Познавательные коллективные творческие дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательные коллективные творческие дела



Цель познавательных коллектив­ных творческих дел - развитие у уча­щихся интереса к таким сторонам жизни, которые пока еще недоста­точно исследованы и полны своих тайн и загадок; формирование у них потребности в познании окружаю­щего мира, а также сознательного, увлеченного и действенного отно­шения к его непосредственным ис­точникам: книге, учению, различным средствам самообразования. По­знавательные коллективные творческие дела обладают огромными возможностями для развития у ребят и таких качеств, как целеуст­ремленность и настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская взаимопо­мощь и душевная щедрость.

В процессе познавательных «экспедиций» учащиеся вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими за время учебы по предметам гуманитарного и естественно-матема­тического направления, из радио- и телепередач, а также приоб­ретенные в ходе самостоятельного чтения и в повседневном об­щении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересо­ваться событиями общественно-политической жизни, увлекаться искусством, примеряя к себе различные профессии и стремясь проникнуть в «тайны» человеческой психики. Все это способствует становлению их духовных потребностей, расширению культурного кругозора и интеллектуальному развитию.

«ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ» - это несколько познавательных игр-обозрений, следующих одна за другой и составляющих единое игровое действо. Участники вечера, разбитые на небольшие ко­манды, в каждой из которых по 10-15 человек, выполняют твор­ческие задания, выступая по очереди со своими экспромтами-ре­шениями. В программу, к примеру, могут входить: игра в оркестр, эстафета веселых задач и кольцовка песен (см. с. 37).

Вечер веселых задач - это демонстрация смекалки и творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке и вклю­чаться в коллективную работу, поддерживая радостное настрое­ние участников. Каждый такой вечер может стать маленьким празд­ником коллективного творчества, участники которого - ребята од­ного и разного возраста.

Такой состав команд при активном участии взрослых вовсе не препятствие, а непременное и важное условие успеха, стимул для более полного раскрытия познавательных способностей всех иг­роков и обмена своими знаниями и интересами, для совместного увлечения творческим поиском и проявления юмора, жизнелюбия и товарищеской взаимопомощи.

Ход вечера

Вечер открывается игрой в оркестр. Все участники садятся в круг небольшими группами (звездочками, звеньями либо объединив­шись по желанию или жребию), каждая из них выбирает себе ка­кой-то музыкальный инструмент, используемый в симфоническом, духовом или эстрадном оркестре: скрипку, трубу, барабан, форте­пьяно и т. д. Очень важно, чтобы во всех группах были представ­лены ребята младшего, старшего возраста и взрослые.

Как водится, оркестром руководит дирижер, который неожидан­но для всех демонстрирует какой-то группе музыкантов игру на их инструменте. В свою очередь, группа должна показать дирижеру «нос». Когда же дирижер сам показывает группе «нос», ее музы­канты отвечают ему игрой на своем инструменте. В случае, если оркестранты, к которым обратился дирижер, допустили ошибку и от­реагировали не должным образом, они получают коллективный фант (даже если ошибся только один из них).

Поединок дирижера с оркестром продолжается до тех пор, пока каждая группа музыкантов не получит по одному, а еще лучше -по два фанта. После того, как все фанты будут разобраны, веду­щие назначают каждому из них определенное задание. При этом следует еще раз подчеркнуть, что один или два своих фанта «выку­пает» вся группа.

 

На решение творческих заданий группам (командам) отводится 15-30 мин. По прошествии этого времени ведущие собирают всех участников игры и объявляют о начале выступления команд, кото­рое проходит по кругу или в ином порядке, но с обязательной пе­редачей какого-либо символического предмета эстафеты (напри­мер, эстафета веселых задач или веселых экспромтов). Команда, принявшая последней эстафету и показавшая свое решение, по­лучает право назвать тему одного из художественных коллектив­ных творческих дел - кольцовки песен.

