Глава I. Проблемы массовой и элитарной музыки в XX веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Проблемы массовой и элитарной музыки в XX веке



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………….…...……..3

ГЛАВА I. К ПРОБЛЕМЕ МАССОВОЙ И ЭЛИТАРНОЙ МУЗЫКИ В XX ВЕКЕ ………………………………………………………………………..….13

ГЛАВА II. КОНЦЕРТНЫЕ ФОРМЫ «MIDDLE CULTURE» И ТРЕТЬЕГО ПЛАСТА МУЗЫКИ НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ……………………...22

ГЛАВА III. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА АРТИСТОВ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ

3.1. Анализ концертных площадок Лондона и Санкт-Петербурга..................34

3.2. Анализ концертных репертуаров филармоний России и Европы...……54

Заключение……………………………………………...…………………

Библиография……………………………………….……………………

 

 

Ройал альберт -- чуть-чуть сокращается

Кадоган -- резко выросла

дк ленсовена и октябрьский - стало больше

ВВЕДЕНИЕ

В концертной практике последней трети XX - начала XXI веков наряду с традиционным академическим репертуаром важное место занимает новый - неакадемический. С 1970-х годов на стыке этих культурных традиций рождаются многочисленные альтернативные формы концертного репертуара академических площадок. К ним относятся концерты-попурри, концерты рок/поп музыки, джазовые концерты, а также концерты смешанных жанров, имеющих место на академической сцене. Увеличение их количества позволяет говорить о формировании новой тенденции взаимодействия массовой и элитарной музыки. Массовая музыкальная культура сама по себе явление не новое, сформировавшееся в XX в. на базе бытовой музыкальной культуры, которая издавна существовала и развивалась в условиях городской традиции. Бытовая музыкальная культура в XX в. предельно расширилась и образовала самостоятельный пласт, который В. Конен назвала «третьим пластом культуры». По мнению В. Конен, в третий пласт входят различные виды бытовой музыки: массовая, эстрадная и авторская песни, танцевальные жанры, отчасти джаз, рок и поп-музыка.[1]

Систематизация музыкальных стилей и жанров по теории «Пластов» В.Конен, тем не менее, служит недостаточной для детального отображения картины, происходящей в музыкальной культуре последней трети XX - начала XXI веков. Полная картина, отражающая процессы, происходящие в музыкальной культуре 1990-2010-х годов возможна только при введении ещё одного термина, отражающие всё нарастающие процессы синтеза выделенных В.Конен «пластов» между собой.

С 1970-х годов в музыкальной культуре начала активно выделяться тенденция интеграции музыкальных стилей и жанров различных «пластов» музыки (по В.Конен), что послужило рождению новых «смешанных» стилей и жанров музыки. Метафорическое определение «middle culture», а также его синоним «серединная культура» стали сегодня научными терминами и активно употребляются в музыковедческих работах А. Цукера, В. Сырова, И. Барсовой, Н. Поспелова, диссертационных исследованиях и монографических работах Д. Журковой, Ю. Верёвкиной и Г. Власовой конца 1990-х - начала 2010-х годов.[2] В нашем исследовании мы используем наиболее удачное, на наш взгляд, определение В. Сырова. Учёный называет «middle culture» новой интегральной культурой, «где стирается барьер между элитарным и массовым, где интеллектуализм классической традиции объединяется с горячими потоками «низких» жанров, позволяя человеку вновь обрести целостность и полноту бытия».[3] Именно стили, жанры и направления «middle culture» и «третьего пласта» музыки, а также концертные формы их исполнения на академической сцене являются первостепенными для нашего исследования. Обзор и анализ концертной практики современного этапа, хотя бы в не котором приближении, позволяют нам ответить на вопрос - как видоизменяется академическая сцена в условиях современного бытования и интеграции жанров.

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Различные аспекты взаимоотношений элитарного и массового музыкального искусства вызывали устойчивый исследовательский интерес на протяжении всего ХХ века. Одними из наиболее известных работ, в которых были обозначены главные проблемы взаимоотношений классического и массового искусства, стали знаменитые работы Х. Ортега-и-Гассета и В. Беньямина.[4] Они во многом определили направление исследовательской мысли в вопросах влияния массовой культуры на функционирование академической музыки. Научный фундамент в этой области в 50-е – 80-е гг. ХХ века заложили труды социологов Т. Адорно, А. Моля, И. Супицика, П. Хонинхейма, коллективная монография Дж. Шеферда, Ф. Вердена, Г. Вьюллиами и Т. Вайшарта,[5] а так же работы отечественных музыковедов, интересующихся проблемами восприятия музыки разных миров (в том числе и «серединной музыки») - Е. Дукова, Ю. Капустина, В. Медушевского, Е. Назайкинского, А. Сохора, В. Цукермана и Г. Шестакова.[6]

