Греческий эпос. Гомер и Гесиод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческий эпос. Гомер и Гесиод



История античной литературы

 

Программа

 

Екатеринбург

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

______________В.П. Прокопьев

(Подпись)

___________________

(Дата)

 

Программа дисциплины «История античной литературы» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности _________________

бакалавра, магистра по направлению _____________________________

по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр первый

Общая трудоемкость дисциплины 34 часа

В том числе:

лекций 34 часа;

семинаров – нет,

практических (лабораторных) работ – нет.

Контрольные мероприятия:

рефераты – нет;

коллоквиумы – нет;

контрольные работы – 3.

Отчетность – зачет.

Составитель (разработчик)

Граматчикова Наталья Борисовна, кандидат филологических наук, ассистент кафедры фольклора и древней литературы Уральского государственного университета им. А.М. Горького.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета.

Протокол заседания № ____ от _____.

 

© Уральский государственный университет, 2006

© Граматчикова Наталья Борисовна, составление, 2006

 

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ)»

История античной литературы является прологом к изучению европейской литературной традиции. Студентам предстоит ознакомиться не только со значительным количеством текстов, написанных на протяжении более чем тысячи лет (временные рамки античности простираются с VIII в. до н.э. по IV н.э.), но и приобрести базовые знания в области древне-греческой и древне-римской мифологии, уяснить важнейшие понятия курса, проследить становление системы жанров.

Как показывает практика преподавания, сложность данного курса складывается из нескольких составляющих. Это курс, открывающий знакомство с историей зарубежной литературы для студентов-первокурсников, которым только предстоит выработать навыки изучения историко-литературных дисциплин, предполагающих одновременное освоение и авторских текстов, и критической литературы, посвященной их научному осмыслению. Эффектом неожиданности обладает для студентов-первокурсников и то, насколько далеко отстоит античность от современности, как иной тип мировоззрения, мышления, культуры. Несколько контрольных работ, проводимых в течение семестра, позволяют студентам правильно распределить силы, а преподавателю проконтролировать процесс самостоятельной подготовки студентов.

 

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифология

Древнегреческая мифология стала базой для греческой литературы, войдя позже в плоть и кровь европейской культуры. Уверенное знание основных мифологических сюжетов и имен составляет необходимое условие для начального этапа освоения курса античной литературы (см. контрольную работу № 1).

Эволюция мифологической системы: архаический (доклассический, хтонический) и классический (олимпийский, героический) периоды ее развития. Сказания о героях, мифы о метаморфозах и родовом проклятии. Характерологические черты мифологического сознания, родственность мифологического мышления мышлению художественному, религиозному, детскому.

Список литературы

ГрейвсР. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Зелинскип Ф. Ф. Сказочная древность. М., 1994.

Кун И. А, Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

ПарандовскийЛ. Мифология. М., 1971.

ШтольГ. В. Мифы классической древности. Ч. 1-2. М, 1899-1904 (репринтное издание).

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. Гигин. Мифы. СПб., 1997.

Мифологии Древнего мира / Предисл. И. М. Дьяконова. М,, 1977.

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. М, 1987

 

Греческий эпос. Гомер и Гесиод

Сущность эпического стиля и «промежуточный» характер эпоса. Дидактический, генеалогический и героический эпос. Гекзаметр. Специфика архаического художественного сознания, особенность композиционной организации хронологического повествования, своеобразие авторской позиции.

Понятие эпического героя, различие в изображении богов у Гомера и Гесиода. Взаимодействие раннего и позднего эпических стилей в поэмах Гомера. Сухость и морализаторство Гесиода, повествование в форме басни. Трактовка образа Прометея как героя-трикстера.

«Гомеровский вопрос»: история и причины его возникновения, основные теории.

Список литературы

Гомер. Илиада. Одиссея. Любое издание.

Гесиод. О происхождении богов (Теогония). Труды и дни (Работы и дни). Любое издание.

Античная литература: Учеб. пособие. Под ред. А.А. Тахо-Годи. Любое издание.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1. Любое издание.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ранняя классика.

