Раздел IV. Характеристика объектов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Характеристика объектов исследования



1. Учебный материал 2. БМШ «Книга, здравствуй!» как учебный материал для обучения чтению-общению 3. Интерес к чтению 4. Доступный круг чтения 5. Детская литература 6. Литературное произведение 7. Метод чтения-рассматривания 8. Логика правильной читательской деятельности 9. Язык книги и текста 10. Учитель начальных классов 11. Читательский кругозор

1.Учебный материал (н/п) для формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, − это детские книги из доступного учащимся круга чтения. В них – главным образом в литературном произведении − заключены подлежащие изучению собственно языковые (речевые) и содержательные (из накопленного человечеством опыта) объекты, факты, явления, процессы, осваивая которые ребенок, обучающийся под руководством учителя читать-общаться, познает окружающий мир и себя самого, а главное, - приобретает жизненно необходимые умения и навыки, чтобы постоянно и продуктивно думать об окружающем мире и своем месте в нем, опираясь на уже известный ему социально-нравственный опыт, свой и «чужой».

Разъяснение формулировки:

1.1. Выступая в роли учебных материалов в процессе формирования личности ребенка средствами чтения-общения, детские книги рассматриваются и как инструмент для чтения, и как место хранения человеческого опыта, и как сам опыт, основное содержание которого представлено заключенными в книгах литературными произведениями.

1.2. Учебные материалы, т.е. детские книги и литературные произведения, должны быть представлены в учебном процессе системно, поскольку в них заложены все предусмотренные обучением знания, умения и виды упражнений в читательской деятельности, интерес к которой у учащихся надо воспитать.

1.3. Обязательной характеристикой учебных материалов является гарантированная полноценность избранного для обучения круга чтения, т.е. его принципиальное соответствие полноценному кругу чтения квалифицированного читателя, а также возрастным особенностям и возможностям детей (см. понятие «Культура чтения», раздел III).

· Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.: 1991.- 208с.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. – М.: МГПУ, -250 с.

 

2. Библиотечка младшего школьника «Книга, здравствуй!» (БМШ) как основной учебный материал для обучения чтению-общению [н/п] – это и есть практически первый полноценный набор хороших детских книг, составляющий минимально необходимую материальную базу для обучения младших школьников творческому чтению, или чтению-общению, на уроках чтения и во внеурочное время за 4 года.

Разъяснение формулировки:

2.1. В настоящее время в этот комплект включено 105 очень разных детских книг, которые по степени сложности восприятия и уровню готовности к этому восприятию учащимися (детьми 6,7,8 и 9 лет) разделяются на 4 относительно завершенные (по годам обучения) взаимосвязанные системы. В каждой из них содержатся целесообразно скомпонованные апробированные литературные произведения, объединенные задачей воспитать в детях интерес к окружающему их миру и к себе: культуру чувств, мыслей, познавательные и собственно читательские интересы, словом все то, что пробуждает и учит их осознавать индивидуальные задатки и возможности, становиться умнее, добрее, сильнее. Многие из включенных в БМШ книг и литературных произведений окажутся полезными юным читателям не только в течение всех четырех лет обучения в начальной школе, но и впредь, т.е. в жизни.

2.2. Комплект не рассчитан на то, что младшие школьники прочитают за 4 года все включенные в него литературные произведения, но предполагает обязательное знакомство учащихся с каждой из входящих в него книг. В основу поклассного, т.е. поэтапного разграничения книг положены, прежде всего, внешние показатели, определяющие первое впечатление начинающего читателя от книги: ее полиграфическое оформление, принципы иллюстрирования текста, различие доступных начинающему читателю книжных и текстовых служб. Обязательный параметр отбора − объем книги и включенных в нее литературных произведений: подготовительный этап (1 класс) – книга от 14-17 до 20 страниц, литературное произведение – от 0,5 до 2 страниц; начальный этап (2 класс) – книга от 45 страниц до 75, а произведения, включенные в нее, от 3-х до 8-ми страниц; основной этап (3 класс) – книги от 75-100 страниц и более, литературные произведения – крупнообъемные; заключительный этап (4 класс) – книги «толстые», от 120 страниц; литературные произведения – значительные по объему рассказы, повести и даже романы, которым в это время сопутствуют доступные детям литературоведческие комментарии и наглядный материал, связанный с жизнью писателя и эпохой, отраженной в литературном произведении, а также циклы произведений и серии книг.