Одним из основных трудов в области взаимоотношения массовой и элитной музыкальной культуры является «Социология музыки» Теодора Адорно. Многие значимые работы в этой области написаны с опорой на исследование Адорно, идеи которого прикладываются более поздними исследователями к современному им обществу. Так, например, еще в 1968 году была опубликована работа Д. Золтая, исследователя наследия Т. Адорно[7], и в ней логика Адорно развита от противопоставления «лёгкой» и «серьёзной» музыки к «результативной» и «нерезультативной», так как, по мнению исследователя, единственная мера суждения о музыкальных произведениях в современном ему обществе - популярность или непопулярность.[8]

Попытки создания серьёзного исследования по данному вопросу предпринимались и в России. Один из примеров - книга Т. Чередниченко «Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи»[9], которая позиционируется как продолжение идеологической концепции Адорно в реалиях российского общества последних 30-ти лет. Исходя из идеи Адорно о тождестве истинной музыки и «истины общественного состояния», Чередниченко, тем не менее, делит музыку не на лёгкую и серьёзную, как сам Адорно, а на музыку, предназначенную для публичного исполнения, и музыку, предназначенную для приватного исполнения. Эти виды музыки, по мнению Чередниченко, отличаются друг от друга не авторами, и не произведениями, а практиками исполнения и восприятия[10]. Эту идею продолжают С. В. Дамберг, В. Е. Семенков в работе «Социология музыки» Теодора Адорно и Современная музыкальная культура»[11]. Однако такая точка зрения, на наш взгляд, является односторонней, так как в её основу кладется только один из признаков (публичность/приватность) и не даёт возможности сделать выводы о ситуации, происходящей на академической сцене, в целом.

Важным научным направлением в вопросе общественного осмысления академической и популярной музыки являются исследования в области советской музыки. Сегодняшнее положение музыки в обществе обусловлено культурно-историческим процессом, который развивался в России и странах бывшего СССР совсем другим путём, чем в Европе. В связи с этим важны работы С. Савенко «Авангард как традиция музыки ХХ века, Бычков В. «ХХ век крупными мазками»[12], многие статьи из сборника «Русская музыка и искусство в истории художественной культуры ХХ века»[13].

Вопросами серединной культуры и практиками её существования занимались отечественные исследователи А. Цукер, В. Сыров, И. Барсова, Н. Поспелов, Д. Журкова, Ю. Верёвкина и Г. Власова. Особенно значимыми среди них являются «Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке» В. Сырова[14] и «И рок, и симфония…» А. Цукера[15], где авторы исследуют процесс интеграции рока в академические жанры. Вопросы концертных практик поднимаются в работах «Академическая музыка в непривычных условиях» Ю. Верёвкиной и «Концерт в истории западноевропейской культуры» Е. Дукова. Значительный интерес для нас также представляет диссертационная работа Ю.Верёвкиной, также затрагивающая вопросы «middle culture»: «Академическая музыка в неакадемическом исполнении»[16]. Как видно, наше исследование восполняет лакуну, остающуюся пока не заполненной в трудах исследователей - потому здесь будет рассматриваться прямо противоположная тенденция - исполнение неакадемической музыки на академической сцене, о чём будет написано подробнее ниже в соответствующем разделе.

Кроме научных трудов источником данного исследования является научно-популярная и публицистическая литература, предметом которой являются взаимоотношения элитарной и массовой музыкальной культуры в ХХ веке, такая как книги Нормана Лебрехта «The Complete Companion to 20th Century Music»[17], книги Алекса Росса «Дальше – шум. Слушая ХХ век»[18] и «Послушайте»[19].