Греческая лирика VII-VI веков до н.э.

Появление и становление лирики знаменует выделение личности из коллектива – рода. «Культурный переворот» VIII-V вв. до н.э., разрушение родового строя, изменение художественного сознания эпохи.

Новые лирические жанры выделяются, прежде всего, по общности их метрической системы (размера). Отсутствие рифмы в античной поэзии. Жанры декламационные (элегия и ямб) и мелические (хоровые и монодийные).

Размер элегии – элегический дистих. Разновидности жанра элегии (общегражданская (Солон), военно-патриотическая (Каллин, Тиртей), дидактическая (Феогнид), любовная (Мимнерм), философская (Ксенофан из Колофона)). Ямбография Гиппонакта Клазоменского и Симонида Аморгского.

Поэзия Архилоха рассматривается в тесной связи с его жизненным путем. Яркий, страстный темперамент его творчества, личностное начало лирики подчеркивают сложный, становящийся характер греческой лирики классического периода. Сатира «на доблести» Архилоха, представляющая оппозицию гомеровскому идеалу доблестного воина. Понятие «ритма» жизни, стремление к познанию которого красной нитью пройдет через всю греческую и римскую литературы.

Мелика как синтетическое единство слова, мелодии (музыки) и движения (танца). Связь монодийной лирики с фольклорной традицией в творчестве Алкея и Сапфо. Творчество Анакреонта в сопоставлении с позднейшей анакреонтической традицией.

Поэтапное становление греческой хоровой лирики в семи поколениях поэтов дает М. Гаспаров. Наиболее сложным жанром греческой хоровой лирики является эпиникий, представленный творчеством Пиндара. Специфика строения од, на значение феномена спортивных состязаний для всей греческой культуры, неотъемлемым элементом которой является агональное начало.

Позиция поэта как героя-медиатора, соединяющего мир человеческий с божественным, отражение подобного восприятия греческих поэтов в легендах и преданиях об их жизни (О. Фрейденберг).

 

Список литературы

Античная литература: Учеб. пособие. Под ред. А.А. Тахо-Годи. Любое издание.

История греческой литературы. Т. 1. Гл. XV, XVI, XVII, XVIII.

Ранняя греческая лирика. СПб., 1999.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1.

Гаспаров М.Л. Строение эпиникия. // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1979.

Пиндар. Вакхилид. Оды. / Послесловие М.Л. Гаспарова. М., 1980.

Фрейденберг О. Происхождение греческой лирики. // Вопросы литературы, 1973, № 11. С. 101-123.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

 

Высокая классика.

Список литературы

Театр Еврипида. Пер., введ. и послесл. И.Ф. Анненского; Под ред. и с коммент. Ф.Ф. Зелинского.

Софокл. Трагедии. Люб. изд.

Эсхил. Трагедии. Пер. и послесл. В. Иванова. М., 1989.

История греческой литературы. Т.1.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т. 1, 2, 3.

Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство.

Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.М. Греческая трагедия. М., 1958.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии. // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М., 1966.

Фрейденберг О. Трагедия. // Фрейденберг О. Миф и литература древности.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

 

Проза V-IV веков до н.э.

 

Появление прозы связано со становлением рационального способа осмысления мира. Три важнейших типа прозы – историография, риторика и философская проза – по-разному отражают этот процесс.

Центром внимания историков становятся войны как столкновения различных цивилизаций. Геродот как «отец истории», совмещение рационального и эпического в его истории Греко-персидских войн. Критический отбор материала у Фукидида, риторическая традиция в его сочинении. Ксенофонт как создатель литературного портрета, типы «мудреца» и «идеального правителя» в его сочинениях.

Высокий статус риторики был обусловлен и устным характером литературы, и менталитетом греческого народа, и особенностями политического устройства Древней Греции, где многие вопросы решались Народным собранием. Политическое (Демосфен), судебное (Лисий), эпидиктическое (Исократ) типы красноречия. Значение софистики в развитии риторики и прозы в целом.

