Форма итогового контроля экзамен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма итогового контроля экзамен



Содержание.

 

1. Учебная программа по дисциплине

 

2. Учебно-тематический план

 

3. Рабочая программа

 

4. Методические рекомендации преподавателю

 

5. Методические указания студентам

 

6. Требования к уровню освоения программы дисциплины

 

7. Карта обеспеченности студентов учебной литературой информационными ресурсами

 

8. Разное

 

Учебная программа по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Пояснительная записка

Курс 3

Семестр изучения

Форма обучения очная

Форма итогового контроля экзамен

Лекции 18 часов

Семинарские занятия 32 часа

Самостоятельная работа 34 часа

 

Цель курса. Цель теоретического раздела курса – познакомить слушателей с профессиональной этикой и правилами делового этикета, изучение моральных проблем и дилемм, возникающих в различных сферах профессиональной этики, профессиональных этических кодексов.. Курс предполагает знакомство с теорией профессиональной этики, определение ее соотношения с классической и прикладной этикой, а также изучение этической практики в таких сферах как: бизнес, медицина, политика и др. Слушателям предлагается ознакомиться как с российской, так и с западно-европейской этической практикой, что даст представление о месте и значении профессиональной этики. В рамках курса предполагается также ознакомление студентов с основными приемами и методами построения профессиональных кодексов, ситуативным анализом конфликтных ситуаций, происходящих в деловой среде.

Задачи курса – проследить становление и развитие профессиональной этики как теоретического знания, начиная с обзора основных теорий классической этики до выделения прикладной и профессиональной этики как отдельного направления в конце 20-го века. Рассмотрение профессиональной этики в контексте этической практики (кодексов и конфликтных ситуаций). Анализ основных дилемм профессиональной этики - дилемма служебного информирования; дилемма выгодных связей; дилемма сексуальных домогательств. Рассмотрение основных правил делового этикета. Изучение этикетных правил различных стран. Тренинги делового этикета.


Учебная программа.

Тема 1. Понятие этики. Краткая история основных этических учений.

 

Этимология понятий этика, мораль, нравственность. Ситуации морального выбора: примеры, характеристики и способы разрешения. Противоречие между добродетелью и счастьем. Разнообразие моральных и этических теорий. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали и трактовкой морального идеала. Проблема взаимодействия морали и политики.

 

Тема 2. Прикладная этика. Профессиональная этика как область прикладной этики. Предмет профессиональной этики.

 

Понятие прикладной этики способы его истолкования в современной науке. Соотношение прикладной этики с классической и профессиональной этикой. Виды прикладной этики: биомедицинская этика, предпринимательская этика, экологическая этика, политическая этика. Основные проблемы прикладной этики: смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия, клонирование. Признаки проблем прикладной этики. Профессиональная этика: цели и задачи. Нормативно-ценностные источники профессиональной этики.


Тема 3. Этические кодексы как нормативная составляющая профессиональной этики.

Что такое профессиональный этический кодекс? Виды этических кодексов. Примеры этических кодексов. Профессиональные особенности кодексов. Принципы построения этических кодексов в бизнесе. Механизмы осуществления этических норм. Отличие этического кодекса от юридических норм.

Тема 4. Профессиональная и деловая этика. Современные особенности деловой этики.

Теории деловой этики. Индивидуальная этика (этика предпочтений) и институциональная этика (этика ограничений). Этика моральной легитимизации предпринимательской деятельности Ф. Бломе-Дрез. Стратегия соотношения морали и рентабельности. Проблемы морального выбора в деловой этике.

Тема 5. Основные дилеммы профессиональной этики.

Конфликты в деловой сфере. Дилемма выгодных связей (использование служебного положения или система взаимных услуг?). Три рода культурных традиций, лежащих в основании деловых операций. Дилемма служебного информирования (донос или деловое сообщение?). обобщение опыта возможных последствий служебного информирования. Дилемма сексуальных домогательств (ухаживание или насилие?) Критерий «разумной женщины». Моральные критерии выбора верного решения в ситуация ценностного конфликта.

 


Тема 6. Этикет: понятие и основные принципы.

 

Понятие этикета. Различие и связь между этикетом и этикой. Для чего нужен этикет? История возникновения этикета (в Европе и России). Особенности этикета делового общения. Цели и задачи делового этикета.

Тема 7. Общие принципы делового этикета.

Деловой этикет в офисе. Правила делового общения (общение между сотрудниками, между начальством и подчиненными, общение с клиентами и деловыми партнерами). Самопрезентация (правила написания резюме, правила поведения при устройстве на работу). Внешний вид сотрудников. Дресс-коды. Корпоративный этикет (внутренние правила – чем и как обусловлены). Этикет и корпоративный этический кодекс. Методы создания корпоративного этического кодекса.

