Трудовые коллективные творческие дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовые коллективные творческие дела



ВВЕДЕНИЕ

Каждое дело - это демонстрация заботы о своем коллективе и друг о друге, об окружающих людях и друзьях.

Коллективное дело - это то, что совершается общими усилиями ребят вместе с их старшими товарищами, это одна общая забота.

Коллективное творческое дело представляет собой совместный поиск наилучшего решения какой-либо жизненно важной задачи и осуществляется, задумывается, планируется и оценивается со­обща. Оно предлагает всегда новые варианты и новые возможно­сти, являясь частью самой жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга по ха­рактеру общей практической заботы и могут быть трудовыми или общественно-политическими, познавательными или художествен­но-эстетическими, спортивно-оздоровительными или организатор­скими. Но в каждом из коллективных творческих дел решается мно­жество педагогических задач: идет развитие коллективистских и де­мократических основ жизни; самостоятельности, инициативы ребят и самоуправления; активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Любое коллективное творческое дело обо­гащает коллектив и личность социально ценным опытом, позво­ляя каждому проявить и совершенствовать свои лучшие челове­ческие качества и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Коллективное творческое дело - это способ организации яр­кой жизни, наполненной трудом и игрой, проявлениями творчества и товарищества, мечтой и радостью, и в то же время это главное воспитательное средство, инструмент методики. Перечислим основ­ные его этапы, формы и способы' осуществления:

1.Для начала выбирается какое-либо коллективное творче­ское дело и проводится конкурс между первичными коллектива­ми на лучшие варианты, предложения и проекты его осуществле­ния.

2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все предло­женные варианты, чтобы затем отобрать из них лучший и создать сводный проект; а из представителей первичных коллективов вы­бирается совет дела.

3. Опираясь на предложения первичных коллективов и рас­пределяя между ними поручения, совет дела работает над отобран­ным вариантом с учетом местных условий, осуществляя руковод­ство над его выполнением.

4. Результаты коллективного творческого дела обсуждаются на общем сборе-«огоньке», где представители первичных коллективов высказывают свои соображения по поводу удач и промахов, внося определенные коррективы на будущее.

Важность любого коллективного творческого дела состоит в том, что оно требует общих усилий и поисков, дает определенные им­пульсы и открывает широкий простор для деятельности. Поэтому в каждом из них присутствуют гибкая форма, разнообразное со­держание и нестандартные варианты.

Советы организаторам

Во время совершения рейда необходимо сохранять и разви­вать лучшие традиции коллектива. Каждая команда должна иметь значки со своей эмблемой, гимн и собственный девиз.

Любые действия на маршруте (в очередном населенном пунк­те) начинаются с проведения разведки.

На ежедневном (ежевечернем) общем сборе-«огоньке», по воз­можности у походного костра, обсуждаются все детали предстоящих операций, разрабатывается подробный план действий на следую­щий день; для руководства особо важными коллективными твор­ческими делами выбираются советы дел из представителей команд.

Необходимо как можно быстрее завязать контакты с местными ребятами и проводить намеченные операции совместными усилия­ми (при этом можно использовать их в создании сводных отрядов или включать в состав своих команд), стремясь к тому, чтобы по их завершении накопленный опыт и дальше использовался и обога­щался вновь обретенными друзьями.

«СНЕЖНАЯ СКАЗКА» - подарок-сюрприз малышам в виде зим­ней трудовой операции, участники которой создают (втайне от ма­лышей) различные скульптуры из снега, строят крепости, сказоч­ные терема и другие сооружения, используемые в ролевых играх.

Эта операция предусматривает участие детей любого возраста, а также взрослых, развивая их творческие способности и сплачи­вая, воспитывает заботливое отношение к малышам.

Подготовка к операции

Незадолго до начала операции (лучше всего за день или за несколько часов) каждый участвующий в ней коллектив (постоян­ный или сводный) высылает своих «разведчиков» для определе­ния будущего места действия (двор детского сада, территория шко­лы, детский парк или детская площадка, двор жилого дома или обычное место проведения подвижных игр малышей).

