Соотношение методологического, теоретического и эмпирического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение методологического, теоретического и эмпирического



Уровней исследования.

План:

1. Основные методологические принципы исследования в сфере образования.

2. Современные философские концепции как методологическая основа психолого-педагогических наук.

3. Научное исследование как отражение методологической позиции его автора. Понятие о методологической культуре.

Задания для подготовки к семинарскому занятию.

1. Дайте определение понятию «научный принцип». Вспомните, как соотносятся понятия «научная закономерность» и «научный принцип». Приведите примеры их соотношения, известные вам из курса Общей педагогики.

2. В чем разница между понятиями «научный принцип» и «методологический принцип исследования»?

3. Раскройте основные методологические принципы исследования в сфере образования.

4. Приведите примеры реализации научных принципов в исследовательской практике психолого-педагогических наук.

5. В чем смысл использования философских концепций как методологической основы научных исследований?

6. Подумайте, какой раздел (или разделы) философии наиболее важны как методологическая основа для психолого-педагогических наук.

7. Какие современные философские концепции вы знаете? Подготовьте сообщение об одной из них. При подготовке своего сообщения обратите внимание на то, что в контексте данного семинарского занятия наибольшее внимание вы должны уделить гносеологическим аспектам той или иной концепции.

8. Поразмышляйте, любая ли философская концепция может служить методологической базой для исследований в сфере образования? Можно ли здесь выделить какие-то ограничения? Какие именно?

9. От каких факторов зависит выбор той или иной философской концепции в качестве методологической основы проводимого исследования? Возможно ли поделить эти факторы на объективные и субъективные?

10. Как соотносятся философские и общетеоретические основы в методологии научного исследования? Могут ли они не совпадать и принадлежать разным концепциям? А противоречить друг другу?

11. Как вы понимаете, что такое «методологическая культура исследователя»? Почему в данном контексте употребляется термин «культура»? Какое значение он здесь имеет?

12. Подумайте, можете ли вы достаточно четко сформулировать свою методологическую позицию на данном этапе исследовательской работы? Если нет, что вам мешает это сделать?

Задания для обсуждения на занятии.

1. Познакомьтесь с фрагментом работы В.В. Краевского.

«…ни одна из крайних позиций – с одной стороны, стремление свести педагогику к «прикладной философии», а с другой – лишить ее философских и собственных теоретических оснований – не помогает науке и не способствует совершенствованию практики в области образования. В то же время связь с философией остается необходимым условием развития педагогической мысли. Философские положения … необходимы при построении педагогической теории, поскольку теоретическое исследование связано с изучением действительности опосредованно: теория непосредственно соотносится не с данными опыта, а с философскими знаниями». (Краевский, В.В. Методология педагогики / В.В. Краевский. – Чебоксары, 2001. – С. 130.)

Как вы понимаете высказывание «теория непосредственно соотносится не с данными опыта, а с философскими знаниями»? Означает ли это отказ от опытного познания реального мира?

 

2. Познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы.

«Исходные понятия и принципы теории относятся не непосредственно к реальным вещам и событиям, а к некоторым абстрактным объектам, в совокупности образующим идеализированный объект теории. В классической механике им является система материальных точек; в молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих шариков, и т.п. Идеализированный объект теории имеет определенное отношение к реальным вещам и явлениям: он отображает некоторые абстрагированные от них или идеализированные свойства реальных вещей». (Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. - М., 1998// http:www.philsci.univ.kiev.ua/Nikiforov.html)

Есть ли такой «идеализированный объект» в педагогике? в психологии? Что это за объект? Какие абстрагированные свойства реальных вещей он отображает?

3. Сравните методологические подходы разных философских концепций. На конкретном примере проиллюстрируйте, как будет меняться интерпретация одного и того же педагогического факта в зависимости от его рассмотрения в рамках разных методологических концепций.

 

4. Почему существуют такие понятия, как «ложная методология», «опасная методология», «противоречивая методология»? Как вы полагаете,удастся ли когда-либо человечеству создать универсальную методологию, некий «новый органон», т.е. единственно правильный метод отыскания истины?

 

5. Г.П. Щедровицкий писал, что основные продукты методологической работы - конструкции, проекты, нормы, методические предписания и т. п. - не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность; они проверяются на реализуемость.

Поясните эту мысль на примерах из методологии педагогики и /или психологии.

