Выбор новшеств для применения в библиотеке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор новшеств для применения в библиотеке.



Методические службы внедряют новшества по важнейшим, актуальным проблемам, отбирают наиболее прогрессивные методы, дифференцированно подходят к библиотекам.

4.2) Экспериментальная проверка новшества является од­ним из важнейших этапов его внедрения в практику биб­лиотек. Ее задача состоит в изучении путей и методов при­менения новшества в библиотеках.

Надо иметь в виду, что при внедрении новшества библиотекари иногда копируют его внешнюю, техническую сторону, не понимая его сути.

При экспериментальной проверке новшества (в отдель­ной библиотеке, на ограниченном участке работы и т.п.) ведутся систематические наблюдения за ходом его приме­нения, что дает необходимый фактический материал для анализа работы библиотеки в условиях нововведения и позволяет сделать обоснованные выводы о результатах использования новшества и целесообразности его распро­странения.

Более того, использование новшества в других библи­отеках, в других условиях также требует обязательной экс­периментальной проверки, так как те методы и приемы работы, которые оказались результативными и одних библиотеках, могут оказаться бесполезными в условиях других библиотек.

К сожалению, значение исследовательской функции в этой стороне управления нововведениями иногда недоо­ценивается, что выражается в утверждениях, что экспе­римент, учитывая его трудоемкость, необходим только тогда, когда нет других способов убедиться в ценности новшества. Однако таких способов не существует и недооценка значения экспериментов приводит к тому, что методические рекомендации основываются лишь на домыс­лах и предположениях методистов.

В зависимости от поставленной задачи и содержания новшества постановка опыта может проводиться на базе тех или иных конкретных опорных библиотек – эксперимен­тальных баз методических центров, их творческих лабора­торий по постановке опыта, по проверке на практике теоретических предположений методических центров и опыта библиотек.

 

На основе такого эксперимента методический центр разрабатывает методические документы по внедрению новшества в практику библиотек (методические указания, инструкции, схемы, задания и другие материалы). Одновременно с разработкой рекомендаций по внедрению новшества методические центры организуют на базе опорных библи­отек обучение библиотечных кадров новшеству. В этих целях используются разнообразные методы практического показа.

 

4.3.) Распространение новшеств включает в себя

– разработку и распространение рекомендаций по внедрению новшества;

– пропаганду новшества, обучение библиотечных кадров методике его применения;

– оперативно-методическую помощь библиотекам в использовании новшества.

Имеет своей целью,

– во-первых, широко информировать о новшествах библиотекарей, заинтересовать их, возбудить желание применить нов­шество, и,

– во-вторых, научить библиотекарей использовать это новшество

 

Организуется ознакомление с новшеством, наме­ченным к внедрению, методами устной, печатной и наглядной рекомендации, / разъяснение библиотекарям его сути и значения. При этом, чем шире намерен методический центр распространить это новшество, тем более широкий арсенал средств применяет он для ознакомления с ним библиотек.

 

Методы распространения новшеств:

устная рекомендация (в т.ч. обмен опытом);

печатная рекомендация (через различные издания (брошюры, сборники, бюллетени, листовки, плакаты и т.п.), изложение содержания новшеств в методических пособиях и в периодической печати);

наглядная рекомендация

• (методические кабинеты и уголки, где оформляются выставки, стенды, плакаты, альбомы и т.п. о работе лучших библиотек, а также показываются материалы самих библиотек (отчеты, планы, методические разра­ботки, плакаты, фотографии и т.п.)

• телевизионные передачи, создание видео­фильмов, а также размещение информации о новшествах в ИНТЕРНЕТе на сайтах библиотек-методических центров.

практический показ как комплексный метод.

Ведущее место, с реди разнообразных методов распространения нов­шеств занимает устная рекомендация. Это обусловлено тем, что она является наиболее доступной и оперативной формой распространения новшеств.

Преимущество рекомендации новшеств самими библиотекарями заключается в том, что в данном случае имеется возможность наиболее глубоко ознакомиться с новшеством, выяснить все непонятые вопросы, уточнить детали проделанной работы. Этот процесс в практике методической работы получил название – обмен опытом. Он особенно ценен тогда, когда проводится непосредственно на месте, в той библиотеке, которая применила новшество, когда организуется не только рассказ библиотекаря о новшестве, но и его практический показ.

Обмен опытом имеет большое значение для улучшения деятельности библиотек и для повышения квалификации библиотекарей. Участие библиотекаря в обмене опытом помогает ему развивать навыки изучения и обобщения своей практики, критически анализировать и оценивать свою работу.