Операцию проводят днем или вечером, если в ней участвуют только старшие ребята. Необходимо лишь прихватить с собой флаж­ки, гирлянды для украшения снежных фигур, а также ведра с во­дой и разведенной в них анилиновой краской для раскрашива­ния сооружений.

Ход операции

На общем сборе командир (начальник штаба) объявляет о на­чале операции, после чего команды отправляются по выбранным маршрутам к месту своего действия. В ходе операции команды могут разбиться на небольшие бригады с учетом возраста или по инте­ресам (в зависимости от вида трудовой операции - создания фи­гуры деда-мороза или снегурочки либо строительства терема или крепости и др.).

В случае, если команда разделилась на бригады по возрастно­му принципу, старшие, закончив свою работу, могут помочь млад­шим. А если бригады формировались по интересам, в каждой из них, скорее всего, окажутся ребята разных возрастов вместе с их взрослыми товарищами.

Разбившись на бригады, участники операции приступают к ра­боте: разрабатывают проект будущей скульптуры и воплощают его в жизнь.

Закончив работу, бригады осматривают результаты своего тру­да, после чего направляются к месту общего сбора готовить твор­ческий рапорт команды в виде речевок, песен и т. д.

Примерный перечень того, что можно сделать из снега:

дед-мороз и снегурочка, снеговики, сказочная голова с боро­дой-горкой; заяц, белка, кот, белый медведь, слон, крокодил и другие животные; замок-крепость с башней, стеной и воротами; лабиринт, терем-теремок, корабль, лодка, самолет, ракета и т. д.

«СЮРПРИЗ» - праздничная операция по подготовке творче­ского подарка руками ребят и их старших товарищей.

Праздничный сюрприз - прекрасное средство воспитания у де­тей заботливого отношения к людям, развития их творческой фан­тазии и смекалки, которое способствует сплочению ребят разного возраста между собой и с взрослыми.

В подготовке праздничного сюрприза могут участвовать ребята из одного или нескольких классов либо небольшие коллективы (звездочки, звенья, бригады) и объединения детей разного воз­раста.

Сюрприз может быть изготовлен к всенародному празднику, в честь какого-либо знаменательного события в жизни человека (например, к дню его рождения) или коллектива, а также, чтобы доставить людям радость, превратив повседневные будни в празд­ник.

Примерный перечень сюрпризов:

праздничный сюрприз для малышей: силами ребят старшего возраста подготовить и провести новогодний праздник в детском саду, во дворе или на детской площадке с играми, хороводами вокруг елки, аттракционами и подарками-самоделками;

праздничный сюрприз для какого-либо производственного кол­лектива, учреждения или воинской части, которые шефствуют над деть­ми: помочь им украсить к празднику помещения, выступить перед ними с праздничным концертом, вручить подарки-самоделки каж­дому члену коллектива;

сюрприз для родной школы: взять на себя ее праздничное оформление, благоустройство школьного двора или сооружение катка;

сюрприз для друзей, живущих где-то далеко;

сюрприз «Золотая фантазия» - изготовление гирлянд из осен­них листьев для украшения фасада здания школы, ее внутренних помещений или двора; территории детского сада или какого-либо другого учебно-воспитательного учреждения, как и в качестве по­дарка для друзей, живущих далеко;

Трудовые коллективные творческие дела в форме сюрприза тесно переплетаются с другими их видами и могут использоваться в ходе проведения десантов и рейдов, иногда приобретая харак­тер атаки, намечающейся по следам разведки.

Советы организаторам

Проведение праздничной операции в форме сюрприза необ­ходимо планировать в условиях строжайшего секрета от тех, кому он предназначен. Например, сюрприз «Золотая фантазия» лучше всего подготовить в воскресный день.

