Сущность и особенности организации методической работы в современной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и особенности организации методической работы в современной школе



В современных условиях развития образовательной системы об­щества методическая работа в учебных заведениях представляется как неотъемлемая часть системы непрерывного образования пре­подавателей и воспитателей. Она направлена на всестороннее повы­шение квалификации и профессионального мастерства как отдельных учителей, так и всего педагогического коллектива в целом. Современная технология организации методической работы заключается в такой про­думанной и научно обоснованной последовательности взаимосвязанных действий и мероприятий, которая способствует постепенному переходу от обязательных форм к добровольным формам участия учителей по своему выбору; от руководящей деятельности представителей админи­страции - к самообразованию и самодеятельности самих учителей.

Самым главным и существенным моментом в организации мето­дической работы является оказание реальной, действенной помощи учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям в формировании и развитии их мастерства как сплава профессиональ­ных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога качеств и свойств личности.

Основные цели методической работы сводятся к следующему:

- освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;

- знакомство с новыми научными разработками в области теории обучения и теории воспитания;

- оптимальное использование в собственной педагогической практике достижений и рекомендаций современной науки;

- профессиональный анализ и овладение передовым педагогическим опытом;

- овладение умениями и навыками педагогического проектирования;

- творческий обмен опытом между членами педагогического коллек­тива;

- внедрение инновационных технологий обучения и воспитания в собственную педагогическую практику.

В целом методическая работа призвана решить задачу достиже­ния и поддержания высокого качества учебно-воспитательного процесса в школе.

Анализ передового педагогического опыта лучших школ и совре­менные исследования показывают, что в деятельности творческого учи­теля всегда присутствуют исследовательские элементы (В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов и др.). Это, конечно, не значит, что любая школа дол­жна заниматься специальной научной работой в чистом виде. Но совре­менной общеобразовательной школе и еще в большей степени учебным заведениям нового типа свойственны такие формы научной работы, как проведение экспериментальных исследований на широкой основе; ос­воение инноваций, близких опыту данной школы; разработка долговре­менных опытно-экспериментальных проектов и т. д.

Это обстоятельство дает основание синтезировать, объединять в учебных заведениях методическую и научно-исследовательскую дея­тельность. Кроме того, школоведение введено новое понятие "науч­но-методическая работа" (К. С. Фарино). Учебно-методическая и науч­но-исследовательская подструктуры методической работы как целост­ной динамической системы самым тесным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, учебно-методическая направлена на повыше­ние профессионального мастерства педагогов и комплексное методиче­ское обеспечение учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, научно-исследовательская подструктура стимулирует процесс создания и внедрения новых технологий обучения и воспитания, обеспечивает экспериментальную проверку их эффективности.

В условиях существования единой унифицированной образова­тельной системы, сложившейся в бывшем СССР на протяжении не­скольких десятилетий, была принята и нормативно закреплена единая модель методической работы, предназначенная для использования в раз­ных регионах без учета национальной, краевой, психолого-личностной специфики. В наиболее полном виде она отражена в пособии Г. И. Горс­кой и Р. Г. Чураковой "Организация учебно-воспитательного процесса в школе" (М.: Просвещение, 1986). Основными формами организации ме­тодической работы являлись методический совет опорной и базовой школ, оперативные совещания, семинары директоров школ куста, семи­нары руководителей методических объединений, тематические семина­ры для учителей, школы передового педагогического опыта и др. На оп-

ределенном этапе развития советской школы, особенно после принятия Закона об укреплении связи школы с жизнью (1958 г.) и Закона о все­общем среднем образовании (1974 г.) методическая работа в ее тради­ционном виде оказала положительное влияние на воспитательно-образо­вательную практику того времени. Плодотворные творческие новатор­ские поиски 50-70-х гг. были тесным образом связаны с обновлением методической работы в тех школах, где эти поиски осуществлялись. Среди них - Павлышская средняя школа Кировоградской области (дирек­тор - В. А. Сухомлинский), СШ № 544 г. Москвы (директор - Э. Г. Костяшкин), СШ №27 г. Москвы (директор- Л. Ю. Гордин), СШ №825 г. Москвы (директор- В. А. Караковский), Павлово-Посадская СШ № 16 Московской области (директор - Н. В. Менчинский), Яснополянская мемо­риальная школа Тульской области (директор - И. И. Левченко) и многие другие. Опыт этих и других школ показал, что наиболее действенным звеном методической работы того времени оказались школы передового педагогического опыта и подобные им формы, в которых творчески анализировались и коллективными усилиями обобщались те или иные новации учителей-предметников и воспитателей.

Рассмотрим конкретный опыт организации методической работы на примере Павлышской средней школы, директором которой долгое время работал В. А. Сухомлинский. Его творчество существенно обогати­ло теорию и практику методической работы. Уже с первых шагов своей педагогической деятельности Василий Александрович понял, что без глубокого знания всех предметов учебного плана он не сможет эффек­тивно организовать методическую деятельность учителей. За предельно короткое время ему удалось основательно проработать все школьные учебники и основную методическую литературу. На вопрос, обязательно ли директору школы знать все предметы учебного плана, В. А. Сухом­линский отвечал утвердительно.