Философская проза представлена произведениями Платона и Аристотеля. Жанр философского диалога, создателем которого является Платон как синтез драматургического метода и достижений ораторского искусства. Влияние личности Сократа и его метода философствования на прозу Платона. «Поэтика» Аристотеля определяет сущность искусства через категорию «подражания» (в полемике с Платоном),а также теоретически осмысляет итоги развития жанра трагедии. Понятия «сказание», «характер», «пафос», «сострадание», «страх», вопрос о «катарсисе».

 

Список литературы

Историки Греции. Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Пер. с древнегреч., сост. и предисл. Т.А. Миллер. М., 1976.

Ораторы Греции. М., 1978.

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. (ЖЗЛ).

Аристотель и античная литература. / Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1978.

 

Список литературы

История всемирной литературы: в 9 т. Т.1. М., 1983.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.3. Любое издание.

 

Греческая литература периода римского владычества

Став римской провинцией под названием Ахайя, Греция переживает во II веке н.э. в литературе период «неоклассицизма» под влиянием «второй софистики». Выразителем этой тенденции становится Плутарх, который реформирует жанр биографии и создает канон «великого человека» в своих «Сравнительных жизнеописаниях», где попарно сопоставляются персонажи греческой и римской истории.

Творчество Лукиана ярко отражает кризис античного мировоззрения. Традиция «менипповой сатиры» в его диалогах.

Последний из появившихся в греческой литературе жанров – роман, для который греки именовали «книгой», «сказанием» и др. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя» дает представление о «буколической» разновидности романа, Гелиодора «Эфиопика» - о религиозной, Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт» - о пародийном его варианте. Особенности сюжета и композиции греческих романов.

 

Список литературы

Античный роман. Сб. ст. М., 1969.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.3. Любое издание.

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Список литературы

Немировский Легенды ранней Италии и Рима. Любое изд.

Парандовский Я. Мифология. Любое изд.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

 

Римская литература III-II вв. до н.э. Комедия

Римская литература начинает свое развитие с эпоса, который выстраивается по греческим образцам в виде переводов (Ливий Андроник – перевод «Одиссеи» на латинский язык сатурновым стихом) либо пересказов национальных исторических сюжетов (Гней Невий, Энний).

Наиболее востребованным жанром оказывается комедия (Плавт, Теренций). Разнообразие жанров римской комедиографии. Специфика «комедий плаща» (паллиат). Приемы контаминации и романизации. Традиции народной культуры в комедиях Плавта. «Удвоение масок», тяготение к «трогательному», «ложный конфликт» в комедиях Теренция, чья спокойная, благожелательная атмосфера контрастирует с бурным характером и сочным народным языком комедий Плавта.

 

Список литературы

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия: Пособие по спецкурсу. М., 1979.

Римская литература периода гражданских войн

(конец II – первая половина I века до н.э.)

Противостояние патрициев и «новых людей» находит свое выражение как на личностном уровне (гражданские войны), так и в оппозиции «азианского» и «аттического» стилей. Ключевыми фигурами этого периода можно считать Марка Туллия Цицерона и Гая Юлия Цезаря.

Жизнь и творчество Цицерона являют собой образец «античного человека» для Европы периода Возрождения. «Срединный путь» Цицерона между крайностями азианского и аттического стиля, его представления об идеальном ораторе (трактаты «Оратор», «Об ораторе», «Брут»), обогащение латинского языка кальками греческих философских терминов, вошедших в таком виде в европейскую культуру. Возникновение жанра литературного письма.

Гай Юлий Цезарь и в личностном, и в стилистическом отношении противостоял Цицерону. Его сочинение «Записки о Галльской войне» дают нам не только прекрасный образец аттического, строгого, ясного и лаконичного стиля («императорского стиля»), но и представляют собой опыт формирования заданного образа политика в сознании читателей.

«Неотерики», к числу которых принадлежал Гай Валерий Катулл, провозглашали примат «ученого поэта» над «добропорядочным гражданином», частной жизни над жизнью гражданской, обращались к традициям александрийской лирики. Особенности композиции сборника стихов Катулла: полиметры, эпиллии, любовная лирика, дружеские и бранные стихи, эпиграммы.

