Греческая лирика VII-vi веков до Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческая лирика VII-vi веков до Н. Э.



Появление и становление лирики знаменует выделение личности из коллектива – рода. «Культурный переворот» VIII-V вв. до н.э., разрушение родового строя, изменение художественного сознания эпохи.

Новые лирические жанры выделяются, прежде всего, по общности их метрической системы (размера). Отсутствие рифмы в античной поэзии. Жанры декламационные (элегия и ямб) и мелические (хоровые и монодийные).

Размер элегии – элегический дистих. Разновидности жанра элегии (общегражданская (Солон), военно-патриотическая (Каллин, Тиртей), дидактическая (Феогнид), любовная (Мимнерм), философская (Ксенофан из Колофона)). Ямбография Гиппонакта Клазоменского и Симонида Аморгского.

Поэзия Архилоха рассматривается в тесной связи с его жизненным путем. Яркий, страстный темперамент его творчества, личностное начало лирики подчеркивают сложный, становящийся характер греческой лирики классического периода. Сатира «на доблести» Архилоха, представляющая оппозицию гомеровскому идеалу доблестного воина. Понятие «ритма» жизни, стремление к познанию которого красной нитью пройдет через всю греческую и римскую литературы.

Мелика как синтетическое единство слова, мелодии (музыки) и движения (танца). Связь монодийной лирики с фольклорной традицией в творчестве Алкея и Сапфо. Творчество Анакреонта в сопоставлении с позднейшей анакреонтической традицией.

Поэтапное становление греческой хоровой лирики в семи поколениях поэтов дает М. Гаспаров. Наиболее сложным жанром греческой хоровой лирики является эпиникий, представленный творчеством Пиндара. Специфика строения од, на значение феномена спортивных состязаний для всей греческой культуры, неотъемлемым элементом которой является агональное начало.

Позиция поэта как героя-медиатора, соединяющего мир человеческий с божественным, отражение подобного восприятия греческих поэтов в легендах и преданиях об их жизни (О. Фрейденберг).

 

Список литературы

Античная литература: Учеб. пособие. Под ред. А.А. Тахо-Годи. Любое издание.

История греческой литературы. Т. 1. Гл. XV, XVI, XVII, XVIII.

Ранняя греческая лирика. СПб., 1999.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1.

Гаспаров М.Л. Строение эпиникия. // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1979.

Пиндар. Вакхилид. Оды. / Послесловие М.Л. Гаспарова. М., 1980.

Фрейденберг О. Происхождение греческой лирики. // Вопросы литературы, 1973, № 11. С. 101-123.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

 

Высокая классика.

Драма V в. до н.э. как литературный жанр

Трагедия и комедия рождаются из фольклорной традиции и в происхождении своем связаны с культом Диониса. Трагедия произрастает из мистерий, культа героев, пронизанного френетическим элементом; для нее важны понятия «пафоса», страстей, которые претерпевает герой, страха и сострадания, которые испытывает зритель, приходя к «катарсису» («очищению»).

Устройство греческого театра и организация театральных представлений. Драматические агоны. Сатировская драма. Структура трагедии.

В творчестве Эсхила, «отца» трагедии, происходит становление трагедии как жанра, в центре которого находится герой, несущий «трагическую вину». Трагический конфликт утверждается как борьба с фатальным. Произведения Эсхила отличаются монументальностью, глобальностью проблематики. Стиль – ораторно-декламационный, большая значимость френетического элемента. Трагедия «Прометей прикованный»: трактовка образа Прометея, его героически-титанический характер, принятие собственной судьбы. Трилогия «Орестея» - единственная из дошедших до нас трилогий древнегреческих авторов: проблема «родового проклятия», проявляющего себя в нескольких поколениях семьи Атридов, понятия «трагической иронии», «трагической вины» героя, нормативного героя (образы Афины, Аполлона), соотношение человеческой и божественной воли (образы Агамемнона, Клитемнестры, Ореста, Электры).

