Основные элементы методологического аппарата научного исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы методологического аппарата научного исследования.



Цели изучения:

- знакомство с понятиями темы, анализ их основных логических характеристик;

- сформировать умение четко выстраивать методологический аппарат исследования; выявлять типичные ошибки при формулировании проблемы, объекта, предмета, цели и задач, гипотезы исследования.

- продолжить формирование интереса к исследовательской деятельности в области педагогики; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию.

Литература основная:

1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: уч. пос. / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2008.

2. Как писать магистерскую диссертацию по педагогике: Учеб.-метод. пос. для преподавателей и студентов-магистрантов/ Науч. ред. А.А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 145с.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. Пособие для студ. вузов/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 400с.

4. Ласковец, В.С. Методология научного творчества. Учебное пособие. -
М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 32 с. [Электронный ресурс]: http://www.biblioclub.ru/90384_Metodologiya_nauchnogo_tvorchestva_Uchebnoe_posobie.html

5. Новиков, А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280с.

6. Новиков, А.М. Основные характеристики диссертационного исследования/ А.М. Новиков// Соискатель-педагог. – 2008. - №2. – С. 57-74.

7. Новиков, А.М. Первые шаги на пути к диссертации/ А.М. Новиков// Соискатель-педагог. – 2008. - №3. – С. 65-77.

8. Орлов, А.А. Методологические характеристики диссертационного исследования – основа его качества/ А.А. Орлов// Соискатель-педагог. – 2008. - №3. –С. 35-40.

9. Райзберг, Б.А. Написание и защита диссертаций. Практическое руководство.
М.: Маросейка, 2011. - 198 с. [Электронный ресурс]:

http://www.biblioclub.ru/96478_Napisanie_i_zaschita_dissertatsii_Prakticheskoe_rukovodstvo.html.

 

Литература дополнительная:

1. Аверченков, В. И. Малахов Ю. А. Основы научного творчества: учебное пособие. -
2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011. - 156 с. [Электронный ресурс]: http://www.biblioclub.ru/93347_Osnovy_nauchnogo_tvorchestva_uchebnoe_posobie.html.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

3. Краевский В. В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. — М., 2001.

1.2. Краевский В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря: http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.

5. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары,2001// http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27210

6. Педагогика и логика: Сборник/ Г. Щедровицкий, В. Розин и др. – М.: Касталь, 1993.

7. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987.

8. Решетова, Л.И. Практические советы студенту-гуманитарию, начинающему научное исследование. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005.

 

Семинарское занятие № 3.

Основные элементы методологического аппарата научного исследования.

План:

1. Основные методологические характеристики научного исследования:

проблема,

тема,

объект,

предмет,

цель,

задачи,

гипотеза,

методы,

хронологические и географические рамки,

защищаемые положения

научная новизна результатов,

практическая значимость.

2. Общая логика построения научной работы.

 

Задания для подготовки к семинарскому занятию.

1. Выпишите определения всех основных методологических характеристик научного исследования.

2. Составьте схему, отражающую взаимосвязи между этими категориями.

3. Какой компонент в этой схеме является системообразующим?

4. Подумайте, какие из методологических характеристик являются универсальными и должны присутствовать в исследовании с любой тематикой, а какие – носят локальный характер и могут не формулироваться для ряда исследований.

5. Можно ли установить иерархию методологических характеристик по уровню сложности и объема? Какие их них должны непременно присутствовать в курсовой работе? в выпускной квалификационной работе бакалавра? в магистерской диссертации? в диссертации кандидата наук?

6. В чем состоит различие между научной проблемой и практической задачей?

7. Рассмотрите предложенные разными авторами алгоритмы логического построения научно-исследовательской работы. Сравните их.

8. Сформулируйте наиболее общий подход к логике и структуре исследования по педагогике.

 

Задания для обсуждения на занятии.