Примерный перечень творческих заданий для эстафеты веселых задач:

• разыграть мимическую сценку (или их серию) на предло­женную тему («На рыбалке», «Прием у врача», «Учитель и уче­ник» и др.);

• сложить стихотворение с использованием рифмующихся слов (буриме)*, например:., порою...горою... толкает... мечтает, и вклю­чить его в одну из сценок;

• сочинить маленький рассказ, взяв за начало такую фразу, как например: «На площадке выстроились две команды...» или «До полета оставалось 5 мин...». Прочитать его, используя прием эста­феты (когда каждый член команды по очереди произносит одну фразу), или инсценировать;

• создать из участников эстафеты скульптурную группу на за­данную тему («Проиграли», «Победитель космоса», «В мастерской скульптора» и т. д.);

• воссоздать одну из известных скульптур или картин («Охотни­ки на привале» В. Перова, «Опять двойка!» Ф. Решетникова и др.) и показать ее продолжение;

• с помощью пантомимы показать содержание одного или не­скольких куплетов какой-либо популярной песни, чтобы другие участники смогли ее отгадать;

• попытаться инсценировать задания шарады (кар - тина, пар - ад и т. п.);

• придумать 10 слов на одну из букв и составить рассказ, чтобы с них начинались все предложения, по возможности, инсцениро­вав его;

• произнести одно и то же слово или фразу с установкой на разные ситуации и с разной интонацией (не менее пяти вариан­тов), например: «Неплохо.», «Подумай еще.», «Войдите!»;

• инсценировать разные варианты решения какой-либо конф­ликтной ситуации, например: Ты идешь и видишь, как хулиган бьет малыша. Твои действия?., или Мальчик дружит с девочкой, и их постоянно дразнят. Как им реагировать на это?.. Предлагается дать не менее трех вариантов решения ситуаций;

• взять текст одной из популярных песен и пропеть его на не­сколько мотивов, меняя характер исполнения;

• исполнить несколько песен на одну и ту же тематику (напри­мер, морскую);

• инсценировать исполнение песни или стихотворения;

• исполнить сценку из жизни какого-либо литературного героя, в то время, как другие участники должны угадать его имя, назва­ние произведения и его автора.

«ВЕЧЕР-ПУТЕШЕСТВИЕ» - познавательная игра-обозрение, участники которой в живой и увлекательной форме открывают вместе мир, развивая любознательность, пытливость ума и на­ходчивость, творческое воображение и товарищескую взаимо­помощь.

В школе такой вечер-путешествие проводится в одном или не­скольких параллельных классах либо с коллективом ребят стар­шего и младшего возраста.

Помимо детей в нем могут участвовать и взрослые - педагоги, родители, выпускники школы, которые выступают в роли ведущих, советников или рядовых путешественников.

Эта игра - прекрасное средство для объединения взрослых и ребят в едином творческом деле, способствующем умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка, взаимному вос­питанию и самовоспитанию учащихся.

Такую игру-обозрение можно устроить не только раз в году, но и провести их целую серию, объединенную какой-то одной инте­ресной темой.

Примерный перечень тематики вечеров-путешествий:

• «Путешествие по родному городу (поселку, району, краю...)» -его улицам, площадям и памятным местам;

• «Путешествие по родной стране» - ее городам, рекам, строй­кам и т. д.;

• «Вокруг света» - путешествие по странам, их столицам или по одной из параллелей земного шара;

• «Удивительное рядом» (путешествие в мир природы) - мир животных, птиц и растений, погодные и климатические условия, времена года и т. д.;

• «Все работы хороши - выбирай на вкус» - путешествие по профессиям;

• «Путешествие на машине времени» - по какому-то опреде­ленному или разным годам, эпохам либо, историческим событиям;

• «Путешествие в мир искусства» и т. д.

Подготовка к вечеру

Тема, маршрут и время проведения вечера выбираются всем коллективом на старте участников предстоящего путешествия (по этому поводу можно устроить конкурс между первичными коллек­тивами на лучшее предложение). Одновременно формируются ко­манды, каждая из которых выбирает для себя определенный уча­сток (объект, отрезок) путешествия - по желанию или жребию, и ка­питана (штурмана и т. п.). Капитаны команд и специально отобранные ведущие (не менее двух человек) составляют совет дела - штаб путешествия.

Дальнейшая подготовительная работа команд проходит в усло­виях строжайшей секретности. Лишь их капитаны и ведущие соби­раются время от времени на заседания штаба, чтобы обменяться сведениями о ходе подготовки и необходимыми материалами, а также разработать план проведения самого вечера, наполнен­ного всевозможными сюрпризами и неожиданными открытиями, как и подобает настоящему путешествию.