Праздничный сюрприз может рассматриваться и как одно из предстоящих творческих дел коллектива, а может быть приурочен к какому-либо событию или иным неожиданным ситуациям (напри­мер, проведение операции «Снежная сказка» в разгар зимы).

План операции согласовывается на общем сборе ее участни­ков, а руководство осуществляется советом дела (штабом опера­ции) или командиром сводного отряда.

Взрослые помощники ребят участвуют в разработке и проведе­нии праздничной операции в качестве комиссаров, членов штаба, его советников и рядовых бойцов. Ее итоги обсуждаются на об­щем сборе-«огоньке», где отмечаются успехи и промахи ребят, кото­рые необходимо будет учесть в будущем.

Ход вечера

Вечер открывается игрой в оркестр. Все участники садятся в круг небольшими группами (звездочками, звеньями либо объединив­шись по желанию или жребию), каждая из них выбирает себе ка­кой-то музыкальный инструмент, используемый в симфоническом, духовом или эстрадном оркестре: скрипку, трубу, барабан, форте­пьяно и т. д. Очень важно, чтобы во всех группах были представ­лены ребята младшего, старшего возраста и взрослые.

Как водится, оркестром руководит дирижер, который неожидан­но для всех демонстрирует какой-то группе музыкантов игру на их инструменте. В свою очередь, группа должна показать дирижеру «нос». Когда же дирижер сам показывает группе «нос», ее музы­канты отвечают ему игрой на своем инструменте. В случае, если оркестранты, к которым обратился дирижер, допустили ошибку и от­реагировали не должным образом, они получают коллективный фант (даже если ошибся только один из них).

Поединок дирижера с оркестром продолжается до тех пор, пока каждая группа музыкантов не получит по одному, а еще лучше -по два фанта. После того, как все фанты будут разобраны, веду­щие назначают каждому из них определенное задание. При этом следует еще раз подчеркнуть, что один или два своих фанта «выку­пает» вся группа.

 

На решение творческих заданий группам (командам) отводится 15-30 мин. По прошествии этого времени ведущие собирают всех участников игры и объявляют о начале выступления команд, кото­рое проходит по кругу или в ином порядке, но с обязательной пе­редачей какого-либо символического предмета эстафеты (напри­мер, эстафета веселых задач или веселых экспромтов). Команда, принявшая последней эстафету и показавшая свое решение, по­лучает право назвать тему одного из художественных коллектив­ных творческих дел - кольцовки песен.

Примерный перечень творческих заданий для эстафеты веселых задач:

• разыграть мимическую сценку (или их серию) на предло­женную тему («На рыбалке», «Прием у врача», «Учитель и уче­ник» и др.);

• сложить стихотворение с использованием рифмующихся слов (буриме)*, например:., порою...горою... толкает... мечтает, и вклю­чить его в одну из сценок;

• сочинить маленький рассказ, взяв за начало такую фразу, как например: «На площадке выстроились две команды...» или «До полета оставалось 5 мин...». Прочитать его, используя прием эста­феты (когда каждый член команды по очереди произносит одну фразу), или инсценировать;

• создать из участников эстафеты скульптурную группу на за­данную тему («Проиграли», «Победитель космоса», «В мастерской скульптора» и т. д.);

• воссоздать одну из известных скульптур или картин («Охотни­ки на привале» В. Перова, «Опять двойка!» Ф. Решетникова и др.) и показать ее продолжение;

• с помощью пантомимы показать содержание одного или не­скольких куплетов какой-либо популярной песни, чтобы другие участники смогли ее отгадать;

• попытаться инсценировать задания шарады (кар - тина, пар - ад и т. п.);

• придумать 10 слов на одну из букв и составить рассказ, чтобы с них начинались все предложения, по возможности, инсцениро­вав его;

• произнести одно и то же слово или фразу с установкой на разные ситуации и с разной интонацией (не менее пяти вариан­тов), например: «Неплохо.», «Подумай еще.», «Войдите!»;

• инсценировать разные варианты решения какой-либо конф­ликтной ситуации, например: Ты идешь и видишь, как хулиган бьет малыша. Твои действия?., или Мальчик дружит с девочкой, и их постоянно дразнят. Как им реагировать на это?.. Предлагается дать не менее трех вариантов решения ситуаций;

• взять текст одной из популярных песен и пропеть его на не­сколько мотивов, меняя характер исполнения;

• исполнить несколько песен на одну и ту же тематику (напри­мер, морскую);

• инсценировать исполнение песни или стихотворения;

• исполнить сценку из жизни какого-либо литературного героя, в то время, как другие участники должны угадать его имя, назва­ние произведения и его автора.