 

6. Далеко не все мыслители признают роль философии как общей методологии науки. Так, например, представитель символизма поэт А.Белый утверждал: «мировоззрение не может отныне лежать ни в основе частной науки, ни в ее выводе; мировоззрение не может лежать также и в основе системы точных наук; пользуясь, например, физиологическим методом в психологии, я не могу прийти к выводу о субстанциональности души вовсе не потому, что в принципах физиологического исследования самые термины душевных процессов подменяются терминами процессов физических... Наука и мировоззрение не соприкасаются друг с другом нигде...» (Цит. по: Кабанов, П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога – Томск: Изд-во ТГУ, 1999// http: www.asf.ru/Pabl/monogr)

Предложите ваши аргументы «за» и «против» такой позиции.

 

7. Согласны ли вы с утверждением, что методологическая концепция есть инструмент экспансии того или иного мировоззрения? Свое мнение аргументируйте.

 

8. По мнению В.В.Розанова, «культура есть все, в чем скрыт какой-нибудь культ... В понятии культа содержится внутренний, духовный смысл культуры... Культ есть внутреннее и особенное внимание к чему-нибудь, предпочтение некоторого всему остальному». В.В.Розанов показывает следующую этимологию слова «культура»: «Colo - чту, потом возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту; отсюда – cultum». (Цит. по: Кабанов, П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога – Томск: Изд-во ТГУ, 1999// http: www.asf.ru/Pabl/monogr)

Можно ли соотнести это утверждение с понятием «методологическая культура»?

 

9. По мнению В.В. Краевского, «в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования». (Краевский, В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.)

В контексте этого определения подумайте, в чем разница между методологической культурой ученого-педагога и педагога-практика. Необходимо ли для школьного учителя овладение методологической культурой? Существует ли взаимосвязь между методологической культурой и творчеством? Свою позицию аргументируйте.

 

10. В чем проявляется методологическая культура ученого, разрабатывающего тему: «Педагогические условия организации обучения «трудных» подростков» и методологическая культура учителя, который сталкивается с проявлениями агрессивности, апатии и т.п. учащихся на уроках?

 

11. Проанализируйте фрагменты выпускных квалификационных работ и диссертаций, представленных на соискание степени кандидата наук. Выделите методологические подходы, принципы и концепции, указанные авторами этих работ. Является ли их перечень по каждой из тем необходимым и достаточным? Какие изменения вы бы предложили внести?

1) Тема: «Эволюция школьного учебника истории в России XVIII - XIX вв.»

«Методологическую основу исследования составляет комплексное использование как общефилософских методов исследования: структурно-функционального, оценочного анализа, так и опора на принципы исторического подхода, позволявшие рассматривать поставленные в работе проблемы в контексте таких научных дисциплин, как история, педагогика и методика преподавания».

2) Тема: « Тульская мужская классическая гимназия. 1804-1917 гг.»

«Обращаясь к вопросутеоретико-методологической основы работы, следует отметить, что исследование носит конкретно-исторический характер, позволяющий в комплексе выйти на уровень общетеоретических обобщений через отбор, классификацию, сравнительный анализ и авторскую интерпретацию источников. Принцип системности нашел свое выражение как в рассмотрении поставленных проблем в их временном развитии, так и в непосредственном анализе источников и исторической, педагогической, методической литературы. Комплексное использование общефилософских подходов: структурно-функционального, детерминистически-следственного, оценочного (аксиологического), культурологического, государственно-правового, - позволяет рассматривать поставленные в работе проблемы в контексте таких научных дисциплин, как история, социология, педагогика, методика преподавания».

3) Тема: «Становление и развитие университетской культуры в средние века (культурно-философский анализ)».

«Исследование опирается на общенаучные принципы объективности, историзма, системности, единства исторического и логического при философском анализе».

4) Тема: «Подготовка будущего учителя к педагогическому проектированию».

«Методологическую основу исследования составляют базовые принципы системного и деятельностного подхода, единства теории и практики».

5) Тема: «Общественно-педагогическая деятельность Н.И. Новикова и его педагогические воззрения».

«Совершенно закономерно, что в оценке всех явлений и фактов, относящихся к рассматриваемому периоду … автор диссертации, разумеется, всегда исходил из основных положений марксистско-ленинской теории». (1954г.)

6) Тема: «Подготовка воспитателей для системы ювенальной юстиции во Франции».