 

Список литературы

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Гаспаров М.Л. Поэзия Катулла. // Катулл. Стихотворения. М., 1986. (Лит. памятники).

 

Римская литература эпохи принципата

Приход к власти Октовиана Августа и завершение гражданских войн. Идеологическая политика Августа в области государства, семьи и религии. Кружок Мецената. Формирование классического стиля: реставрация эпического стиля с углубленным личностным началом / самосознанием.

Творчество Вергилия. Композиция «Буколик». Трансформация жанра идиллии Феокрита: углубление психологической проработки характеров персонажей и повышение условности места действия. Множественность интерпретаций IV экологи. «Георгики» Вергилия и поэма Лукреция «О природе вещей» (эпическая форма, философское содержание, новизна художественных средств). Контраст вступления к поэме и ее финальных сцен. Сопоставление назидательности Вергилия и Гесиода: перемещение дидактики в план идеологии. «Энеида» Вергилия как национальный эпос римского народа. Сопоставление с эпическими поэмами Гомера. Сюжет и композиция «Энеиды». Эней и Одиссей, Эней как «человек судьбы». Совмещение исторического и мифологического материала. Образы главных героев: Энея, Дидоны, Турна, фурии Аллекто, царя Латина, Палланта, амазонки Камиллы, Мезентия и его сына Лавса. Боги в поэме. Проблема финала поэмы.

Гораций наиболее полно и органично вписан в систему латинского языка, в его поэзии нашли отражение все грамматические явления латыни. Следствием этой гениальности становится наиболее ощутимая разница в восприятии его поэзии в переводах. Стихотворный размер играет одну из ведущих ролей в его художественном мире. «Оды» (песни) содержат четверостишия, «Эподы» («припевки») организованы двустишиями, «Сатиры» написаны свободный сатурновым стихом. В четырех книгах «Од», во всех тематических группах Гораций проводит излюбленную идею «золотой середины». Та же идея отражается и в его позиции как теоретика литературы, сформулированной в принципах «Науки поэзии».

Жанр римской любовной элегии: «общие места», образ возлюбленной поэта, характер любовного чувства. Различные интонации внутри жанра – элегии Тибулла и Проперция.

Жизненный и творческий путь Овидия резко делится на две части: до ссылки и в изгнании. Разработка любовной темы в «Любовных элегиях», «Искусстве любви», «Героинях». Эллинистические традиции в «Метаморфозах» и «Фастах». Причины изгнания Овидия. Произведения последнего периода жизни («Тристии», «Послания с Понта»): тема одиночества, образ «живого мертвеца». Пушкин об Овидии.

Список литературы

Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. М., 1993.

Гораций Флакк К. Оды, эподы, сатиры, послания. / Пер., вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М., 1970.

 

Римская литература эпохи империи

Эпоха Юлиев – Клавдиев. Философ-стоик Сенека как воспитатель Нерона – противоречивость позиции. «Новый стиль». Трагедии Сенеки в сопоставлении с трагедиями Еврипида и Софокла): статичность образов, «кровавый» характер действия, афористичность стиля, бедность драматургической составляющей. Сенека-моралист («Нравственные письма к Луцилию»).

Императоры Флавий, Траян, Домициан. Сатира как неотъемлемая часть национальной римской картины мира. Сатиры Горация и Ювенала. Эпиграммы Марциала и эллинистическая традиция. (в сопоставлении с эллинистической традицией). Картина римской жизни в произведениях сатириков.

Римская историография. Тит Ливий – художественно-дидактическое направление. Корнелий Тацит – «бич тиранов» (А.С. Пушкин), драматизм повествования, сложность синтаксических периодов. Светоний – каталогизация черт характера.

Римский роман. Пародийно-сниженное начало «Сатирикона» Петрония. Проблема авторства. Эпизод пира у Тримальхиона. Мотивы «голода» и «страсти/похоти». Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»: усиление личностного начала, религиозно-мистическая идея романа (сказка об Амуре и Психее). Литературные и фольклорные источники текста. Вставные новеллы. Образ Исиды и обратная метаморфоза героя.