«ВЕЧЕР-ПУТЕШЕСТВИЕ» - познавательная игра-обозрение, участники которой в живой и увлекательной форме открывают вместе мир, развивая любознательность, пытливость ума и на­ходчивость, творческое воображение и товарищескую взаимо­помощь.

В школе такой вечер-путешествие проводится в одном или не­скольких параллельных классах либо с коллективом ребят стар­шего и младшего возраста.

Помимо детей в нем могут участвовать и взрослые - педагоги, родители, выпускники школы, которые выступают в роли ведущих, советников или рядовых путешественников.

Эта игра - прекрасное средство для объединения взрослых и ребят в едином творческом деле, способствующем умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка, взаимному вос­питанию и самовоспитанию учащихся.

Такую игру-обозрение можно устроить не только раз в году, но и провести их целую серию, объединенную какой-то одной инте­ресной темой.

Примерный перечень тематики вечеров-путешествий:

• «Путешествие по родному городу (поселку, району, краю...)» -его улицам, площадям и памятным местам;

• «Путешествие по родной стране» - ее городам, рекам, строй­кам и т. д.;

• «Вокруг света» - путешествие по странам, их столицам или по одной из параллелей земного шара;

• «Удивительное рядом» (путешествие в мир природы) - мир животных, птиц и растений, погодные и климатические условия, времена года и т. д.;

• «Все работы хороши - выбирай на вкус» - путешествие по профессиям;

• «Путешествие на машине времени» - по какому-то опреде­ленному или разным годам, эпохам либо, историческим событиям;

• «Путешествие в мир искусства» и т. д.

Подготовка к вечеру

Тема, маршрут и время проведения вечера выбираются всем коллективом на старте участников предстоящего путешествия (по этому поводу можно устроить конкурс между первичными коллек­тивами на лучшее предложение). Одновременно формируются ко­манды, каждая из которых выбирает для себя определенный уча­сток (объект, отрезок) путешествия - по желанию или жребию, и ка­питана (штурмана и т. п.). Капитаны команд и специально отобранные ведущие (не менее двух человек) составляют совет дела - штаб путешествия.

Дальнейшая подготовительная работа команд проходит в усло­виях строжайшей секретности. Лишь их капитаны и ведущие соби­раются время от времени на заседания штаба, чтобы обменяться сведениями о ходе подготовки и необходимыми материалами, а также разработать план проведения самого вечера, наполнен­ного всевозможными сюрпризами и неожиданными открытиями, как и подобает настоящему путешествию.

Возможные варианты проведения вечера

1. Каждая команда выступает в роли экипажа вертолета (кораб­ля, дирижабля, машины времени, ракеты и т. п.), который должен доставить остальных участников игры-обозрения на свой участок (объект) путешествия и познакомить с ним. При этом все команды по очереди выполняют функции экскурсовода.

2. Команды игроков превращаются в экспедиционные группы (партии), которые сообщают остальным участникам игры-обозре­ния «Вечер-путешествие» о результатах своих изысканий и о том, как они проводились.

3. Команды выступают в роли делегаций, представляющих лю­дей разных профессий и увлечений, исторических эпох и стран, которые впервые встречаются в гостях у одной из них либо по оче­реди принимают друг друга.

Советы организаторам

Не следует увлекаться сложными костюмами и оформлением: достаточно и каких-то отдельных атрибутов или знаков отличия -лент, головных уборов, значков и т. д.