Важную роль в формировании методологии данного исследования сыграли также работы по истории и теории музыкальной коммуникации. В данном аспекте мы опирались на труды В. Вебера, Е. Дукова, Л. Кириллиной, Н. Огарковой, Г.Орлова, П. Столпянского, Э. Фрадкиной, Т. Чередниченко,[20] рассматривающих особенности музыкальной коммуникации в истории культуры, М. Арановского, В. Григорьева и А. Якупова,[21] посвященных анализу взаимодействия исполнителя и слушателя.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСЛЕДОВАНИЯ

Современная концертная практика в России и Европе показывает, что наряду с традиционным академическим репертуаром, внедряющаяся практика неакадемических концертов занимает, как минимум одну пятую часть от общего числа концертов на академических сценах. Многочисленные альтернативные формы концертного репертуара представлены концертами-попурри, концертами рок/поп музыки, джазовыми концерты, а также концертами смешанных жанров упрочивают свои позиции на концертных площадках России и Европы, если, не тесня академический репертуар, то абсолютно точно существуя с ними на одинаковых правах. Это подтверждает, например, наличие абонементов неакадемической музыки в Санкт-Петербургской филармонии, в их числе: «Концерты во фраках и в джинсах» (кроссовер), «Классика встречает джаз», «Кинопанорама» (киномузыка), «Барокко и не только» (кроссовер), абонемент ансамбля «Дивертисмент» и многое другое. «Middle culture» представлена в филармонии огромным количеством музыкантов, приезжающих со всеми мира. Так, кроссовер можно услышать в исполнении Людовико Эйнауди или «The King`s Singers»; симфоджаз от братьев Ивановых и «German Brass»; симфорок в обработке Лондонского Королевского филармонического оркестра или Казанского Камерного Оркестра «La Primavera». Подобная ситуация имеет место и на концертных площадках Европы, ярким примером чего служат ежегодно проводимый «I-Tunes Festival» в Лондоне, а также включенные в программу традиционных «BBC Proms» выступления «Кронос Квартета», Оркестра Джона Уилсона, включённого в программу с целью «возрождения оригинальных аранжировок и студийного стиля игры музыки из классических фильмов и театральных мюзиклов»; «Staff Benda Bilili», команды, исполняющей румбу с элементами старой школы ритма-н-блюз и регги и др.

Учитывая процесс коммерциализации, имеющий место на сегодняшний день не только в Европе, но и в России, увеличение количества концертов неакадемической музыки можно считать явным показателем их популярности среди как приверженцев академического жанра, так и поклонников популярной музыки. Любопытным, в данной связи, оказывается факт увеличения числа ансамблей и исполнителей, работающих в жанрах серединной культуры, доказывающий интерес к неакадемической музыке не только со стороны публики, но и со стороны исполнителей.

Таким образом, процесс интеграции элитарной и массовой музыкальной культуры, выраженный концертной практикой неакадемических жанров на академической сцене, становится всё более значимым культурным явлением, как в России, так и в Европе. Однако в научной практике, место и перспективы развития и интеграции неакадемических жанров в область элитарной массовой культуры до сих пор не определены. Более того, на данный момент современные музыкальные процессы практически не вызывают интереса у российских музыковедов, и современная ситуация интеграции массовой и элитарной музыки не изучается ни с эстетической, ни с социокультурной точек зрения.

 

ОБЪЕКТ исследования - музыка «middle culture» и третьего пласта. ПРЕДМЕТ – её существование в концертной практике академической сцены.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить место музыки «middle culture» и третьего пласта в концертной практике академической сцены.

Важной составляющей данного исследования и его методики служит статистическое исследование концертной практики академической сцены и обработка данных за последние четыре года концертных залов России и Европы.

В связи с этим поставлены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Рассмотреть и показать практику внедрения музыки «middle culture» и третьего пласта в пространство академических концертных залов.

2. Показать основные характеристики артистов из мира популярной музыки и артистов эстрады, выступающих в пространстве «серединной культуры» и академической сцены.

3. Изучить концертные формы «middle culture» и третьего пласта музыки на академической сцене.

4. Рассмотреть современный этап интеграции «middle culture» и третьего пласта музыки в более широкий культурный контекст.

5. Проанализировать избранные концертные залы Европы и России на предмет их взаимодействия с неакадемической музыкой - репертуаром и артистами.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, контент-анализ информации в медиа источниках и на Интернет-сайтах, обобщение и анализ статистических данных (подсчёт концертов различных «пластов» музыки в концертных организациях, рассматриваемых в работе), моделирование и сравнительный анализ.

 

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ включает три главы, введение заключение и том с приложениями.

В первой главе.... Во второй главе....