Тема 8. Деловой этикет в разных странах

Международные правила делового этикета. Национальные традиции. Деловой этикет в странах Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и США. Деловой этикет в Японии. Деловой этикет в странах Ближнего Востока.

Учебно-тематический план.

№ п\п Наименование тем и разделов Аудиторные занятия (часы) СРС Всего часов
    лекции семинары    
  Понятие этики. Краткая история основных этических учений.          
  Прикладная этика. Профессиональная этика как область прикладной этики. Предмет профессиональной этики.        
  Этические кодексы как нормативная составляющая профессиональной этики        
  Профессиональная и деловая этика. Современные особенности деловой этики        
  Основные дилеммы профессиональной этики        
  Этикет: понятие и основные принципы        
  Общие принципы делового этикета        
  Деловой этикет в разных странах        
  Итого:        

 

 


Календарный план самостоятельной работы студентов

№ п/п Изучаемая тема Учебная неделя Кол-во часов
  Понятие этики. Краткая история основных этических учений.    
  Прикладная этика. Профессиональная этика как область прикладной этики. Предмет профессиональной этики.    
  Этические кодексы как нормативная составляющая профессиональной этики    
  Профессиональная и деловая этика. Современные особенности деловой этики    
  Основные дилеммы профессиональной этики    
  Этикет: понятие и основные принципы    
  Общие принципы делового этикета    
  Деловой этикет в разных странах 8-9  

 


Методические указания преподавателю

Преподаватель, ведущий курс «Профессиональная этика и этикет» должен обратить внимание на значение и взаимосвязь понятий этика – прикладная этика - профессиональная этика, а также на взаимоотношения профессиональной этики, корпоративной этики и этикета. Следует требовать от студентов при подготовке к семинарским занятиям конспектировать обозначенные в плане источники, делать выписки из справочной литературы, имеющие отношение к толкованию необходимых терминов и понятий.

 

 


 

Методические рекомендации для студентов по курсу «Профессиональная этика и этикет».

В процессе подготовки к семинарским занятиям студенту необходимо проработать учебную литературу, сделав выписки применительно к каждому пункту плана. Из предложенного списка литературы к семинару по указанию преподавателя следует сделать конспект обозначенных им источников или фрагментов из них. Продумать план ответа и зафиксировать его на бумаге. Смысл всех непонятных слов и терминов уточнить по словарям. При конспектировании не забывать об авторе и о выходных данных источника.

Примерный перечень вопросов к экзамену

Студенты третьего курса на экзамене по курсу «Профессиональная этика и этикет» должны:

Свободно ориентироваться как в практической так и в теоретической частях курса, а также самостоятельно раскрывать смысл проблем очерченных рамками курса и предлагать ряд их возможных решений.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае если:

Студент демонстрирует фрагментарное знание только лишь теоретической или только лишь практической части курса, а также не может самостоятельно раскрывать смысл проблем предусмотренных рамками курса.

 


Карта обеспеченности студентов учебной литературой

Месотнахождение Название учебника или учебного пособия Количество экземпляров
Кабинет философии Ч\з Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.  
Кабинет философии Ч\з Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.  
Кабинет философии Ч\з Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40.    
Кабинет философии Ч\з Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.    
Кабинет философии Ч\з Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. С. 573-581  
Кабинет философии Ч\з Гусейнов А.А. Прикладная этика. Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна,  
Кабинет философии Ч\з А.А. Гусейнова.–М.: Гардарики, 2002. С. 389.    
Кабинет философии Ч\з Коновалова Л.В. Прикладная этика // Вып.1. – М., ИФРАН, 1998  
Кабинет философии Ч\з Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.    
Кабинет философии Ч\з Рих А. Хозяйственная этика / А. Рих. – М.: Посев, 1996.    
Кабинет философии Ч\з Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.: Academia, 2000.    
Кабинет философии Ч\з Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002  

 

 

Литература

Основная литература по курсу

 

Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40.

Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002.С. 234–272.

Емышева Е.М. История этикета. Придворный этикет в России в XVIII в. / Е.М. Емышева, О.В. Мосягина // Секретарское дело. – URL: http://dances.nsk.su/library/etiket_18.html(13.09.07).
Емышева Е.М. Общегражданский этикет в России в XIX в. / Е.М. Емышева, О.В. Мосягина // Там же. - 2004. - № 10. - С. 44-46; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://dances.nsk.su/library/etiket.html (13.09.07).

Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005

Рих А. Хозяйственная этика / А. Рих. – М.: Посев, 1996.

Этика: Энциклопедический словарь – М.: Гардарики, 2001. С. 573-581

 

Электронный ресурс http://www.etiquette.ru/modern/business/264.shtml

Электронный ресурс http://www.pravila-etiketa.com/

Электронный ресурс http://www.manners.ru/international.html

http://www.jobway.ru/ressamples/

 


Дополнительная литература по курсу

Апресян Р.Г. Профессиональная этика: что и где? /Вид на профессиональную этику // Ведомости Нучно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика /
Под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова.
Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160–181.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 154.

Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Ведомости Нучно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 148-159.

 


Рабочая учебная программа

 

№ п\п Наименование тем и разделов Аудиторные занятия (часы) Самостоятельная работа
  Понятие этики. Краткая история основных этических учений.        
  Прикладная этика. Профессиональная этика как область прикладной этики. Предмет профессиональной этики.      
  Этические кодексы как нормативная составляющая профессиональной этики      
  Профессиональная и деловая этика. Современные особенности деловой этики      
  Основные дилеммы профессиональной этики      
  Этикет: понятие и основные принципы      
  Общие принципы делового этикета      
  Деловой этикет в разных странах      
  Итого:      

 


Тестовое задание по курсу

 

1. Основоположником этики как отдельной науки был:

А) Платон

Б) Аристотель

В) Сократ

 

2. Этика определялась античными философами как:

А) Наука о государственных добродетелях

Б) Наука о человеке в государстве

В) Наука о душе в государстве

 

 

3. Определите соотношение этики и философии:

А) философия – практическая этика

Б) этика – теоретическая философия

В) этика – практическая философия

 

4. Определите разницу между самолюбием и себялюбием

А) Самолюбие – незнание меры любви к себе, себялюбие – мера любви к себе

Б) Себялюбие – незнание меры любви к себе, самолюбие – мера любви к себе

 

5. Слово этос в переводе с древнегреческого обозначает:

А) Нрав, характер, обычай

Б) Привычка, традиция

В) Душа, духовность

 

6. Между какими науками ставили этику античные мыслители

А) Между психологией и философией

Б) между психологией и политикой

В) Между политикой и философией

 

7. Наиболее точное определение понятия добродетели это:

А) Знание меры страсти

Б) Целенаправленное устремление к счастью

В) Борьба с пороками других людей

 

8. Выберите правильное определение страсти

А) Страсть – это недостаток или избыток душевных качеств

Б) Страсть – это природная порочность

В) Страсть – это стремление к удовольствиям

 

9. Современное определение этики:

А) Этика – наука о добродетелях

Б) Этика – наука о морали и нравственности

В) Этика – наука о нравственности и добродетелях

 

10. Что из нижеперечисленного принадлежит к этике эгоизма:

А) Гедонизм, эвдемонизм, этика долга

Б) Христианская этика любви к ближнему, перфекционизм, утилитаризм

В) Эвдемонизм, утилитаризм

 

11. Что из нижеперечисленного принадлежит к этике альтруизма:

А) Этика долга, этика любви к ближнему, утилитаризм

Б) Перфекционизм, этика сострадания, эвдемонизм

В) Этика долга, этика категорического императива.

 

12. Кто считается основоположником эвдемонизма?

А) Сократ

Б) Эпикур

В) Аристотель

 

13. В чем заключается одна из идей эвдемонизма?

А) мера удовольствия определяется его полезностью

Б) стремление к благу есть погоня за удовольствиями

В) чтобы достичь блага, нужно знать меру удовольствия

 

14. В чем заключается сущность гедонизма?

А) В духовном самосовершенствовании

Б) В полезном удовольствии

В) В поиске любых удовольствий

 

15. Выберите верную формулу утилитаризма

А) Мера удовольствия определяется его полезностью

Б) Мера удовольствия определяется его интенсивностью

В) Мера удовольствия определяется степенью духовного совершенства человека

 

16. Кто наиболее полно обосновал этику утилитаризма?

А) Кант

Б) Бентам

В) Швейцер

 

17. Кто из философов обосновал этику сострадания

А) Гегель

Б) Швейцер

В) Шопенгауэр

 

18. Как понимал этическую категорию сострадания В. Соловьев?

А) Сострадание имеет эгоистические корни, так как, сострадая другому, человек ставит на его место себя

Б) Сострадание в своей основе есть чувство чистого альтруизма

 

19. Кто является основателем этики благоговения перед жизнью?

А) Швейцер

Б) Гегель

В) Бентам

 

20. С каким религиозным течением согласуется основная идея этики благоговения перед жизнью?

А) С буддизмом

Б) С исламом

 

 

21. Назовите философа, обосновавшего этику долга:

А) Кант

Б) Гегель

В) Шопенгауэр

 

22. К какому направлению относится этика любви к дальнему

А) К этике эгоизма

Б) К этике альтруизма

В) Ни к какому из вышеуказанных

 

23. Основная формула этики категорического императива гласит:

А) Поступай с другими так, как они поступают с тобой

Б) Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой

В) Поступай с другими так, как поступают все

 

24. Что является предметом прикладной этики?