 

Список литературы

Культура Древнего Рима: в 2 т. М., 1985.

История всемирной литературы: в 9 т. М., 1983. Т.1.

Темы лекций

1. Введение. Краткий очерк истории греческого народа. Древнегреческая мифология. Специфика мифологического сознания.

3. Эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

4. Древнегреческая лирика классического периода (VII-VI вв. до н.э.) Декламационная лирика. Элегия и ямб.

5. Мелика монодийная и хоровая.

6. Происхождение жанра трагедии. Эсхил как «отец трагедии».

7. Трагедии Софокла и Еврипида.

8. Древнеаттическая комедия. Творчество Аристофана.

9. Становление греческой прозы V в. до н.э. Историография, риторика, философия (Платон, Аристотель).

10. Эллинизм. Роль Александрии в развитии эллинистической культуры.

11. Новоаттическая комедия (Менандр). Эллинистическая лирика (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит).

12. Становление литературы Рима. Легенды и мифы Римского государства.

13. Жанры римской драматургии. Комедии Плавта и Теренция.

14. Литература периода принципата Августа.

15. «Золотой век» римской поэзии: Катулл, Вергилий, Гораций.

16. Творчество Сенеки и Овидия.

17. Римская историография и поздняя греческая проза (Плутарх, Лукиан). Античный роман.

Контрольные работы

проводятся раз в месяц, итоговая работа – не позднее, чем за две недели до конца семестра.

Древнегреческая мифология

При подготовке к данной работе целесообразно вычленить из всего богатства мифологического материала следующее:

- описание чудовищ (их внешний вид, происхождение, основные сюжеты, связанные с ними, имена героев, побеждающих либо убивающих их);

- двенадцать олимпийских божеств + Аид, Посейдон (их происхождение, основные атрибуты и функции, сюжеты, связанные с ними);

- жизненный путь основных героев древнегреческой мифологии: Геракла, Тесея, Персея, Беллерофонта; знать их происхождение, основные подвиги, обстоятельства гибели;

- основные мифологические сюжеты о метаморфозах;

Следует прочитать и уметь внятно изложить содержание следующих мифологических циклов: «Троянский цикл», «Одиссея», «Агамемнон», «Аргонавтика», «Фиванский цикл». Нужно выяснить происхождение и значение известных крылатых выражений и фразеологизмов, восходящих к античности (таких, как «троянский конь», «Ахиллесова пята», «меч Немезиды» и др.).

Список литературы

Монографии

Мифологии Древнего мира / Предисл. И. М. Дьяконова. М,, 1977.

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. М, 1987.

Тахо-ГодиА. А. Греческая мифология. М., 1989.

Тренчени-Валъдапфелъ И. Мифология. М., 1959.

 

Цицерон по хрестоматии

Цезарь «Марк Туллий Цицерон»

Саллюстий по хрестоматии

Лукреций «О природе вещей» (по хрестоматии)

Катулл стихотворения

Тибулл или Проперций несколько элегий на выбор

Вергилий «Буколики» или «Георгики»

«Энеида» (песни 1,2,4,6,9,12)

Гораций «Оды» или «Сатиры»

Овидий «Любовные элегии» и «Тристии»

«Метаморфозы» или «Послания героинь»

Сенека «Медея» или «Федра»

Ювенал – по хрестоматии

Марциал – по хрестоматии

Тацит, Тит Ливий – по хрестоматии

Петроний «Сатирикон» или Апулей «Метаморфозы или Золотой осел»

 

Лирика – по сборникам «Античная лирика» в серии БВЛ или «Парнас»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Периодизация древнегреческой и римской литератур. Особенности эстетики античной литературы.

2. Понятие мифа. Мифологическое сознание. Характерологические черты греческой мифологии и периоды ее исторического развития.

3. Сюжет и композиция «Илиады» Гомера. Или: Сюжет и композиция «Одиссеи» Гомера.

4. Эпический стиль Гомера. Гомеровский вопрос.

5. Творчество Гесиода (на примере «Теогонии» или поэмы «Труды и дни»). Гомер и Гесиод.

