Тема 1. Формирование отпускной цены продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Формирование отпускной цены продукции



Тема 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОТПУСКНОЙ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ

 

Этап 1:

Формирование полной себестоимости продукции

В составе затрат, относимых на себестоимость продукции, выделяют 5 групп затрат:

1. Материальные затраты

2. Расходы на оплату труда

3. Отчисления на социальные нужды

4. Амортизационные отчисления

5. Прочие расходы

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ:

- стоимость сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, использованных в производстве, за минусом возвратных отходов;

- стоимость топлива, электрической, тепловой и других видов энергии, использованных на технологические и общехозяйственные нужды;

- стоимость услуг производственного характера, оказанных сторонней организацией;

- стоимость запасных частей, использованных для ремонта основных фондов;

- стоимость покупной тары за минусом стоимости возвратной тары;

- потери от недостачи поступивших материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;

 

РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА:

включаются:

- заработная плата производственного, обслуживающего и хозяйственного персонала, выплачиваемая в соответствии с установленными на предприятии формами и системами оплаты труда;

- премии за производственные результаты;

- заработная плата работников, не состоящих в штате предприятия, но занятых в основном производстве;

- заработная плата, выплачиваемая в натуральной форме;

- оплата очередных отпусков;

не включаются:

- выплаты вознаграждения по итогам года;

- материальная помощь всех видов;

- оплата дополнительных отпусков и пенсий;

- оплата путевок на лечение и отдых;

 

ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ:

- 34 % от РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА, выплачиваемых в Фонд социальной защиты населения;

 

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ:

- амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов и нематериальных активов;

 

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ:

- налоги и сборы, включаемые в себестоимость;

- оплата консультационных, информационных и рекламных услуг;

- оплата услуг коммерческих банков;

- выплата взносов по обязательным видам страхования;

- оплата услуг по обязательному аудиту;

- арендные и лизинговые платежи;

- командировочные расходы.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ = Материальные затраты + Расходы на оплату труда + Отчисления на социальные нужды + Амортизационные отчисления + Прочие расходы

 

ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ = Производственная себестоимость продукции + Коммерческие расходы

КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ – расходы по доведению произведенной продукции до конечного потребителя: расходы по упаковке, сортировке, формированию партии, погрузке и доставке транспортом предприятия до конечного потребителя.

 

Этап 2:

Формирование цены производства продукции (Цпр)

 

Этап 3:

Расчет косвенных налогов, включаемых в отпускную цену продукции:

- расчет налога на добавленную стоимость (НДС):

 

Ставка НДС – 20%

 

Этап 4:

Формирование отпускной цены продукции (ОЦпрод)

 

 

Задача 1.

На основании данных определить чистую прибыль организации. Данные в тысячах рублей.

 

Стоимость сырья, использованного в производстве – 16 000

в том числе возвратные отходы – 4 000

Стоимость электроэнергии, использованной на технологические нужды – 9 000

в том числе сверх установленных норм – 1 500

Оплата труда работников, занятых в основном производстве – 28 000

Выплата материальной помощи – 1 500

Оплата путевок на лечение и отдых – 2 000

Оплата очередных отпусков – 4 200

Амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов – 13 800

Налоги и сборы, включаемые в себестоимость – 3 400

Оплата услуг коммерческих банков – 4 300

Выплата взносов по обязательным видам страхования – 3500

Командировочные расходы – 5600

Получены на расчетный счет:

Выручка от реализации продукции – 180 000 (ставка НДС 20%)

Дивиденды от участия в деятельности акционерного общества – 6 800

Штрафы за нарушение условий хозяйственного договора – 9 000 (ставка НДС 20%)

Выручка от реализации основных фондов, выведенных из хозяйственного оборота – 54 000

(Остаточная стоимость данного оборудования – 43 000, затраты по реализации оборудования – 1 200, ставка НДС – 20%)

Уплачены с расчетного счета:

Штрафы за нарушение условий хозяйственного договора – 6 200

Штрафы за нарушение условий налогового законодательства – 4 900

Списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности – 5 800

Ставка налога на прибыль – 18%

 

Задача 2.