Как подчёркивалось выше, основоположным для нас является вопрос – как видоизменяется академическая сцена в условиях современного бытования и интеграции жанров. Для ответа на этот вопрос нами была приведена систематизация стилей и жанров В.Конен по теории «пластов» и введено определение серединной музыки «middle culture», приведена систематизация концертной практики Ю.Верёвкиной с её последующим применением на неакадемические концерты России и Европы, а также проведено статистическое исследование концертной практики академической сцены и обработка данных за последние четыре года концертных залов России и Европы


ГЛАВА II. КОНЦЕРТНЫЕ ФОРМЫ «MIDDLE CULTURE» И ТРЕТЬЕГО ПЛАСТА МУЗЫКИ НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ

 

Современные условия существования академической музыки в ситуации постмодернизма и неумолимое развитие жанров «серединной культуры» повлекли за собой изменение функций, и как следствие видов концертной деятельности, находящейся на стыке между академическим и неакадемическим искусством. Сосредоточимся, однако, на некоторых современных способах составления концертных программ на академических сценах, и критерии «академичности» сцены, как таковой. Для рассмотрения этого аспекта, нам представляется необходимым, уточнить понятия концертной и бытовой формы представления музыки.

Понятие «бытовая» форма, по утверждению К. Зенкина, обретает содержание лишь при существовании ситуации концерта «в специально предназначенных для этого залах».[40] А. Сохор, подразделяя музыку на «преподносимую» и «бытовую» (обиходную), исходит из условий исполнения и восприятия. В первом случае обстановка предполагает отделение слушателей друг от друга концертной эстрадой или театральной рампой; во втором - исполнение слито с восприятием.[41]

Вопреки обозначенным выше сентенциям о смерти классической музыки, сей пессимизм не столь сильно затрагивает феноменологию и практику концерта - что видно как по различным суждениям и рефлексиям критиков, так и по самой концертной практике. Так, несмотря на лавинообразное развитие различных альтернативных пространств и свободного обмена музыкой (посредством того же Интернета), концерт сегодня отчётливо показывает свою жизнеспособность и даже своеобразный универсализм, стремление к расширению своего пространства.

Например, по мнению Е. Дукова, концерт стал формой существования вообще любого явления окружающей действительности[42]. Он может иметь вид непосредственного акустического контакта исполнителей и аудитории, но может и мистифицировать его, например, при выступлении под фонограмму. Он может быть аудиовизуальным, рассчитанным одновременно на зрительное и слуховое восприятие, и исключительно аудиальным, адресованным только слуху, как «концерт диска».

Сегодня концертом называют самые далекие от традиционного понимания явления. Например, автошоу с виртуозными трюками водителей-асов, выступление изобретателей и т. д.[43] «Серединная» культура ломает стереотипные представления о формах бытования классического наследия. Музыка, предназначенная для исполнения в академических условиях, зачастую переносится в совершенно неожиданные места и преподносится самыми непривычными способами.

 

Систематика концертных форм «middle culture» - малоизученная музыковедческая проблема. В связи с разнообразием форм концертного представления неакадемической музыки, и концертных программ сочетающих в себе и популярную, и неакадемическую, и академическую музыку, наметившихся в конце 1990-х - начале 2010-х годов находящихся в развитии до сих пор, можно говорить об общей тенденции индивидуализации концерта. Источником индивидуализации могут стать любые новации в области преподнесения музыки или составления программы концерта. Так, если ранее академический концерт представлял собой некую схематизированную, по крайней мере, предсказуемую структуру, то в условиях «middle culture» концерт зависит от гораздо большего числа индивидуально избираемых характеристик со стороны слушателя, исполнителя и организатора.

В своём исследовании мы воспользовались систематикой, выдвинутой в работе Ю. Верёвкиной.[44] Согласно данной концепции автора, систематика концертных форм учитывает следующие факторы:

1) внешний облик исполнителя;

2) место проведения концерта;

3) принцип построения концертной программы;

4) состав исполнителей;

5) способы театрализации музыкального выступления.

Разумеется, что в каждом конкретном случае разные признаки смешиваются между собой. В нашем исследовании мы постарались рассмотреть каждый фактор более детально и на примерах выяснить про существующие практики тех или иных форм. Так, исполнители концертных программ абонемента «Концерты во фраках и в джинсах» Санкт-Петербургской Академической Филармонии им. Шостаковича акцентируют внимание слушателей не только на «серединном» репертуаре концерта, но и на собственном облике формата «middle». Что как нельзя лучше отражает возможность многочисленных разновидностей концертных форм, рождающихся на основе комбинирования потенциальных изменений, отражённых в предложенной классификации. Рассмотрим подробнее типы концертов, обращая внимание на те изменения, которые привносит каждая из выделенных форм в традиционный концертный ритуал.