1. Сравните два следующих высказывания:

1) «Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его «цели», «задачи» и др., к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют». (Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дру­жинин. – М.: ИНФРА-М., 1997. – С. 92.)

2) «Развитая методологическая рефлексия предполагает умение ученого осмысливать и оценивать собственную исследовательскую деятельность или научную работу других в соответствии с такими характеристиками исследования, которые могут служить и критериями его качества: «объект и предмет исследования», «цель», «актуальность», «новизна». (Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. – Самара: СамГПИ, 1994. – С. 110.)

С кем из авторов вы согласны? Свою позицию аргументируйте.

2. В одной из своих статей В.В. Краевский в качестве негативного примера «размывания» предмета педагогики приводит перечень докладов, обсуждавшихся на 45-й конференции Амери­канского общества философии образования (г. Сан-Антонио, США, 1989 г.): «Эти­ка, нравственное развитие и опыт», «Зачем нужен рационализм: о критическом мышлении по поводу критического мышления», «Музыка и понимание», «Учение как воспоминание», «Профессионализм и моральный риск преподава­ния», «Обучение чтению и общее образование», «Проблема рационализма в преподавании», «Семантическая физиология: Витгенштейн о педагогике», «Препо­давание, учение, их онтологическая зависимость». (Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. – 2009. - № 3.)

Вычленив в каждом случае предмет исследования, распределите эти темы по научным дисциплинам, традиционным для России: философия, психология, педагогика, методика преподавания конкретного предмета.

 

3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

«… новизну и научную (теоретическую) значимость зачастую записывают в одну рубрику, без различения. В разделе «Новизна» пишут: выявлено, разработано, раскрыто и т.п. Смотрим «Научную значимость» - и там те же слова: выявлено, разработано, раскрыто. Мало кому приходит в голову, что это – разные направления мысли. Новизна состоит в том, что исследователь выявил, получил новое знание о том-то, а значимость – в том, что можно это знание использовать для решения другими исследователями других проблем, близких к проблематике данного исследования, но не совпадающих с ней. Как нас учили в школе, надо выяснить, «на какой вопрос отвечает». Научная значимость отвечает на вопрос…» (Краевский, В.В. Тенденции и антитенденции в педагогике. - http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers. - 10.03.2010.)

Так на какой вопрос отвечает «научная значимость»? а «научная новизна»?

 

4. Вам предлагаются данные, полученные в ходе опроса 652 учащихся школ Центрального района г. Тулы и 102 родителей: «Как использует свободное время школьник?»

 

№ п/п Вид занятий Всего %
  Общение с друзьями  
  Просмотр теле-, видео-, кинофильмов  
  Чтение художественной литературы  
  Спорт, туризм  
  Развлечения  
  Общение с родителями  
  Дополнительное образование  
  Техническое творчество  
  Общение с любимым человеком  
  Помощь старшим  
  Коллекционирование  
  Приобщение к искусству  

 

Проанализируйте эти данные. Позволяют ли они сформулировать проблему(ы) исследования? Какие проблемы вы выделили бы как наиболее актуальные? Сформулируйте их.

5. В рамках «Научной весны - 2009» в ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено исследование ценностных ориентаций и предпочтений студентов.

По результатам проведенного исследования выяснилось, что ведущей ценностью, поставленной на 1-е место почти 40% всех опрошенных, является «здоровье». Причем этот выбор характерен для студентов всех специальностей, независимо от пола и возраста. Студенты так объясняют свой выбор данной категории: «здоровье – самое главное, что есть у человека»; «в здоровом теле – здоровый дух»; «если человек здоров, то перед ним открываются все возможности» и т.д.

Второе место в рейтинге выбранных ценностных ориентиров занимает категория «любовь». Здесь прослеживается корреляция между выбором и половой принадлежностью респондентов. Хотя в среднем по частоте выбора «любовь» является важнейшей жизненной ценностью и для юношей, и для девушек; но все-таки на 2-е место в рейтинге ее поместили 25 % девушек и только 16% юношей, причем тот же рейтинг (16%) у юношей набрала категория «дружба». В определении студентами понятия «любовь» можно выделить 3 типа ответов: 1) любовь – «ответственность за любимого человека», «полное взаимопонимание», «духовное родство»; 2) «поддержка от любимого человека», «помощь любимого человека»; 3) «духовная основа жизни», «созидание», «двигатель всего».