Команды могут представить свое выступление в виде экскурсии, устного журнала, радиорепортажа, кинопанорамы, защиты диссер­тации, пресс-конференции или интервью.

Не стоит отказываться от песен, стихов, речевок-приветствий, музыкального сопровождения или световых и шумовых эффектов: затемнения, освещения белым и цветным лучом, звуков летящего самолета или идущего на полной скорости поезда. Для большей достоверности путешествие можно сопроводить демонстрацией картин, репродукций, рисунков, фотографий и карт.

Если участники - это ребята старшего и младшего возраста, не­обходимо применить принцип разделения труда: пусть старшие возь­мут на себя самую сложную часть задания, а младшие - что полегче.

•Ведущие вечера должны выбрать для себя роль, которая по­зволила бы им естественным образом вести игру, передавая эста­фету от одной команды к другой.

В случае каких-то непредвиденных осложнений (кто-то из участ­ников не смог прийти, забыл роль или выступил вне очереди), не стоит особо расстраиваться: можно прекрасно выйти из положе­ния, прибегнув к шутке, речевке или песне - ведь и настоящие пу­тешествия не обходятся без неожиданностей, а значит, экспромтов.

«ВЕЧЕР РАЗГАДАННЫХ И НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН» - увлека­тельная игра, которая позволяет ее участникам в живой и непри­нужденной форме обмениваться своими знаниями, умозаключе­ниями и догадками; учит их ставить вопросы, доказывать правиль­ность и опровергать ошибочность ответов на них; вести коллективный поиск истины, опираясь на сведения, полученные из разных источников - учебной литературы, книг, журналов, га­зет, кино, радио и телевидения.

Возможные варианты проведения вечера

1. Совет вечера («совет мудрейших»), в состав которого входят представители всех первичных коллективов (звеньев, классов), составляет список тайн (вопросов), оповещая о них всех его участ­ников заблаговременно (за несколько часов или дней до проведе­ния вечера). Игроки обдумывают вопросы (тайны), справляются о них
в научно-популярной литературе и консультируются у специалистов, а члены «совета мудрейших» руководят этим процессом в своих звеньях (первичных коллективах).

На вечере каждая из команд получает по одному - два вопроса (тай­ны) от ведущих или по жребию для подробного ответа на них, тогда как другие высказывают свои соображения, развивая или опровергая точ­ку зрения игроков, отвечающих на вопросы. Так, последовательно об­суждается каждая из предложенных «советом мудрейших» тайн.

2. Каждая из команд находит какие-либо тайны (вопросы), пред­лагая остальным командам раскрыть их.

3. Каждый первичный коллектив передает «совету мудрейших» свои вопросы (тайны). Совет, в свою очередь, отбирает наиболее интересные из числа предложенных всеми коллективами тайн и вы­вешивает их, после чего начинается подготовка к игре.

На вечере идет обсуждение тайны за тайной, и каждый раз по предложению ведущих участники делятся на сторонников и против­ников выдвигаемой гипотезы (вне зависимости от первичных кол­лективов), которые объединяются и высказывают свои мнения («бой оптимистов и скептиков»). Ведущие завершают дискуссию, подводя итоги ее результатам в серьезной либо шутливой форме.

4. Вопросы готовятся «советом мудрейших», как в первом и треть­ем вариантах, и заранее распределяются между командами. Каждая из них еще до начала игры сообщает в устной или письменной фор­ме свой вариант раскрытия тайны (решения вопроса), которого при­держиваются ее члены (если имеются разногласия, о них также со­общается). Остальные команды изучают ответы, готовя в секрете свое решение. В ходе вечера идет обсуждение каждой тайны.

Организаторы игры получают тайны (вопросы) от участников на небольших листках бумаги, отбирая те, которые представляют наи­больший интерес, и помещая их в копилку тайн. На вечере веду­щие достают из нее один вопрос за другим, озвучивают и предлагают желающим ответить на них.

