Тема: Технология социальной работы в ситуации насилия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Технология социальной работы в ситуации насилия.



Вопросы для обсуждения:

1. Насилие как социальная проблема: сущность и виды.

2. Роль специалиста социальной работы по профилактике насилия в семье.

3. Технологичность социальной сферы по предоставлению помощи жертве: настоящее и будущее.

 

Задание 1. Представить модель социального консультирования, социальной терапии, социальной коррекции, социальной профилактики насилия (объект, вид насилия, направление помощи - по выбору).

Задание 2. Подобрать инновационный опыт социальной работы с человеком, группой, общностью в ситуации насилия.

Задание 3. Проанализировать фактический материал в СМИ по проблеме, определить основные причины и предложить пути решения проблемы.

Задание 4. Разработать классификацию на тему: «Виды насилия в отношении пожилых».

 

Литература:

1. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. – СПб., 2003.

2. Маханько, А. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе / А. Маханько // Социальная работа. - 2008. – № 4. – С. 5-9.

3. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок. – М., 2009. – 272 с.

4. Родина, И.В. Социальная проблематизация насилия в семье в современной России / И.В. Родина // Отечественный журнала социальной работы. - 2008. – № 2. – С. 25-41.

5. Пчелинцева, Е.В. Коррекционно-прогнастическая работа с дошкольниками, перенесшими насилие / Е.В. Пчелинцева. – М., 2004.


Семинар № 31.

Тема: Инновации и творчество в технологии социальной работы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность инноваций в технологии социальной работы.

2. Место творчества в технологии социальной работы.

3. Творческий потенциал человека как предмет технологий социальной работы.

 

Задание 1. Представить примеры инновационных технологий (социальной реабилитации, терапии, адаптации, опеки и попечительства и т.д. для любой категории населения), используя материалы производственной практики.

Задание 2. Подготовить письменное сообщение на тему: «Творческий потенциал специалиста социальной работы».

Задание 3. Сконструировать технологию социальной работы по решению одной из актуальных проблем.

 

 

Литература:

1. Беличева, С.А. Глобализм и психосоциальная работа в России / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003. – № 3. – С. 78-82.

2. Иванов, В.Н. Социальные технологии инновационного развития России до 2020 г. / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Ю.П. Сурмин. – М., 2008.

3. Кононова, Л.И. Теория и методология творчества в социальной работе / Л.И. Кононова. – М.: Союз, 2006.

4. Кононова, Л.И. Творческий ресурс человека как основа процесса социальной работы / Л.И. Кононова // СОТИС. - 2008. – № 3. – С. 62-66.

5. Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной поддержки населения / Е. Ярская-Смирнова. – Саратов, 2007.

6. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М., 2008. – 412 с.

7. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера / В.М. Шепель. - М., 1999.

 

Семинар № 32.

Тема: НОТ в социальной работе.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Научная организация труда специалиста социальной работы.

2. Синдром профессионального выгорания: сущность и характеристика.

3. Технологическая культура специалиста социальной работы: состояние и перспективы.

 

Задание 1. Разработать методические рекомендации для специалиста социальной работы по профилактике профессионального стресса.

Задание 2. Подобрать инновационный опыт социальной работы по формированию НОТ специалиста.

Задание 3. Разработать граф по теме: «Основные направления социальной помощи и поддержки в ситуации профессионального выгорания».

 

Литература:

1. Аберган, В.П. К проблеме моделирования процесса формирования технологической культуры будущего специалиста социальной работы / В.П. Аберган. – Минск, 2008. – С. 49-53.

2. Бурмыкина, И. Формирование социально-технологической культуры специалиста в вузе / И. Бурмыкина // Высшее образование в России. - 2007. – № 10. – С. 75-80.

3. Бурцева, И.В. Становление управленческой культуры специалиста / И.В. Бурцева // Высшее образование сегодня. - 2007. – № 6. – С. 51-52.

4. Водопьянова, Н.В. Синдром выгорания / Н.В. Водопьянова, В.С. Старченкова. – СПб., 2005.

5. Гейссельжарт, Р. Прощай стресс! Лучшие техники релаксации / Р. Гейссельжарт, К. Хофманн-Буркарт. – СПб., 2005.

6. Золотарева, Т.Ф. Основы психологической самопомощи социального работника / Т.Ф. Золотарева. – М.: МГСУ, 2001.

7. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001.

8. Социально-психологическая реабилитация детей с ДЦП / под ред. Л.В. Мардахаева. – М., 2001. – С. 147-188.