Достаточно часто в качестве жизненного приоритета студентами избирались такие понятия как «активная жизнь», «продуктивная деятельность», «творчество», «развитие»; определяемые как стремление «быть полезным», «выжать из себя максимум», «реализовать все свои возможности» и т.д.

На последнее место в рейтинге ценностей студенты поставили «красоту природы и искусства» (24% опрошенных), этот результат характерен для всех специальностей (в том числе и для искусствоведов -!) и обоих полов. Предпоследнюю строчку занимает категория «счастье других» (на 1-е место его поместили менее 4 % опрошенных, на 2-е и 3-е место – никто).

Категорию «материально обеспеченная жизнь» на 1-3 место в рейтинге поместили 18 % студентов, причем среди девушек никто не поставил ее на 1-е место, среди юношей таких оказалось 10,5 %. Отметим, что примерно половина выбравших это понятие в качестве важнейшей ценности, объясняют это тем, что отсутствие материальных проблем даст им возможность сосредоточиться на чем-то другом – творчестве, духовной жизни и т.п.

Проанализируйте эти данные. Позволяют ли они сформулировать проблему(ы) исследования? Какие проблемы вы выделили бы как наиболее актуальные? Сформулируйте их.

6. Познакомьтесь с выдержками из выпускных квалификационных работ студентов. Проанализируйте приведенную в них систему основных методологических характеристик. Выявите допущенные ошибки. Предложите варианты улучшения формулировок основных методологических характеристик для каждой из этих тем.

1) Тема: «Психолого-педагогические особенности формирования мотивации к учебной деятельности у подростков на уроках истории».

Объект исследования - обучение подростков истории (учащиеся 8а и 8б классов МОУСШ №58 г.Тулы). Предмет исследования — мотивация учения подростков в процессе обучения истории.

Выбрав объект и предмет исследования, мы сформулировали цель исследования - выявить, теоретически обосновать особенности формирования мотивации учения в подростковом возрасте; в опытно-экспериментальной проверить эффективность системы условий по формированию мотивации подростков.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мотивации учения в подростковом возрасте;

2. дать основные характеристики понятий данного исследования (мотивация, мотив, мотивационная сфера, классификация мотивов и др.);

3. выявить условия эффективной реализации методик по формированию мотивации учебной деятельности подростков.

Гипотеза исследования - создание целенаправленной системы воздействия по формированию мотивации учащихся - подростков будет способствовать улучшению учебной деятельности на уроках истории в данном возрасте, если:

1.Педагогами и практическими психологами будет использована поуровневая диагностика мотивации учебной деятельности школьника-подростка;

2.Осуществляться оперативное регулирование уровня мотивации УД учащихся впроцессе обучения на уроках истории;

3. Разработана программа стимулирования данного вида мотивации в учебном процессе и деятельности педагога.

2) Тема: « Изучение истории в системе дополнительного образования: из опыта работы туристско-краеведческого клуба».

Объектом исследования является деятельность туристико-краеведческих объединений подростков. Предметом исследования является изучение истории Отечества и Родного края в деятельности туристско-краеведческих объединений.

Цель: определение роли и места туристико-краеведческих кружков системы дополнительного образования в структуре исторического образования школьников.

Задачи:

· Изучение и анализ нормативно-правовой базы, литературы по деятельности туристико-краеведческих объединений в системе дополнительного образования.

· Анализ опыта работы педагогов дополнительного образования по изучению истории в рамках туристико-краеведческих объединений.

· Разработка и экспериментальная проверка возможностей туристско-краеведческой работы для изучения истории со школьниками.

