Анализ концертных репертуаров филармоний России и Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ концертных репертуаров филармоний России и Европы



Объектом второго нашего исследования были выбраны филармонии Европы и России. Под филармонией мы подразумеваем не филармонические оркестры (также называющиеся «Филармониями»), а концертные залы, служащие основными площадками для выступлений Филармонических оркестров. Поскольку в мировой практике, наличие Филармонического оркестра не всегда подразумевает наличие филармонии, в случае с Лондонским Королевским Симфоническим оркестром нами будут рассмотрен вышеупомянутый Cadogan Hall, который служит постоянной резиденцией Лондонского филармонического оркестра,[65] несмотря на то, что данный оркестр периодически выступает и в Royal Festival Hall, и в Barbican Hall.

Cadogan Hall, а также те залы, которые уже были рассмотрены в предыдущем параграфе, в их числе также Санкт-Петербургская филармония им. Шостаковича, уже не войдут в настоящий раздел; однако, обозначенные выше данные по статистике этих залов будут учитываться в нижеследующих выводах по данному разделу.

Раздел структурирован таким образом, что сначала будут называтся страны (Россия, Германия, Великобритания, Австрия), а затем города (Москва, Пермь, Кёльн, Вена) в алфавитном порядке.

 

Австрия (Вена)

Musikverein – филармония Венеции.

Вместимость: 2426 мест

Количество концертов в год: 292, из них академические – 280, прочие жанры- 12

Интернет- сайт: www.musikverein.at

Концертный зал Музикферайн знаком миллионам любителей музыки со всего мира как один из самых великолепных концертных залов, в котором выступают артисты высочайшего ранга. В 1870 г. Император Франц Йозеф І торжественно положил первый камень.

Из Золотого Зала Музикферайн по всему миру ежегодно транслируется праздничный новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Но и в остальные 364 дня в году Музикферайн предлагает вниманию зрителей концерты на самом высшем уровне. Здание Музикферайна является постоянным местом пребывания Венского филармонического оркестра.

В нашем исследовании Музикферайн очень показателен. Он выступил противоположностью всем, рассмотренным ранее залам. По причине того, что концерты неакадемического жанра на сцене Венской филармонии практически не представлены. Для Музикферайн неакадемические жанры- скорее исключение нежели обычная практика. Так, в репертуаре филармонии можно найти только несколько концертов неакадемического жанра, максимально приближающегося к классическому. Большую часть таких концертов составляют концерты народной музыки, «музыки из оперетт», а также праздничных концертов-попурри, в сочетании «Эстрада-Джаз», «Классика-Джаз». (см. Том 2, Приложение 3)

Неакадемические концерты (по жанрам) 2011-2015

Musikverein

Германия (Кёльн)

Koelner Philharmoniс - филармония г. Кельна.

Вместимость: 2804 места

Количество концертов в год: 301, из них академические – 210, прочие жанры- 91

Сайт: http://www.koelner-philharmonie.de/

 

Кёльнская филармония имеет два постоянных оркестра - Гюрцених-оркестр и WDR Симфонический оркестр. В концертном зале проходят симфонические и органные концерты. Филармония участвует в ассоциации Европейских концертных залов. Оркестр Гюрцених - один из старейших оркестров Европы, история его восходит в 15 веку. Симфонический оркестр WDR (Westdeutscher Rundfunk) образован в 1947 году. С 1997 года оркестром руководит Семен Бычков. Оркестр сотрудничал с известными композиторами ХХ века (Стравинский, Берио, Пендерецкий, Штокхаузен и др.). Ежегодно на сцене филармонии проводится фкстиваль «Acht Brücken», в котором принимают участие академические и джазовые ансамбли и исполнители.

Из «индивидуальных» особенностей филармонии можно выделить редкое гастролирование звёзд неакадемической музыки (чаще, чем в Москве, но не слишком) и серию танцевальных шоу (состоящих из двух серий по 16 концертов) в конце сезона. Так, в 2012 году это было шоу «The Ballet Revolución Live-Band», в 2013 году - шоу «Tanguera», в 2014- «Brasil Brasileiro».

В последние годы в Кёльнской филармонии можно также наблюдать концерты неакадемической музыки. Большую часть из них составляют концерты киномузыки, занимающих примерно треть от общего числа неакадемических концертов. Второе место делят между собой джаз и эстрада. Кроссовер занимает скромное четвёртое место, и представлен в Koelner Philharmoniс своими соотечественникми – Дэвидом Гарретом и ансамблем «Germann Brass». (см. Том 2, Приложение 2)

Неакадемические концерты (по жанрам) 2011-2015

Koelner Philharmoniс

Россия (Москва)

Московская государственная академическая филармония – одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в девяти концертных залах Москвы. Включает в себя такие площадки, как концертный зал имени П. И. Чайковского, концертный зал «Филармония-2», Большой зал Консерватории, Камерный зал филармонии, концертный зал РАМ имени Гнесиных, Рахманиновский зал, Малый зал Консерватории, Центральный дом художника, концертный зал «Оркестрион»

Гнесинский концертный зал на Поварской.

 

Вместимость: Концертный зал «Филармония-2»- 1000 мест; Большой зал консерватории – 1673 места; Камерный зал Московской филармонии – 95 мест; Малый зал консерватории- 432 места; Рахманиновский зал консерватории- 252 места; Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных- 432 места.

