 91-95.

4. Степанищев А.Т. Методика преподавания и обучения истории: В 2 ч. - М., 2002. - 4.1. - С.205-221.

5. СтуденикинМ.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000. - C.117-131.

6. Серкин А.В. К проблеме интерпритации фактов на уроках истории //Преподавание истории в школе. – 2003.- N 10.

7. Юргасов М.К. Хронологические карты - новый тип ди­дактического материала по истории // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 5.

Дополнительная литература

1. КоротковаМ.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999. - С.99-106, 120-123.

2. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб­ное пособие для студентов педагогических институтов. - М., 1986.-С. 74-81, 82-87, 123-127.

3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1969. - С.329-336.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомен­дации учителю истории: Основы профессионального мастер­ства. - М., 2000.- С.30-37.

5. Годер Г.И. Преподавание истории в V классе. - М., 1998. - С.73-84.

6. ГораП.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988. - С.98-109.

7. Линко Г.М. Работа с хронологией в школе Пособие для учителя. - Л., 1960.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.03 с.)