Определить сумму отложенного налогового обязательства на начало и конец отчетного периода, и сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, в базовом и отчетном периодах. (Данные в тысячах рублей)

Базовый период:

Приобретена машина стоимостью 66 000 (Срок полезного использования – 10 лет; Амортизация начисляется равномерно по годам; Амортизационная премия – 20%)

Выручка от реализации продукции – 540 000

Себестоимость реализованной продукции без сумм амортизации здания и амортизационной премии – 320 000

Ставка НДС – 20%

Ставка налога на прибыль – 18%

Отчетный период:

Выручка от реализации продукции – 480 000

Себестоимость реализованной продукции без сумм амортизации здания – 280 000

Ставка НДС – 20%

Ставка налога на прибыль – 18%


Тема 4. ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

При проведении операционного анализа используется классификация издержек на постоянные и переменные.

Постоянные издержки не зависят от изменения объемов производства. Пример: административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, арендная плата.

Переменные издержки зависят от изменения объемов производства. Пример: прямые материальные затраты, заработная плата основного производственного персонала, топливо и энергия, использованные на технологические нужды.

Основные предположения при анализе безубыточности:

- переменные и постоянные издержки должны быть определены с большой аккуратностью;

- предполагается, что не происходит изменение цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование;

- постоянные издержки остаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж;

- переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объемов продаж;

- продажи осуществляются достаточно равномерно.

Запас финансовой прочности

Это оценка дополнительного, то есть сверх уровня безубыточности, объема продаж. Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов можно снизить объем продаж до достижения точки безубыточности.

 

Вклад на покрытие

Вклад на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли – это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции.

Традиционный метод суммарных издержек:

Цена продажи
Суммарные затраты Прибыль

 

Метод на основе вклада на покрытие:

Цена продажи
Переменные затраты Постоянные затраты Прибыль
  Вклад на покрытие

 

При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению вклада на покрытие.

 

 

Эти формулы позволяют облегчить расчеты, связанные с возможными изменениями объема продаж, цены, издержек и прибыли.

Пример:

Определить:

1. Какой будет прибыль при увеличении объема продаж на 10%.

2. Какой будет прибыль при увеличении постоянных затрат на 10%.

3. Сколько единиц продукции нужно продать, чтобы получить прибыль 250 000 тыс. руб.

4. Какой должна быть цена, чтобы продав 12 000 штук, получить прибыль 250 000 тыс. руб.

5. Сколько единиц продукции нужно продать, чтобы достигнуть точки безубыточности.

 

Эффект операционного рычага

Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли от реализации продукции. Это происходит в том случае, когда объем реализации продукции увеличивается, а объём постоянных затрат в определенный период времени остается без изменений. В таких случаях снижается уровень совокупных издержек на единицу продукции, что приводит к увеличению прибыли.

Сила воздействия операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль от реализации продукции при изменении выручки на 1%.

Определение силы воздействия операционного рычага с использованием показателя точки безубыточности в натуральном выражении:

 

, где

 

DOL – сила воздействия операционного рычага

Q min - точка безубыточности в натуральном выражении

Q – объём реализации продукции в натуральном выражении

 

Определение силы воздействия операционного рычага с использованием показателей темпов изменения выручки и прибыли:

 

Пример:

Используя показатель точки безубыточности в натуральном выражении, определить относительное изменение прибыли от реализации продукции в связи с изменением выручки с учетом эффекта операционного рычага.

Исходные данные:

1. Объем реализации продукции – 1000шт.,

2. Цена ед. продукции – 4,

3. Затраты на производство и реализацию продукции – 3000, в т.ч. постоянные – 1000, переменные – 2000.

В планируемом периоде ожидается рост выручки на 10%.

 

Определение силы воздействия операционного рычага с использованием вклада на покрытие:

 

 

Операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска: чем он выше, тем выше риск. Чем выше риск, тем выше возможное вознаграждение.

При одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат, или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек.

Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности расположен объем продаж, с чем и связан высокий риск.

Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей с увеличением продаж.

Ситуация с низким операционным рычагом сопряжены с меньшим риском, но также с меньшим вознаграждением в форме прибыли.

 

ЗАДАЧИ:

 

Задача 1.

Рассчитать точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении, а также запас финансовой прочности.

1. Цена единицы продукции – 60,

2. Объем реализации – 500 шт.,

3. Переменные затраты – 18000,

4. Постоянные затраты – 9000.

 

Задача 2.

Определить сколько единиц продукции необходимо продать ОАО «Фирма», чтобы покрыть все затраты, если:

Объем реализации в натуральном выражении – 8 000 штук

Цена единицы продукции – 156 тыс. руб.