Примерный перечень вопросов (тайн):

• Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

• В чем загадка наследственности?

• Что представляют собой глубины Земли? и Как туда проник­нуть?

• Можно ли будет в недалеком будущем продлить жизнь чело­века до 200 лет?

• Какими Вам видятся города будущего?

• Как будет выглядеть человек будущего?

• Возможна ли передача мыслей на расстояние?

• Могут ли жить люди в морских и океанских глубинах?

• Что могут делать кибернетические машины?

Советы организаторам

Вопросы (тайны) могут быть как дискуссионными, т. е. вызывать различные, подчас противоположные, решения, так и обзорными (когда ответы представляют собой обилие фактов и сведений). Хотя и те и другие могут рассматриваться на вечере, целесообразнее будет остановиться на дискуссионных вопросах (тайнах).

При подготовке к игре участники используют все доступные им источники, в особенности научно-популярную литературу. Развитие интереса к ней - один из важнейших результатов такой игры.

«Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» не должен продол­жаться более двух часов. Если по каким-то причинам он затягива­ется, а еще не все тайны разгаданы, ведущие могут предложить оставшиеся из них рассмотреть как-нибудь в другой раз.

Элементы юмора и веселья оживляют игру, помогая ведущим со­здать положительный настрой у участников путешествия в мир зага­дочного и найти остроумный выход из любого трудного положения. Однако пользоваться этим надо умело, чтобы вечер не превратился в простое развлечение или забаву, а дал пищу для ума и способство­вал развитию познавательной активности у ребят и взрослых.

«ГОРОД ВЕСЕЛЫХ МАСТЕРОВ» - массовая ролевая игра, удов­летворяющая и развивающая интерес учащихся к деятельности людей разных профессий и приобщающая к романтике коллектив­ной созидательной жизни.

Веселые мастера - это, прежде всего, мечтатели и умельцы, знатоки и энтузиасты своего дела. Как правило, их работа сопро­вождается шуткой, тонким юмором и доброй улыбкой. «Город ве­селых мастеров» - это содружество многих «учреждений», работаю­щих и передающих свое искусство жителям и гостям города.

В игре принимают участие ребята школьного возраста. Ее цель -раскрыть разнообразные пути совместного творчества, взаимообогащающего общения ребят младшего и старшего возраста, детей и взрослых, содействуя их воспитанию и самовоспитанию.

Игра может длиться от нескольких часов и до одного или не­скольких дней.

Возможные варианты подготовки к открытию «города веселых мастеров»

1. Каждый первичный коллектив (команда, отряд или класс) в условиях строгой секретности выбирает для себя одну или не­сколько профессий вместе с учреждениями, в которых они пред­ставлены, и начинает готовить свои сюрпризы для жителей и гос­тей «города веселых мастеров». Координирует подготовку к его от­крытию совет, в который входят представители всех первичных коллективов.

2. На общем сборе проводится конкурс между первичными кол­лективами на лучшие предложения по профессиям, городским уч­реждениям и коллективным творческим делам. Далее каждый из участников игры подбирает себе профессию по душе, а будущие жители, населяющие «город веселых мастеров» (независимо от первичных коллективов), объединяются по профессиям в учреж­дения, выбирая в них руководителей, которые будут составлять городской совет. В его задачи входит выработка программы жиз­недеятельности города. Между учреждениями идет широкий обмен профессиональным опытом.

3. На общем сборе выбирается городской совет из инициатив­ной группы ребят и взрослых, который отвечает за создание спис­ка профессий и учреждений «города веселых мастеров», знако­мит с ним всех желающих и объявляет свободную запись на уча­стие в игре. При этом, можно выбрать какое-то учреждение индивидуально либо всем коллективом (звеном, бригадой, отря­дом), разрешается также выбор сразу нескольких профессий.

