Контроль состояния здоровья занимающихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль состояния здоровья занимающихся.



Перед началом занятий аквафитнессом необходимо пройти медицинское обследование и получить консультации врача о режиме физической активности и об отсутствии противопоказаний. В дальнейшем целесообразно проходить медицинские осмотры регулярно. Занятия аквафитнессом предполагают владение навыками самоконтроля физического состояния, используюя субъективные и объективные показатели.

К субъективным показателям относятся: самочувствие, сон, аппетит, самооценка умственной и физической работоспособности, активность, желание тренироваться, положительные и отрицательныеиэмоции, утомляемость. Субъективные показатели желательно регистрируются в дневнике самоконтроля, в котором наряду с выполненной нагрузкой регистрируются субъективная оценка состояния до и после тренировки, а также на следующее утро. Признаками адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся является высокая активность, хорошее настроение и желание тренироваться. Нарушения ночного сна, вялость и сонливость утром, раздражительность, мышечные боли, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями являются показаниями к резкому снижению нагрузок и, возможно, к временному прекращению запнятий.

Объективными показателями являются ЧСС, артериальное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), масса тела, мышечная сила.

Хорошими индикаторами состояния являются многочисленные функциональные пробы, сочетающие умеренную стандартную физическую нагрузку с регистрацией ЧСС. Так, используя основные показатели врачебного контроля, можно получить достаточно информативную оценку состояния здоровья (табл. 8.2.1).

Достаточно важным и в то же время простым методом самоконтроля является измерение ЧСС – в одном и том же положении, и в одно и то же время (например утром, после пробуждения, в положении сидя). Перед измерением необходимо 3—4 минуты посидеть без движений, поскольку ЧСС весьма чувствительна к переходу из положения стоя в положение лежа или сидя.

Дополнительную информацию можно получить с помощью ортостатической пробы. Занимающийся спокойно лежит в течение 5 минут, затем подсчитывает ЧСС. В норме при переходе положения лежа в положение стоя ЧСС увеличивается на 10—12 уд/мин. Учащение до 18 уд/мин считается удовлетворительным, более 20 – неудовлетворительным.

Для оценки уровня физической подготовленности используются традиционные методы тестирования физической работоспособности (PWC170, тест Купера), подвижности суставов, силовой подготовленности (тестирование по системе «ЕВРОФИТ»).

 

Таблица 8.2.1

Комплексная оценка состояния здоровья (по Г.Л. Апанасенко)

Показатели Уровни физического здоровья
I II III IV V
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Масса тела/рост (г/см) М Ж Баллы   - 2   451—500 401—450 - 1   401—450 375—400   375—400 400—351 –   –
ЖЕЛ/масса тела (мл/кг) М Ж Баллы     51—55 41—45   56—60 46—50   61—65 51—57  
ЧССхАДсист/100(усл.ед) М Ж Баллы   - 2   95—110 95—110   85—94 85—94   70—84 70—84  
Время восстановления ЧСС после 20 приседан. за 30 с (мин, с) М   Ж   Баллы   Более 3.000,0 Более 3.000,0 - 2   2.000,0 – 3.00,0 2.000,0 – 3.00,0   1.30,0 – 1,59,0 1.30,0 – 1,59,0   1.00,0 – 1.29,0 1.00,0 – 1.29,0   0,59,0 0,59,0
Динамометрия кисти/масса тела (%) М Ж Баллы         61—65 41—50     66-70 51—55     71—80 56—60    
Общая оценка уровня здоровья (сумма баллов)   5—9 10—13 14—16 17—21

Примечание: М – мужчины; Ж – женщины; ЖЕЛ – жизненная емкость легких; АДсист – систолическое артериальное давление.

В процессе занятий аквафитнессомосуществляют текущий, этапный и оперативный контроль состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся. Текущий контроль предусмаривает оценку состояния здоровья в течение всего тренировочного или оздоровительного цикла занятий. Этапный контроль осуществляется в конце каждого этапа годичного цикла, затем полученные показатели анализируются. Оперативный контроль предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся непосредственно в процессе занятия (до занятия, в подготовительной, основной и заключительной его части, после занятия). В процессе занятий аквафитнессом занимающимся рекомендуется вести дневник тренировок. Основными показателями, ежедневно регистрируемыми в дневнике должны являться: объем, интенсивность и продолжительность нагрузки, ЧСС и ЧД до и после занятия и в основной его части, самочувствие по субъективным показателям (настроение, желание заниматься, текущее физическое состояние), болевые ощущения, аппетит, сон после занятий. Такая комлексная система контроля помогает своевременно вносить коррективы в содержание программ занятий и дозировать, адекватные состоянию здоровья физические нагрузки.