 

 


I X. Примерные задания для самостоятельной работы

 

1. Дайте словесный портрет идеального социального работника, специалиста социальной работы, специалиста - технолога на современном этапе.

2. Как соотносятся между собой понятия: «профессиональная культура», «профессиональная компетентность», «грамотность», «образованность»?

3. Роль социальной антропологии (социологии, педагогики, психологии и т.д.) в повышении эффективности технологического процесса.

4. Определите перспективы развития «Технологии социальной работы» как науки:

а) актуальные проблемы, которые могут быть решены как результат синтеза разных наук;

б) новые научные дисциплины, которые могут или должны появиться на III этапе развития наук о человеке;

в) возрастание роли каких наук продиктовано на современном этапе и почему?

5. Как реализуется гуманистическая направленность специалиста социальной работы при организации социального взаимодействия с бездомными, алкоголиками, наркоманами и т.д.

6. Перечислите наиболее актуальные социальные проблемы на современном этапе. Кто является носителем этих проблем?

7. Установите отличия между «трудностью» и «затруднением» в ситуации социальной работы.

8. Подберите отрывки из научных текстов по 1 теме (на выбор):

а) Социальные проблемы пожилых и престарелых людей.

б) Трудовой коллектив как институт социализации.

в) Семья – основной объект социальной работы.

г) Качество социального обслуживания.

д) Социальная реабилитация семьи – ребенка-инвалида.

е) Социальная адаптация молодых инвалидов.

ж) ______________________

(свой вариант)

Составьте фрагмент хрестоматии (указать автора, название, страницы и т.п.)

9. Напишите рецензию на 1 из перечисленных книг и статей:

§ Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения \ под ред. П.В.Романова, Е.Р.Ярской-Смирновой. – Саратов, 2007.

§ Патрушев, В.И. Становление и развитие социально-технологической теории как фактор и условие модернизации анализа проблем социальной работы / В.И. Патрушев // Социальное образование России ХХ1 века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. – Москва, 2006. – С.144-156.

§ Жуков, В.И. Парадигма развития России в условиях глобализации / В.И.Жуков – М.: Издательство РГСУ, 2006.

§ Кон, И.С. Сексуальная культура XXI века / И.С. Кон // Педагогика. - № 4. – 2003.

10. Изучите 1 частную технологию (на выбор) и проанализируйте ее по схеме:

а) главная идея технологического процесса;

б) цель технологического процесса;

в) содержание (направления) технологического процесса;

г) специфика деятельности S1;

д) специфика деятельности S2;

е) особенности социального взаимодействия;

ж) формы, методы, средства технологического процесса;

з) характер взаимодействия со средой (уровни)

и) предполагаемый результат.

11. Составьте примерный план работы над собой по профессиональному развитию и совершенствованию. Аргументируйте выбор направления, форм, методов, средств.

12. На основе анализа своего социального опыта приведите примеры разных стилей деятельности в условиях преобразования трудных жизненных ситуаций.

13. Приведите примеры из жизни знаменитых людей, которые достигли больших творческих успехов и признания, благодаря работе над собой.

14. Составьте модель методов преобразования трудных жизненных ситуаций, используя «слепые» элементы графа:

МЕТОДЫ

                                                   
       
 
 
         
 
 
       
         

 

 


?????

 

15. Составьте граф логической структуры темы (на выбор): «Технологическая культура», «Синдром профессионального выгорания», «НОТ в социальной работе».

16..Разработайте граф по теме (на выбор):

«Взаимосвязь технологии социальной работы с другими науками» (психология, философия, математика, история, социология и др.) Представить существующие связи в прошлом и настоящем; смоделировать связи в будущем (показать формы и содержание).

17. Заполните таблицу по теме: «Социальная диагностика»

 

Достоинства диагностики Недостатки диагностики
·     ·     ·     ·

 

18. Разработайте методические рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания для педагогов, медицинских работников, специалистов социальной работы (на выбор).

19. Разработайте 1 из вариантов рекламной продукции по теме курсового проектирования. Представьте к защите авторский вариант рекламы.

20. Продолжите перечень мифов (до 5)

§ о детях с ограниченными возможностями здоровья:

· дети-инвалиды появляются в основном в неблагополучных семьях;

· дети-инвалиды – «заразны», т.к. от них можно «заразиться» «странностями поведения»;

§ по проблеме насилия в семье;

§ об алкоголизме;

§ наркомании;

§ системе образования, здравоохранения, бездомных, пожилых и т.д.