Дальнейшая подготовка осуществляется по учреждениям неглас­но или в открытом режиме с широким использованием обмена опы­том (о чем принимают решение сводные коллективы учреждения). Городской совет имеет доступ и в «закрытые» учреждения, но не раз­глашает никаких сведений о них. Главная его задача - оказание помощи учреждениям и подготовка их совместных коллективных дел.

Примерный перечень профессий и учреждений «города веселых мастеров», в которых они представлены:

• строители, архитекторы - стройтрест;

• рабочие, изобретатели, конструкторы, ученые - особое кон­структорское бюро, мастерская удивительных превращений, ака­демия наук;

• воспитатели, учителя, преподаватели - детский сад, школа, университет;

• медики, биологи - институт геронтологии, поликлиника, био­станция;

• ботаники, зоологи, лесоводы - ботанический сад, зоопарк, заповедник, лесная станция;

• метеорологи - метеостанция, институт управления погодой, бюро по созданию искусственного климата;

• кулинары, повара, продавцы, официанты - фабрика-кухня, кафе;

• художники, скульпторы - дворец изящных искусств, музей изобразительных искусств;

• модельеры, закройщики, портные, швеи - ателье мод, швей­ная фабрика;

• артисты, певцы, музыканты, представители циркового жанра -драматический театр, дворец культуры, театр эстрады, кукольный театр, театр оперетты, цирк и т. д.;

• работники печати, радио и телевидения - редакция город­ской газеты и типография, радиокомитет и радиостанция, телесту­дия;

• деятели искусства и работники кинематографии - киностудия, кинотеатр;

• спортсмены-профессионалы, тренеры, судьи - стадион, спорт­клуб.

Ход игры

Игра открывается торжественной встречей гостей (ребят и взрослых), шествием или митингом. Затем начинаются работа уч­реждений «города веселых мастеров» и их совместные коллектив­ные дела.

Возможные варианты организации жизнедеятельности «города веселых мастеров»

1. В ходе экскурсии по «городу веселых мастеров» гости знако­мятся с работой учреждений. В результате, каждый его житель смо­жет попробовать себя сразу в нескольких профессиях и посмот­реть на работу своих товарищей. Такая организация игры целесо­образна, когда число участников и гостей не превышает 50-60 человек.

2. Перед гостями открывается прекрасная возможность побы­вать в любом из учреждений «города веселых мастеров», которые в режиме одного времени демонстрируют свою работу.

 

3. Все учреждения «города веселых мастеров» работают в разном режиме (этот вариант особенно удобен, когда игра длит­ся от одного до нескольких дней).

4. Время от времени в «городе веселых мастеров» организу­ются какие-то коллективные творческие дела, в которых прини­мают участие все его жители и гости (например, воскресник, спар­такиада, игра на местности, диспут, карнавал, концерт и т. п.). Игру лучше всего завершить одним из таких дел, которое проводится по программе, предварительно представленной всем жителям го­рода и его гостям, либо экспромтом. Руководителями творческих дел выступают городской совет или отдельные его учреждения.

5. На территории «города веселых мастеров» действуют коман­ды, имитирующие работу автоинспекции, санитарных и пожарных патрулей или агентства по бытовому обслуживанию населения. Их деятельность необычна и разнообразна. Так, городская автоинспекция может подготовить для участников игры разные вопросы, а патрули - задания. Проштрафившиеся (не ответившие на вопросы или не выполнившие задания) получают фанты для последующего их «выкупа» на общегородском концерте.

Советы организаторам

«Город веселых мастеров» - это город будущего, а потому каж­дое его учреждение должно пропагандировать все то новое, что есть в науке, технике и искусстве.

Организаторам необходимо проявить как можно больше выдум­ки и вкуса при оформлении «города веселых мастеров», в назва­ниях, эмблемах учреждений и костюмах его жителей, в атрибутах, шутках и розыгрышах, в песнях и проектах.

Не следует забывать и о гостях, вовлекая их в активную деятель­ность, чтобы они не превратились в банальных зрителей, а стали бы активными участниками этой увлекательной ролевой игры.

