Цели и задачи воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи воспитательной работы



Целевой установкой концепции воспитательной работы является базовая культура личности студента – уже сложившаяся в ходе социализации целостность и свойств, качеств, ценностных ориентаций, поведенческих установок личности студента. При этом возможна следующая декомпозиция цели:

- утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей;

- расширение мировоззрения будущих специалистов;

- приобщение к богатству национальной, отечественной и мировой истории и культуры;

- обеспечение высокого образовательного и этического уровня;

- формирование профессионально компетентной личности педагога, способной самостоятельно творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности и быть готовой нести ответственность за ее результаты.

Достижение цели связано с реализацией следующих задач:

- созданием условий для максимально полного усвоения будущими учителями материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом, народами Республики Башкортостан.

- обеспечением взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

- в помощи студентам в раскрытии его внутренних потенций, содействии тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации;

- стимулировании познавательной активности будущих специалистов, выработки у них индивидуального образа жизни, поведения и профессиональной деятельности;

- ориентирование педагогического коллектива на переход от разрозненности воспитательных мероприятий к созданию истинно гуманитарной среды и среды профессионально-педагогических отношений;

- в реализации системы социальной защиты студентов с учетом возможностей института, создание условий высокой культуры отдыха и быта в студенческих общежитиях.

Основной задачей концепции является совершенствование воспитательной сферы вуза, создание оптимальной модели ее развития и реальное обеспечение системы воспитания будущих учителей.

 

Общие принципы организации воспитательной работы в университете:

- личностный подход в воспитании, ориентация на личность будущего педагога как на цель, объект, субъект и результат воспитания, отношение к студентам как субъекту собственного профессионального развития;

- целостность и взаимосвязанность учебной и воспитательной работы в вузе;

- гуманистическая и профессионально-педагогическая направленность образовательного процесса в вузе;

- комплексный характер воспитательной работы;

- опора на субъектный опыт будущих учителей, предполагающий самореализацию студентами своих качеств и способностей;

- учет уникального этнопедагогического опыта народов Башкортостана, создание условий для взаимного духовного обогащения народов РБ;

- организационная согласованность деятельности структурных подразделений и общественных организаций вуза по реализации программ воспитания.

Системный и личностно-деятельностный подходы к осуществлению воспитательной работы предполагают, что студенты должны выступать активным субъектом воспитательной системы. Педагогический процесс должен иметь структуру, позволяющую студенту оказываться не только ее участником (потребителем), но и активным субъектом профессионального саморазвития и самосовершенствования: это подготовка будущего педагога к решению конкретных учебно-воспитательных задач; подготовку студентов к восприятию воспитательных воздействий; реализация педагогического замысла в современном образовательном процессе; контроль, оценка и коррекция воспитательной деятельности; совершенствование воспитательной деятельности. Важнейшим условием эффективности воспитания студенческой молодежи является стимулирование возникновения и поддержка самодеятельных социально и профессионально-ориентированных студенческих организаций.

Основные направления воспитательной работы

Гражданское воспитание

Задачей гражданского воспитания студенческой молодежи является формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризует совокупность общественно значимых личных качеств, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического государства, уважение к его законам. В реализации данной цели как важное условие выступает необходимость достижения триединства: гражданина Мира, гражданина демократической Российской Федерации и формирование качеств гражданина Республики Башкортостан. Основными направлениями гражданского воспитания студенческой молодежи выступают:

- формирование гражданского сознания, чувств и поведения;

- формирование потребности в гражданских действиях;

- формирование политической активности;

- воспитание уважения и приятия прав и обязанностей гражданина демократического государства;

- формирование чувства патриотизма и интернационализма;

- формирование адекватного отношения к делам государства и к делам собственным;

- формирование чувства защищенности со стороны государства;

- формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности.

Реализация вышеуказанных задач осуществляется в разнообразных формах деятельности – в образовательной, внеаудиторной и других специфических формах (в общении, в трудовой деятельности и т.д.).

Патриотическое и интернациональное воспитание

Целью патриотического и интернационального воспитания является привитие студентам любви к своей малой и большой Родине, изучение культуры, истории и языка своего родного народа, наряду с толерантным (терпимым, уважительным) отношением к чужим культурам. Это формирование чувства гордости за достижения своей страны, своей республики. Воспитательная работа включает организацию вечеров, посвященных национальным праздникам; встреч с деятелями национальных культур; вечеров интернациональной дружбы; сотрудничество с педвузами других стран.

Нравственное воспитание

Концепция основывается на том, что нравственное воспитание, являясь составной частью все системы воспитательной работы, пронизывает все остальные ее направления. Задачи нравственного воспитания заключаются в формировании у будущих учителей сознательного отношения к учебному и общественному долгу; нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных отношений, умения поддерживать здоровый нравственно-психологический климат в коллективах. Задачинравственноговоспитаниямогутбытьреализованы как в учебном процессе, так и в воспитательной работе.

Эстетическое воспитание

Цели эстетического воспитания будущих учителей предполагают приобщение студентов к культурным ценностям, развитие эстетического вкуса, привлечение к активной культурной деятельности, освоение будущими специалистами методикой эстетического воспитания во внеаудиторное время. Решение задач эстетического воспитания предусматривают развитие социокультурной сферы университета: библиотеки, читальных залов, студенческого клуба, музеев, выставок; художественного оформления учебных кабинетов, создание эстетического внешнего облика учебных корпусов, общежитий; использование воспитательного потенциала гуманитарных кафедр. Воспитательная работа включает организацию встреч с писателями, деятелями культуры, посещение музеев, выставок, театров, создание творческих объединений студентов, проведение смотров-конкурсов, тематических мероприятий, фестивалей и др.

Физическое развитие студентов и пропаганда

Здорового образа жизни

Главная задача данного направления воспитательной работы –формирование личности будущего учителя средствами физического воспитания; потребности в физическом самосовершенствовании; самовоспитании, формировании здорового образа жизни; в том числе работа по искоренению вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания); по укреплению здоровья. Создание и функционирование спортивных секций, проведение спортивных соревнований и праздников, встречи со специалистами, ведущими спортсменами выступают основными условиями выполнения задач физического воспитания будущих учителей. Особое значение имеет оборудование спортивных залов и комнат в корпусах института и общежитий, целенаправленная, разнообразная, планомерная работа спортивно-оздоровительного лагеря, проведение Дней здоровья и др.

Работа в общежитиях

Воспитательная работа педагогического университета неотделима от работы по обеспечению высоконравственного климата, высокой культуры быта и отдыха студентов, по созданию условий для эффективной самостоятельной учебно-профессиональной деятельности будущих работников народного образования. В студгородке основной упор в воспитательной работе делается на развитие студенческого самоуправления в общежитиях и в студенческом городке, договорных отношений со студентами, направленных на сохранение общественного имущества, воспитание у студентов ответственности за эстетическое оформление и чистоту помещений; на осуществление целенаправленной культурно-массовой работы и создание условий для самостоятельной подготовки к учебным занятиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.013 с.)