Гипотеза: уровень исторического образования школьников повышается в процессе их участия в работе туристско-краеведческого объединения, если:

1. содержание занятий объединения соотносятся со школьной программой по истории, дополняет и расширяет ее;

2. занятия в туристско-краеведческом кружке имеют направленность не только на расширение знаний по истории, но и на формирование эмоционально – ценностной сферы личности;

3. занятия в кружке нацелены на формирование социального опыта учащихся, приобретение ими навыков коммуникативных, организаторских, прикладных туристических и т.д.

3) Тема: «Влияние проблемно - развивающего обучения на развитие креативного мышления старшеклассников».

Мы выбрали объектом нашего исследования учебно - воспитательный процесс обучения истории в старших классах. Предметом исследования являются дидактические и методические аспекты развития креативности мышления старших школьников средствами проблемно - развивающего обучения.

Но при многообразии работ, посвященных вышеназванным проблемам эта сфера остается ещё недостаточно изученной, что и явилось для нас решающим в выборе цели настоящего исследования: теоретически обосновать и в процессе опытно - экспериментальной работы доказать, что использование проблемно - развивающего обучения позитивно влияет на развитие креативности мышления старших школьников.

Для реализации данной цели потребовалось сформулировать и решить следующие исследовательские задачи:

- раскрыть сущность проблемно - развивающего обучения, его отличия от других видов обучения;

- показать особенности использования проблемно - развивающего обучения на уроках истории в старшей школе;

- раскрыть сущностные характеристики процесса формирования креативности мышления;

- доказать, что использование технологии проблемно - развивающего обучения эффективно воздействует на развитие креативности мышления старших школьников.

Гипотезой данного исследования явилось следующее положение: планомерное и регулярное использование средств проблемно – развивающего обучения на уроках истории в старших классах приводит к более быстрому и эффективному развитию креативности мышления школьников, чем в случае использования традиционного обучения при прочих равных условиях.

 

4) Тема: «Педагогические взгляды Н.И. Кареева».

Объект исследования: Педагогическая и научная деятельность Н.И. Кареева. Объект исследования концентрируется вокруг основных понятий и ведущих целей нашего исследования. Это своеобразные несущие конструкции, на которых держится всё здание исследуемой темы. Осмысление содержания основных понятий и идей невозможно без раскрытия их связей с другими понятиями, многие из которых изучаются другими научными дисциплинами. Отсюда и необходимость опоры на эти связи, выявление которых требует знания как изученных тем исторического и обществоведческого курсов, так и понятийного аппарата других учебных предметов.

Предмет исследования: Система педагогических и методических взглядов Н.И.Кареева, нашедшая отражение в теоретических трудах, учебных и методических пособиях.

Цель исследования: Целью данного исследования является изучение и творческое осмысление педагогического наследия Н.И. Кареева, для последующего практического применения его ключевых идей и положений в практике современного исторического образования.

Задачи исследования:

1) Изучить основные педагогические и психологические идеи, существовавшие в России в конце XIX – начале XX вв. и определить в их контексте место и роль деятельности Н.И.Кареева.

2) Изучить научные труды Н.И.Кареева и труды, освещающие его деятельность.

3) Вычленить и описать ключевые положения общепедагогических и методических взглядов Н.И.Кареева.

4) Провести сравнительный анализ, предложенных Кареевым альтернативных подходов, к целям, содержанию, методам школьного исторического образования.

5) Определить значение педагогических идей Н.И.Кареева для современного школьного исторического образования.

 

7. Проанализируйте фрагменты диссертаций, представленных на соискание ученой степени кандидата наук. Выделите предложенные в них основные методологические характеристики. Проследите взаимосвязи между:

- темой, объектом и предметом исследования;

- темой и целью;

- предметом и целью;

- целью и задачами;

- целью, задачами и гипотезой.

Удачно ли, на ваш взгляд, выстроена система этих категорий? Если нет, то какие изменения вы бы предложили внести?

