В нем должно найти отражение Изучение новшества, как со стороны содержания, так и объема, форм и методов реализации в библиотечной практике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В нем должно найти отражение Изучение новшества, как со стороны содержания, так и объема, форм и методов реализации в библиотечной практике.



 

Сложность библиотечной практики заключается также в том, что она непрерывно изменяется. Отсюда важ­ное методологическое требование – изучать новшества в динамике, в развитии. Единовременное, одноразовое изуче­ние далеко не всегда может дать необходимый материал для анализа и обоснованных выводов о практической ценности новшества, о характере и причинах недостатков работы библиотеки, так как оно не учитывает происходя­щих изменений в ее деятельности. Этого можно достичь лишь в процессе многократного изучения с учетом факторов, влияющих на характер работы библиотеки. Поэтому изучение библиотечных новшеств должно быть систематическим, т.е. проводиться через определенные периоды для получения сопоставимых данных.

 

а) Изучение новшества начинается со сбора фактического материала. Чтобы можно было сделать убедительные и глубокие вы­воды, необходимо собрать достоверные, типичные факты и в достаточном количестве. Случайные факты и примеры не могут дать правильной информации о деятельности библиотек. Поэтому важным методологическим требовани­ем является полнота фактических сведений о примененном библиотекой новшестве.

 

В изучении библиотечных новшеств важнейшее место занимают МЕТОДЫ непосредственного изучения:

– наблю­дение и

– эксперимент.

Они редко используются в чистом виде, а обычно сочетаются, дополняя и взаимно контро­лируя друг друга, т.е. представляют собой две стороны еди­ного процесса изучения библиотечной практики. В зависи­мости от цели и объекта на первый план выдвигается либо наблюдение, либо эксперимент.

(Наблюдение: непосредственное, косвенное, самонаблюдение)

Важнейшим методом изучения библиотечных новшеств является НАБЛЮДЕНИЕ. Различаются два вида наблюдения: непосредственное и косвенное.

Непосредственное наблюдение – это изучение новше­ства непосредственно в библиотеке, в процессе ее дея­тельности. Наблюдению подвергается работа библиотеки в целом, отдельных библиотекарей и читателей. Методист находится рядом с наблюдаемым и констатирует, фикси­рует различные элементы его деятельности. Он присутствует во время бесед библиотекаря с читателем, посещает массовые мероприятия и т.п.

При всей своей ценности метод непосредственного наблюдения далек от совершенства. Его возможности ограничены, так как обычно методист не может длительный срок непрерывно находиться в библиотеке. Поэтому наряду с непосредственным наблюдением в изучении библиотечных новшеств применяется метод косвенного наблюдения.

Косвенное наблюдение – это изучение всей докумен­тации библиотеки (дневников, отчетов, планов, прото­колов и программ массовых мероприятий, текстов обзоров литературы и т.п.), личных записей библиотекарей, а также бесед с библиотекарями и читателями. Применение косвен­ного наблюдения дает возможность изучить, как работала библиотека до начала непосредственного наблюдения, а также в период отсутствия методиста в библиотеке, т.е. изучать новшество в развитии.

Следует отметить, что применение косвенного наблю­дения зачастую осложняется тем, что библиотекари плохо ведут учет, не собирают и не хранят материалы, отража­ющие опыт и результаты применения новшества, не запол­няют личных дневников. Поэтому полнота, а, следователь­но, и ценность материалов, представляемых библиотекой методисту, будет выше, если библиотекарям, опыт которых изучается, заранее дано задание по самонаблюдению и учету результатов использования того или иного новшества.

Однако следует иметь в виду, что многие процессы деятельности библиотеки, особенно обслуживания читателей, с трудом поддаются самонаблюдению и требуют привлечения стороннего наблюдателя. Так, не отрицая важности и значения записи самим библиотекарем бесед с читателями, следует помнить, что одновременно вести бе­седу и записывать ее невозможно; при записи же, произ­веденной после беседы, многие существенные детали упус­каются из виду Ясно, что в данном случае ценность записей стороннего наблюдателя, особенно произведенной с помощью диктофона или магнитофона, будет неизмеримо выше. Кроме того, наблюдение специального лица умень­шает субъективность восприятия явлений и фактов, неизбеж­ную при самонаблюдении.

Все это говорит о том, что как косвенное наблюдение, так и самонаблюдение, не только не исключают, а, нао­борот, лишь дополняют непосредственное наблюдение, осуществляемое методистом В зависимости от квалифи­кации и опыта работников библиотеки, опыт которой изучается, соотношение применения непосредственного и косвенного наблюдения различно. Чем квалифицирован­нее и опытнее библиотекарь, тем больше материалов полу­чит методист путем косвенного наблюдения.

Наряду с изучением естественного процесса работы биб­лиотеки применяется эксперимент. Он отличается от наблю­дения тем, что при наблюдении методист воспринимает то, что совершается на практике, а при эксперименте он активно вмешивается в условия и процесс изучаемого новшества, преобразует и изменяет его по своему усмотрени ю, т.е. формирует новшество.

Результаты наблюдений и экспериментов фиксируются в дневниках и протоколах, которые помогают точнее восстановить ход и условия наблюдений и экспериментов, облегчают анализ результатов изучения новшества и позволя­ют дать более обстоятельное его описание.

