Пределы распространения привилегий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пределы распространения привилегий



§ 362. Предыдущие параграфы этой главы относятся к постоянным миссиям, аккредитованным в чужих странах; но иногда посылаются еще миссии временного характера, например когда специальный представитель аккредитуется, чтобы представлять своего монарха или страну на коронации или другой королевской церемонии, вручить монарху какой-либо высокий орден или присутствовать на важном национальном празднестве. Такие представители также пользуются дипломатическим иммунитетом и привилегиями {200} как сами лично, так и в отношении сопровождающих их лиц (см. § 81—82).

§ 363. Что касается делегатов на многочисленные конференции, созываемые в настоящее время по самым разнообразным вопросам, то ввиду отсутствия соответствующих прецедентов трудно высказать окончательное суждение по вопросу об объеме привилегий, на какие имеют право эти делегаты и сопровождающие их сотрудники. В прежнее время в международных конгрессах и конференциях участвовали главным образом высокопоставленные лица, члены кабинета министров или постоянные дипломатические представители, которые имели дипломатические привилегии; теперь же уполномоченными очень часто назначаются чиновники или лица, известные своими специальными познаниями по вопросам, подлежащим, обсуждению; эти лица вместе с сопровождающими их сотрудниками и составляют делегации на данную конференцию. По мнению большинства авторов, такие представители имеют право на все дипломатические привилегии.

«Поскольку эти лица не занимают определенного ранга в дипломатической иерархии, их достоинство связано главным образом с характером их миссии, состоящей в том, чтобы представлять интересы своего государства не перед одним каким-либо иностранным государством, а перед всеми государствами, принимающими участие в данном конгрессе. Современная же доктрина признает, что дипломатическое достоинство связано с функциями и природой самой миссии больше, чем с титулом. Она признает полезность различий в классах и рангах, но отказывается рассматривать их как нечто существенное, ибо все лица, действительно представляющие своего государя или свою страну, равно носят официальный характер, который обеспечивает им одинаковые прерогативы и привилегии. Таким образом, следует, что нет оснований не признавать за делегатами на конгрессы и конференции достоинства дипломатических представителей...»1.

«С другой стороны, среди политических представителей необходимо различать две их категории, а именно: 1) тех, кто постоянно или временно аккредитован в государстве для ведения переговоров с этим государством, и 2) тех, кто послан для того, чтобы представлять пославшее его государство на конгрессе или конференции. Представители второй из указанных категорий не аккредитуются и не должны быть аккредитованы в том государстве, на территории которого происходит конгресс или конференция, но тем не менее они являются дипломатическими представителями и пользуются всеми привилегиями таких представителей в отношении экстерриториальности и всего, что касается неприкосновенности и безопасности личности их самих и сопровождающих их сотрудников»2.

«Те, кто ведет переговоры на конгрессе или конференции, составляют исключение. Хотя они и не аккредитованы при правительстве государства, где происходит конгресс, тем не менее они имеют право на все дипломатические привилегии, поскольку они фактически представляют свое государство и выполняют дипломатические функции»3.

«На мирный конгресс, мирную конференцию или на другое собрание подобного рода, созываемое с какой-либо другой целью, каждое представленное на нем государство может назначить столько уполномоченных, сколько сочтет необходимым. В помощь им могут быть назначены технические советники {201} по морским, военным экономическим и юридическим вопросам, а также секретари. Члены делегации будут пользоваться всеми теми привилегиями и иммунитетом, какие обычно предоставляются дипломатам»1.

Панамериканская конвенция о дипломатических представителях, подписанная в Гаване 20 февраля 1928 г., содержит следующие статьи:

«Статья 1. Государства имеют право быть представленными друг перед другом через посредство дипломатических представителей.

Статья 2. Дипломатические представители делятся на постоянных и чрезвычайных. Постоянными являются те, которые постоянно представляют правительство одного государства перед правительством другого. Чрезвычайными именуются те, на которых возлагаются специальные миссии, или те, которые аккредитованы, чтобы представлять свое правительство на международных конференциях и конгрессах или в других международных организациях.