6. Общая характеристика и основные направления древнегреческой лирической традиции.

7. Монодийная лирика ранней классики (Алкей, Сапфо, Архилох, Анакреонт).

8. Хоровая лирика. Идея доблести и роль поэта в эпиникиях Пиндара. Пиндар и Вакхилид.

9. Истоки греческой драмы и устройство греческого театра. Греческая трагедия: происхождение, устройство театральных представлений, социальная функция, драматические состязания.

10. Анализ «Прометея прикованного» Эсхила.

11. Трилогия Эсхила «Орестея»: композиция и образы, индивид и судьба рода. Тема родового проклятия.

12. Сущность трагического конфликта в «Антигоне» Софокла. Понимание категории долга. Психологический план в трагедии.

13. Философская проблематика и художественная структура трагедии Софокла «Царь Эдип».

14. Изображение страстей в творчестве Еврипида («Медея», «Ипполит», «Электра»). Женские образы.

15. Трагедия интриги в творчестве Еврипида («Ион», «Елена»).

16. Религиозные проблемы в трагедии Еврипида «Вакханки». Или: «Ифигения в Авлиде» как итог драматургического творчества Еврипида.

17. Эволюция жанра трагедии в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Роль хора в художественной структуре трагедий. Эволюция понимания роли драматурга в социуме.

18. Древнегреческая комедия: происхождение, структура, образы, социальная функция.

19. Проблемы полиса в комедиях Аристофана («Женщины в народном собрании, «Осы», «Всадники»). Или: Война и мир в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», Лисистрата»).

20. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).

21. Общая характеристика греческой прозы 5 века до нашей эры.

22. Древнегреческая историческая традиция (на примере творчества Геродота, Фукидида или Ксенофонта).

23. Основные виды греческой ораторской прозы. Значение софистики в развитии красноречия.

24. Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. «Мифы» Платона.

25. Основные проблемы «Поэтики» Аристотеля: сущность искусства, учение о трагедии, вопрос о «катарсисе».

26. Понятие эллинизма. Культурное значение Александрии.

27. Менандр и «новая аттическая комедия»: типические сюжеты и маски. «Очеловечивание» комического.

28. Эллинистическая лирика. (Каллимах, Аполлоний Родосский).

29. Идиллии Феокрита как жанр.

30. Художественный метод «Жизнеописаний» Плутарха. Исторический портрет и исторический анекдот.

31. «Мениппова сатира» и творчество Лукиана.

32. Характеристика античного романа (Гелиодор, Лонг).

33. Римский фольклор и мифология.

34. Культура Рима: возникновение, общественное сознание, идеал «доблести». Отношения с греческой культурой. Литература Республики. Первые римские поэты.

35. Плавт и его литературное наследие. Анализ одной комедии («Менехмы», «Клад», «Хвастливый воин»).

36. Комедии Теренция: отношение к греческим оригиналам и отличие от комедий Плавта.

37. Цицерон как теоретик красноречия (биография, литературная деятельность, стиль ораторских выступлений).

38. Римские аттицисты (Цезарь, Саллюстий).

39. Изобразительные средства дидактической поэмы Лукреция «О природе вещей».

40. Литературная программа неотериков. Основные темы лирики Катулла.

41. Культура века Августа. «Ученые» поэмы Катулла.

42. «Буколики» Вергилия: трансформация жанра идиллии. Или: Дидактический эпос и поэма Вергилия «Георгики».

43. «Энеида» Вергилия: сюжет, композиция, стиль, персонажи, традиции и новаторство.

44. Творчество Горация («Оды», «Эподы» или «Сатиры»).

45. Римская любовная элегия (Тибулл, Проперций).

46. Любовные стихотворения Овидия. Или: Мифологические поэмы Овидия.

47. Биография Овидия. Произведения последнего периода его жизни.

48. Характеристика римской традиции историографии (Ливий, Светоний, Тацит).

49. Трагедии Сенеки («Федра», «Медея»). Новое в понимании трагического.

50. Особенности сатиры Ювенала и Марциала.

