Этапы развития начертательного письма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития начертательного письма



Первый этап начертательного письма – пиктография, т. е. письмо рисунками (от лат. pictus – живописный и греч. graphō – пишу). Археологами и этнографами обнаружены образцы пиктографического письма на стенах пещер, на скалах, камнях.

РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО ИНДЕЙЦЕВ СИУ

Эта надпись рисунками, судя по всему, гласит: четверо мужчин поймали буйвола. Один остановил его, накинув ему лассо на шею. Другой воскликнул: "Я набросил ему лассо на передние ноги". Третий закричал: "Я отрублю ему голову топором". Четвертый выпустил в буйвола четыре стрелы. В это время женщина говорит своему мужу: "Вот тебе твой лук и стрелы, помоги им убить буйвола".

Пиктограмма представляет собой схематический рисунок определенной жизненной ситуации (охоты, сражения, поездки и т. д.), передающий целое сообщение, не расчлененное на слова. В пиктограмме несущественна художественная выразительность, а важно, в какой степени рисунок отражает значение сообщения.

Известны, например, такие пиктограммы, как "дневник" эскимоса-охотника; в нём рассказывается об охоте человека на двух животных, о встрече с другим охотником, с которым он на лодке перебрался к жилищу; в пиктограмме "прошение" индейцев передано обращение к президенту семи племен (журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота) относительно права на рыболовство в некоторых озерах (см. рис. на с. ____).

Обнаружены также наскальные изображения военных походов, мирного труда, предупреждения об опасности в горах, сделанные индейцами. Росписи в храмах, рассказывающие о сотворении мира, о рождении, жизни и смерти Христа, тоже являются своеобразными пиктограммами. Пиктограммы помогают понять причины возникновения изобразительного искусства как способа отражения действительности, передачи информации современникам и потомкам.

В пиктографии хорошо отражается все конкретное, значительно труднее отразить абстрактное. Переход от пиктографии к идеографии и вызван прежде всего необходимостью передавать на письме абстрактные понятия – любовь, дружбу, отечество и др.

 

Петиция, посланная семью индейскими племенами Конгрессу США относительно права на рыболовство в некоторых озерах. Линии, соединяющие глаза и сердца животных, показывают, что все семь племен единодушны с главным племенем ошкабави, которое представлено в виде журавля; линия, соединяющая глаз журавля с озерами, о которых идет речь (внизу, слева), и линия, уходящая вперед, по направлению к Конгрессу, указывают на просьбу, с которой обращаются племена.

В настоящее время пиктография используется как средство наглядности (особое значение это имеет для неграмотного или малограмотного человека, для иностранца). Пиктограммами являются рисунки на вывесках – бублик, конфеты, сапог; некоторые дорожные знаки, например, с изображением ножа и вилки, велосипеда; картинки в букварях, с которыми дети знакомятся до того, как начинают читать; изображение официанта, уборщицы и т. д. у кнопок звонков в гостиницах.

С развитием абстрактного мышления для выражения понятия возникает идеография, т.е. письмо понятиями (от греч. idea – идея и graphō пишу).

Идеограмма, как и пиктограмма, в начале развития идеографии остается таким же рисунком, поэтому часто одни и те же образцы письма расцениваются то как пиктограммы, то как идеограммы. Но идеограмма, в отличие от пиктограммы, обозначает не предмет, жизненный факт, а понятие, т. е. рисунок (графический знак) становится символом, знаком понятия. Так, например, изображение змеи как эмблемы медицины связано не с самим животным, а с функцией исцеления, принадлежащей змеиному яду; рисунок выступает как бы в переносном значении. Знак начинает соотноситься со словом, поэтому идеограмма называется также логограммой (от греч. logos – слово).

Увеличение размеров текста привело к необходимости ускорения письма, а следовательно, к схематизации рисунков, которые превратились в иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена, резьба жрецов). В результате этого знак лишился конкретности и стал условным.

С развитием письма происходит изменение и в используемом для письма материале, и в пишущих инструментах. Если сначала производились надписи на скалах, камнях, коре деревьев, то в дальнейшем стал использоваться папирус, нильский тростник, пергамент (специально обработанная кожа); впоследствии в Китае была изобретена бумага. Орудия, с помощью которых наносились царапины на древесную кору, заменились пишущими инструментами – кисточкой, пером. Облегчение способа письма приводило к дальнейшему упрощению и схематизации иероглифов.

