Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор новшеств для применения в библиотеке. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Методические службы внедряют новшества по важнейшим, актуальным проблемам, отбирают наиболее прогрессивные методы, дифференцированно подходят к библиотекам. 4.2) Экспериментальная проверка новшества является одним из важнейших этапов его внедрения в практику библиотек. Ее задача состоит в изучении путей и методов применения новшества в библиотеках. Надо иметь в виду, что при внедрении новшества библиотекари иногда копируют его внешнюю, техническую сторону, не понимая его сути. При экспериментальной проверке новшества (в отдельной библиотеке, на ограниченном участке работы и т.п.) ведутся систематические наблюдения за ходом его применения, что дает необходимый фактический материал для анализа работы библиотеки в условиях нововведения и позволяет сделать обоснованные выводы о результатах использования новшества и целесообразности его распространения. Более того, использование новшества в других библиотеках, в других условиях также требует обязательной экспериментальной проверки, так как те методы и приемы работы, которые оказались результативными и одних библиотеках, могут оказаться бесполезными в условиях других библиотек. К сожалению, значение исследовательской функции в этой стороне управления нововведениями иногда недооценивается, что выражается в утверждениях, что эксперимент, учитывая его трудоемкость, необходим только тогда, когда нет других способов убедиться в ценности новшества. Однако таких способов не существует и недооценка значения экспериментов приводит к тому, что методические рекомендации основываются лишь на домыслах и предположениях методистов. В зависимости от поставленной задачи и содержания новшества постановка опыта может проводиться на базе тех или иных конкретных опорных библиотек – экспериментальных баз методических центров, их творческих лабораторий по постановке опыта, по проверке на практике теоретических предположений методических центров и опыта библиотек.
На основе такого эксперимента методический центр разрабатывает методические документы по внедрению новшества в практику библиотек (методические указания, инструкции, схемы, задания и другие материалы). Одновременно с разработкой рекомендаций по внедрению новшества методические центры организуют на базе опорных библиотек обучение библиотечных кадров новшеству. В этих целях используются разнообразные методы практического показа.
4.3.) Распространение новшеств включает в себя – разработку и распространение рекомендаций по внедрению новшества; – пропаганду новшества, обучение библиотечных кадров методике его применения; – оперативно-методическую помощь библиотекам в использовании новшества. Имеет своей целью, – во-первых, широко информировать о новшествах библиотекарей, заинтересовать их, возбудить желание применить новшество, и, – во-вторых, научить библиотекарей использовать это новшество
Организуется ознакомление с новшеством, намеченным к внедрению, методами устной, печатной и наглядной рекомендации, / разъяснение библиотекарям его сути и значения. При этом, чем шире намерен методический центр распространить это новшество, тем более широкий арсенал средств применяет он для ознакомления с ним библиотек.
Методы распространения новшеств: – устная рекомендация (в т.ч. обмен опытом); – печатная рекомендация (через различные издания (брошюры, сборники, бюллетени, листовки, плакаты и т.п.), изложение содержания новшеств в методических пособиях и в периодической печати); – наглядная рекомендация • (методические кабинеты и уголки, где оформляются выставки, стенды, плакаты, альбомы и т.п. о работе лучших библиотек, а также показываются материалы самих библиотек (отчеты, планы, методические разработки, плакаты, фотографии и т.п.) • телевизионные передачи, создание видеофильмов, а также размещение информации о новшествах в ИНТЕРНЕТе на сайтах библиотек-методических центров. – практический показ как комплексный метод. Ведущее место, с реди разнообразных методов распространения новшеств занимает устная рекомендация. Это обусловлено тем, что она является наиболее доступной и оперативной формой распространения новшеств. Преимущество рекомендации новшеств самими библиотекарями заключается в том, что в данном случае имеется возможность наиболее глубоко ознакомиться с новшеством, выяснить все непонятые вопросы, уточнить детали проделанной работы. Этот процесс в практике методической работы получил название – обмен опытом. Он особенно ценен тогда, когда проводится непосредственно на месте, в той библиотеке, которая применила новшество, когда организуется не только рассказ библиотекаря о новшестве, но и его практический показ.