«Методологической основой исследования явились: общепедагогический, общефилософский, конкретно-исторический, социологический, культурологический, цивилизационный подходы».

7) Тема: «Поликультурное образование учащихся в деятельности отечественных заграншкол».

«Теоретико-методологической основой исследования являются философский, культурологический, социологический подходы, лежащие в основе 1) концепции диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер), 2) идеи поликультурности образования (А.Н. Джуринский, З.А. Малькова), 3) идеи сравнительного анализа практики зарубежного и отечественного образования (Б.Л. Вульфсон, С.Н. Гайдарова)».

8) Тема: «Концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики».

«Методологическую базу исследования составили: концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); концепция формирования содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)».

9) Тема: «Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника».

«Теоретико-методологическую базу исследования составили: ведущие теории содержания образования (В.И. Гинецинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); психологические теории развития личности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.П. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн); психолого-педагогические теории учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Р. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина); основы методики преподавания русского языка (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, М.Т. Баранов, А.В. текучев, К.Д. Ушинский и др.)».

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Прочитайте и проанализируйте текст. Выделите основные факторы, влияющие на формирование методологической концепции науки.

«Методология - часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе определенных гносеологических принципов. Выработка общего понимания природы человеческого познания, законов и стимулов его развития принадлежит философии, и это философское понимание знания оказывает решающее влияние на формирование представлений о научном знании. На методологическую концепцию оказывают влияние не только философские принципы. Поскольку методологическая концепция является теорией строения и развития научного знания, постольку она, в той или иной степени, ориентируется также на науку и ее историю. Конечно, современная наука слишком обширна для того, чтобы все ее области можно было в равной мере принять во внимание. Поэтому каждая методологическая концепция основное внимание уделяет отдельным научным дисциплинам или даже отдельным теориям, которые с точки зрения этой концепции являются наиболее важными или образцовыми. Таким образом, несмотря на то, что у всех методологических концепций предмет один - наука и ее история - они могут различаться между собой не только потому, что вдохновляются разными философскими представлениями, но и тем, что ориентируются на разные области науки. Следует указать еще на один фактор, влияющий на методологическую концепцию, - предшествующие и сосуществующие с ней концепции. Каждая новая концепция возникает и развивается в среде, созданной ее предшественницами. Взаимная критика конкурирующих концепций, проблемы, поставленные ими, решения этих проблем, способы аргументации, господствующие в данный момент интересы, - все это оказывает неизбежное давление на новую методологическую концепцию. Она должна выработать собственное отношение ко всему предшествующему материалу: принять или отвергнуть существующие решения проблем, признать обсуждаемые проблемы осмысленными или отбросить некоторые из них как псевдопроблемы, развить критику существующих концепций и т. д. Учитывая, что методологическая концепция находится под влиянием, с одной стороны, философии, а с другой стороны, всегда ориентирована на те или иные области научного познания, легко понять, почему в этой области существует громадное разнообразие различных методологических концепций». (http://dic.acadmiс.ru)

 

2. Прочитайте и проанализируйте текст.

« Высшей формой развития науки считается объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений. К построению именно таких теорий стремится каждая научная дисциплина. Иногда в наличии подобных теорий видят существенный признак зрелости науки: дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории.

Объяснительная теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Основанием теории служит набор исходных понятий (величин) и фундаментальных принципов (постулатов, законов), включающих только исходные понятия. Именно этот базис фиксирует тот угол зрения, под которым рассматривается реальность, задает ту область, которую охватывает теория. Исходные понятия и принципы выражают основные, наиболее фундаментальные связи и отношения изучаемой области, которыми определяются все остальные ее явления. Так, основанием классической механики являются понятия материальной точки, силы, скорости и три закона динамики; в основе электродинамики Максвелла лежат его уравнения, связывающие определенными соотношениями основные величины этой теории». (Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология. - М., 1998 // http:www.philsci.univ.kiev.ua/Nikiforov.html)

Как вы полагаете, может ли считаться в этом контексте педагогику «подлинно научной дисциплиной»? Приведите примеры известных вам педагогических «объяснительных теорий». Можно ли выделить в них понятия, принципы, законы?

 

3. Сформулируйте методологические основы исследования по теме вашей магистерской диссертации. При этом выделите: общефилософские методологические подходы; методологические подходы частных наук (педагогики или психологии); отдельные теоретические концепции педагогов и/или психологов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.022 с.)