Иероглифическое письмо было распространено в Месопотамии, Египте, Китае.

Идеография более удобна, чем пиктография, так как иероглифы передают понятия. Идеографическое письмо не связано с передачей слов в их грамматическом и фонетическом оформлении, понятно носителям различных диалектов одного и того же языка.

Но при идеографическом письме необходимо запоминать большое количество знаков, так как каждое понятие имеет свое обозначение. Так, например, в современном китайском языке отмечается около 40 тысяч иероглифов, правда, реально используется от 2 до 6 тысяч.

Элементы идеографии в настоящее время используются в дорожных знаках: восклицательный знак – осторожно, прямоугольник – проезд запрещен, крест – перекресток и т. д.; в картографии и топографии: обозначение населенных пунктов, полезных ископаемых, железных дорог и т. д. Иероглифами являются цифры, научные символы: математические – +,-,´,:, <, >, Ö, химические – Na, Сu, О, Н, Н2О, НСl, шахматные – Фв3-d5 и т. д.

Использование идеографии в научной терминологии объясняется необходимостью выразить научное понятие точно, кратко.

С развитием торговли, с установлением государственности возникала необходимость сделать письмо более простым, доступным все большему числу людей.

Одно направление в упрощении письма было связано с лексикой и возникло в китайской письменности. Для обозначения понятия стали сочетать знаки; например, понятие "лаять" обозначалось объединением знаков "собаки" и "рта". Такой путь сокращения количества идеограмм был непродуктивным, так как сочетания знаков понимались с трудом и требовали дополнительного запоминания.

Другое направление было связано с грамматикой, но оно могло использоваться только в языках с морфемной членимостью слов. При этом корни обозначались уже имеющимися иероглифами, а аффиксы – новыми. Но такой способ тоже не сокращал количества идеограмм, так как и количество корней бесконечно, и аффиксы требуют введения все новых и новых иероглифов.

Третьим этапом в развитии письма явилась фонография, в которой графические знаки стали отражать звуковую сторону языка.

Фонография возникла у египтян и ассиро-вавилонян.

Первоначальным этапом в развитии фонографии явилось силлабическое, или слоговое, письмо, распространенное у ассиро-вавилонян, индийцев. В нем иероглиф обозначал слог. Графическим знаком здесь была не буква, передающая звук (фонему), а силлабема, соответствующая слогу. Такое письмо значительно сокращает алфавит, так как количество слогов определяется десятками или сотнями (100-300 знаков). Употребление письма не требует грамматических знаний. Элементы слогового письма в русской графике используются при обозначении гласными буквами твердости-мягкости предшествующих согласных и в употреблении йотированных букв.

Следующим этапом фонографии являлось звуковое письмо, распространенное у древних евреев и финикиян. Оно носило консонантный характер: буквами обозначались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками, т. е. различными надстрочными и подстрочными знаками. По существу, этот тип письма был переходным этапом от письма слогового к буквенно-звуковому. Первоначально он имел характер консонантно-слогового письма. Алфавит становится еще более экономным: например, в арабском письме было 28 букв для согласных и несколько надстрочных знаков для гласных.

Консонантное письмо, таким образом, возникло из слогового. В слоговом письме были разновидности: могли передаваться сочетания различных согласных с гласными, как в японском письме кана; могли передаваться сочетания различных согласных с определенными гласными, а для обозначения сочетания согласных с другими гласными или без гласных использовались надстрочные знаки, как в современном индийском письме деванагари.

Последним, наиболее совершенным, этапом развития фонографии является буквенно-звуковое письмо, в котором буквами стали передаваться как согласные, так и гласные. Такой тип письма впервые стали использовать греки в начале I тысячелетия до н.э. Графические знаки, обозначающие согласные, были взяты у финикийцев, а для обозначения гласных использовались знаки финикийских согласных, отсутствовавших в греческом языке (финикийские согласные алеф, хе, вав, айн соответствуют греческим гласным альфа, эпсилон, ипсилон, омикрон); для греческих придыхательных согласных были придуманы особые буквы (тата, фи, хи).