 

Планомерное накопление фактического материала о выявленном библиотечном новшестве является лишь ПЕР­ВЫМ ЭТАПОМ ИЗУЧЕНИЯ. Важнейшим является анализ и обобщение полученных фактов.

 

б) Этап обобщения и оценки.

Задача обобщения состоит в том, чтобы объе­динить различные знания об объекте изучения в целостную систему, найти существенные зависимости изучаемых явлений, определить тенденции их развития, дать практи­ческие рекомендации.

При оценке новшества учитываются

– условия его возникновения, развития и существования.

 

Критериями оценки являются:

– преимущество новшества в сравнении с традиционной практикой;

– степень доступности новшества для определенного типа или вида;

– соответствие его конкретным условиям работы библиотеки.

 

Анализ и обобщение фактов, полученных в результате изучения библиотечного новшества, позволяет получить его объективную картину; показать пути, которыми биб­лиотека достигла успехов в результате применения нов­шества; раскрыть его содержание.

 

в) Заключительным этапом изучения новшества является его ИЗЛОЖЕНИЕ. Изложение – это системное объяснение фактов, имеющее своей целью показать их взаимосвязи и взаимозависимости, вскрыть основные тенденции развития изучаемой проблемы. Его назначение заключается в том, чтобы оперативно информировать библиотеки о новых начинаниях в библиотечной практике.

Чтобы ответить на вопрос, как излагать опыт и определить основные методологические требования, необхо­димо сначала обратиться к тем типичным недостаткам, которые встречаются в описаниях новшеств и проанализи­ровать их причины.

Это, прежде всего, повторение общеизвестных истин. На поверку часто оказывается, что излагаемое новшество и вовсе не является новым, а все описанное давно известно и нашло применение в библиотечной практике.

Другой типичный недостаток многих описаний – их неконкретность.

Авторы рассказывают о новшестве общими фразами, увлекаются перечислением отдельных деталей проделанной работы, но не раскрывают ее методики и технологии, не показывают, как это было сделано

Часто в описаниях новшеств довольно обстоятельно рассказывается о процессе работы библиотеки, но не пока­зываются ее результаты.

Таким образом, анализ описаний новшеств показы­вает, что они содержат следующие типичные недостатки:

– повторяются общеизвестные истины;

– слабо раскрываются методика и результаты работы.

Причины этих недостатков заключаются в изложении новшеств не на основе глубокого изучения библиотечной практики, тщательного анализа и обобщения фактов, а в результате поверхностного озна­комления с работой библиотеки. Многие типичные недо­статки описания новшеств вызваны не столько неумением излагать их, сколько тем, что авторы не выполнили усло­вий, без которых нельзя дать содержательного описания.

 

Решая при изложении новшества вопрос о соотношении общего, особенного и конкретного, необхо­димо исходить из следующих основных положений:

– изложение должно быть конкретным, с тем, чтобы новшество могли освоить другие библиотеки;

– изложение должно отражать специфику (особенное) в работе библиотеки, опыт которой описывается;

– особенное в работе не должно быть оторвано от всей деятельности библиотеки.

 

Таким образом, основные методологические требова­ния к описанию новшеств следующие:

– отражать действительно новое, передовое в работе библиотек;

– давать анализ и обобщение фактов, показывающих ценность и значение излагаемого новшества;

– раскрывать содержание работы библиотеки путем показа наиболее типичных, характерных фактов, отражающих особенное в работе библиотеки, от­личающее ее от работы других библиотек;

– раскрывать методику работы;

– показывать пути применения этого новшества в практической деятельности других библиотек;

– показывать условия, в которых работала библиотека,

– отражать трудности, недостатки и пути их прео­доления.

Изложение, являясь заключительным этапом изучения и обобщения новшества, в то же время является основой, на которой развертывается его распространение по сети библиотек.

 

4) ВНЕДРЕНИЕ НОВШЕСТВ – это система организационно-методических мероприятий, направленных на то, чтобы обеспечить массовое применение конкретного новшества по сети библиотек.

Внедрение новшеств – это процесс активного воз­действия на работу библиотек, который предусматривает массовое применение того, что признано методическими центрами ценным и проверено на практике.

Внедрение новшества является не оторванным процес­сом, а итогом всей работы по его изучению и обобщению.

Его началом можно считать изучение, так как уже на этом этапе решают, заслуживает ли изученное новшество массо­вого распространения, т.е. внедрения, или достаточно ограни­читься применением его только в отдельных библиотеках. Одновременно учитываются конкретные условия библиотек, чтобы решить в каких из них возможно его использование.

Внедрение новшеств должно носить оперативный характер. Важно быстро подхватить новое и распростра­нить его по сети библиотек. Однако оперативность внедрения нельзя рассматривать как кратковременную кампанию, как работу только в период различных "недель", "декад", "месячников", проведением которых так увлекаются некоторые методические центры.

 

Система организационно-методической работы по внедрению новшеств включает ряд последо­вательных этапов:

– 4.1. выбор новшества для внедрения;

– 4.2. постановку опыта (экспериментальная проверка новшества);

– 4.3. распространение новшества

• разработка и распространение рекомендаций по внедрению новшества;

• пропаганда новшества, обучение библиотечных кадров методике его применения;

• оперативно-методическую помощь библиотекам в использовании новшества,

– 4.4. освоение новшества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.023 с.)