1) Тема: «Концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики».

Объект исследования: преподавание педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Предмет исследования: включение психологического знания в содержание курса педагогики как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей.

Цель исследования: выявить концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики и определить способы использования этого знания в преподавание педагогических дисциплин.

Гипотеза исследования. Включение психологического знания в вузовский курс педагогики осуществляется с учетом концептуальных оснований, к числу которых отнесены источники, пути, условия и способы. Вероятно, что уровень усвоения педагогического знания студентов повысится, если преподаватель педагогики: опирается при подготовке к занятиям на источники включения педагогического знания; использует в своей работе психологическое знание в соответствии с элементами структурно-функциональной модели вузовского курса педагогики; учитывает в процессе педагогической подготовки дидактические условия включения психологического знания; применяет в преподавании способы включения вспомогательного знания.

Задачи исследования:

  1. Установить содержание понятия «концептуальные основания».
  2. Охарактеризовать состояние соотношения педагогического и психологического знания в области профессиональной подготовки будущего учителя.
  3. Проанализировать затруднения учителей и студентов в использовании педагогического знания.
  4. Выявить место психологического знания по отношению к педагогическому в содержании нормативных документов по педагогике.
  5. Разработать структурно-функциональную модель курса педагогики с включением психологического знания в вузовский курс педагогики.
  6. Определить дидактические условия включения психологического знания в преподавание педагогических дисциплин.
  7. Уточнить способы включения и использования психологического знания в преподавании педагогических дисциплин.
  8. Показать влияние включения психологического знания в курс педагогики на эффективность усвоения педагогических знаний студентами.

(Калниболанчук, И.С. Концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – Тула, 2007. – С.6.)

 

2) Тема: «Высшее образование российской молодежи в условиях эмиграции «первой волны» (20-30-е гг. XXв.)».

Цель исследования – воссоздание целостной картины становления и функционирования высшего образования для российской молодежи в условиях эмиграции «первой волны», анализ его основных направлений и типов, а также организации, содержания, форм и методов деятельности русской высшей школы за рубежом.

Объект исследования – образование и педагогика Российского Зарубежья в условиях эмиграции «первой волны».

Предмет исследования – высшее образование российской молодежи в условиях эмиграции 20-30-х гг. XX в.

Задачи исследования:

- исследовать политические, социально-экономические, социокультурные и педагогические факторы организации и развития высшего образования для российской молодежи в условиях эмиграции;

- проанализировать и воссоздать систему русского высшего образования в Российском Зарубежье как в целом, так и по отдельным направлениям высшего профессионального образования;

- изучить развитие педагогики и методики высшего образования и особенности образовательного процесса в русской высшей школе;

- дать характеристику студенчества и профессорско-преподавательского корпуса высшей школы Российского Зарубежья.

(Макеева, Н.А. Высшее образование российской молодежи в условиях эмиграции «первой волны» (20-30-е гг. XXв.): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Саранск, 2003. – С. 5-6.)

3) Тема: « Управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования ».

Объект исследования – управление муниципальной системой образования.

Предмет исследования – условия эффективного управления социально-психологической службой в муниципальной системе образования.

Цель исследования – теоретически обосновать, спроектировать модель социально-психологической службы как элемент муниципальной системы образования и опытно-экспериментальным путем выявить условия, при которых управление ею будет эффективным.

Гипотеза: управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования будет эффективным, если:

- служба будет органично включена в структуру муниципальной системы образования;

- субъект управления этой службой по своей структуре и функциям адекватен целям, функциям, структуре и содержанию деятельности службы;

- разработано ресурсное (нормативно-правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое) обеспечение функционирования и развития службы в муниципальной системе образования;

- критерии и показатели функционирования и развития службы будут ориентированы на качественные показатели деятельности муниципальной системы образования;

- выявлены и проверены педагогические условия эффективного управления спроектированной службой.