21. Как вы понимаете слова китайского философа Лао-Цзы: «Отличный руководитель тот, о существовании которого люди догадываются. Посредственный – кому подчиняются и бурно приветствуют. Плохой – кого боятся и презирают. Но если руководитель поистине прекрасный, то подчиненные говорят: «Мы это сделали сами»».

22. Установите соответствие и оформите таблицу по теме: «Социальная работа с подростком в трудной жизненной ситуации»

Семейный ресурс подростка Программа работы с подростком
Подросток адекватно + относится к семье, а семья готова принять подростка и имеет достаточный ресурс для помощи ребенку в социальной интеграции Предоставить подростку информацию о его правах и путях их реализации, собрать информацию о пособиях (алиментах), на которые ребенок имеет право, других родственниках, которые могут помочь
Подросток идеализирует ресурс семьи и хочет жить в семье. Родственники ведут такой образ жизни, который может спровоцировать подростка к правонарушениям Рассмотреть с подростком все варианты развития взаимоотношений с родственниками – обсудить возможные манипуляции с их стороны и пути противостояния в тренинге «Уверенное поведение»
Подросток идеализирует отношения в семье. Семья – социально-положительная, но не стремится к интенсивной поддержке подростка   Определить возможность корректировки поведения подростка в рамках тренингов перспективы жизни и уверенного поведения
Подросток адекватно негативно относится к семье (поскольку семья асоциальна) и считает, что должен отделиться от семьи, т.к. существует реальная угроза асоциального поведения подростка   Обсудить с подростком риск рецидива в связи с тем, что семья не всегда может поддержать его в социальной реабилитации; проработать роль семьи в тренинге временной перспективы; ввести в занятия элементы системной семейной терапии – принятии и любви семьи такой, какая она есть, при постепенной автономии от семьи
Подросток относится к родителям потребительски и ждет от семьи решения всех своих проблем   Предоставить семье информацию об организациях, которые могли бы помочь подростку организовать социально одобряемые пути заработка и досуга

23. Подготовьте календарь социальных дат и событий на 1 месяц (по дате рождения) с учетом международных, республиканских и региональных знаменательных дат.

24. По теме курсовой работы подготовьте методические рекомендации для специалистов социальной сферы по оптимизации социального взаимодействия с конкретной категорией клиентов (пожилые, инвалиды, несовершеннолетние правонарушители, бездомные, беженцы, приемная семья и т.д.).

25. Установите отличия между «безнадзорностью» и «беспризорностью» в ситуации социальной работы.

26. «Уличная работа» как профессиональная основа социальной работы: прошлое, настоящее и будущее.

27. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта в социальной рекламе продолжите перечень основных тем:

· Безопасность жизнедеятельности города;

· Проблемы достижения равных прав и социальных гарантий;

· Декларация ценностей;

· Тенденции развития общества…

28. Разработайте граф на тему:

· «Социальные проблемы пожилых людей»;

· «Социальные проблемы бездомных женщин»;

· «Социальные проблемы молодой семьи»;

· «Студенческой группы»;

· «Социальные проблемы трудового коллектива».

29. Составите примерный план работы (на один месяц, шесть месяцев, один год – на выбор):

Молодежного центра;

Школы ответственного родительства;

Кризисного центра для женщин.

30. Очертите границы применения принципов в социальной работе на основе рефлексии практической подготовки:

· Гуманизм;

· Адресность;

· Конкретность;

· Законность;

· Системность и т.д.

31. Составьте социально-демографический портрет объекта социальной работы:

· Несовершеннолетний правонарушитель;

· Бездомный;

· Безработный;

· Неблагополучная семья и т.д.

32. Подберите диагностический инструментарий для изучения социальных проблем любой категории населения (на выбор) – не менее 5.

33. Заполните таблицу на тему:

«Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»

 

Сфера жизнедеятельности Социальная проблема Объект социальной работы
Образование    
Производство    
   

34. Составите программу саморегуляции с использованием медитативных техник (АТ и т. д.). Опишите условия для проведения сеансов.

35. Разработайте модель деятельности специалиста социальной работы в ситуации насилия с учетом основных этапов технологического процесса (категория населения по выбору)

36. Представите с помощью графа классификацию социальных технологий и технологий социальной работы.

37. Разработайте рекомендации о продуктивных способах адаптации к новым условиям жизнедеятельности для любой категории населения (беженцы, дети сироты, пожилые, молодые специалисты, студенты…) - на выбор.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.051 с.)