 

Количество концертов в год: 593, из них академические – 547, прочие жанры - 46

Сайт: http://www.meloman.ru/

 

Историю Московской филармонии можно назвать летописью отечественного исполнительского искусства. Организованная в 1921 году по инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского, Филармония стала одним из наиболее значительных концертных залов нашей страны, продемонстрировав со временем ряд новаторских идей и проектов. В последние годы значительно расширяется круг выдающихся артистов и коллективов, принимающих участие в филармонических концертах. Только за последние три сезона в Москве побывали Венский филармонический оркестр с Даниэлем Баренбоймом, Берлинские «филармоники» с Саймоном Рэттлом и ансамбль «12 виолончелистов Берлинской филармонии», «Оркестр Артуро Тосканини» с Лорином Маазелем, Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, камерный оркестр театра Ла Скала, Лондонский симфонический с Валерием Гергиевым, композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, выдающиеся солисты: Патриция Чьофи, Марк-Андре Амлен, Альфред Брендель, Маурицио Поллини и многие другие. Особенно богаты артистами высочайшего мирового уровня абонементные циклы «Оперные шедевры», «Великие оратории» и «Звезды мировой оперы в Москве».

В последние годы также состоялся также ряд успешных фестивалей. С 2000 года проводится фестиваль «Посвящение Олегу Кагану», в 2005-м в афише появились «Девять веков органа» и «Виртуозы гитары». С большим успехом прошли фестивали в честь 70-летия со дня рождения А. Шнитке (2004), 100-летия Д. Шостаковича (2006), «Приношение Мстиславу Ростроповичу» (2008). Новое дыхание обрел Фестиваль искусств «Русская зима», история которого насчитывает уже почти полвека. (см. Том 2, Приложение 6)

Современный репертуар Московской филармонии можно условно разделить на несколько направлений: классический академический репертуар (начиная с эпохи классицизма, заканчивая авангардом), барочная музыка, концерты для детей и концерты неакадемической музыки. Из них львиную долю репертуара, без сомнения, занимает академический, три основные направления развиты примерно на одинаковом уровне и представлены примерно в одинаковом количестве и вкупе составляют одну четвёртую часть от академического репертуара филармонии. (см. Том 2, Приложение 5)

Говоря про концерты неакадемической музыки в Московской филармонии, - по сравнению с другими залами их число весьма ограничено. И представлено в основном джазом, эстрадой или концертами попури в жанре «Эстрада/Джаз». Кроссовер, поп и рок-музыка в исследуемый нами период были буквально единичными. К тому же имена исполнителей перечисленных жанров часто повторяются и редко расширяются до новых представителей жанров. Так, джаз с элементами классики в Московской филармонии год за годом представляет Денис Мацуев, симфорок- братья Ивановы, кроссовер – «Терем-квартет» (приятное исключение составили концерты Дэвида Гаррета и Ланг Ланга в нынешнем году), поп-музыка- Александр Градский и Николай Носков. Так, на сегодняшний день, мы вынуждены констатировать крайнюю ограниченность репертуара Московской филармонии. (см. Том 2, Приложение 6)

Неакадемические концерты (по жанрам) 2008-2015:

Московская государственная академическая филармония

Россия (Пермь)

Пермская Краевая Филармония – конгломерат двух концертных залов Перми. В их состав входят Большой зал Филармонии и Органный концертный зал.

Вместимость: Большой зал Филармонии: 994 места; Органный зал: 384

Количество концертов в год: 288, из них академических – 162, прочие жанры - 126

Сайт: http://filarmonia.perm.ru/

 

Точка отсчёта нового ХХI века для Пермской Краевой Филармонии стало открытие Органного зала филармонии. С 2003-го года в Пермь устремился, усиливающийся с каждым годом, поток музыкантов из разных стран мира. Акустические возможности Органного зала привлекали сюда разных исполнителей: от фортепиано, скрипки, гитары до ансамблей, хоров, оркестров. Наличие в Перми своего органа требовало следующего логического шага – создания «фирменного» органного фестиваля, который смог бы стать брендом и визитной карточкой Прикамья. Поэтому 9 лет назад в Перми был организован Международный органный фестиваль «Орган+», который ознаменовал новый этап деятельности филармонии и концертной жизни Перми и края. (см. Том 2, Приложение 11). Также в Пермской краевой филармонии ежегодно проходят фестивали, такие как Всеросийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», Дягилевский фестиваль, Международного фестиваля Дениса Мацуева, ежегодный Певческий фестиваль «Поющее поле Прикамья», и др.

Ежегодно в Пермской Краевой Филармонии проходит около трёхсот концертов. Основу репертуара академического репертуарасоставляют произведения отечественной и зарубежной музыкальной классики, а также значительное число концертов неакадемической музыки, драматических спектаклей, концертов военной песни, эстрады, рок и поп-музыки. Значительную часть неакадемического репертуара составляет эстрада и военная песня- примерно в равных частях, на втором месте- концерты рок и поп-музыки и только на третьем- концерты джаза и кроссовера. При этом если кроссовер составляет приблизительно треть от количества концертов военной песни, то джаза на сцене Пермской филармонии играют и вовсе несколько концертов за сезон. Неакадемические жанры также представлены двумя абонементами: «В Стиле Джаз и не только» и «Новая музыка немого кино». Любопытен факт того какое количество (примерно равное количеству кроссовера и джаза вместе взятых) составляют концерты народной и духовно-христианской музыки. Из всех анализируемых площадок подобный феномен выделен нами только на сцене филармонии Перми. Также особенно стоит отметить практически втрое превосходящее количество праздничных концертов-поппури, представленных в Перми в основном в синтезе «Джаз/Эстрада». (см. Том 2, Приложение 4)

Неакадемические концерты (по жанрам) 2008-2015:

Пермская Краевая Филармония

Выводы: В результате проведённого анализа и сравнения филармоний России и Европы можно выделить характерные особенности каждой из филармоний, а также выделить города наиболее открытые для развития и продвижения неакадемических жанров на академической сцене.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.013 с.)