2.3. Поэтапность учебного материала в БМШ «Книга, здравствуй!» выражается и в последовательности развертывания перед младшими школьниками круга доступного для них чтения: подготовительный этап – общее представление о полном круге чтения, чтобы ребенок убедился – в книгах рассказывается «обо всем». Преобладающими в это время являются книги-сборники, помогающие детям накапливать представления об очень разных собеседниках, имена которых наполняются содержанием постепенно (от занятия к занятию – на уроках и во внеурочное время), и стихотворные по форме литературные произведения, которые воспринимаются детьми легче и эмоциональнее, чем проза. Начальный этап – фиксирует внимание детей на писателях-классиках, каждый из которых представлен им рядом конкретных произведений, позволяющих детям по стилю, содержанию и социально-нравственному опыту предварительно и предположительно воссоздавать образ автора-рассказчика и определять к нему свое отношение. Основной этап – приучает детей к чтению художественно-научной детской литературы, закрепляет приемы освоения читателем крупнообъемных художественных произведений и вырабатывает потребность определять личную читательскую самодостаточность для чтения книг в зависимости от темы и эпохи, о которой рассказывает автор. Заключительный этап – книги и произведения о том неизвестном, которое хорошо, казалось бы, давно известно: это повести с документальной основой, это факты и размышления мудрецов о жизни тех, кого мы называем предками, и тех, кто рассказывает нам о них, т.е. закрепление у учащихся интереса к встречам с писателями, известными и новыми, к жизненным коллизиям, создающим у детей зримые представления о связях «человек », в том числе и о детях – ровесниках читателя. Все эти книги убеждают начинающего читателя в том, как трудна, сложна жизнь человека и насколько она богата и увлекательна, если он привык вдумываться в то, что видит и слышит, осознавать свое место, свои обязанности среди других людей и предъявлять требования прежде всего к себе. На каждом этапе обучения в учебный материал включены книги и произведения, раскрывающие перед ребенком удивительные стороны жизни природы и деятельности человека в ней.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга пришла в школу. / Журнал «Начальная школа», №1, 2009г, с.25-28.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Комплект «Библиотечка младшего школьника. Книга, здравствуй!» и основные принципы работы с ним. / Журнал «Начальная школа», №2, 2009г, с. 14-17.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как правильно работать с комплектом «Библиотечка младшего школьника. Книга, здравствуй!» / Журнал «Начальная школа», № 5, 2009г, с. 34-37.

3. Интерес к чтению (бытовое – «любовь к чтению») [у/п] – это ни что иное, как, по определению Леонтьева А.Н., «встреча потребности с предметом».

Разъяснение формулировки:

3.1. В качестве предмета в данном случае выступает книга из доступного читателю круга чтения, а важнейшим условием формирования названной личностно-ориентированной потребности – знание круга доступных книг, поскольку хотеть встречи с тем, о существовании чего ты и не подозреваешь, практически невозможно. Следовательно, интерес к деятельности (к чтению-общению) не может не быть следствием интереса к книге, но не объекту, имеющему материальную ценность (с «красивой» обложкой, «красивыми» рисунками и т.п.), а к собеседнику, который готов доброжелательно и исчерпывающе поведать тому, кто с ним хочет «говорить», что-то очень важное, интересное, а может быть и обязательное, без чего ты, читатель, не сможешь стать ЧЕЛОВЕКОМ.

3.2. Интерес к книге-собеседнику [н/п] гарантированно формируется у обучающихся, с одной стороны, освоением умения «говорить» с книгой-собеседником на ее языке, испытывая от этой умственной деятельности удовлетворение и радость, а с другой, - формированием привычки видеть в каждой книге потенциального собеседника, который если и не нужен сейчас, то может понадобиться в будущем.

3.3. Читательские интересы – это высший уровень интереса к чтению-общению. Он формируются у младших школьников постепенно и только на базе привычных для обучающихся интересов к книге-собеседнику и самостоятельной беседе с ним (чтению-общению). Обязательным условием возникновения читательских интересов, конечно же, является хорошее знание обучающимся книг из полноценного круга доступного чтения. В младшем школьном возрасте понятие читательские интересы – это интуитивное, а иногда и осознанное предпочтение детьми книг по определенной тематике, или определенных авторов, или каких-то жанров и т.п., но не потому, что ничего другого ребенок не знает, а потому, что, представляя себе круг доступного чтения в целом, он в 9 лет почему-то из всего известного делает только ему ведомый выбор. Вполне возможно – пока, но не исключено, что и навсегда.

· Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993. – С.26 и далее

· Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению – М.: 1998. -173с.

· Светловская Н.Н.,Пиче-оол Т.С. Учим читать книги: метод. пособие к урокам чтения для учителя нач. кл. школ любого типа: третий год обучения.- М.: 2010.- 224с.:илл.

 

 

4. Доступный круг чтения – это не понятие, а общеупотребительное представление о «море книг», «Гималаях библиотек», фактическая бесконечность которых ограничена систематизацией.

Разъяснение формулировки:

4.1. Систематизация книг, как известно, может быть научной и ненаучной. Качество ее зависит от того, какие принципы положены в основу упорядочивания множества разных книг в единое структурное целое, чтобы легко им овладеть и при необходимости воспользоваться той или иной его частью, ориентируясь на присущие книгам признаки сходства по ряду параметров.

4.2. Принятые ныне виды первоначальной систематизации круга чтения современного младшего школьника научными не являются. Но все равно в 6-8 лет дети могут и должны приучаться систематизировать все известные им книги пока по внешним признакам, позволяющим предопределить возможное содержание книги и характер работы с ней. Таким признаками для младших школьников могут быть: а) формы речи (проза – стихи) и б) темы чтения (О чем ты мне расскажешь, если тебя прочитать?): о Родине, о героях и подвигах, о детях, о животных и растениях, о волшебстве и приключениях. Системно-предметное разграничение книг при правильном обучении становится интересным для учащихся лишь в 4 классе, а овладевать им они будут в средней школе. Даже алфавитное распределение художественной литературы по авторам становится доступным младшим школьникам не ранее второго полугодия 3 класса, когда они на опыте убеждаются, что вся художественная литература – это «книги о людях и для людей». И тем не менее даже такая, во многом далекая от науки классификация, основанная на освоении детьми связей, типа: книга – автор; автор – книги; автор – тема; тема – авторы и т.п. приучает детей, обращаясь в мир книг, уже на первом этапе обучения монографически представлять известных писателей и, обращаясь в мир книг, мыслить системно, осваивая таким образом основы культуры чтения.

4.3. Для учителя начальных классов доступный младшим школьникам круг чтения с профессиональной точки зрения должен прежде всего разделяться на 2 категории: книги хорошие и плохие. Ядро хороших книг составляют книги так называемого «золотого фонда», а среди них – детская классическая литература. Принципы оценки – органичность связи формы и содержания, по крайней мере, по трем параметрам: качество текста как «чужой» речи, в которую ребенку надо будет вникнуть и которая должна его продвинуть и в общем, и в языковом, и в литературном развитии; качество иллюстративного, наглядного ряда, сопровождающего текст и, наконец, собственно издательские характеристики книги и текста, о чем подробно рассказано в указанных ниже пособиях.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. – М.: 2011, МГПУ, - с.250.

· Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. М.: 1997.

 

5. Детская литература (у\п) – это произведения искусства слова, специально написанные для детей или вошедшие в детское чтение, но непременно воплощенные в совокупности изданий, разовых и периодических, нацеленных на специфику восприятия читателей определенного возраста − в нашем случае – младших школьников.

Разъяснение формулировки:

5.1. Основной содержательной частью детской литературы, как следует из определения, является литературное произведение, если это книга-произведение, или литературные произведения, если это книга-сборник (авторский или тематический).

5.2. Нераздельность совокупности литературного произведения, предназначенного для младших школьников, и книги-издания, где оно помещено, – это обязательный признак хорошей детской литературы, потому что начинающий читатель – ребенок 6-9 лет − почти не располагает социально-нравственным опытом, заключенным в книгах, и необходимым ему для его личностно-ориентированного развития. Для того, чтобы ребенок смог освоить «чужой» опыт в меру своих сил и возможностей, этот опыт должен быть непременно продублирован или даже специально разъяснен языком детской книги, в которую помещено предназначенное для чтения ребенком литературное произведение. В противном случае книга не сможет выполнить своей важнейшей роли – инструмента для чтения, готовящего читателя к самостоятельному (без помощи другого читателя) и полноценному восприятию заключенного в ней и нужного ему опыта, а следовательно, ни о каком формировании читательской самостоятельности речи даже не пойдет.