А) Теоретические вопросы нравственности

Б) Практические моральные проблемы

В) Определение моральных приоритетов в обществе

 

25. Выберете примеры вопросов, возникающих в прикладной этике

А) Продажа оружия

Б) Серийные убийства

В) Бытовое насилие

 

26. Для решения вопросов прикладной этики необходимо

А) Учитывать мнение профессионалов (врачей, юристов и т.п)

Б) Учитывать только общественное мнение, проводя социологические исследования

В) Учитывать лишь мнение представителей власти (политиков, чиновников).

 

27. Что из нижеперечисленного относится к прикладной этике

А) врачебная этика

Б) политическая этика

В) этика менеджера

 

28. Что из нижеперечисленного относится к профессиональной этике?

А) Биомедицинская этика

Б) Педагогическая этика

В) Этика образования

 

29. Какая область прикладной этики является наиболее развитой?

А) Политическая этика

Б) Биомедицинская этика

В) Этика СМИ

 

30. Кто уполномочен принимать решения по проблемам биомедицинской этики?

А) Родственники больного

Б) Медики

В) Суд

 

32.Кто выносит окончательное решение по проблемам прикладной этики?

А) специальные комитеты

Б) суд

В) общественность

 

33. Моральный критерий дилеммы служебного информирования в деловой этике это:

А) Информирование морально оправдано политикой организации

Б) Информирование оправдывается, если его мотивом является стремление к благополучию организации

В) Служебное информирование морально оправдывается, если это способ взойти вверх по карьерной лестнице.

 

34. Что из нижеприведенного имеет моральные критерии в деловой этике:

А) Взятка

Б) Круговая порука

В) Обмен подарками

 

35. Какие критерии используются в деловой этики для ситуативного разрешения дилеммы сексуальных домогательств?

А) Критерий «разумной женщины»

Б) Критерий отношений начальника и подчиненного

В) Критерий отношения сотрудников внутри организации

 

36. Концепции предпринимательской этики делятся на:

А) Индивидуалистические и альтруистические

Б0 Институциональные и социальные

В) Индивидуалистические и институциональные.

 

37. Назовите направление в экономической этике, относящее к индивидуалистическим концепциям:

А) Этика морально-теологической мотивации

Б) Системная теория Н.Лумана

В) Этика моральной легитимизации предпринимательской деятельности.

 

38. Кто обосновал одну из индивидуалистических концепций в этике бизнеса?

А) А. Сен

Б) Н.Луман

В) Ф. Бломе-Дрез

 

39. Кто был автором концепции «этики моральной легитимизации»?

А) А.Рих

Б) П. Ульрих

В) Ф. Бломе-Дрез

 

40. Концепция моральной легитимизации предпринимательской деятельности предполагает:

А) Современный предприниматель должен ориетироваться только на рентабельность

Б) Предприниматель должен ориентироваться не только на рентабельность, но и на моральное признание общества.

В) Предприниматель не должен ориентироваться на рентабельность, а только лишь на моральное признание

 

Содержание.

 

1. Учебная программа по дисциплине

 

2. Учебно-тематический план

 

3. Рабочая программа

 

4. Методические рекомендации преподавателю

 

5. Методические указания студентам

 

6. Требования к уровню освоения программы дисциплины

 

7. Карта обеспеченности студентов учебной литературой информационными ресурсами

 

8. Разное

 

Учебная программа по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Пояснительная записка

Курс 3

Семестр изучения

Форма обучения очная

Форма итогового контроля экзамен

Лекции 18 часов

Семинарские занятия 32 часа

Самостоятельная работа 34 часа

 

Цель курса. Цель теоретического раздела курса – познакомить слушателей с профессиональной этикой и правилами делового этикета, изучение моральных проблем и дилемм, возникающих в различных сферах профессиональной этики, профессиональных этических кодексов.. Курс предполагает знакомство с теорией профессиональной этики, определение ее соотношения с классической и прикладной этикой, а также изучение этической практики в таких сферах как: бизнес, медицина, политика и др. Слушателям предлагается ознакомиться как с российской, так и с западно-европейской этической практикой, что даст представление о месте и значении профессиональной этики. В рамках курса предполагается также ознакомление студентов с основными приемами и методами построения профессиональных кодексов, ситуативным анализом конфликтных ситуаций, происходящих в деловой среде.

Задачи курса – проследить становление и развитие профессиональной этики как теоретического знания, начиная с обзора основных теорий классической этики до выделения прикладной и профессиональной этики как отдельного направления в конце 20-го века. Рассмотрение профессиональной этики в контексте этической практики (кодексов и конфликтных ситуаций). Анализ основных дилемм профессиональной этики - дилемма служебного информирования; дилемма выгодных связей; дилемма сексуальных домогательств. Рассмотрение основных правил делового этикета. Изучение этикетных правил различных стран. Тренинги делового этикета.


Учебная программа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.194 с.)