Задачи исследования:

1. Спроектировать модель социально-психологической службы как элемент структуры муниципальной системы образования на основе уточненного понятия «социально-психологическая служба».

2. Обосновать и спроектировать структуру субъекта управления адекватную целям, функциям и содержанию деятельности социально-психологической службы, созданной как объект управления в муниципальной системе образования.

3. Обосновать и разработать содержание ресурсного обеспечения функционирования социально-психологической службы в муниципальной системе образования.

4. Определить критерии и показатели функционирования и развития социально-психологической службы в муниципальной системе образования.

5. Выявить педагогические условия эффективного управления социально-психологической службой в муниципальной системе образования.

(Бурцева, И.И. Управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Тула, 2009 – С.5-6.).

4) Тема: « Обучениебудущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в образовательном процессе вуза (на материале педагогических дисциплин)».

Объектом исследования выступает изучение педагогических дисциплин в образовательном процессе вуза, тогда как предмет исследования – педагогические условия обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин в вузе.

Цель исследования: теоретически обосновать, опытно-экспериментальным путем проверить модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин в вузе и выявить педагогические условия ее эффективного функционирования.

Гипотеза исследования: обучение будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций будет эффективным, если:

  1. Данный процесс выделен в качестве одной из задач изучения педагогических дисциплин;
  2. Выявлены содержательные и организационные возможности педагогических дисциплин для обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций;
  3. Спроектирована и реализована модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций;
  4. Разработаны критерии и показатели для определения уровней развития у будущих учителей понимания учебно-воспитательных ситуации;
  5. выявлены и проверены педагогические условия эффективного функционирования спроектированной модели.

Цель и гипотеза исследования обусловили формулирование следующих задач: 1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие «понимание педагогической ситуации учителем»; 2) выявить содержательные и организационные возможности педагогических дисциплин для обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций; 3) спроектировать модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин; 4) разработать критерии и показатели ля определения уровней развития понимания студентами педагогических ситуаций; 5) выявить педагогические условия эффективного функционирования модели; 6) апробировать модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин при соблюдении выявленных условий.

(Бабина, О.И. Обучениебудущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в образовательном процессе вуза (на материале педагогических дисциплин): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Тула, 2007. – С.7-8).

5) Тема: «Влияние государства и общества на гимназическое образование в России во второй половине XIX – начале XX в.»

Объект исследования: система гимназического образования в России во второй половине XIX – начале XX в.

Предмет исследования: влияние государства и общества на процесс реформирования системы гимназического образования в России во второй половине XIX – нач. XX в.

Цель диссертационного исследования: научный анализ влияния государства и общества на процесс развития системы гимназического образования в России в контексте социально-политических перемен второй половины XIX – начала XX в.

Задачи работы:

- проанализировать состояние гимназического образования в России к началу Великих реформ Александра II и определить причины и основные направления реформирования гимназического образования;

- выявить тенденции развития женских и мужских гимназий в пореформенный период, их место в системе образования Российской империи;

- исследовать процесс реформирования гимназического образования в контексте модернизационного процесса рубежа XIX – начала XX вв.;

- проанализировать требования общества в отношении образовательной политики, отраженные в документах политических партий и деятельности I – III Государственных Дум;

- выявить степень эффективности попыток реформирования среднего образования в период третьеиюньской монархии, войны, революции;

- проиллюстрировать общеимперские тенденции динамики образовательной практики гимназий на примере Тульской губернии.

(Маркова, С.М. Влияние государства и общества на гимназическое образование в России во второй половине XIX – начале XX в.: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Тула, 2007. – С. 3-4).

6) Тема: « Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты».

Объектом исследования является содержание школьного образования (русский язык). Предмет исследования: способы оценки и формирования лингвистического компонента нормативно-научной картины мира как содержания школьного образования.