Статья 3. За исключением вопросов старшинства и этикета, дипломатические представители, независимо от категории, к которой они принадлежат, имеют одинаковые права, прерогативы и привилегии. Этикет зависит от общепринятых дипломатических обычаев, а также от законов и постановлений страны, в которой данные представители аккредитованы.

Статья 4. В дополнение к функциям, указанными их верительных грамотах, постоянные представители имеют те права, которые им предоставляют законы и постановления соответствующих стран. Они должны пользоваться этими правами, не вступая в конфликты с законами страны, в которой они аккредитованы.

Статья 9. Чрезвычайные дипломатические представители пользуются теми же прерогативами и иммунитетом, что и постоянные».

§ 364. В последнее время дипломатические привилегии и иммунитеты были распространены договорными постановлениями на некоторых должностных и других лиц. По Гаагским конвенциям о мирном разрешении международных споров (см. ст. 24 конвенции 1899 г. и ст. 46 конвенции 1907 г.) члены учрежденных на основании этих конвенций арбитражных трибуналов пользуются указанными выше привилегиями и иммунитетом. Согласно ст. 7 устава Лиги наций, теми же правами пользуются представители членов Лиги и сотрудники Лиги при исполнении своих обязанностей. Согласно ст. 19 статута Постоянной палаты Международного Суда, членам этого суда при выполнении ими судейских обязанностей гарантированы такие же права (см. § 832). Такими же правами пользуются и члены международных комиссий, учрежденных по вопросам судоходства по некоторым европейским рекам. Наконец, те статьи мирных договоров, которые посвящены репарационным вопросам, предусматривают, что такими же правами пользуются и члены репарационных комиссий, учрежденных на основании указанных статей.

365. В свой статье «Новое в вопросе о дипломатическом иммунитете»2 сэр Херст, комментируя такого рода расширения сферы применения иммунитета, ссылается на прецеденты, приведенные выше в § 332 — 4), 5) и 340, в которых французское, бельгийское {202} и британское правительства последовательно выступали в защиту дипломатических привилегий заинтересованных лиц, и отмечает:

«В вопросе о задачах, которые возлагаются на дипломатические миссии, а также о категориях лиц, занятых работой международного характера и подлежащих освобождению от подчинения местной юрисдикции, происходят изменения. Право окончательного решения вопроса о том, какие именно лица имеют право на привилегии, принадлежит не судам, а исполнительной власти, и это дает возможность регулировать правильное применение основных принципов в соответствии с новыми изменениями»1.

§ 366. Следует, однако, упомянуть об одном деле, которое слушалось в германских судах.

, В 1926 году Высший областной суд в Дармштадте слушал дело лица, которое германское министерство иностранных дел отказалось признать сотрудником иностранной миссии, имеющим дипломатические привилегии. Суд признал, что согласно германским конституционным законам и административному праву германские суды обязаны считаться с мнением правительственных властей лишь в определенных специфических случаях; поэтому заявление министерства иностранных дел по вопросу об экстерриториальности, формально не имеет для суда обязательной силы, тем более что само министерство иностранных дел высказало при этом мнение, что сделанное им заявление не имеет для германского суда обязательной силы2.

§ 367. Что касается лиц, выполняющих отдельные поручения того или другого характера, но не входящих в штат дипломатической миссии, например представители на выставках или специалисты, делегируемые по вопросам согласования торговых пошлин, и вообще неофициальных лиц, то они не могут требовать иммунитета, как чего-то по праву им принадлежащего3. Те преимущества, какие могут им оказываться, основываются скорее на любезности; то же самое относится к уполномоченным, назначаемым для урегулирования таких отдельных вопросов, которые выходят за пределы обычных функций дипломатического представителя. Холл говорит об этих лицах4:

«Уполномоченные, выполняющие отдельные поручения специального характера, не считаются представляющими свое правительство или выполняющими такие функции, с которыми связано право на дипломатические привилегии. Однако за ними признается право на особую охрану, а в порядке любезности им может предоставляться иногда и нечто большее. Вряд ли будет ошибкой сказать, что в отношении этих лиц еще не выработалась точно дифференцированная практика, поскольку спорные случаи не возникали в достаточном количестве».