Переменные затраты на единицу продукции:

- сырье и материалы – 70 тыс. руб.

- электроэнергия – 21 тыс. руб.

- заработная плата основных рабочих – 32 тыс. руб.

Постоянные затраты:

- общецеховые расходы – 112 000 тыс. руб.

- общезаводские расходы – 93 000 тыс. руб.

Используя показатель «вклад на покрытие» определить:

1. Какой будет прибыль при увеличении объема продаж на 7%.

2. Какой будет прибыль при уменьшении постоянных затрат на 3%.

3. Сколько единиц продукции нужно продать, чтобы получить прибыль 72 000 тыс. руб.

4. Какой должна быть цена, чтобы продав 8 000 штук, получить прибыль 72 000 тыс. руб.

5. Сколько единиц продукции нужно продать, чтобы достигнуть точки безубыточности.

 

Задача 3

Используя показатель точки безубыточности в натуральном выражении, определить относительное изменение прибыли от реализации продукции в связи с изменением выручки с учетом эффекта операционного рычага.

Отчетный год:

1. объем реализации – 2000 шт.

2. цена ед. продукции – 50

3. переменные затраты – 70000

4. постоянные затраты – 21000.

Планируемый год:

1. объем реализации – 2500 шт.

2. цена ед. продукции – 50

 

 

Задача 4

Рассчитать финансовые результаты и определить пути повышения прибыльности и рентабельности предприятия. Следует ли отказаться в случае убыточности от выпуска определенных видов продукции.

 

Показатель Продукт А Продукт Б Продукт В
Объем реализации (шт)      
Переменные затраты на единицу продукции (тыс. руб.)      
Постоянные затраты на единицу продукции (тыс. руб.)      
Цена единицы продукции (тыс. руб.)      

 

Задача 5

Рассчитать финансовые результаты и определить пути повышения прибыльности и рентабельности предприятия. Следует ли отказаться в случае убыточности от выпуска определенных видов продукции.

 

Показатель Продукт А Продукт Б Продукт В Продукт Г
Объем реализации (шт)        
Переменные затраты на единицу продукции (тыс. руб.)        
Постоянные затраты на единицу продукции (тыс. руб.)        
Цена единицы продукции (тыс. руб.)        

Эффект финансового рычага

Финансовый рычаг характеризует использование предприятием заемных средств, которые влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый рычаг представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

, где

 

- уровень эффекта финансового рычага

- коэффициент валовой рентабельности использования пассивов (экономическая рентабельность)

- стоимость долговых обязательств;

- сумма долговых обязательств;

- сумма собственного капитала.

- ставка налога на прибыль в долях от единицы.

 

 

, где

 

- (earnings before interest and tax) прибыль до уплаты процентных и налоговых платежей

 

Имеются две фирмы: U и L, которые являются идентичными в отношениях общих активов, доходов, уровня риска. Фирмы имеют различия только в структуре капитала: фирма U финансирует свою деятельность только за счет собственного капитала, выпуская акции; фирма L имеет долговые обязательства и собственный капитал. Уровень эффекта финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличиться рентабельность собственных средств предприятия при привлечении долговых обязательств:

 

 

, где

 

- рентабельность собственных средств предприятия при привлечении долговых обязательств

- рентабельность собственных средств предприятия без привлечения долговых обязательств.

Пример:

Определить ожидаемую стоимость собственных средств с учетом эффекта финансового рычага (DFL).

Инвестируем 6800 млн. руб., прибыль до уплаты процентных и налоговых платежей 1020 млн. руб., ставка налога на прибыль 18 %.

Возможны следующие варианты инвестирования:

1. Использование только собственных средств.

2. Использование заемных средств в размере 2000 млн. руб. при средней ставке процента 10%.

3. Использование заемных средств в размере 5000 млн.руб. при средней ставке процента 16 %.

 

Задача 1.

Проанализировать инвестиционный проект -150, 30, 70, 70, 45 по критерию NPV:

  1. ставка 12% на 4 года
  2. 12%, 13%, 14%, 14%.

 

Задача 2.

Определить внутреннюю норму рентабельности проекта -10, 3, 4, 7, если NPV меняет знак с + на – на интервале 16-17%.

 

Задача 3.

Определить NPV и IRR проекта, если инвестиции 17 000, 8 лет, CF = 4300, r=14%.

 

Задача 4.

Предприятие рассматривает целесообразность приобретения новой технологической линии.