Цель исследования: изучение особенностей взаимоотношения содержания образования и его языкового выражения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть возможности представления содержания школьного образования как нормативно-научной картины мира и выделить ее базовую единицу – термин;

- проанализировать количественный и качественный состав терминологического наполнения учебников русского языка, соответствующих основным учебным программам, с учетом типов нормативно-научных текстов и на его основе провести сопоставительный анализ терминологического наполнения параллельных учебников;

- разработать экспериментальный способ определения уровня владения лингвистической терминологией;

- предложить систему терминологической работы и проверить ее эффективность в экспериментальном обучении.

Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом:

если рассматривать содержание школьного образования как нормативно-научную картину мира, а термин как ее опорную единицу, то проведение комплексного анализа лингвистической терминологии в составе ННТ школьных учебников и целесообразно организованная терминологическая работа на уроках русского языка позволят:

а) представить в структурированном и доступном для количественного и качественного анализа виде содержание любого фрагмента ННКМ (учебного предмета);

б) разработать инструмент лингвистической (терминологической) оценки содержания учебников в условиях многовариантности выбора;

в) разработать методику оценки лингвистической компетенции ученика на основе учета корреляций между предметным знанием и выражающей его терминологией;

г) повысить уровень лингвистических знаний обучающихся.

(Ильина, А.М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Орел, 2008. – С.4-5.)

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Прочитайте текст:

« Уже давно приходится видеть в диссертациях незыблемое изображение проблемы исследования как противоречия. В каких-то случаях, действительно, иначе не получается. Но это далеко не единственный способ представления проблемы. Проблема – это знание о незнании, обозначение области неизвестного в окружении известного. А противоречие чаще всего сводится к какой-либо банальности, вроде «Хотелось бы лучше, а на деле имеем как всегда». Хотелось бы, чтобы все школьники были умными и красивыми, а в реальности попадаются не очень красивые и не вполне разумные. Вот и противоречие. Да, формально проблема есть. Но она столетиями лежит на поверхности. Подобных противоречий можно набрать десятки и сотни. А вот конкретно поставить вопрос, каких знаний, знаний о чём не хватает, чтобы сделать их красивее и умнее – до этого часто дело не доходит, а именно с этого и должно начинаться исследование. В этом подлинная проблема». (Краевский, В.В.Место методологии в подготовке научно-педагогических кадров. - http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers. - 10.03.2010.)

Подумайте, каких же знаний не хватает вам в рамках вашей исследовательской темы. Попробуйте сформулировать проблему своего исследования: через противоречия или без них…

 

2. Конечно, достаточно редко случается, что проблема, выбранная для студенческого исследования, является «белым пятном» на карте науки. Как правило, эта проблема лишь субъективно новая, проблема «для себя». Но, тем не менее, не стоит выбирать для исследования тривиальную тему – всегда можно найти интересный, малоизученный поворот. Формулировка темы может быть: описательного, аналитического или проблемного характера. Восполните пробелы в таблице, следуя образцу. Подумайте, какие формулировки являются наиболее удачными. Почему?

 

Формулировки темы исследования
Описательная Аналитическая Проблемная
Школа в Древнем Риме. Структура системы образования в Древнем Риме. Содержание школьного образования в Древнем Риме как отражение ценностных представлений человека эпохи античности.
Мотивация учебной деятельности подростков.   Психолого-педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности у подростков на уроках истории.
Технология проблемно-развивающего обучения. Особенности проблемно - развивающего обучения в старших классах.  
Педагогическое проектирование.   Подготовка будущего учителя к педагогическому проектированию.
Научное наследие Л.С. Выготского.   Влияние идей Л.С. Выготского на развитие педагогики, психологии и методики преподавания.
  Особенности работы учителя математики в малокомплектной сельской школе.  
    Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников при обучении иностранному языку.
  Дидактическая игра как форма организации познавательной деятельности младших школьников.  
Педагогические взгляды Н.И. Кареева.      
  Идея развивающего обучения: И. Песталоцци – К.Д. Ушинский – Л.В. Занков.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.094 с.)