Творчество Софокла принадлежит периоду расцвета афинской демократии – «веку Перикла». Из семи сохранившихся текстов Софокла три написаны на сюжеты фиванского цикла: «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», что говорит о несомненной важности этого цикла для автора трагедий. Интерпретационная история этих трагедий сложна и богата. Они находятся в русле философских споров своей эпохе, однако сложность проблем, поставленных в этих драмах, фатальный, неразрешимый характер конфликтов, представленных в художественно совершенной форме, вывели значение этих текстов далеко за рамки древнегреческой литературы.

Влияние софистов на развитие риторического мастерства (философ Анаксагор, Протагор, Горгий).

Еврипид, «трагичнейший из поэтов», открыт человеческому страданию. В его творчестве трагедия обнаруживает как новые возможности, ведущие к трансформации жанра, так и приметы кризиса. В «трагедиях аффектов» («Медея», «Ипполит») Еврипид выводит на авансцену героинь, наделенных «разрушительными страстями», углубляясь в проработку их характера, отходя от «мифа» как содержательного стержня жанра трагедии. Такие трагедии, как «Ион», «Елена», по современной классификации были бы названы мелодрамами: в них место перипетии занимает интрига, вводится мотив «подкинутого ребенка», благополучный финал венчает действие. Итоговые трагедии Еврипида – «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки» - показывают характер героя в момент кризиса («Ифигения в Авлиде») и разрабатывают проблематику взаимоотношений человека и бога («Вакханки»), сочетая итоговые открытия мастера с тонкой психологической проработкой характеров и элементами интриги.

Если материалом трагедий служило все богатство мифологических сюжетов, то сюжеты комедий чаще всего строились на синтезе известных фольклорных сюжетов и комически либо сатирически преобразованной действительности. Части комедии - парабаса, агон. Острая политическая направленность комедий Аристофана, «сатира на лица», характерная для раннего периода его творчества и составляющая отличительное качество древней аттической комедии, постепенно уступает место проблемам культуры («Облака», «Лягушки») и утопическим образам поздних комедий («Птицы». «Плутос»).

 

Список литературы

Театр Еврипида. Пер., введ. и послесл. И.Ф. Анненского; Под ред. и с коммент. Ф.Ф. Зелинского.

Софокл. Трагедии. Люб. изд.

Эсхил. Трагедии. Пер. и послесл. В. Иванова. М., 1989.

История греческой литературы. Т.1.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т. 1, 2, 3.

Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство.

Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.М. Греческая трагедия. М., 1958.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии. // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М., 1966.

Фрейденберг О. Трагедия. // Фрейденберг О. Миф и литература древности.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

 

Проза V-IV веков до н.э.

 

Появление прозы связано со становлением рационального способа осмысления мира. Три важнейших типа прозы – историография, риторика и философская проза – по-разному отражают этот процесс.

Центром внимания историков становятся войны как столкновения различных цивилизаций. Геродот как «отец истории», совмещение рационального и эпического в его истории Греко-персидских войн. Критический отбор материала у Фукидида, риторическая традиция в его сочинении. Ксенофонт как создатель литературного портрета, типы «мудреца» и «идеального правителя» в его сочинениях.

Высокий статус риторики был обусловлен и устным характером литературы, и менталитетом греческого народа, и особенностями политического устройства Древней Греции, где многие вопросы решались Народным собранием. Политическое (Демосфен), судебное (Лисий), эпидиктическое (Исократ) типы красноречия. Значение софистики в развитии риторики и прозы в целом.

Философская проза представлена произведениями Платона и Аристотеля. Жанр философского диалога, создателем которого является Платон как синтез драматургического метода и достижений ораторского искусства. Влияние личности Сократа и его метода философствования на прозу Платона. «Поэтика» Аристотеля определяет сущность искусства через категорию «подражания» (в полемике с Платоном),а также теоретически осмысляет итоги развития жанра трагедии. Понятия «сказание», «характер», «пафос», «сострадание», «страх», вопрос о «катарсисе».

 

Список литературы

Историки Греции. Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Пер. с древнегреч., сост. и предисл. Т.А. Миллер. М., 1976.

Ораторы Греции. М., 1978.

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. (ЖЗЛ).

Аристотель и античная литература. / Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1978.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.013 с.)