5.3. Содержательные компоненты языка книги, которыми книга-инструмент помогает начинающему читателю предопределить восприятие заключенного в ней нравственно-социального опыта, недостающего ребенку, являются, как известно, ведущие надписи (название книги или ее заглавие), иллюстрации на обложке (переплете) и в тексте, наличие или отсутствие титульного листа, оглавления… и их оформления, а также самый тип издания: его размер, объем, манера иллюстрирования и даже тактильные ощущения от книги.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. – М.: 2011, МГПУ, - с.250.

· Светловская Н.Н.Основы науки о читателе. – М.: 1993.

6. Литературное произведение [у\п] -это предмет из слов, поскольку литература (лат. litera – буква, а tura – суффикс – ость) – это опыт, зафиксированный писателем в слове и «брошенный в общее употребление».

Разъяснение формулировки:

6.1. Литературное произведение в круге доступного младшим школьникам чтения может быть либо художественным, либо художественно-научным, или научно-художественным (терминология литературоведением не уточнена). Художественное литературное произведение – это предмет из слов, воспроизводящих разновеликие художественные образы, позволяющие писателю ввести читателя в мир художественного вымысла. Художественно-научное литературное произведение – это предмет из слов, передающих представления и понятия из какой-либо сферы деятельности, но обязательно дополненный хотя бы минимальным количеством художественных образов, так как у младших школьников, по крайней мере в I - III классах, основа мышления образная, а абстрактно-понятийная составляющая мышления только еще развивается – и именно на образной основе.

6.2. Художественный вымысел − согласно В.И. Далю – это продукт мысли его создателя, собственно открытие чего-то нового в окружающем мире. Художественный вымысел составляет сущность литературного произведения. Его полноценное восприятие является важнейшим условием развития у детей творческого воображения. В зависимости от рода, вида и жанра литературного произведения оно формирует разные аспекты творческих возможностей юных читателей. Вследствие этого, в круг доступного чтения современных младших школьников должны войти произведения самых разных родов, видов и жанров. При этом главным критерием отбора литературного произведения для младших школьников, как нам представляется, следует взять установку Константина Дмитриевича Ушинского, данную им в работе «О первоначальном преподавании русского языка», и именно: «" Наследуя слово от предков наших, - писал он, - мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и самые эти чувства" (выделено нами. – Н.С. и Т.П.). И далее: "Выбор образцов из нашей литературы для усвоения при преподавании чрезвычайно затруднителен … Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, вовсе не понимающий потребностей детства!… Не должно насильственно и преждевременно развертывать никакого чувства в детях, если мы не хотим, чтобы чувство не походило на цветок, насильственно развернутый детскими руками. Чувство, развернувшееся в нас под влиянием фактов жизни, может и выразиться фактами. Чувство, развернутое словом, и выразится только словами. А довольно уже с нас пустых болтунов!" И наконец: "На нравственное чувство должно действовать само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства. Сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит ему" (выделено нами. – Н.С. и Т.П.).

6.3. Как и любое хорошее литературное произведение, литературное произведение из круга чтения, доступного младшим школьникам, обладает двумя важнейшими признаками: целостностью и самодостаточностью. Целостность художественного литературного произведения− это словесная и структурная его продуманность и прочность, проявляющаяся в том, что ни одно слово, ни одну деталь, ни один образ, заданный в тексте, нельзя ни пропустить, ни сдвинуть, ни изменить, не потеряв при этом логики и эстетики заложенных писателем в его создание мыслей и чувств. Целостность художественного литературного произведения− это основа его художественности, поскольку сама художественность, по В.Г. Белинскому, «состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, − чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов». Целостность художественного литературного произведения, предназначенного для детей, - это обязательный критерий при его отборе в круг детского чтения. Что же касается самодостаточности литературного произведения, то она является следствием целостности литературного произведения и при отборе литературного произведения не нуждается в специальной оценке. В анализе и оценке нуждаются знания и представления, которыми должен располагать читатель, чтобы суметь воспринять литературное произведение как данность и не подменить ее ни в фактическом, ни во временном, ни в пространственных отношениях случайными или убогими бытовыми представлениями, которые у него к моменту чтения могут быть. Другими словами, чтобы литературное произведение воспринималось как предмет целостный и самодостаточный, любой, а особенно начинающий читатель, должен стать самодостаточным в восприятии тех знаний и представлений, из которых складывается заданный ему «чужой» речью художественный вымысел – этот как бы действительно окружающий его мир из «слов-образов».

· Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.:2009. – с. 272.: илл.

7. Метод чтения-рассматривания (н/п) – это основной путь, позволяющий начинающему читателю, даже не достигшему порога читательской обученности (только еще пробующему раскодировать текст и думать над книгой), на доступном ему уровне осваивать любую книгу и тип правильной читательской деятельности, выделяя в книге и сопоставляя основные надписи, иллюстрации и содержание текста литературного произведения, чтобы таким образом постепенно становиться читателем квалифицированным, или самодостаточным.

Разъяснение формулировки:

7.1 .Метод чтения-рассматривания – это ведущий метод обучения чтению-общению, как особому универсальному виду читательской деятельности, потому что только этот метод при его правильном использовании позволяет начинающему читателю увидеть в материальном объекте (книге!) своего духовного собеседника, удивиться, порадоваться этому и привыкнуть начинать знакомство с любой книгой, следуя именно этим путем.Как основной путь метод чтения-рассматривания, вводящий читателя в мир собеседников-книг, с точки зрения содержания, представляет собой процесс реального выделения читателем сопровождающих литературное произведение конкретных иллюстраций, данных в книге, и их осмысление; затем размышления над основными надписями, вводящими в это литературное произведение (название книги и – нередко − указание на род, вид и жанр литературного произведения; названия разделов содержания книги, оглавление книги; надписи под картинками и т.д.) и, наконец, скурпулезное сопоставление осознанного иллюстративного ряда и надписей. Третья, последняя составляющая содержания метода чтения-рассматривания синтезирует в себе две предыдущие составляющие и постепенно из умения превращается в читательский навык.

7.2. Метод чтения-рассматривания не только вводит читателя в мир книг-собеседников, помогая выбрать желаемого или нужного. Этот метод «работает» и в процессе чтения и после того, как книга закрыта, и помогает читателю контролировать себя (все ли представляю, все ли понял, нет ли нужды обратиться в какой-то другой источник, чтобы уточнить свои представления). Если читатель не видит за словами текста реальных объектов и (или) художественных образов, − это для него сигнал, приказывающий прекратить чтение, чтобы всеми доступными средствами получить знания и представления, недостающие ему для работы сначала воссоздающего, а затем творческого воображения при восприятии текста, а затем продолжает чтение.

7. 3. Умение, а затем навык пользоваться методом чтения-рассматривания при личностно-ориентированном выборе и чтении книг дает читателю возможность не только предвосхищать тип отражения действительности писателем (художественное или научно-художественное это литературное произведение), тему предстоящей беседы, последовательно корректировать свое восприятие литературного произведения в процессе его прочтения и после того, как книга закрыта, но и целенаправленно обогащает его нужными каждому человеку для его развития мыслями, образами, чувствами. При этом, чем больше читатель продвигается в своем общем и литературном развитии, тем менее ему для самопроверки нужны реалистичные рисунки, которыми иллюстрируется детская книга, так как представления о фактах, явлениях, картинах и т.п., содержащиеся в «чужой» речи, накопленные им ранее и составляющие смысл прочитанных произведений, самопроизвольно возникают в его сознании при чтении нового литературного текста. Таким образом метод чтения-рассматривания готовит младшего школьника к чтению крупнообъемных литературных произведений и изучению курса литературы в средней школе.

· Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников (Теоретико-экспериментальное исследование). - М.: 1980. –158с. – Глава IV, c.83 и далее.

· Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993. – Гл. IV, c. 111-133.

· Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения в 1 классе. Диссерт. …канд. пед. наук. – М.: 1975.

 

8. Логика правильной читательской деятельности (н/п) – это тот же ведущий метод обучения чтению-общению, т.е. чтение-рассматривание, но технологически проработанное, структурированное в виде 3-х ступеней правильной читательской деятельности.

Разъяснение формулировки:

8.1. Поскольку чтение-общение в целом – это думанье над книгой, т.е. подготовка себя к встрече с определенным собеседником, затем беседа с ним, т.е. волевое усилие, заставляющее читателя вслушиваться в «чужую» речь, запоминать ее, представлять то, о чем говорит собеседник, и при этом либо соглашаться со смыслом его речи, либо сомневаться в нем, либо возражать собеседнику внутренне и, наконец, закончив беседу, определять для себя ее ценность и желание или нежелание встретиться с этим собеседником вновь, как и метод чтения-рассматривания явно расчленяется на три отрезка: думанье над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения.