 

Внешний облик исполнителей

В аспекте внешнего облика исполнителя можно выделить две подгруппы концертов: с неакадемической манерой поведения артиста и неакадемическим внешним видом музыкантов. В первом случае исполнители (среди них А. Нетребко, Э. Шротт, Б. Макферрин) «примеряют» раскованный стиль звезд массовой культуры, демонстрируя заигрывание с публикой, стремление установить прямой контакт с залом, вызвать непосредственную реакцию. В таких условиях в исполняемое академическое произведение закладывается игровое начало. Значение имеет не только слышимое, но и происходящее на сцене. Так, А. Нетребко во время исполнения арии Джудитты из одноименной оперетты Легара бросала в зал цветы, предварительно поцеловав их[45], а Э. Шротт, исполняя арию Дулькамаре из оперы «Любовный напиток»,[46] ходил по сцене с бутылкой водки, которую потом отправил в зрительный зал. Подобная манера поведения артистов создает раскрепощенную обстановку и приближает зрителя к музыкальному процессу. Теряется присущая для академической традиции дистанция между происходящим на сцене и зрительским залом.

Во втором случае внешний вид исполнителя, противоречащий традиционному строгому облику, может не только оживить музыкальный ритуал, но и стать частью содержания произведения. Например, флейтист Дж. Стивин, обычно исполняя Менуэт и Скерцо И. С. Баха из оркестровой сюиты №2, выходя на сцену в кепке и цветастой бабочке, настраивает зрителя на переход к джазовым импровизациям. В Венском Штраус-оркестре под руководством П. Гута при исполнении Вальса «На прекрасном голубом Дунае» женщины надевают пышные красные, синие платья и выглядят, словно дамы на светском балу. Музыканты из «MozART GROPE» меняют костюмы, исходя из задуманного сюжета и стиля переложения (ковбои, фермеры, рэперы и пр.).

Состав исполнителей

Концертные формы «middle culture» дифференцируются также по исполнительскому составу. Музыканты могут исполнять классику традиционными (академическими) составами, но с применением неакадемических способов звукоизвлечения; смешанными составами; с включением бытовых, немузыкальных предметов. Перечисленные способы связаны с авангардными исканиями экстраординарных музыкантов, уходящих от классической манеры и благозвучия. Например, вокальный ансамбль «King’s Singers» в композиции «Deconstructing Johann», собранном из произведений Баха, использовал в своём выступлении приём пения с зажатым носом. Такая форма преподнесения заметно бодрит публику при восприятии «серьезной» музыки, создавая множество комических моментов, соответственно, упраздняя нормы академического концертного действия.

Не в зависимости от принадлежности к стилю и жанру, музыка может исполняться смешанными составами, включая академические и этнические инструменты, акустические и электронные. К примеру, дуэт «IN-TEMPORALIS» исполняет транскрипции музыки Баха, Бетховена, Грига и др. составом из академического фортепиано и эстрадно-джазовой, этнической перкуссия. Группа «Jethro Tull» прославилась версиями Бурре из Сюиты Баха ми минор (BWV 996) и «турецкого» Рондо Моцарта, в составе группы из бас-гитары, ударной установки и флейты, при участии струнного ансамбля Т. Гринденко и скрипачки Л. Микарелли. При такой форме исполнения музыка приобретает свойства культуры, к которой принадлежат неакадемические музыкальные инструменты, при этом теряя академический колорит, и оказываясь в рядах «middle culture».

Кроме того, в концертной практике «серединной культуры» возможность участвовать и даже солировать в исполнении музыкальной классики может получить любой бытовой предмет. Ярким примером подобных опытов, где важным оказывается не качество исполнения, а сам процесс презентации, является концертное выступление Дж. Моррисона. Известный музыкант на «псевдо-валторне», сооруженной из лейки и огородного шланга, исполнил Финал IV концерта Моцарта в сопровождении Сиднейского оркестра. Своеобразной «изюминкой» этого номера стали «киксы» и фальшь солиста, связанные с особенностями игры на незамысловатой конструкции. Струнный квартет «MozArt GROPE», исполняя Увертюру из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, придумал ритмическое сопровождение, извлекая звуки от натирания болоньевого плаща. А ансамбль «King’s Singers» в той же композиции «Deconstructing Johann» использует мобильный телефон с рингтоном знаменитой баховской Токкаты ре минор.[50] В данной форме эффект вызывает не степень виртуозности и музыкальной утонченности, к которым традиционно стремятся академические исполнители, а сама идея использования неожиданных утилитарных средств, не предназначенных для музыкального исполнения, что переводит произведение в игровой план.