Возможные варианты проведения вечера

1. Каждая команда выступает в роли экипажа вертолета (кораб­ля, дирижабля, машины времени, ракеты и т. п.), который должен доставить остальных участников игры-обозрения на свой участок (объект) путешествия и познакомить с ним. При этом все команды по очереди выполняют функции экскурсовода.

2. Команды игроков превращаются в экспедиционные группы (партии), которые сообщают остальным участникам игры-обозре­ния «Вечер-путешествие» о результатах своих изысканий и о том, как они проводились.

3. Команды выступают в роли делегаций, представляющих лю­дей разных профессий и увлечений, исторических эпох и стран, которые впервые встречаются в гостях у одной из них либо по оче­реди принимают друг друга.

Советы организаторам

Не следует увлекаться сложными костюмами и оформлением: достаточно и каких-то отдельных атрибутов или знаков отличия -лент, головных уборов, значков и т. д.

Команды могут представить свое выступление в виде экскурсии, устного журнала, радиорепортажа, кинопанорамы, защиты диссер­тации, пресс-конференции или интервью.

Не стоит отказываться от песен, стихов, речевок-приветствий, музыкального сопровождения или световых и шумовых эффектов: затемнения, освещения белым и цветным лучом, звуков летящего самолета или идущего на полной скорости поезда. Для большей достоверности путешествие можно сопроводить демонстрацией картин, репродукций, рисунков, фотографий и карт.

Если участники - это ребята старшего и младшего возраста, не­обходимо применить принцип разделения труда: пусть старшие возь­мут на себя самую сложную часть задания, а младшие - что полегче.

•Ведущие вечера должны выбрать для себя роль, которая по­зволила бы им естественным образом вести игру, передавая эста­фету от одной команды к другой.

В случае каких-то непредвиденных осложнений (кто-то из участ­ников не смог прийти, забыл роль или выступил вне очереди), не стоит особо расстраиваться: можно прекрасно выйти из положе­ния, прибегнув к шутке, речевке или песне - ведь и настоящие пу­тешествия не обходятся без неожиданностей, а значит, экспромтов.

«ВЕЧЕР РАЗГАДАННЫХ И НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН» - увлека­тельная игра, которая позволяет ее участникам в живой и непри­нужденной форме обмениваться своими знаниями, умозаключе­ниями и догадками; учит их ставить вопросы, доказывать правиль­ность и опровергать ошибочность ответов на них; вести коллективный поиск истины, опираясь на сведения, полученные из разных источников - учебной литературы, книг, журналов, га­зет, кино, радио и телевидения.

Возможные варианты проведения вечера

1. Совет вечера («совет мудрейших»), в состав которого входят представители всех первичных коллективов (звеньев, классов), составляет список тайн (вопросов), оповещая о них всех его участ­ников заблаговременно (за несколько часов или дней до проведе­ния вечера). Игроки обдумывают вопросы (тайны), справляются о них
в научно-популярной литературе и консультируются у специалистов, а члены «совета мудрейших» руководят этим процессом в своих звеньях (первичных коллективах).

На вечере каждая из команд получает по одному - два вопроса (тай­ны) от ведущих или по жребию для подробного ответа на них, тогда как другие высказывают свои соображения, развивая или опровергая точ­ку зрения игроков, отвечающих на вопросы. Так, последовательно об­суждается каждая из предложенных «советом мудрейших» тайн.

2. Каждая из команд находит какие-либо тайны (вопросы), пред­лагая остальным командам раскрыть их.

3. Каждый первичный коллектив передает «совету мудрейших» свои вопросы (тайны). Совет, в свою очередь, отбирает наиболее интересные из числа предложенных всеми коллективами тайн и вы­вешивает их, после чего начинается подготовка к игре.

На вечере идет обсуждение тайны за тайной, и каждый раз по предложению ведущих участники делятся на сторонников и против­ников выдвигаемой гипотезы (вне зависимости от первичных кол­лективов), которые объединяются и высказывают свои мнения («бой оптимистов и скептиков»). Ведущие завершают дискуссию, подводя итоги ее результатам в серьезной либо шутливой форме.

4. Вопросы готовятся «советом мудрейших», как в первом и треть­ем вариантах, и заранее распределяются между командами. Каждая из них еще до начала игры сообщает в устной или письменной фор­ме свой вариант раскрытия тайны (решения вопроса), которого при­держиваются ее члены (если имеются разногласия, о них также со­общается). Остальные команды изучают ответы, готовя в секрете свое решение. В ходе вечера идет обсуждение каждой тайны.