51. Художественное своеобразие «Сатирикона» Петрония. Или: Идейная концепция и литературная форма романа Апулея «Метаморфозы».

 

История античной литературы

 

Программа

 

Екатеринбург

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

______________В.П. Прокопьев

(Подпись)

___________________

(Дата)

 

Программа дисциплины «История античной литературы» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности _________________

бакалавра, магистра по направлению _____________________________

по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр первый

Общая трудоемкость дисциплины 34 часа

В том числе:

лекций 34 часа;

семинаров – нет,

практических (лабораторных) работ – нет.

Контрольные мероприятия:

рефераты – нет;

коллоквиумы – нет;

контрольные работы – 3.

Отчетность – зачет.

Составитель (разработчик)

Граматчикова Наталья Борисовна, кандидат филологических наук, ассистент кафедры фольклора и древней литературы Уральского государственного университета им. А.М. Горького.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета.

Протокол заседания № ____ от _____.

 

© Уральский государственный университет, 2006

© Граматчикова Наталья Борисовна, составление, 2006

 

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ)»

История античной литературы является прологом к изучению европейской литературной традиции. Студентам предстоит ознакомиться не только со значительным количеством текстов, написанных на протяжении более чем тысячи лет (временные рамки античности простираются с VIII в. до н.э. по IV н.э.), но и приобрести базовые знания в области древне-греческой и древне-римской мифологии, уяснить важнейшие понятия курса, проследить становление системы жанров.

Как показывает практика преподавания, сложность данного курса складывается из нескольких составляющих. Это курс, открывающий знакомство с историей зарубежной литературы для студентов-первокурсников, которым только предстоит выработать навыки изучения историко-литературных дисциплин, предполагающих одновременное освоение и авторских текстов, и критической литературы, посвященной их научному осмыслению. Эффектом неожиданности обладает для студентов-первокурсников и то, насколько далеко отстоит античность от современности, как иной тип мировоззрения, мышления, культуры. Несколько контрольных работ, проводимых в течение семестра, позволяют студентам правильно распределить силы, а преподавателю проконтролировать процесс самостоятельной подготовки студентов.

 

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифология

Древнегреческая мифология стала базой для греческой литературы, войдя позже в плоть и кровь европейской культуры. Уверенное знание основных мифологических сюжетов и имен составляет необходимое условие для начального этапа освоения курса античной литературы (см. контрольную работу № 1).

Эволюция мифологической системы: архаический (доклассический, хтонический) и классический (олимпийский, героический) периоды ее развития. Сказания о героях, мифы о метаморфозах и родовом проклятии. Характерологические черты мифологического сознания, родственность мифологического мышления мышлению художественному, религиозному, детскому.

Список литературы

ГрейвсР. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Зелинскип Ф. Ф. Сказочная древность. М., 1994.

Кун И. А, Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

ПарандовскийЛ. Мифология. М., 1971.

ШтольГ. В. Мифы классической древности. Ч. 1-2. М, 1899-1904 (репринтное издание).

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. Гигин. Мифы. СПб., 1997.

Мифологии Древнего мира / Предисл. И. М. Дьяконова. М,, 1977.

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. М, 1987

 

Греческий эпос. Гомер и Гесиод

Сущность эпического стиля и «промежуточный» характер эпоса. Дидактический, генеалогический и героический эпос. Гекзаметр. Специфика архаического художественного сознания, особенность композиционной организации хронологического повествования, своеобразие авторской позиции.

Понятие эпического героя, различие в изображении богов у Гомера и Гесиода. Взаимодействие раннего и позднего эпических стилей в поэмах Гомера. Сухость и морализаторство Гесиода, повествование в форме басни. Трактовка образа Прометея как героя-трикстера.

«Гомеровский вопрос»: история и причины его возникновения, основные теории.

Список литературы

Гомер. Илиада. Одиссея. Любое издание.

Гесиод. О происхождении богов (Теогония). Труды и дни (Работы и дни). Любое издание.

Античная литература: Учеб. пособие. Под ред. А.А. Тахо-Годи. Любое издание.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1. Любое издание.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ранняя классика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.199 с.)