 


Литература.

1. Адамова И.В. Земсков Е.А. Влияние комбинированных занятий ритмической гимнастикой и плаванием на коррекцию форм тела у женщин зрелого возраста // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. – М, 2000. – С. 72–76.

2. Аикин В.А., Галеева О.Б. Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений молодыми женщинами, не умеющими плавать //Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 58–63.

3. Апанасенко Г.Л, Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. // Теория и практика физической культуры.– 1986.–№5.– С. 39–45.

4. Буков Ю.А. Погодина С.В. Изменения взаимосвязи клеточных компонентов крови в процессе адаптации юных пловцов к специфическим нагрузкам // Труды Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Геогиевского, 2002. – Т. 138., Ч. 1. – С. 31–34.

5. Буков Ю.А., Погодина С.В. Аэробные возможности и эффективность адаптации юных пловцов к специфическим физическим нагрузкам // Тез. докл. 1 Всеукраϊнського з’їзду фахiвцiв iз спортивної медицини i ЛФК. – Одеса: ЗТ. – 2002. – С. 63–64.

6. Буков Ю., Погодина С. Плавательные нагрузки в формировании энергетического потенциала и укреплении здоровья детей и подростков // Стимуляция здоровья (факторы, механизмы и оздоровительные стратегии) / Под ред. Elly Bulicz. – Radom: WSBiTE. – 2003. – С. 296–299.

7. Буков Ю.А., Погодина С.В. Возрастные особенности вентиляторной функции легких у пловцов в процессе адаптации к специфическим физическим нагрузкам // Труды YII Междунар. конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». – Т. 2. – Москва: СпортАкадемПресс. – 2003, С. 19–20.

8. Булгакова Н.Ж., Морозова Т.С. Методика восстановления осанки школьников на основе применения оздоровительного плавания //Плавание (исследования, тренировка, гидрореабилитация). –материалы 2-ой Междунар. научно-практ. конференции. –СПбНИИФК: Санкт-Петербург. – 2003. – С.180–184.

9. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999. –184 с.

10. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 48 с.

11. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и спорт. – 2000. – 77 с.

12. Виру А.А., Виру Э.А., Парис Л.П., Пярнат Я.П., Ранна Е., Рейлент М.Ю., Тялль С.П. Проблемы биологиче­ского обоснования физического воспитания студентов. – Уч. зап. Тар­туского государственного университета. – 1979. – № 497. – С. 3–11.

13. Виру А.А. Проблема увеличения пластического резерва орга­низма в процессе тренировки // Теория и практика физической куль­туры. – 1980. – № 2. – С. 19–21.

14. Виру А. А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. – Л.: Наука. – 1981. – 223 с.

15. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений // Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Академия. – 2003. – 320 с.

16. Волоскова Г.В. О формировании готовности к физическому воспитанию детей 10–12 лет в процессе занятий плаванием в системе дополнительного образования. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 4. – С. 29.

17. Галиев Р.С. Влияние интенсивных физических нагрузок на развитие аллергических заболеваний. // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №10. – С.37.

18. Ганчар И.Л. Плавание, теория и методика преподавания. – Ми.: «Четыре четверти». – 1998. – 288 с.

19. Ганчар И. Л. Технология обучения плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 321 с.

20. Горцев Г. Ничего лишнего: аэробика, фитнес, шейпинг. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.

21. Давыдов В. Ю., Косьяненко В.А. Методика начального обучения плаванию девочек 7-10 лет в условиях глубокого открытого плавательного бассейна. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. – № 4. – С. 30 – 36.

22. Зациорский В.М. Двигательная активность как фактор антириска ишемической болезни сердца (обзор) // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 9. – С. 44–53.

23. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.– 320 с.

24. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.–187 с.

25. Лоуренс Д. Аквааэробика: Упражнения в воде / Пер. с англ. А.Озерова. – М., 2000.

26. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка инвалида. Учебно-методическое пособие – М.: Советский спорт, 2002. – 152 с.

27. Майданюк Е.В., Гоглюватая Н.О. Функциональное состояние сердечно- сосудистой системы у женщин первого зрелого возраста, занимающихся аквааэробикой // Теория и практика физической культуры, 2004.– № 1. – С. 77–81.