Уже в начальный период своей работы в Павлышской школе Ва­силий Александрович публикует статью "Постановка эксперимента пе­дагогическим коллективом средней школы", в которой описывает мето­дику коллективного эксперимента, проводившегося в возглавляемой им школе. Он ставил проблему таким образом, что в самом эксперименте, реализации его результатов и общей оценке участвовал весь педагогиче­ский коллектив.

Как руководителю методического объединения учителей, Сухомлинскому удавалось за год посетить более 400 уроков и внеклассных мероприятий. Всего же за время работы в Павлышской школе он посе­тил около 10 тысяч уроков, каждый из них проанализировал, детально разобрал и оценил. Осмыслению педагогических явлений и фактов слу-

жили не только посещаемые уроки, но и доклады его коллег на педаго­гическом совете, регулярные дневниковые записи и наблюдения, инди­видуальная работа с молодыми учителями. Ему же принадлежала ини­циатива создания Школы педагогической культуры.

Существенную помощь в эффективной организации методиче­ской работы оказывали дневниковые записи, которые педагог вел по­стоянно на протяжении своей жизни и творческой деятельности. Так, каждому поколению детей, поступающих в первый класс, он посвящал отдельную тетрадь, в которой накапливались различные сведения за все годы обучения ребят в школе. При подведении итогов работы за тот или иной учебный год изучались различные методические сведения и замет­ки, учебно-методические планы школы за прошлые годы, письменные работы учащихся, в том числе и первоклассников десятилетний давно­сти, делалось сравнение выпускников, получивших аттестат зрелости, с выпускниками прошлых лет, анализировались все годы работы учителя начальных классов, полный цикл работы учителя-предметника, классно­го руководителя и т. д. Итоговый доклад, всесторонне обсуждаемый на заседании методического объединения, становился как бы точкой отсче­та для перспективы на новый учебный год.

Одним из важнейших направлений организации методической работы В. А. Сухомлинский считал формирование педагогического мас­терства, всестороннее повышение профессионального уровня и методи­ческой грамотности учителя. Этому в Павлышской школе уделялось значительное внимание. В частности, глубоко изучалась проблема пси­хологии урока.

Высшая цель грамотно и научно организованной методической работы, как считал Сухомлинский, состоит в воспитании учителя-исследователя. В Павлышской школе каждый учитель исследовал ка­кой-либо отдельный аспект учебно-воспитательного процесса. Близость методической работы и научного исследования виделась педагогу в том, что и одно и второе основываются на скрупулезном анализе фактов и предполагают научное прогнозирование ожидаемых результатов. Учи­тель, по Сухомлинскому, не умеющий проникать мысленно в глубину фактов, в причинно-следственные связи между ними, неизбежно пре­вращается в ремесленника. Поэтому одним из необходимых условий эффективной реализации методической работы Василий Александрович считал активную творческую деятельность всего коллектива и царящую в нем атмосферу поиска и исследования.

На современном этапе организация научно-методической работы в массовой школе испытывает ряд трудностей. Данные, приводимые в специальной литературе свидетельствуют о недостаточном знании учи-

телями педагогической теории. Кроме того, волевое введение того или иного новшества в учебно-воспитательную практику конкретных школ без учета их специфики и веского научного обоснования обречено на провал. Так, например, было с шаблонным переносом липецкого опыта в школы Беларуси в 60-е гг. без учета конкретных социально-педагоги­ческих условий работы педагогических коллективов и теоретического осмысления этого опыта как отдельного звена в общей цепи методиче­ских традиций школы. Это стало одной из причин дискредитации твор­ческой новаторской деятельности липецких учителей. Таким же образом был дискредитирован опыт внедрения кабинетной системы в средние школы Беларуси в 70-е гг., который в итоге лишь свелся к материально­му переоснащению техническими средствами обучения и наглядными пособиями без видимого изменения сущности и содержания процесса

обучения.

Современные тенденции организации методической работы ха­рактеризуются рядом отличительных особенностей, к которым можно отнести: расширение прав образовательных учреждений, отказ от же­сткой регламентации, активное развитие педагогической инноватики, деятельность учебных заведений нового типа и т. д. Исходя из этого из­меняется сущность и содержание методической работы. Подтверждение этому можно найти на примере опыта Политехнической гимназии г. Минска (директор - заслуженный учитель РБ К. С. Фарино). Здесь созданы необходимые условия для творческой реализации учителем профессиональных способностей в сфере как учебно-методической дея­тельности, так и научно-исследовательской работы. Единство этих двух сторон научно-методической работы реализуется в рамках такой струк­туры, как кафедра, деятельность которой и направлена на конструи­рование и внедрение новых педагогических технологий, организацию творческого поиска, стимулирование исследовательской работы учите­лей и т. д. Кроме того, при кафедрах создаются исследовательские и творческие группы учителей по отработке отдельных аспектов внедре­ния инноваций. Заинтересованность и добровольный характер научно-методической работы для всех - от руководителя до учителя - создает предпосылки для успешного формирования собственного педагогиче­ского опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.008 с.)