Организаторы игры получают тайны (вопросы) от участников на небольших листках бумаги, отбирая те, которые представляют наи­больший интерес, и помещая их в копилку тайн. На вечере веду­щие достают из нее один вопрос за другим, озвучивают и предлагают желающим ответить на них.

Примерный перечень вопросов (тайн):

• Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

• В чем загадка наследственности?

• Что представляют собой глубины Земли? и Как туда проник­нуть?

• Можно ли будет в недалеком будущем продлить жизнь чело­века до 200 лет?

• Какими Вам видятся города будущего?

• Как будет выглядеть человек будущего?

• Возможна ли передача мыслей на расстояние?

• Могут ли жить люди в морских и океанских глубинах?

• Что могут делать кибернетические машины?

Советы организаторам

Вопросы (тайны) могут быть как дискуссионными, т. е. вызывать различные, подчас противоположные, решения, так и обзорными (когда ответы представляют собой обилие фактов и сведений). Хотя и те и другие могут рассматриваться на вечере, целесообразнее будет остановиться на дискуссионных вопросах (тайнах).

При подготовке к игре участники используют все доступные им источники, в особенности научно-популярную литературу. Развитие интереса к ней - один из важнейших результатов такой игры.

«Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» не должен продол­жаться более двух часов. Если по каким-то причинам он затягива­ется, а еще не все тайны разгаданы, ведущие могут предложить оставшиеся из них рассмотреть как-нибудь в другой раз.

Элементы юмора и веселья оживляют игру, помогая ведущим со­здать положительный настрой у участников путешествия в мир зага­дочного и найти остроумный выход из любого трудного положения. Однако пользоваться этим надо умело, чтобы вечер не превратился в простое развлечение или забаву, а дал пищу для ума и способство­вал развитию познавательной активности у ребят и взрослых.

«ГОРОД ВЕСЕЛЫХ МАСТЕРОВ» - массовая ролевая игра, удов­летворяющая и развивающая интерес учащихся к деятельности людей разных профессий и приобщающая к романтике коллектив­ной созидательной жизни.

Веселые мастера - это, прежде всего, мечтатели и умельцы, знатоки и энтузиасты своего дела. Как правило, их работа сопро­вождается шуткой, тонким юмором и доброй улыбкой. «Город ве­селых мастеров» - это содружество многих «учреждений», работаю­щих и передающих свое искусство жителям и гостям города.

В игре принимают участие ребята школьного возраста. Ее цель -раскрыть разнообразные пути совместного творчества, взаимообогащающего общения ребят младшего и старшего возраста, детей и взрослых, содействуя их воспитанию и самовоспитанию.

Игра может длиться от нескольких часов и до одного или не­скольких дней.

Возможные варианты подготовки к открытию «города веселых мастеров»

1. Каждый первичный коллектив (команда, отряд или класс) в условиях строгой секретности выбирает для себя одну или не­сколько профессий вместе с учреждениями, в которых они пред­ставлены, и начинает готовить свои сюрпризы для жителей и гос­тей «города веселых мастеров». Координирует подготовку к его от­крытию совет, в который входят представители всех первичных коллективов.

2. На общем сборе проводится конкурс между первичными кол­лективами на лучшие предложения по профессиям, городским уч­реждениям и коллективным творческим делам. Далее каждый из участников игры подбирает себе профессию по душе, а будущие жители, населяющие «город веселых мастеров» (независимо от первичных коллективов), объединяются по профессиям в учреж­дения, выбирая в них руководителей, которые будут составлять городской совет. В его задачи входит выработка программы жиз­недеятельности города. Между учреждениями идет широкий обмен профессиональным опытом.

3. На общем сборе выбирается городской совет из инициатив­ной группы ребят и взрослых, который отвечает за создание спис­ка профессий и учреждений «города веселых мастеров», знако­мит с ним всех желающих и объявляет свободную запись на уча­стие в игре. При этом, можно выбрать какое-то учреждение индивидуально либо всем коллективом (звеном, бригадой, отря­дом), разрешается также выбор сразу нескольких профессий.

Дальнейшая подготовка осуществляется по учреждениям неглас­но или в открытом режиме с широким использованием обмена опы­том (о чем принимают решение сводные коллективы учреждения). Городской совет имеет доступ и в «закрытые» учреждения, но не раз­глашает никаких сведений о них. Главная его задача - оказание помощи учреждениям и подготовка их совместных коллективных дел.

