Особенности развития когнитивных способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития когнитивных способностей



В школе Б.Г. Ананьева было проведено лонгитюдное исследование развития интеллектуальных способностей во взрослом состоянии. Испытуемыми были студенты ЛГУ и закрытого научного предприятия. Использовался метод корреляционных плеяд.

Результаты исследования:

В возрасте около 18 лет, различные факторы интеллекта (вербальный, невербальный интеллекты, например) связаны между собой цепочкой (…..-А-П-К-У-….), причем А никак не связано с У.

До 30-35 лет происходит переструктурирование этих факторов интеллекта, и в данном возрасте можно наблюдать некие циклические цепи с отростками.

После 35 лет интеллект принимает более комплексную, жесткую структуру, т.е. каждый фактор интеллекта по возможности связан с любым другим.

Также исследователи заметили, что если человек занимается интеллектуальной работой (работает над своим интеллектом), то возрастного снижения интеллектуальных способностей не наблюдается.

 

Сложности возрастной периодизации во взрослом возрасте связаны с отсутствием систематизированных данных в изменении психологических процессов и личностных особенностей в различные периоды взрослости.
В генетической психологии получила распространение точка зрения, согласно которой зрелость представляет собой прекращение процесса развития. Во взрослом состоянии происходит лишь накопление жизненного опыта, не влияющего на внутренние механизмы психофизиологических функций.
Крайг: ранняя взрослость (второе и третье десятилетия жизни), средняя (четвертое и пятое десятилетие) и поздняя взрослость (возраст 60-65 лет и выше). Возрастные часы являются формой внутреннего графика; они позволяют нам узнать, двигаемся ли мы по жизненному пути с опережением или отставанием (в 17 лет – закончить школу, в 22 – университет…). В последние десятилетия говорят о том, что произошло «размывание традиционных жизненных периодов», которое привело к большей гибкости возрастных часов в сравнении с прошлым (35-40летние студенты).
Биологический возраст, отражающий положение индивида относительно его предполагаемой продолжительности жизни (1 - в 40 лет может заболеть и умереть, 2 – еще 30 лет проживет). Социальный возраст относится к непосредственному статусу индивида в сравнении с культуральными нормами (1 – 40 лет женат, 3 детей, 2 – холостой). Психологический возраст отражает то, насколько человек способен справляться с требованиями среды и социума, адаптироваться к ним. Он включает в себя уровень интеллекта, способность к обучению и моторные навыки, а также такие характеристики, как тревожность, установки и мотивы.
В настоящее время существует два основных подхода к развитию взрослого человека:
(1) Исследование развития на протяжении всей жизни— прослеживание изменений разных психических явлений и процессов (например, интеллекта) в течение жизни человека;
Достижением подхода, ориентированного на изучение развития на протяжении всей жизни человека, стала разработка идеи, что пожилые люди поддерживают свои интеллектуальные способности. Это означает, что пожилые люди стараются сосредоточить свои основные ресурсы на том, чем они овладели в совершенстве.
П.Балтес и М.Балтес высказали предположение, что ключом к продуктивной жизни пожилого человека является избирательная оптимизация и компенсация способностей; избирательность означает постепенное сокращение видов деятельности, когда остаются только самые сохранные, а компенсация предполагает замену некоторых утраченных качеств, например, физической силы, за счет новых стратегий, деятельности.
(2) Исследование динамики жизненных событий—оценка того влияния, которое оказывают на индивида жизненно важные события типа рождения ребенка или выхода на пенсию.
В рамках этого подхода проблема развития стоит менее явно, чем в рассмотренном выше подходе, прослеживающем изменения на протяжении всей жизни. Здесь выбирается иная исследовательская стратегия, а именно выделение и анализ важных событий или вех на жизненном пути, которые могут придать новое направление жизни человека. Типичным примером такого события является рождение ребенка. Несколько меньшую значимость имеют такие события, как окончание школы, ампутация конечности в результате автомобильной катастрофы или выигрыш футбольного чемпионата. Чаще всего происходящие жизненно важные события можно отнести к четырем сферам: семья, работа, состояние здоровья и вступление в брак. Рождение детей. Трудовая деятельность и безработица. Еще одним не менее важным критерием перехода к стадии взрослости является достижение экономической независимости.