28. Меньшуткина Т.Г., Непочатых М.Г. Основные положения методики занятий гидроаэробикой // Плавание (исследования, тренировка, гидрореабилитация), - материалы 2-ой междунар. научно-практ. конференции.— СПбНИИФК: Санкт-Петербург.– 2003. – С.177–179.

29. Плавание. Коллектив авторов. – К.: Олимпийская литература, 2000.– 496 с.

30. Плавание: Учебник для вузов // Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001.– 400 с.

31. Погодина С.В. Особенности проявления аэробных способностей юных пловцов в процессе адаптации к физическим нагрузкам на выносливость // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. – 2003. – Т 16.– №1. – С. 63–66.

32. Погодина С.В., Буков Ю.А. Изменения вентиляторной функции легких у спортсменов в возрасте 12—13 лет в процессе адаптации к циклическим физическим нагрузкам // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. – 2003. – Т.16. – (55). – №4. – С. 19–22.

33. Погодина С.В., Буков Ю.А.. Возрастные особенности реакций системы кровообращения пловцов на дозированное воздействие физических нагрузок // Труды YIII Междунар. научного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Т. 2. Алматы. – 2004. – С. 19–20.

34. Погребной А.И. Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии // Теория и практика физической культуры. – 2004.– № 8. – С. 55–57.

35. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей. – К.: Здоров`я, –1980. –144 с.

36. Теория и методика физического воспитания: Учебник для высш. учеб. заведений физического воспитания и спорта // Под ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: «Олимпийская литература». – Т.2. – 2003. – 392 с.

37. Усачев Ю.А. Благий А.Л., Шульга Л.М. Оптимизация средств аквафитнесса в процессе физического воспитания детей, подростков и юношей //Плавание (исследования, тренировка, гидрореабилитация), – материалы 2-ой Междунар. научно-практ. конференции.– СПбНИИФК: Санкт-Петербург. – 2003. – С.185–187.

38. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – С.- Петербург.: Типография Н.А. Лебедева. – Т.1. – 1890. – 499 с.

39. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки //Под общ. ред. Г.А. Халемского. –2 –е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во НЦЭНАС. – 2004. – 80 с.

40. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры //Под. ред. С.Н. Попова.– Ростов н/Д: Феникс. – 1999. – 345 с.

41. Хоули Э.Т. Френкс Б.Д. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. – Киев.: Олимпийская литература. – 2004. – 376 с.

42. Шведкая И.А., Новоселова О.А., Шуркина Е.Н., Дятлов Д.А., Колупаева Е.П. Потенциальные возможности укрепления здоровья детей 8–9 лет при занятиях плаванием //Плавание (исследования, тренировка, гидрореабилитация), материалы 2-ой Междунар. научно-практ. конференции. – СПбНИИФК: Санкт–Петербург. – 2003. – С.193–195.

43. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. – К.: Наукова думка, 2000. – 386 с.

44. Энока Р.М. Основы кинезиологии. – Киев.: Олимпийская литература. – 2000. – 400 с.

45. Astrand P.O. Rodahl K. (1986). Textbook of work phusiology / Ed.3. – New Youk: McGraw-Hill.

46. Astrand P.O / Evalution of the endurance. Factor to be measured // Endurance in Sport. – Oxford: Blarwell scientific publ., 1992. - P. 189-191.

47. Balsevich V.K. Vectoren des Zusammenhangs Zwischen Hohleistungessport und breiten sport it Kindern // Mat.Sump. “Kinderleistugen kinder und Hoch leistungessport ”.- Saarbruck, 1996. - S. 28-29.

48. Costill D.L., Sharo R., Troup J. Muscle strength: contributions to sprint swimming // Biokinetic Strength Training: Copyright.-1980. - V.1.-P. 55-59.

49. Counsilmam J. E. Swimming power // Biokinetic strength training: Copyringht.-1980. - V.1.-P. 41-48.

 

УДК 796.035

 

Учебно-методическое пособие по теории и методике оздоровительной физической культуры и массового спорта (раздел «Аквафитнесс»).

Аквафитнесс для всех

 

 

Автор - составитель

Погодина Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры спорта Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, мастер спорта.

 

Рецензент

Добровольская Нонна Александровна - доцент, зав. кафедрой физического воспитания и здоровья, Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького.

 

 

Редактор Василенко Н.А.

 

Подписано к печати Формат 60 х 84/16 Бумага тип. ОП Объем 5,34 п.л. Тираж 50 Заказ

95007, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.03 с.)