§ 368. Согласно прежнему торговому соглашению от 16 марта 1921 г. между Великобританией и РСФСР, предусматривалось, что официальные представители, назначаемые сторонами на основании этого соглашения, будут пользоваться иммунитетом от обыска и ареста, но не в отношении гражданской юрисдикции. По гражданскому иску Фентонского текстильного объединения против Красина {203} и других (1921 г.) апелляционным судом в Лондоне было постановлено, что, поскольку никакими компетентными английскими властями ответчик не был признан ни в каком другом качестве, кроме официального представителя, назначенного в силу торгового соглашения, его юридический статус не дает ему права пользоваться иммунитетом, предоставляемым аккредитованным и признанным представителям иностранных государств. В мотивировке своего решения судья Скреттой отметил:

«Вопрос о точных пределах дипломатических привилегий настолько серьезен, что я сочту себя вправе уклониться от установления какого-либо общего принципа, поскольку обстоятельства настоящего дела и не требуют этого. Достаточно сказать, что раз наше правительство ведет переговоры с лицом, представляющим признанное иностранное государство, по вопросам, интересующим оба государства, не входя в уточнение положения этого лица, я склонен думать, что такой представитель имеет право на иммунитет, даже если он не был аккредитован при короле и не был им принят. Если бы в настоящем деле стоял вопрос о положении г-на Красина в то время, когда он, в качестве представителя российского советского правительства, вел с правительством его величества переговоры о торговом соглашении, то я был бы склонен согласиться со взглядом, высказанным лордом Керзоном в его письме от 26 июля 1920 г., согласно которому г-н Красин должен быть освобожден, от судебного преследования. Но г-н Красин в качестве такого представителя вел переговоры о торговом соглашении, предусматривающем назначение российским правительством в нашу страну официального торгового представителя, который должен будет иметь точно оговоренные и тщательно определенные привилегии и иммунитеты. Эти привилегии и иммунитеты не включают иммунитета в отношении гражданской юрисдикции»1.

§ 369. Временное торговое соглашение между Великобританией и Советским Союзом, подписанное в Лондоне 16 апреля 1930 г.2, содержало следующие постановления:

«Статья 2. — 1. Ввиду того обстоятельства, что, в силу законов Союза Советских Социалистических Республик, внешняя торговля Союза является монополией государства, Правительство Его Величества в Соединенном Королевстве соглашается предоставить Правительству Союза Советских Социалистических Республик право учредить в Лондоне Торговую Делегацию, состоящую из Торгового Представителя Союза Советских Социалистических Республик и двух его заместителей, составляющую часть Посольства Союза Советских Социалистических Республик.

2. Глава Торговой Делегации будет Торговым Представителем Союза Советских Социалистических Республик в Соединенном Королевстве. Ему и обоим его заместителям будут, в силу пункта 1 настоящей статьи, предоставлены все дипломатические привилегии и иммунитеты, и иммунитетом будут пользоваться помещения, занимаемые Торговой Делегацией (пятый этаж, восточное крыло, Беш-Хаус, Олдвич, Лондон) и используемые исключительно для целей, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Никто другой из штата Торговой Делегации, кроме Торгового Представителя и двух его заместителей, не будет пользоваться какими-либо привилегиями или иммунитетом» кроме тех, которыми пользуются или будут пользоваться в Соединенном Королевстве должностные лица контролируемых государством торговых организаций других стран». {204}

«6. Всякий вопрос, могущий возникнуть в отношении торговых сделок, заключенных в Соединенном Королевстве Торговой Делегацией, будет разрешаться судами Соединенного Королевства в соответствии с законами последнего».

Дополнительный протокол.— «В связи с пунктом 6 статьи 2 понимается, что на привилегии и иммунитет, присвоенные главе Торговой Делегации и двум его заместителям пунктом 2 статьи 2 настоящего Соглашения, не будет заявляемо притязаний в связи, с какими-либо делами в судах Соединенного Королевства, вытекающими из коммерческих сделок, заключенных в Соединенном Королевстве Торговой Делегацией Союза Советских Социалистических Республик».

 

 

  {205}  

Глава XVII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.013 с.)