Греческий алфавит послужил основой для латинского, славянских и других алфавитов.


Современная русская графика

Графика современного русского языка в той или иной степени отражает все этапы истории письменности.

Пиктография используется, как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации (изображение детей, означающее "Осторожно, дети!"; рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направления и т.п.), в указателях на выставках, на международных соревнованиях и т.п. Пиктография играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности населения, а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Идеография применяется в составе вспомогательных подсистем письма: цифры, знаки четырех арифметических действий (+, -, ´,:), алгебраические и химические формульные знаки, некоторые дорожные знаки (прямоугольник – "кирпич", обозначающий, что проезд запрещен; зигзаг как знак крутого поворота; крест как знак пересечения дорог и т. п.).

Силлабическое письмо используется при обозначении гласными буквами твердости-мягкости согласных и при передаче слога йотированными буквами.

Буквено-звуковое (консонантное) письмо находит отражение в написаниях типа СПб (Санкт-Петербург).

Основным видом графики современного русского языка является фонография.

Типы алфавитов

I. Алфавитом (азбукой) называется совокупность букв, расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" образовано из названий первых двух греческих букв: альфа (α) и бета, по-новогречески вита (β). Слово "азбука" образованоиз названий двух первых славянских букв: аз (а) и буки (б).

II. Буквы – письменные знаки, передающие звуковой облик слов языка, его отдельные звуковые элементы.

В зависимости от способа обозначения гласных существует три типа алфавитов: 1) гласные обозначаются особыми буквами – греческий, латинский, алфавиты славянских, романских языков, алфавиты большинства языков мира; 2) гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими (надстрочными или подстрочными) знаками – арабский, еврейский и другие алфавиты; 3) гласные обозначаются диакритическими знаками, присоединенными к буквам, обозначающим согласные, – индийский, эфиопский и другие алфавиты.

Все современные алфавиты восходят к финикийскому (древнесемитскому) буквенному консонантному письму.

Первоначально каждый из 22 знаков финикийского письма воспринимался как соответствие сочетанию определенного согласного с любым гласным, а впоследствии – как соответствие только определенному согласному. Чисто консонантное письмо затрудняло понимание текстов, и поэтому уже в первой половине 1-го тыс. до н. э. начали прибегать к использованию знаков, соответствующих согласным, близким по месту образования к гласным.

Финикийское письмо было заимствовано окружавшими финикиян народами: к нему восходят еврейское и арабское письмо, письменности Центральной Азии и Индии; оно было усвоено и усовершенствовано греками, а у последних позаимствовано римлянами.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой письменностью.

Греческое алфавитное письмо предположительно возникло в 9-8 вв. до н. э. В греческом письме, в отличие от финикийского письма, кроме букв, обозначавших согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что явилось новым этапом в развитии письма и сыграло важную общекультурную роль. Алфавитное греческое письмо разделялось на две ветви: восточногреческое письмо и западногреческое. Восточногреческое письмо развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо; оно легло в основу славянского кириллического, а также армянского, отчасти грузинского письма. Западногреческое письмо стало исходным для латинского письма.

Классический общегреческий алфавит имел 27 букв; новогреческий алфавит имеет 24 буквы. Первоначально греки, подобно финикийцам, писали справа налево, потом – попеременно, а уже затем слева направо.

Латинское письмо – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Название происходит от названия древнего племени латинов, населявших область Лаций, центром которой был Рим. Древнейшие латинские надписи датируются 7 в. до н. э. Искусство письма было перенесено в Лаций греками с Пелопоннеса; они поселились на Палатинском холме в центре будущего Рима во 2-й половине II-го тыс. до н. э. В Греции тогда употреблялось еще слоговое письмо. Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно; собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э.

В древнейших латинских надписях письмо имеет направление и справа налево, и слева направо; использовался и способ "бустрофедон": первая строка справа налево, вторая – слева направо и т.д.; с 4 в. до н.э. прочно установилось направление письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было. Отсутствовало деление на прописные и строчные буквы. Слова отделялись друг от друга обычно словоразделительн ыми знаками, которые ставились на уровне середины букв. В латинской письменности большинство занадногреческих букв сохранило исконное значение. Но в латинский алфавит вошли не все греческие буквы; некоторые буквы изменили свое значение, начертание; появилось и новые буквы. Так, во II в. появилась начертание W; в XVI веке были введены буквы J и U.