 

ГЛАВА III. CASE STUDY: ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА АРТИСТОВ ТРЕТЬЕГО ПЛАСТА И «ЭСТРАДЫ» НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ

Проанализировав популярную музыку с точки зрения систематизации стилей и жанров В. Конен по теории «пластов» и определения серединной музыки «middle culture», а также применив систематизацию концертной практики Ю. Верёвкиной на неакадемические концерты России и Европы, в третьей части исследования мы переходим к статистическому анализу концертной практики академической сцены России и Европы за последние четыре года.

Для анализа современной репертуарной ситуации концертных площадок в нашей работе было проведено два исследования. Первое из них заключается в обзоре, анализе и сравнение концертных площадок двух выбранных городов Санкт-Петербурга (Россия) и Лондона (Великобритания). Цель второго исследования состоит также в обзоре, анализе и сравнении, но уже основных образцов академических сцен – филармоний трёх европейских городов: Кёльна (Германия), Лондона (Великобритания) и Вены (Австрия), а также трёх российских городов Санкт-Петербурга, Перми и Москвы.

 

В ходе исследования нами были проанализированы 17 академических концертных залов, и несколько десятков тысяч концертов. В дополнение к числовым данным, в каждом обзоре прилагается справочная информация об этих залах и анализируется текущая ситуация их репертуара. Более подробные числовые данные представлены во Втором томе исследования с приложениями. Также в приложениях даны описания и комментарии творчества артистов, и жанров, в которых они работают. Артистов, в данном исследовании, мы бы не хотели размежёвывать по признаку «академичности», и под термином «артист популярной музыки» мы подразумеваем, как исполнителей и музыкантов академической музыки, так и поп/рок/джаз исполнителей, и деятелей эстрады. Также в примечаниях даны характеристики некоторых фестивалях, про которые ведётся речь в нижеследующей части исследования.

 

Лондон

Альберт-холл /Royal Albert Hall/ - наиболее престижный концертный зал в зал Лондоне, Великобритания.

Вместимость: первоначально был рассчитан на 8-9 тысяч мест, сейчас по современным требованиям техники безопасности вместимость уменьшена до 5500 тысяч человек, включая стоячие места. С одной стороны зала установлен орган - второй по величине на Британских островах.

Количество концертов в год: 337, из них академических - 123, прочие жанры- 214

Интернет-сайт: http://www.royalalberthall.com/

 

Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта /Royal Albert Hall of Arts and Sciences/, или Альберт-холл, - вероятно, наиболее престижный концертный зал Великобритании. Построен в память принца-консорта Альберта при его вдове королеве Виктории. Расположен в Южном Кенсингтоне - районе Лондона, изобилующем культурными учреждениями викторианской эпохи. В 1851 году при непосредственном участии принца Альберта в Лондоне была организована первая в истории Всемирная выставка. Для размещения экспозиции рядом с нынешним Альберт-холлом, в Гайд-парке, был возведён Хрустальный дворец. Вдохновлённый успехом этого мероприятия, Альберт курировал превращение Кенсингтона в музейный городок, Альбертополь, где по его инициативе стали базироваться Королевский колледж музыки и Королевское географическое общество. После смерти Альберта в 1861 году королева задумала увековечить его память возведением Альберт-холла. Церемония открытия концертного зала состоялась 29 марта 1871 года. Королева от нахлынувших чувств не смогла промолвить ни слова, так что принц Эдуард вынужденно произнёс за неё: «Королева объявляет этот зал открытым».

Каждый год в Альберт-холле проходит около 350 мероприятий, включая концерты классической музыки, постановки опер и балетов, церемонии награждений, благотворительные концерты, банкеты. В послевоенное время в Альберт-холле не раз выступали популярные рок-группы, как, например, «The Beatles», «Deep Purple», «Led Zeppelin» и «The Who».

