Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика основных закономерностей воспитания
Основные закономерности воспитания открыты в передовом педагогическом опыте прошлого и находят подтверждение в современной воспитательной работе. При этом важно, что и педагогический опыт не может не развиваться по пути использования и применения на практике закономерностей воспитания. Первый закон - параллельного педагогического действия - был сформулирован на основе педагогического опыта А. С. Макаренко И. Ф. Козловым: "В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного". 1 Выделенная закономерность является проявлением оригинальности педагогического мышления А. С. Макаренко, постоянно прибегавшего к идее "параллельности" (двойственности, бинарности) явлений, когда они одновременно и соответствуют друг другу, и не совпадают. На основе такого противоречивого единства и строится педагогический процесс. Закон параллельного педагогического действия раскрывает необходимость обеспечения "параллельности" двух линий - реальной жизненной практики воспитанников и процесса воспитания. При этом не допускается их расхождение ("пересечение") или, наоборот, отождествление. "Параллельность" нужно обеспечить и в сочетании общественно-коллективного и личностно-индвидуального. Закон параллельного педагогического действия констатирует необходимую объективную связь между явлениями жизни ребенка или целого коллектива - словами, делами, поступками, с одной стороны, и их воспитательными результатами - реальными изменениями в развитии личности и коллектива, с другой. Этот закон приобретает исключительно важное значение для практической педагогической деятельности и для каждого педагога в отдельности тем, что обязывает их постоянно вдумчиво анализировать действия и поступки детей и их воспитательные результаты. На этой основе педагоги призваны исключать из жизни детей такие виды деятельности, которые способствуют развитию у них отрицательных качеств, и, ' 1Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -С. 57. 78 наоборот, включать в такие виды деятельности, которые ведут к развитию положительных.
Термин "параллельное действие" вошел в учебники педагогики еще в 6G-70 гг. Однако ему давалось ограниченное толкование: как влияние детского коллектива и даже его части - первичного коллектива -на личность. В новом прочтении этого закона (А. А. Фролов) в едином воспитательном процессе ясно осознаются две "параллельные" линии: сущность процесса и его отражение "в глазах воспитанника", как говорил А. С. Макаренко, в восприятии детей. Устранение в их представлениях четко выраженной воспитательной установки - первейшее средство гуманизации воспитания. ' Второй закон - единства воспитания и жизни детей - дополняет и конкретизирует первый, более детально раскрывая механизм, способ осуществления воспитания и отвечая на вопрос: как и почему именно так оно происходит. Наиболее точную формулировку этой закономерности также дал И. Ф. Козлов: "... Каковы характер и содержание жизнедеятельности детей, таковы и процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания - это продукт своей жизнедеятельности". 2 Истоки понимания закона единства воспитания и жизни детей восходят к эпохе Просвещения и тесно связанной с ней идеей гуманизма. До появления книги Ж. -Ж. Руссо "Эмиль, или о воспитании" не было попытки осветить в целостном виде единый процесс жизни и воспитания ребенка от рождения до становления молодого мужчины. Основная мысль романа и заключается в том, что жизненный опыт самого ребенка есть его лучший воспитатель. Задача воспитателя, как справедливо считал Руссо, не навязывать свою волю ребенку, а организовать ту воспитательную среду, в которой тот сможет в максимальной степени реализовать свою "добрую волю", природу, самостоятельность и свободу. Значительный шаг вперед в понимании закона единства воспитания и жизни детей был сделан великим швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци. В своей книги "Лебединая песня" он сделал плодотворную попытку дать ответ на вопрос: каким образом и почему развиваются те ' 1Кильянова Л. В. О сущности идеи параллельного действия в воспитании (история ее разработки и современность) // А. С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике: Мат-лы Рос-науч. -практ. конф. - Н. Новгород: НГПИим. М. Горького, 1992. - С. 105-
106. 2 Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -С. 64. или иные качества личности восшпуемого? Песталоцци считал, что единственный путь, которым следует природа, развивающая и формирующая человека, его силы и способности - это их упражнение и применение на практике. Именно таким путем развиваются мыслительные способности, человек овладевает мастерством и профессией. Более того, и нравственные качества - любовь, вера, надежда, дружба, милосердие -развиваются лишь в том случае, если человек проявляет их на деле. Основываясь на своем многолетнем педагогическом опыте, Песталоцци сформулировал основной принцип природосообразного воспитания -ЖИЗНЬ ОБРАЗУЕТ (ВОСПИТЫВАЕТ). Жизнь самого ребенка- главный и единственный способ его воспитания, образования, формирования и развития. Значительно дальше своих предшественников смогли продвинуться С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко. Познание "педагогики параллельного действия" и "единства воспитания и жизни детей" позволило им прийти к выводу о необходимости педагогически целесообразно организовать жизнь воспитанников. На этом пути были сделаны важные организационно-методические выводы, например, о воспитательном коллективе как форме такой организации жизни детей, как общем и едином методе воспитания. Возникает вопрос: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко обнаружили и глубоко раскрыли взаимосвязь между жизнью воспитанника и его воспитанием? Все они посвятили себя воспитанию обездоленных детей. И "Учреждение для бедных" в Нейгофе, и колония имени Горького, и летняя трудовая колония "Бодрая жизнь" - все они были учебно-воспитательными учреждениями интернатного типа, т. е. дети там находились постоянно, а педагоги жили вместе с ними и несли полную ответственность за их жизнь, здоровье и благополучие. Так особенность педагогического опыта накладывает отпечаток на характер педагогических открытий. Третий закон отражает историческую обусловленность воспитания уровнем развития человеческой культуры. Он носит исторический, общечеловеческий характер и является воплощением культурно-исторического подхода к воспитанию. Содержание воспитания неизбежно зависит от конкретного исторического периода, в котором новое поколение людей вступает в жизнь и овладевает не каким-то абстрактным производственным и иным социальным опытом, а тем опытом, который сложился на данный момент. Более того, новое поколение "вынуждено" овладеть этим опытом, чтобы продолжать жить, полноценно участвовать в общественном производстве и других областях жизни общества. Современную интерпретацию закона культурно-исторической обусловленности воспитания дает Б. Т. Лихачев: "закон обязательного присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколении как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сип каждой личности ". 1 Механизм действия этого закона раскрывает И. Ф. Харламов: "Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распредметить" его, то есть по существу в той или иной степени (форме) повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно-эстетическую и т. д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам". 2 Прикладное значение этого закона состоит в том, что при решении таких важных вопросов, как определение целей воспитательной работы, построение содержания образовательной и трудовой подготовки, техническое оснащение учебно-воспитательного процесса и других, следует учитывать высшие достижения человечества в области производства, науки, культуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.007 с.) |