В оперативном распространении новшеств важная роль принадлежит методистам, которые обеспечивают,

– во-первых, подготовку сообщений о новшествах, и,

– во-вторых, ауди­торию библиотечных работников, перед которой можно сделать сообщение.

Наряду с устной рекомендацией новшеств, исполь­зуются методы печатной пропаганды. Они дают возможность широко ознакомить с новшеством всех работников.

Материалы печатной продукции удобны для использова­ния, так как к ним можно всегда обратиться повторно, с тем, чтобы уточнить те или иные детали описанного новшества.

Печатная рекомендация осуществляется через различные издания (брошюры, сборники, бюллетени, листовки, плакаты и т.п.), изложение содержания новшеств в методических пособиях и в периодической печати.

Наряду с методами устной и печатной рекомендации, для распространения новшеств используются разнообраз­ные средства наглядной пропаганды.

Центром ее являются методические кабинеты и уголки, где оформляются выставки, стенды, плакаты, альбомы и т.п. о работе лучших библиотек, а также показываются материалы самих библиотек (отчеты, планы, методические разра­ботки, плакаты, фотографии и т.п.).

Важно, чтобы эти материалы отражали не только достижения библиотек в общих цифровых данных и иллюстрациях, но и опера­тивно показывали новое в работе библиотек. Как прави­ло, эти материалы активно рекомендуются посетителям кабинетов и уголков и поэтому играют важную роль в распространении новшеств. Однако они могут быть использованы лишь теми библиотекарями, которые посетили методический кабинет или уголок.

Для показа новшеств используются телевизионные передачи, создание видео­фильмов, а также размещение информации о новшествах в ИНТЕРНЕТ на сайтах библиотек-методических центров.

Все эти методы представляют собой устный или пись­менный рассказ о новшестве. Однако анализ библи­отечной практики показывает, что наибольший эффект имеет не рассказ о новшестве, а практический показ.

Практический показ как комплексный метод.

По­этому, наряду с ознакомлением библиотекарей с новшес­твом, одновременно организуется обучение библиотекарей новшеству на базе библиотек.

В этих целях используются разнообразные формы практического показа:

– семинары на базе библиотек,

– экскурсии,

– взаимопосещения,

– практики и стажировки,

– школы передового опыта библиотечной работы и т.п.

 

Одной из наиболее распространенных форм практи­ческого показа новшества является организация семинаров на базе библиотеки, его применившего, что дает возмо­жность познакомиться с работой библиотеки, изучить нов­шество, с тем чтобы применить его в своей работе. Если такие семинары организуются последовательно в разных передовых библиотеках, у библиотекарей накапливается большое количество наблюдений за практикой работы лучших библиотек.

Одним из таких методов являются экскурсии в биб­лиотеки и посещения библиотек. Последние, организу­ются чаще всего как взаимопосещения и получили довольно широкое распространение. В организации экскурсий и взаимопосещений большую роль призваны сыграть методические центры, которые должны реко­мендовать библиотеки для посещений и направлять в них библиотекарей.

Экскурсии и взаимопосещения имеют большое значение, так как непосредственное изучение новшества в библиотеке поможет библиотекарям скорее и лучше его усвоить и успешнее применить в своей работе.

Однако и при проведении экскурсий и взаимопосе­щений имеются недостатки, которые затрудняют изучение новшества. Дело в том, что при этом нарушается обычная рабочая обстановка библиотеки. Особенно это заметно в небольших библиотеках, где библиотекарь не может одновременно выполнять свою текущую работу и беседовать с библиотекарями-экскурсантами.

 

4.4.) Освоение нововведения в библиотеке – это, когда новшество становится обычной нормой деятельности библиотеки. Это заключительный этап внедрения новшества, за которым лишь следует контроль за освоением.

Освоение новшества НЕ МОЖЕТ рассматриваться как простое воспроизведение той или иной прогрессивной практики.

Освоение – это совершенствование и развитие новшества с учетом местных условий и возможностей.

Применяя у себя то или иное новшество, библиотекари подходят к его использованию творчески. Они опираются при этом:

– на свою предыдущую практику,

– на опыт других библиотек;

– учитывают возможности и условия своей библиотеки.

Важно обеспечить, чтобы новшество при­менялось не по форме, а по существу, бороться с формальным отношением к его использованию.

 

Главное, что способствует эффективности работы библиотек, это НЕ ВНЕДРЕНИЕ, а освоение новшеств. Однако зачастую на стадии внедрения методисты и заканчивают свою деятельность.

При этом помощь библиотекам в освоении новшеств, анализ результатов их применения, поиск путей совершенствования остаются вне поля зре­ния методистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.023 с.)