За последние четыре года в Альберт-холле прошло около трёхсот неакадемических концертов. Как видно, в диаграмме значительная часть этих концертов были в жанре рока и классического кроссовера, примерно в равных количествах джаз и поп-музыка. Кроссовер на сцене Альбер-холл представлен такими исполнителями, как Idina Menzel, Diana Yukawa, ансамблем «Il Divo», Анной Нетребко и Королевским Симфоническим оркестром неоднократно исполняющим оркестровые вариации из репертуара легенд рок-сцены. За исключением последних двух лет концерты, посвященные киномузыке, проходили крайне редко, и в основном представляли собой симфоническое исполнение музыки из кинофильмов Голливуда. Однако с популяризацией фильмов с музыкой Ханца Циммера, в особенности после выхода в широкий прокат ленты «Интерстеллар», количество концертов киномузыке возросло практически в четыре раза. Ниже, на диаграмме представлено точное соотношение концертов неакадемической музыки в Альберт-холле по жанрам. (см. Том 2, Приложение1)

 

Неакадемические концерты (по жанрам) 2011-2015:

Royal Albert Hall

 

Заканчивая анализ сцены Альбер-холла в Лондоне, следует рассказать и о проводимых на ней мероприятиях. Ежегодно с начала июля по начало сентября в Лондоне проходит сезон ежедневных концертов классической музыки «BBC Proms». Большая часть из них проходит в Альберт-Холле проходит. За рассматриваемый нами период времени «BBC Proms» проходили в 2011 году- с 15 июля по 10 сентября, в 2012 – с 13 июля по 8 сентября, в 2013 – с 12 июля по 7 сентября, в 2014 – с 18 июля по 13 сентября. (см. Том 2, Приложение 7). Большая часть концертов проходит в исполнении Симфонического оркестра ВВС /BBC Symphony Orchestra/ и включает в свою программу репертуар классических композиторов. Однако в последние несколько лет программа «BBC Proms» расширились и стала включать в себя и других исполнителей, порой неакадемических жанров. Так в 2012 году, в программу BBC Proms выступления «Кронос Квартета», Оркестра Джона Уилсона, включённого в программу Proms по признанию организаторов с целью «возрождения оригинальных аранжировок и студийного стиля игры музыки из классических фильмов и театральных мюзиклов»[63]; «Staff Benda Bilili», команды, исполняющей румбу с элементами старой школы ритма-н-блюз и регги и др. В 2013 году «BBC Proms» включили в свою программу киномузыку, в Альберт-Холле прошло два концерта с названием «Doctor Who 50th Anniversary Prom», на которых Национальный оркестр ВВС Уэльса и Лондонский Филармонический хор исполнили музыку из британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто». Не заставил себя ждать и Голливуд, концерт под названием «Hollywood Rhapsody Prom» и «Film Music Prom» прошли в Альберт-холле 26 и 31 августа. Ещё один концерт был посвящён исполнению рок-композиции (некоторые критики рассматривают, как рок-оперу) Френка Заппы «The Adventures Of Greggery Peccary». С 2014 году «BBC Proms» стали включать в себя не только киномузыку, кроссовер и джаз, но и поп-музыку (Pet Shop Boys Prom) и русские народные сказки (Russian Fairy Tales).

 

Cadogan Hall – концертный зал в районе Кенсингтон и Челси, Лондон, Великобритания.

Вместимость: 950 мест

Количество концертов в год: 251, из них академических – 174, прочие жанры - 77

Интернет-сайт: http://www.cadoganhall.com/

 

Постоянным резидентом Cadogan Hall является Королевский филармонический оркестр. Cadogan Hall стал первым постоянным залом для выступлений Лондонского симфонического оркестра. Cadogan Estates предложил оркестру использование зала в качестве главной сцены в конце 2001 года. Свой первый концерт в качестве резидента ансамбля Cadogan Hall, Лондонский симфонический оркестр дал в ноябре 2004 года. С 2005 года Cadogan Hall также служит концертной площадкой для проведения променадных концертов камерной музыки, и является одной из двух главных лондонских площадок проекта «Orpheus Sinfonia». (см. Том 2, Приложение 10) Кроме прочего, Cadogan Hall также используется в качестве площадки для аудиозаписи. В феврале 2006 года, запись симфоний Моцарта в исполнении Джон Элиот Гардинер и ансамбля «Английские солисты Барокко» /«English Baroque Soloists» был подготовлен и представлен сразу после. В 2009 году арт-рок группа «Marillion» записала в Cadogan Hall свой концерт, который был выпущен на альбоме «Live from Cadogan» в 2011 году.