56. Проблемы старения и позднего онтогенеза. Отношение к смерти в различных культурах.
Согласно Эриксону, основная задача развития с юности и до конца жизни — поддержание относительно постоянной идентичности; для самых пожилых людей поддержание собственной идентичности может быть особенно важно. По мнению Эриксона, завершающая стадия развития — психосоциальный конфликт целостности и отчаяния; приспособление к пожилому возрасту сопровождается потребностью вспоминать прошлое и переосмыслять прошедшие события.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих приспособление людей к жизни после выхода на пенсию, является их собственное желание отойти от дел; выход в отставку — наиболее значимое изменение статуса в пожилом возрасте. Здоровье — очень важный фактор, определяющий реакцию человека на выход в отставку; а так же— экономический статус. Отношение человека к работе влияет на его чувства в связи с выходом на пенсию. Подготовка к выходу на пенсию включает в себя уменьшение количества обязанностей, планирование деятельности и образа жизни в отсутствие работы. В некоторых компаниях работают консультанты, готовящие людей к выходу на пенсию. Выходящие на пенсию талантливые и продуктивные работники оказываются потерянными для общества; в данном случае решением проблемы могут стать программы частичной занятости и создания специальных рабочих мест для пожилых людей.
Межличностные отношения продолжают определять многие стрессы и положительные стороны жизни пожилых людей. В среднем пожилые пары, состоящие в браке, говорят о том, что их супружеские отношения стали приносить им больше удовлетворения после того, как дети покинули родительский дом; в счастливых браках супруги, как правило, более равноправны и теснее сотрудничают друг с другом. Многие пожилые люди считают роль бабушки или дедушки одной из наиболее приятых в пожилом возрасте. Вдовство — тяжелый этап в жизни человека, требующий от него серьезного приспособления к новым жизненным условиям. В пожилом возрасте многие люди начинают чаще встречаться со своими братьями и сестрами.
Человеческая смерть прочно вплетена в культурный контекст. Существуют собирательные представления о смерти, многие из которых отражены в литературе, искусстве, музыке, религии и философии. В большинстве культур смерть связана с особыми обрядами и ритуалами. В зависимости от культурной принадлежности, а также от личных убеждений и толкований смерти человек может воспринимать это событие как внушающее страх, ужас и отвращение и стараться отложить его как можно дальше. Во многих других культурах и религиях смерть, напротив, воспринимается не как конец, а как перемещение из одного состояния в другое, вступление в новую, лучшую жизнь, переход к более высокому уровню существования. Для некоторых людей смерть может быть желанным средством освобождения от тяжких страданий, иногда сопровождающих болезни и старение. В других случаях, например, для людей, совершающих самоубийства, она может стать окончательным и отчаянным средством ухода от реальности, наполненной болью и несчастьями. Таким образом, у смерти много смыслов.
В предшествующие исторические эпохи смерть была обычным событием. Приготовление тела к погребению и исполнение похоронных обрядов также становилось делом семьи и общины. В частности, члены семьи и друзья собственноручно выкапывали могилу и погребали умершего. Тем не менее в XX веке смерть стала неким технологическим процессом. В западных странах большинство людей умирает в больницах, где все необходимое делает медицинский персонал, в то время как родственники больного находятся в стороне. Сотрудники похоронного бюро готовят тело к проведению необходимых ритуалов, затем оно выставляется для последнего прощания в церкви. Контакты с умирающим человеком крайне ограничены как до, так и после смерти. Таким образом, можно сказать, что мы живем в эру «невидимой смерти».
Вопрос 55 Представления о стадиях развития жизненного цикла взрослого человека в различных теоретических подходах. Личностное развитие. Критерии личностной зрелости

И Ж.Пиаже и 3.Фрейд рассматривали ход развития взрослого человека в виде длительного плато с весьма небольшим диапазоном возрастных изменений. Между тем этот период насыщен множеством жизненно важных событий, таких, как замужество (женитьба), рождение детей и внуков, успехи или неудачи в работе, возможная безработица, уход на пенсию, смерть родителей и другие утраты. Все эти события создают биологические и социальные предпосылки для нарушения плавного хода взрослой жизни.

Одна из задач современной психологии развития как раз и состоит в изучении критических жизненных событий взрослой жизни.

Биологическое развитие не оканчивается в юношеском возрасте и продолжается также у молодых взрослых людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.007 с.)