В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания.

Латинское письмо еще в эпоху Римской империи приобрело международный характер. В средние века латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы и языком науки. На базе латинского письма сформировались современные системы письма народов Западной Европы (немецкая, английская, французская, испанская, португальская, датская, шведская и др.), системы письма Америки, Австралии, большинство алфавитов Африки, некоторые алфавиты народов Азии.

В национальных системах письма, которые имели в своей основе латинское письмо, его приспособление к соответствующим фонетическим системам осуществлялось главным, образом за счет введения диакритических знаков, например: ö, ä, ü в немецком языке,, в польском и литовском языках, ñ в испанском языке. Отдельные звуки (фонемы) стали передаваться сочетаниями букв, например: ch, sh, th, ph, ea, ou в английском языке; ch, sch, tsch – в немецком языке.

Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (или антиква) и готический шрифт (или фрактура); первый вид, близкий к древнему, является господствующим.

Латинский алфавит

Прописные Строчные Названия Произношение
А а a [а]
В b бе [б]
С с це [ц] и [к]
D d де [д]
Е е э [э]
F f эф [ф]
G g ГС М
Н h ха [х]
I i и [и]
J J йот [й]
К k ка [к]
L   эль [л]
М m эм [м]
N n эн [н]
О о о [о]
Р P не [п]
Q q ку [к]
R r эр [р]
S s эс [с]
Т t те [т]
и u у [у]
V V ве [в]
X X икс [кс]
Y У ипсилон [и]
Z z зета [з]

Кириллица и глаголица

В славянских языках использовалось два алфавита – глаголица и кириллица.

Название " глаголица " образовано от старославянского "глагол" – слово, речь. Считают, что по происхождению многие буквы глаголицы связаны с греческим письмом, а некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Однако буквы глаголицы настолько своеобразны, что с уверенностью их нельзя связать ни с одним из современных ей алфавитов.

Название " кириллица " восходит к имени Кирилла, выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян.

Братья Кирилл (около 826-869 гг.; до принятия монашества в 869 г. – Константин) и Мефодий (около 815-885 гг.) родились в полуславянском, полугреческом портовом городе Солуни (Фессалоники) в семье военачальника. Большинство учёных считают братьев болгарами; согласно афонскому преданию, отец их был болгарин, а мать – гречанка. Вскоре после смерти отца Кирилл переселился в столицу Византии и получил там блестящее образование. Ещё в школьные годы Кирилл сблизился с византийским патриархом Фотием. Фотий и царствовавший тогда в Византии император Михаил широко использовали Кирилла в качестве посланника Византии к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над другими религиями. Мефодий был на военной службе, затем 10 лет управлял одной из населённых славянами областей, после чего удалился в монастырь. В 863 году братья были посланы в княжества Великой Моравии (на территории современной Чехии и Словакии) проповедовать христианство на славянском языке. Именно в это время Кирилл создал азбуку (но среди учёных нет единого мнения, была ли это глаголица или кириллица[56]) и с помощью Мефодия сделал переводы богослужебных книг с греческого языка на славянский язык. Таким образом, Кирилл и Мефодий создали старославянский язык – древнейший литературный язык славян, многие слова которого живы в славянских языках, в том числе и в русском, до сих пор.

Глаголица и кириллица в течение нескольких веков употреблялись параллельно. Кириллица использовалась православными славянами: восточными (русскими, украинцами, белорусами), южными (болгарами, сербами) и до XIX века румынами. На Руси она распространилась с 988 года – вместе с крещением. Глаголица же использовалась у славян-католиков – юго-западных славян (в Моравии, Хорватии, Далматии).

Затем кириллица, как более простая по начертанию, вытеснила глаголицу.

Два алфавита, глаголица и кириллица, характеризовались почти полным совпадением состава, порядка и значения букв, отличие их друг от друга заключалось в форме букв: простой четкой – в кириллице и сложной, замысловатой – в глаголице. Это связано с тем, что в основе двух алфавитов лежит греческое письмо: в основе кириллицы – уставное (тип письма с геометрически четким рисунком букв), в основе глаголицы – скорописное.

