Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе



Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем — при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников.

Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают

Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

Закономерности не дают рекомендаций к решению конкретных вопросов, они являются теоретической основой практических действий, выполняют регулирующую роль отношений между субъектами деятельности. Закономерности реализуются через принципы обучения.

Принципы вытекают из законов и закономерностей, установленных наукой.

Принцип – 1)основное правило, основание, руководящая идея, требование к действиям;

2) теоретическая категория, тесно связанная с законами, объективно-субъективная категория. (потому что, когда формулируются Принципы, в них обнаруживаются и объективные и субъективные оценки).

Принципы исторически изменчивы (как и цели, и СОр). Они возникли из практики в результате ее обобщения. С развитием педагогики выявлялись новые закономерности, соответственно им формулировались и новые принципы (принцип гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированный Пц.)

В основу классификации общепедагогических принципов поло­жим факторы, определяющие эффективность воспитательных отно­шений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс и связь педагогического процесса со средой.

Принцип природосообразности означает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. состояния его здоровья; физического, физиологического, психологически го и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип гуманизации состоит в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономически­ми, административными. Данный принцип направлен на развитие у учащихся высоких нравственных качеств, уважения к личности и опирается на его положительные стороны и качества.

Принцип целостности (технологичности) подразумевает необхо­димость единства и относительной завершенности всех входящих в педагогический процесс компонентов и факторов. Суть принципа в реализации такой закономерности, как технологичность педагоги­ческого процесса: построение педагогического процесса должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов; единство обучения и воспитания; единство преподавания и учения; единство обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания; единство теории и практики; системности и последовательности ор­ганизации педагогического процесса; компьютеризации и инфор­матизации; принцип оптимизации и др.

Принцип демократизации проявляется в предоставлении участни­кам педагогического процесса определенных свобод для саморазви­тия, саморегуляции, самоопределения. Реализация этого принципа происходит в условиях открытого социального контроля со стороны общественности и родителей, высокого информационного обеспече­ния, взаимного уважения педагогов и учащихся. В то же время предо­ставление больших свобод требует и более высокой ответственности В совершаемые действия.

Принцип кулыпуросообразности предполагает максимальное ис­пользование в педагогическом процессе культуры той среды (местности, города, региона), в которой находится конкретное учебное заве­дение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества.

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведе­ния, семьи, общества (в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры) направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности.

Принцип единства индивидуального и коллективного позволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства

Принципы профессионального образования

Принцип развития самостоятельности (на основе принципа активности)

Принцип мотивации к профессиональной деятельности (развитие потребностей и мотивов личности, ориентированных на профессиональную деятельность)

Принцип профессиональной направленности (установление связи теории с практикой, с профессиональной деятельностью).

Принцип связи теоретического обучения с производительным трудом

Принцип профессиональной мобильности (развитие потребности повышать свое образование и квалификацию)

Принцип целостности педагогического процесса (все действия педагога подчиняются реализации целей профессионального образования).

Принцип социального партнерства (сотрудничество образовательного учреждения с внешними и внутренними структурами, оптимизирующими педагогический процесс).

Принцип экономической целесообразности (подготовка по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.).

5. Сущность содержания профессионального образования. Характеристика содержания профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.

Содержание образования — это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализации этой цели служит содержание обучения.

Содержание образования формируется на основе государственного стандарта, который представляет комплекс нормативных, организационных и методи­ческих документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов.

Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решении проблем содержания обучения и воспитания, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.

Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех регламентирующих составляющих: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и 3) требования к уровню подготовки выпускников.

Посредством стандарта профессионального образования обеспечивается ста­бильность требуемого уровня профессионального и общего образования.

Государственный стандарт профессионального образования служит основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса и для аттестации учебных заведений. Он должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию.

В профессиограмму педагога входят и такие качества, как педагогический артистизм — способность воплощать мысли и переживания в образах, поведе­нии, слове, привлекая всё богатстве личных ассоциаций. Изучение деятельности артистически одаренных педагогов показало, что им, как правиле, свойственно самоуважение (достаточно высокая самооценка), склонность осознавать себя носителями позитивных социальных характеристик, уверенность в себе и значи­мости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень деловой настроенности.

Очень важна для педагога, и особенно для мастера производственного обучения, способность не теряться в экстремальных ситуациях. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть самые неожиданные ситуации.

К педагогически важным качествам относятся: целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей; уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

Педагог должен обладать личным обаянием, т. е. соединять в себе качества ду­ховности, привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетич­ным. В его костюме, прическе и украшениях должно присутствовать чувстве меры.

Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему тонко улавливать все нюансы состояния и настроения обучающихся, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Естественное состояние преподавателя — профессио­нальное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Педагогу свойственно осознание личной ответственности за судьбу подрастающего поколения. При этом преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого своего ученика.

Чувства юмора помогает нейтрализовать напряжение, всегда присутствующее в педагогическом процессе. Веселый преподаватель обучает лучше угрюмого, всегда имеющиеся в его арсенале шутки, прибаутки, пословицы, удачный афоризм, дружеское подтрунивание или просто веселая улыбка создают в группе дружественный, благожелательный эмоциональный фон.

Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, нескольку всегда является наглядным примером для учащихся.

Профессионально значимые качества личности как характеристики интеллек­туальной и эмоционально-волевой сторон жизни существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуаль­ный стиль педагога.

В государственном образовательном стандарте по специальности содержание обучении дается в виде наименования учебных дисциплин и состава дидактиче­ских единиц (основных разделов учебных дисциплин). На той или иной ступени подготовки оно должно учитывать уровень образования, полученный обучающимися на предыдущих ступенях (преемственность в содержании обучения), и повышать уровень образованности.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что органы государственной власти определяют лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение содержания образования сверх этой нормы находится в компетен­ции образовательных учреждений.

В стандарте профессионального образования выделяются три уровня: феде­ральный, национально-региональный и вузовский.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство профессионально-педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родно­го языка, литературы, искусства, истории и т. п. Они относятся к компетенции регионов и учреждении.

Компонент учебного заведения устанавливает содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образо­вания включают: описание содержания образования на каждой ступени; требования к минимально необходимой профессиональной и общеобразовательной подготовке; максимально допустимый объем учебной нагрузки учащихся и сту­дентов по годам обучения.

Стандарт того или иного уровня профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но также определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития. Один уровень образования отличается от другого и характеризуется структурой, объемом и содержанием обучения.

Соотношение теоретической и практической подготовки характеризуется тем, что для начального профессионального образования в среднем 70-80 % вре­мени отводится на практическое обучение. В среднем специальном учебном за­ведении доля теоретической подготовки, как правиле, несколько больше по объему или равна практической; в вузах теоретическая подготовка преобладает над практической.

Следующий показатель уровня образования — соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках теоретического обуче­ния. Учебный материал начального профессионального образования обеспечивает понимание учащимися сущности и закономерностей производственного процесса. В системе среднего образования студенты получают некоторые обще­научные знания (как правило, это основы наук, имеющих прикладное значение и интегрирующих со специальными дисциплинами). В системе высшего образования общенаучные дисциплины занимают значительное место. В вузах общена­учная подготовка включает в себя философские, социально-экономические, культурологические и психолого-педагогические знания.

Тип организации учебного процесса предусматривает соотношение объемов обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятель­ной внеаудиторной работы, включение обучающихся в учебно-исследователь­скую и научно-исследовательскую работу, ее объем и содержание.

В основе формирования содержания, как образования, так и обучения по кон­кретной специальности лежит анализ профессиональной деятельности.

Структура и содержание профессионального образования:

В общем виде содержание профессионального образования включает как про­фессиональную, так и общеобразовательную подготовку, представленные не­сколькими разными блоками. Ниже приводится характеристика блоков профес­сиональной педагогики.

Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств).

Отраслевой блок включает материал, содержащий: а) общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли; б) место профессии в системе разделения труда, сложившейся в отрасли (на производ­стве); в) краткое знакомстве с ведущими трудовыми функциями других профес­сии отрасли; г) сведения об охране труда на производстве, экологии производст­ва и пр.

Профессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, служащий интеграционной основой для группы родственных профес­сий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне.

Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов про­фессиональной деятельности на требуемом уровне.

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный матери­ал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с вы­ходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Министерства труда РФ.

Общеспециалъный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда.

Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников.

Блок повышенного профессионального образования (среднего профессио­нального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров. Когда на второй ступени ставится задача — довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образова­нии, что позволяет выпускникам наряду с дипломом профессионального учили­ща получить диплом техника (или младшего инженера).

Бизнес-блоки общеобразовательной подготовки востребованы в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благо­приятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоя­тельного дела.

Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о но­вейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профес­сии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.

 

6. Сущность педагогических методов. Педагогические приемы и способы как компоненты методов. Классификации методов обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.022 с.)