8.2. Для учителя начальных классов важно навсегда запечатлеть в своем сознании сущность метода чтения-рассматривания как трехступенчатый процесс, как модель, которая вводится в читательскую деятельность ребенка сразу, чтобы тип деятельности стал привычно правильным. Но осваивается этот метод постепенно. Модель метода чтения-рассматривания, или логика правильной читательской деятельности, − это модель думанья над книгой.

8.3. Технологическая проработка метода чтения-рассматривания как ведущего метода обучения чтению-общению позволяет четко разграничить в обучении все действия, которые соответствуют каждой конкретной ступени этого пути – логики правильной читательской деятельности, т.е. пути от незнания к знанию, и приучает читателя автоматически ставить перед собой на каждой ступени читательской деятельности совершенно определенные вопросы, а именно:

Ступень I (до чтения):

- Книга, я тебя знаю?

-О чем ты мне расскажешь?

- Как?

- Готов ли я слушать тебя?

-Хочу ли?

 

Ступень II (в процессе чтения):

- Я слышу твой голос, мой собеседник?

- Он приятен мне? Неприятен? Он меняется? Или нет? Когда? Как?

- Я понимаю, о чем ты мне говоришь?

-Я представляю то, что ты мне рассказываешь?

- Я согласен с тобой или нет?

Ступень III (после того, как книга закрыта):

- Зачем ты мне все это рассказал?

- Почему рассказал с такой интонацией? Так?

- Чего ты хотел от меня, пока рассказывал?

- А что я понял?

- А чего теперь захотел я?

 

9. Язык книги и язык текста (у/п) – как и любой язык – это семиотическая знаковая система, важнейшими функциями которой является создание, хранение и передача информации – по первому требованию – тому, кто, во-первых, нужные знаки языка умеет выделять, а во-вторых, научен схватывать сознанием, воспроизводить воображением и переживать те «кусочки действительности», которые языковыми знаками обозначаются и выражаются, чтобы в конце концов осознать общую картину и оценить ее применительно к себе.

 

Разъяснение формулировки:

9.1. Язык книги во всех деталях изучает наука книговедение. Но начальная школа книговедов не готовит, она готовит квалифицированного читателя, которому нужны только основные элементы языка книги, т.е. те, без которых он методом чтения-рассматривания в полной мере не сможет воспользоваться. Эти знаки таковы: надписи, иллюстрации, общее оформление обложки, переплета, суперобложки, корешка, форзаца, титульного листа; содержание оглавления, выходные данные, наличие или отсутствие алфавитного указателя; деление текста литературного произведения на разделы, части, абзацы; сноски, цифровые и словесные заголовки; различные шрифты, условные графические знаки и т.п.; фактура, формат книги и др.

Разумеется, все эти знаки языка книги – инструмента для чтения − ребенок осваивает постепенно, в течение 4-х лет, в соответствии с программой, основой которой является теория формирования типа правильной читательской деятельности и наука становления личности средствами чтения-общения.

9.2. Языковые знаки текста как литературные явления изучает наука литературоведение. Но и эта наука в целом не является обязательной частью даже профессиональной подготовки учителя начальных классов, поскольку общеобразовательная школа не готовит литературоведов, а готовит читателей, в частности, детей 6-9 лет.

Назовем те знаки языка текста, без которых квалифицированный читатель не сможет выполнять свои читательские функции профессионально: слово как основной элемент любого текста, рассматриваемое в разных аспектах: слово-название, слово-представление и слово-образ, в том числе художественный.

Род, вид и жанр литературного произведения.

Виды образов, доступные детям 6-9 лет, а именно: образ-персонаж, образы-картины (пейзаж, интерьер), образы-сцены (ситуации, эпизоды), образы-объекты, образы-детали и др.

Языковые эквиваленты этих значимых текстовых знаков в художественном литературном произведении: образ-слово, образ- словосочетание, образ-предложение, образ-высказывание, или сложное синтаксическое целое, наконец, основной образ − художественное литературное произведение в целом.

4.9. 3.Все названные языковые средства книги и языковые знаки текста младшие школьники-читатели осваивают только предметно-деятельностным путем, т.е. сугубо практически. Запоминание терминологии, даже если учитель ею пользуется в учебном процессе, для детей необязательно.

· Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: 1990.

· Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993.- 180с. Глава IV, c. 111 и далее.