В кириллическом алфавите первоначально было 43 буквы. К 24 буквам византийского греческого алфавита было добавлено 19 букв, обозначающих фонемы, характерные для славянской фонологической системы: буквы ц, ш были взяты из еврейского алфавита, остальные были придуманы специально.

Названия букв представляли собой слова: азъ, букы, вэдu, глаголь, добро, есть, живэте, зэло, земля и т. д.

Буквы могли обозначать и числа, при атом над буквами писали надстрочные знаки, титла, а но бокам – точки: ∙а∙ – 1, ∙в∙ – 2, ∙г∙ – 3 и т.д.

Но в глаголице цифровое значение имели все буквы, следующие в порядке алфавита, а в кириллице – только буквы, соответствующие греческому алфавиту. Поэтому буква б в глаголице обозначала цифру 2, а в кириллице не имела числового значения, буква в в глаголице обозначала цифру 3, а в кириллице – 2 и т.д.

Для передачи чисел от 11 до 19 включительно употреблялись сочетания показателей единиц с последующим r – "и десятеричным" (в отличие от И – "и восьмеричного"); единицы писали впереди десятка: вi – 12.

Цифры после 20 передавались иначе: вначале обозначались десятки, а потом единицы: ·лг· – 33.

Тысячи обозначались теми же буквами, что и единицы, но перед ними писался значок (=: ∙а∙ – 1, (= ∙а∙ 1000 и т.д.

В глаголице и кириллице употреблялись надстрочные знаки – диакритические знаки и титла.

Древнее славянское письмо было слитным, без словоразделов, с редким употреблением прописных (больших, заглавных) букв и знаков препинания.

Части предложений отделялись точкой, стоящей на уровне середины буквы: амниь∙. В конце предложения или главы использовали различные комбинации точек и черточек:,,,,,,,

Кириллица

Буква Название Звуковое значение Цифровое значение Буква Название Звуковое значение Цифровое значение
аз [а]   хер [х]  
буки [б] - * омега, от [о]  
веди [в]   цы [ц’]  
глагол [г]   червь [ч’]  
добро [д]   ша [ш’] -
** есть [э]   ** ща [ш’] -
живете [ж’] - ер - -
зело [д’з’]   еры [ы] -
** земля [з]   ерь - -
** иже [и]   * ять [э] -
* и [и]   ** ю [’у], [jу] -
како [к]   ** я [’а], [jа] -
люди [л]     ** е [’э], [jэ] -
мыслите [м]   * юс малый [э] -
** наш [н]   * юс большой [о] -
он [о]   Kk* юс малый йотированный [э], [jэ] -
покой [п]   Ll* юс большой йотированный [о], [jо] -
рцы [р]   * кси [кс]  
слово [с]   * пси [пс]  
твердо [т]   * фита [ф]  
Uu** ук [у]   * ижица [и]  
ферт [ф]          

*Буквы, впоследствии исключенные из русского алфавита.

**Буквы, у которых изменилось начертание.

Современный русский алфавит восходит к кириллице.

В кириллице с самого начала существовали дублетные буквы, обозначающие одинаковые звуки, что было связано с заимствованием этих букв из греческого алфавита, где они обозначали разные звуки. Другие буквы становились дублетными из-за изменений в фонетической системе языка. Например, в XVIII веке [э] как самостоятельная фонема исчезла, совпав с [э]; при этом оказались дублетными буквы и Э, с утратой носовых гласных [э] и [о] в IX веке оказались дублетными K и Z, L и Ю. Дублетными были S и З; И, I и Y; О и W, F и Ф, U и J, X и КС, P и ПС.

12 дублетных буки исчезли, 2 – добавлены: Й была предложена в 1735 году Академией наук, Ё была введена Н.М. Карамзиным в 1797 году.

Изменилась и графика кириллицы: с X по XVIII века строгий, четкий устав, характеризующийся перпендикулярными, раздельно написанными буквами, сменился полууставом с большей округлостью букв, изменением начертаний отдельных букв, на смену которому пришла с трудом читаемая скоропись.

В XIII веке появились упрощенные названия букв алфавита: а, бэ, вэ и т. д., которые были окончательно закреплены в 1918 году.

Современные славянские письменные системы, такие, как русская, украинская, белорусская, болгарская, сербская, используют кириллицу.