Имеются 2 модели:

 

Цена 5 000 8 000
Генерируемый годовой доход 1 200 1 500
Срок эксплуатации 7 лет 10 лет
Требуемая норма прибыли 10% 10%

 

Используя методы оценки инвестиционных проектов обосновать приобретение той или иной технологической линии.


Тема 7. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ

 

Политика управления оборотными активами (оборотным капиталом, оборотными средствами) призвана определить объем и структуру текущих активов, источники их покрытия и соотношения между ними исходя из требования обеспечить эффективную производственную и финансовую деятельность предприятия.

Существует несколько методов оценки стоимости материалов и сырья, поступающих со склада в производство, а следовательно, и стоимости запасов на конец периода:

· метод ФИФО (First-in-first-out) – «первым вошёл, первым вышел» или «первым поступил – первым продан»;

· метод ЛИФО (Last-in-first-out) – «последним вошёл, первым вышел» или «последним поступил – первым продан»;

· средняя за период стоимость запаса.

Особенно важно сделать правильный выбор метода списания материалов в производство при высокой инфляции, когда цены на сырьё постоянно увеличиваются.

Согласно методу ФИФО изделия, купленные первыми, первыми и используются (продаются). Это значит, что оценка запасов на конец периода производится по ценам последних закупок. Принято считать, что этот метод соответствует лучшей практике управления запасами.

При использовании метода ЛИФО оценка запасов производится по ценам первых покупок. Основная цель этого метода – максимально приблизить себестоимость реализованной продукции к последним издержкам на их приобретение. Очевидно, что при стабильном уровне цен оценка по ФИФО не будет отличаться от оценки по ЛИФО. Если же цены меняются, то результаты будут сильно различаться. При высоком уровне инфляции метод ЛИФО лучше отражает соотношение выручки и затрат.

Метод оценки запасов по средней их стоимости за период сглаживает влияние на оценку изменения цен.

Контроль ТМЗ по методу АВС

Согласно методу АВС запасы сырья и материалов делятся на категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости.

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.

Категория В составлена из тех видов товарно-материальных запасов, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для ТМЗ этой категории, как и категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа.

Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Определение оптимального (экономического) размера заказа (Economic Order Quantity )

На производстве перед менеджером стоит проблема оптимизации размеров запасов. Эта проблема обусловлена действием следующих факторов:

· во-первых, предприятию, как правило, приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров;

· во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае недоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии гораздо больше, чем потребность в них на текущий день.

Однако предприятие несет издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли быть инвестированы, например, в ценные бумаги с целью получения процентного дохода. В силу вышесказанного менеджеру по производству необходимо найти оптимальный объем финансовых ресурсов, вкладываемых в производственные запасы с тем, чтобы минимизировать общие издержки.

Расчет оптимального размера заказа с учетом указанных ограничений возможен при помощи модели Уилсона:

, где

 

- оптимальный размер заказа товарно-материальных ценностей

о – фиксированные издержки по пополнению запасов товарно-материальных ценностей

S – общая потребность в товарно-материальных ценностях за период времени

с – удельные складские издержки по хранению товарно-материальных ценностей

ЗАДАЧИ

 

Задача 1.

 

Выручка от продажи столов составила 35000$. Требуется определить себестоимость реализованной продукции по методу ФИФО, ЛИФО и средних затрат, а также соответствующие значения валовой прибыли.

 

Источник пополнения Вид товара Количество шт. Цена, $ Стоимость запаса, $
Остаток на 01.01. Столы      
Первая покупка в году Столы      
Вторая покупка в году Столы      
Третья покупка в году Столы      
Всего для продажи Столы      
Остаток на 31.12 Столы      

 

Задача 2.

Предприятие является оптовым поставщиком товара. Его заказывают у производителя партиями по 1000 единиц. Выполнение каждого заказа обходится в 40 у.е. Спрос розничной торговой сети на товар составляет 20000 единиц в месяц. Ежемесячные удельные издержки по хранению товара 0,1у.е.

1) Определить оптимальный размер заказа, количество партий в одном заказе, количество заказов в месяц, издержки по хранению и коммерческие издержки.

2) Каков был бы оптимальный размер заказа при снижении издержек по хранению до 0,05 у.е. на единицу?

3) Каков был бы оптимальный размер заказа при снижении расходов на заказ до 10 у.е.?

 

Тема 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОТПУСКНОЙ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ

 

Этап 1:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.159 с.)