 

10. Учитель начальных классов (у/п) – это квалифицированный читатель и специалист, в первую очередь отвечающий за читательскую подготовку младших школьников, так как, только научив и приохотив детей пользоваться кругом доступного чтения и полноценно общаться с книгой-собеседником, т.е. полноценно читать ее, он в состоянии выполнить свое профессиональное назначение – помочь каждому ребенку пробудить, заложенные в нем возможности и способности, осознать их и захотеть стать достойным и нужным обществу его членом, совершенствуя себя с помощью накопленного и отраженного человечеством в книгах опыта.

Разъяснение формулировки:

10.1. Уникальность профессии учителя начальных классов и состоит в том, что он, знакомя детей с разными видами деятельности, и опелируя к опыту, накопленному человечеством, должен помочь каждому ребенку захотеть стать личностью и начать искать себя как особую личность. Вот такая основополагающая цель!..Цель, без реализации которой невозможно само человеческое общество. Цель, которую может выполнить только профессионал высокого класса, в равной мере любящий всех детей, убежденный в изначальной ценности каждой человеческой жизни, т.е. жизни, не направленной по ложному пути, и жаждущий, умеющий осторожно, со знанием дела помочь любому своему ученику эту самоценность в себе разглядеть и захотеть реализовать на пользу окружающего его мира.

10.2. Основные профессиональные инструменты учителя начальных классов – это детская книга и живая устная речь, рассчитанные на восприятие детьми 6-9 лет и на их общечеловеческое и собственно филологическое развитие. Этими инструментами учитель начальных классов должен владеть как никто другой, т.е. профессионально. Всеми другими инструментами, имеющими отношение к формированию отдельных знаний и умений, необходимых младшим школьникам для дальнейшего обучения и жизни (ручка, карандаш, мел, указка, классная доска, учебник и т.д.), учитель начальных классов тоже, разумеется, должен пользоваться профессионально, но без знания детских книг из полноценного и доступного младшим школьникам круга чтения, без привычки и умения к ним постоянно обращаться, их читать, без живой и ясной устной речи – даже освоив все остальное – он учителем младших классов не станет, потому что человеческий детеныщ может стать человеком только осваивая опыт тех, кто уже стал человеком. Но чтобы ребенок мог стать хорошим человеком – полезным, нужным обществу его членом, социум, формирующий ребенка, должны составлять лучшие люди его Отечества, передающие ему самый ценный и обязательный опыт, который он должен освоить. Все это возможно только через родной язык – устный и письменный, т.е. через речь учителя и книгу. А для этого учитель обязан уметь передавать своим ученикам читательские знания, умения и навыки и опыт читательского поведения покомпонентно (см. «Чтение-общение», раздел I).

10.3. Все сказанное выше объясняет, почему главным звеном профессиональной подготовки учителя начальных классов является собственно филолого-методическое образование и, в частности, его профессиональный читательский кругозор, активный и пассивный.

11. Читательский кругозор (у/п) – это объем знаний и представлений читателя о круге доступного ему чтения и мире книг в целом.

Разъяснение формулировки:

 

11.1. Активный читательский кругозор это те книги, образы которых читатель (взрослый или ребенок) без усилий вызывает в своей памяти в любое время: как бы мысленно видит их перед собой – не только содержание, но и цвет, размер, объем, отдельные страницы, к которым часто обращался или обращается. При этом без усилия он книгу может правильно назвать.

11.2. Пассивный читательский кругозор – это тоже знание, но о книгах, т.е. о тех книга-объектах, которые читатель, конечно, видел, держал в руках, однако – в лучшем случае – просто перелистал, а не читал и не рассматривал детально, не работал с ними. Поэтому и помнит о них кое-что, иногда весьма несущественное: чаще всего цвет обложки, переплета или какой-то разворот, иллюстрацию, например. Чтобы назвать такую книгу и взять ее, читатель должен уметь обратиться либо к своим записям, либо в тот раздел библиотечной картотеки или каталога, с которым он связывает нужную книгу по содержанию. Обе части кругозора – и активная, и пассивная для читателя одинаково важны. Но вторая (пассивная) − это лишь резерв для постоянного пополнения первой, активной, так как только активный кругозор создает читателю прочную гарантию читательской самостоятельности. Правда, и эта часть кругозора, если его не пополнять, может со временем утратить активность, но это страшно – это признак деградации читателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.083 с.)