Обмен опытом имеет большое значение для улучшения деятельности библиотек и для повышения квалификации библиотекарей. Участие библиотекаря в обмене опытом помогает ему развивать навыки изучения и обобщения своей практики, критически анализировать и оценивать свою работу. В оперативном распространении новшеств важная роль принадлежит методистам, которые обеспечивают, – во-первых, подготовку сообщений о новшествах, и, – во-вторых, аудиторию библиотечных работников, перед которой можно сделать сообщение. Наряду с устной рекомендацией новшеств, используются методы печатной пропаганды. Они дают возможность широко ознакомить с новшеством всех работников. Материалы печатной продукции удобны для использования, так как к ним можно всегда обратиться повторно, с тем, чтобы уточнить те или иные детали описанного новшества. Печатная рекомендация осуществляется через различные издания (брошюры, сборники, бюллетени, листовки, плакаты и т.п.), изложение содержания новшеств в методических пособиях и в периодической печати. Наряду с методами устной и печатной рекомендации, для распространения новшеств используются разнообразные средства наглядной пропаганды. Центром ее являются методические кабинеты и уголки, где оформляются выставки, стенды, плакаты, альбомы и т.п. о работе лучших библиотек, а также показываются материалы самих библиотек (отчеты, планы, методические разработки, плакаты, фотографии и т.п.). Важно, чтобы эти материалы отражали не только достижения библиотек в общих цифровых данных и иллюстрациях, но и оперативно показывали новое в работе библиотек. Как правило, эти материалы активно рекомендуются посетителям кабинетов и уголков и поэтому играют важную роль в распространении новшеств. Однако они могут быть использованы лишь теми библиотекарями, которые посетили методический кабинет или уголок. Для показа новшеств используются телевизионные передачи, создание видеофильмов, а также размещение информации о новшествах в ИНТЕРНЕТ на сайтах библиотек-методических центров. Все эти методы представляют собой устный или письменный рассказ о новшестве. Однако анализ библиотечной практики показывает, что наибольший эффект имеет не рассказ о новшестве, а практический показ. Практический показ как комплексный метод. Поэтому, наряду с ознакомлением библиотекарей с новшеством, одновременно организуется обучение библиотекарей новшеству на базе библиотек. В этих целях используются разнообразные формы практического показа: – семинары на базе библиотек, – экскурсии, – взаимопосещения, – практики и стажировки, – школы передового опыта библиотечной работы и т.п.
Одной из наиболее распространенных форм практического показа новшества является организация семинаров на базе библиотеки, его применившего, что дает возможность познакомиться с работой библиотеки, изучить новшество, с тем чтобы применить его в своей работе. Если такие семинары организуются последовательно в разных передовых библиотеках, у библиотекарей накапливается большое количество наблюдений за практикой работы лучших библиотек.
Одним из таких методов являются экскурсии в библиотеки и посещения библиотек. Последние, организуются чаще всего как взаимопосещения и получили довольно широкое распространение. В организации экскурсий и взаимопосещений большую роль призваны сыграть методические центры, которые должны рекомендовать библиотеки для посещений и направлять в них библиотекарей. Экскурсии и взаимопосещения имеют большое значение, так как непосредственное изучение новшества в библиотеке поможет библиотекарям скорее и лучше его усвоить и успешнее применить в своей работе. Однако и при проведении экскурсий и взаимопосещений имеются недостатки, которые затрудняют изучение новшества. Дело в том, что при этом нарушается обычная рабочая обстановка библиотеки. Особенно это заметно в небольших библиотеках, где библиотекарь не может одновременно выполнять свою текущую работу и беседовать с библиотекарями-экскурсантами.
4.4.) Освоение нововведения в библиотеке – это, когда новшество становится обычной нормой деятельности библиотеки. Это заключительный этап внедрения новшества, за которым лишь следует контроль за освоением. Освоение новшества НЕ МОЖЕТ рассматриваться как простое воспроизведение той или иной прогрессивной практики. Освоение – это совершенствование и развитие новшества с учетом местных условий и возможностей. Применяя у себя то или иное новшество, библиотекари подходят к его использованию творчески. Они опираются при этом: – на свою предыдущую практику, – на опыт других библиотек; – учитывают возможности и условия своей библиотеки. Важно обеспечить, чтобы новшество применялось не по форме, а по существу, бороться с формальным отношением к его использованию.
Главное, что способствует эффективности работы библиотек, это НЕ ВНЕДРЕНИЕ, а освоение новшеств. Однако зачастую на стадии внедрения методисты и заканчивают свою деятельность. При этом помощь библиотекам в освоении новшеств, анализ результатов их применения, поиск путей совершенствования остаются вне поля зрения методистов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.023 с.) |