За последние четыре года в Cadogan Hall прошло более двухсот пятидесяти неакадемических концертов. Большая часть этих концертов были в жанре джаза и классического кроссовера, примерно в равных количествах рок и поп-музыка. Кроссовер на сцене Cadogan Hall представлен такими исполнителями и ансамблями, как «The King's Singers», Kim Criswell, Maria Friedman, «The Swingle Singers», «The Pink Singers», Paul Carrack и др. Отдельно следует отметить серию концертов, подобную отечественным абонементам «Jazz Divas», проводимую на сцене Cadogan Hall уже второй год, и включающую порядка семи концертов джазовых исполнительниц за сезон. Также отдельного внимания заслуживает ежегодное «Classic Rock Show», проходящее на протяжении дней, и собирающее лучших представителей современного арт и симфо-рока. Любопытен и тот факт, что в отличии от всех площадок Лондона, Cadogan Hall- единственная, где устраиваются концерты-попурри, приуроченные новогодним праздникам. Лондонскими разновидностями являются следующие сочетания - «Классика/Эстрада», «Классика/Джаз», «Эстрада/Джаз».

Неакадемические концерты (по жанрам) 2011-2015:

Cadogan Hall

The Roundhouse - концертный зал в Лондоне, Великобритания.

Вместимость: 3300 мест, из них 1700 сидячих

Количество концертов в год: 186, из них академические – 83, прочие жанры - 83

Интернет- сайт: http://www.roundhouse.org.uk/

 

The Roundhouse был построен в 1847 году и первое время использовался как паровозное депо для железной дороги London and Birmingham Railway, связывавшей Лондон и Бирмингем. Авторами проекта были архитекторы Роберт Б. Докрей и Роберт Стивенсон, исполнителем - компания Branson & Gwyther. Уже спустя десять лет выяснилось, что строение не соответствует размерам новых локомотивов. Начиная с 1867 года строение использовалось для самых разнообразных целей. Незадолго до начала Второй мировой войны «Депо» окончательно пришло в запустение. Оно открылось вновь лишь в 1964 году как здание театра; драматург Арнольд Уэскер разместил здесь свою компанию Centrе.

Начиная с 1966 года, после того, как здание, не имевшее владельца, взял под свою опеку тогда еще только образованный Совет Большого Лондона, The Roundhouse стал концертным залом. Здесь стали регулярно проводиться концерты андеграундных лондонских групп; 15 октября 1966 года Soft Machine и Pink Floyd выступили здесь на открытии андеграундной газеты International Times. В Roundhouse состоялся единственный в Великобритании концерт The Doors (1968), здесь же в 1972 году прошёл Greasy Truckers Party с участием Hawkwind. В разное время здесь выступали Rolling Stones, Jeff Beck, Zoot Money, Дэвид Боуи, The Sinceros, Jimi Hendrix, Led Zeppelin, The Incredible String Band, Jefferson Airplane, The Clash, The Stranglers, Jade Warrior.

В 1970-х годах развивалась и театральная традиция The Roundhouse. Здесь шли мюзиклы «Catch My Soul» (1969), «1776» и получившая скандальную известность пьеса «Oh! Calcutta!». В 1983 году Совет Большого Лондона передал здание в ведение Кэмденского совета, и концерты здесь прекратились. В 2004 году The Rounhouse вновь закрылся для масшатбной реконструкции. 1 июня 2006 года бродвейское шоу «Fuerzabruta» ознаменовало открытие «Нового депо» (New Roundhouse). С тех пор именно здесь проходят ежегодные концерты фестиваля «iTunes», «BBC Electric Proms», а также церемонии вручения различных музыкальных наград и премий, в частности, «The BT Digital Music Awards» и «Vodafone Live Music Awards». (см. Том 2, Приложение 8)

В последние годы театральные постановки и мюзиклы в концертном зале – не проходят, однако, на сцене Roundhouse наряду с рок-исполнителями можно услышать и Пласидо Доминго, и Андреа Бочелли. Поп-музыка и рок-музыка составляют основу репертуара концертного зала последние четыре года, и проходят на сцене примерно в равном количестве, с небольшим преобладанием рока. Учитывая, популярность концертного зала именно среди молодёжи, интересной становится тенденция практически полного отсутствия джаза среди концертов, вместо этого Roundhouse активно даёт концерты кроссовера. (см. Том 2, Приложение 1). Джаз же если и звучит- то так же в синтезе с электронной музыкой, таких, к примеру, исполнителей, как «Cinematic Orchestra». И судя, по отзывам, на сайте концертного зала- пользуются большим успехом среди молодёжной публики.

Неакадемические концерты (по жанрам) 2011-2015:

The Roundhouse

Санкт-Петербург



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.076 с.)