Примерный перечень профессий и учреждений «города веселых мастеров», в которых они представлены:

• строители, архитекторы - стройтрест;

• рабочие, изобретатели, конструкторы, ученые - особое кон­структорское бюро, мастерская удивительных превращений, ака­демия наук;

• воспитатели, учителя, преподаватели - детский сад, школа, университет;

• медики, биологи - институт геронтологии, поликлиника, био­станция;

• ботаники, зоологи, лесоводы - ботанический сад, зоопарк, заповедник, лесная станция;

• метеорологи - метеостанция, институт управления погодой, бюро по созданию искусственного климата;

• кулинары, повара, продавцы, официанты - фабрика-кухня, кафе;

• художники, скульпторы - дворец изящных искусств, музей изобразительных искусств;

• модельеры, закройщики, портные, швеи - ателье мод, швей­ная фабрика;

• артисты, певцы, музыканты, представители циркового жанра -драматический театр, дворец культуры, театр эстрады, кукольный театр, театр оперетты, цирк и т. д.;

• работники печати, радио и телевидения - редакция город­ской газеты и типография, радиокомитет и радиостанция, телесту­дия;

• деятели искусства и работники кинематографии - киностудия, кинотеатр;

• спортсмены-профессионалы, тренеры, судьи - стадион, спорт­клуб.

Ход игры

Игра открывается торжественной встречей гостей (ребят и взрослых), шествием или митингом. Затем начинаются работа уч­реждений «города веселых мастеров» и их совместные коллектив­ные дела.

Возможные варианты организации жизнедеятельности «города веселых мастеров»

1. В ходе экскурсии по «городу веселых мастеров» гости знако­мятся с работой учреждений. В результате, каждый его житель смо­жет попробовать себя сразу в нескольких профессиях и посмот­реть на работу своих товарищей. Такая организация игры целесо­образна, когда число участников и гостей не превышает 50-60 человек.

2. Перед гостями открывается прекрасная возможность побы­вать в любом из учреждений «города веселых мастеров», которые в режиме одного времени демонстрируют свою работу.

 

3. Все учреждения «города веселых мастеров» работают в разном режиме (этот вариант особенно удобен, когда игра длит­ся от одного до нескольких дней).

4. Время от времени в «городе веселых мастеров» организу­ются какие-то коллективные творческие дела, в которых прини­мают участие все его жители и гости (например, воскресник, спар­такиада, игра на местности, диспут, карнавал, концерт и т. п.). Игру лучше всего завершить одним из таких дел, которое проводится по программе, предварительно представленной всем жителям го­рода и его гостям, либо экспромтом. Руководителями творческих дел выступают городской совет или отдельные его учреждения.

5. На территории «города веселых мастеров» действуют коман­ды, имитирующие работу автоинспекции, санитарных и пожарных патрулей или агентства по бытовому обслуживанию населения. Их деятельность необычна и разнообразна. Так, городская автоинспекция может подготовить для участников игры разные вопросы, а патрули - задания. Проштрафившиеся (не ответившие на вопросы или не выполнившие задания) получают фанты для последующего их «выкупа» на общегородском концерте.

Советы организаторам

«Город веселых мастеров» - это город будущего, а потому каж­дое его учреждение должно пропагандировать все то новое, что есть в науке, технике и искусстве.

Организаторам необходимо проявить как можно больше выдум­ки и вкуса при оформлении «города веселых мастеров», в назва­ниях, эмблемах учреждений и костюмах его жителей, в атрибутах, шутках и розыгрышах, в песнях и проектах.

Не следует забывать и о гостях, вовлекая их в активную деятель­ность, чтобы они не превратились в банальных зрителей, а стали бы активными участниками этой увлекательной ролевой игры.

Избегайте заорганизованности. Экспромт и импровизация - вот ее девиз!

«ПРЕСС-БОЙ» - одно из познавательных коллективных твор­ческих дел, направленных на расширение кругозора, обмен зна­ниями в области общественных наук, формирование интереса к международной и внутриполитической жизни государства и дея­тельности средств массовой информации.

Проводить его можно между бригадами (командами) и между классами (группами) старшеклассников. Это своеобразная разно­видность турнира-викторины.

Возможные варианты «пресс-боя»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.053 с.)