Реформы русского алфавита

Идеальным алфавитом является такой алфавит, и котором существует однозначное соотношение между буквой и фонемой. Каждый алфавит во время его создания близок к идеальному, так как задачей его создателей является однозначная передача фонематической системы языка. Но с развитием языка происходит изменение фонетической системы, система же буки остается неизменной. Поэтому нарушается однозначное соотношение между буквой и фонемой и возникает необходимость в реформе графики. Русская письменная система, сложившаяся на основе кириллицы, с самого начала была несовершенна.

Эта графическая система содержала традиционные элементы – буквы, которые имели фонемное соответствие в греческом языке, но оказывались дублетными в русском. Поэтому реформы русского алфавита были обусловлены и несовершенством русской графики, и изменениями в фонологической системе языка.

Изменения русской графики диктовались следующим фонетическими процессами.

В IX-X веках в древнерусском языке происходит утрата носовых гласных [о], [э] тогда как буквы J, L, Я, K существовали до реформы Петра I.

Во второй половине XII века происходит падение редуцированных гласных [ъ], [ь], которые в сильных позициях проясняются в гласные полного образования: [ъ]>[о], [ь]>[э|, а в слабых – утрачиваются, например: [сънъ]>[сон], [д’ьн’ь]>[д’эн’].

Буквы ъ, ь сохраняются в современном алфавите, хотя и не обозначают фонем; ъ в конце слов и частей сложных слов отменен реформой 1917-1918 годов (писали столъ, контръ-адмиралъ).

В XII-XIV веках осуществляется изменение [э]>[o] под ударением перед твердым согласным: [л’эн]>[л’он], [в’эл]>[в’ол]; буква же ё была введена Н.М. Карамзиным лишь в 1797 году.

В XVI-XVII веках в большинстве русских говоров, а в XVIII веке и в Москве утрачивается [э], который отличался от [э] более закрытым или дифтоническим характером; [э] в говорах совпадает с [э], реже с [и]; буква Э устраняется из алфавита только с реформой 1917-1918 годов.

Еще в древнерусской письменности рано утрачивалась буква J, а буква Я стала использоваться для обозначения [а] после мягкого согласного.

Первая реформа русского письма была проведена Петром I в 1708-1710 годах. Были устранены буквы W, X, P, Y, J, Я; введены буквы Е вместо, Я вместе K и Z, введена буква Э; при этом Э и Я уже употреблялись, но были законодательно закреплены реформой. Из дублетных букв, не устраненных реформой Петра I, сохранились F, Э, I, S.

Были изменены (упрощены и округлены) начертания буки, исключены надстрочные знаки – ударения и титла, устранена система буквенного обозначения чисел, вместо которой была предложена арабская цифровая система (1. 2, 3, и т. д.).

Измененный шрифт стал называться гражданской азбукой, гражданским шрифтом (в отличие от церковного – собственно кириллицы, используемой в религиозной литературе.

В дальнейшем буквы, исключенные реформой Петра I снова восстанавливались и исключались.

Значительной вехой в разработке вопросов русской графики и орфографии явился фундаментальный труд Я.К. Грота "Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне" (1873), на основе которого было предложено практическое руководство "Русское правописание" (1885).

Но Я.К. Грот лишь частично упорядочил правописание и не снял задачи упрощения алфавита и реформы орфографии, хотя правописание, рекомендованное Я.К. Гротом, стало обязательным, что способствовало установлению орфографических норм языка.

В области графики Я.К. Грот сохранил ненужную букву Э, уже не соответствующую особой фонеме, не отменил Ъ в конце слова и т.д.

В 1904 году была создана орфографическая комиссия Академии наук под руководством Ф.Ф. Фортунатова и А.А. Шахматова, которая в 1912 году опубликовала проект реформы русской орфографии: этот проект был уточнен в мае 1917 года.

И только после Октябрьской революции на основании декретов Народного комиссариата просвещения от 23 декабря 1917 к Совета народных комиссаров от 10 октября 1918 года была проведена реформа, согласно которой предлагались следующие изменения: буква Э была заменена буквой Е, буква ½ заменена буквой Ф, буква I заменена буквой И, буква Ъ была исключена в конце слов и частей сложных слов, но сохранена в середине слов в значении отделительного знака.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.084 с.)