Избегайте заорганизованности. Экспромт и импровизация - вот ее девиз!

«ПРЕСС-БОЙ» - одно из познавательных коллективных твор­ческих дел, направленных на расширение кругозора, обмен зна­ниями в области общественных наук, формирование интереса к международной и внутриполитической жизни государства и дея­тельности средств массовой информации.

Проводить его можно между бригадами (командами) и между классами (группами) старшеклассников. Это своеобразная разно­видность турнира-викторины.

Возможные варианты «пресс-боя»

Пресс-бой» по типу КВН

Участники разбиваются на 2 команды (поэтому данный ва­риант особенно предпочтителен для проведения «пресс-боя» между группами или классами). Заранее создается судейская коллегия, которая сама подготавливает вопросы и предлагает их поочередно командам, давая оценку ответам. При этом су­дьи могут задавать каждой команде разные вопросы (но объ­единенные одной темой) или один и тот же вопрос - обеим ко­мандам. За более полный и глубокий ответ дается большее число очков.

Цепочка» (или «Круг»)

Этот вариант выбирается, когда в турнире участвуют пять или более команд: первая команда задает второй (по кругу) один или несколько вопросов (их количество определяется организатора­ми заранее), вторая - третьей, а та, в свою очередь, - четвертой и т. д. Последняя атакует первую.

Итак:

а) вопросы задаются на общую тему, которая выбирается на конкурсе между командами на лучшее предложение (окончатель­ное решение выносит совет капитанов и ведущих);

б) каждая команда выбирает свою тему, а когда до нее эстафе­той доходит очередь, называет ее, начиная атаку.

Атака веером»

Каждая команда по очереди принимает на себя роль атакую­щей и задает по одному вопросу остальным. Этот способ целесо­образно использовать, когда в турнире участвуют 3-4 команды.

Оборона веером»

Каждая команда поочередно занимает оборону, а остальные задают ей по одному вопросу. Этот способ также применяется, ког­да в турнире-викторине участвуют 3-4 команды.

Перекрестный поединок»

Такой вариант проводится между двумя командами, которые, подготовив по нескольку вопросов, задают их поочередно друг другу. Это может быть поединок:

а) на общую тему, утвержденную коллегиально, или

б) на разные - отобранные каждой командой.

Тематика, представленная в турнире-викторине, очень обширна: «Времена года», «Растительный и животный мир», «Лесные богат­ства», «По родному краю», «Путешествие в будущее», «Обычаи и нравы народов мира», «По странам и континентам», «Будущее Арк­тики и Антарктики», «Освоение космоса», «Занимательная матема­тика», «Химия вокруг нас», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Транспортные средства будущего», «Моря и океаны», «Спорт и здоровый образ жизни», «Русские народные сказки», «Писатели и их книги», «Современная музыка», «Живопись 19 века», «Кинематограф прошлого», «Культура поведения», «Пра­вила уличного движения», «Приметы и суеверия» и т. д.

Подготовка к турниру-викторине

Участники проводят общий сбор-старт, на котором определяют­ся команды и выбирается способ проведения турнира-викторины. Затем каждая команда в течение 15-20 мин придумывает себе название, выбирает капитана и подготавливает предложение по теме будущего турнира. К концу общего сбора команды знакомят всех со своими названиями, представляют капитанов (которые вместе с ведущими входят в совет дела - штаб турнира-викторины) и выдвигают предложения по теме турнира. За несколько минут совет дела отбирает самую удачную из них.

Турнир-викторина может проводиться сразу же вслед за общим сбором-стартом («молнией»), или для подготовки к нему командам отводятся один или несколько дней. В первом случае команды тут же, в течение 10-15 мин, придумывают вопросы для «противни­ков» (и свою тему, если решено было провести турнир-викторину не по общей теме). Во втором - у ребят есть время справиться в специальной литературе и посоветоваться со старшими товари­щами.

Советы организаторам

Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше если в этом поучаствуют и старшие ребята.

Участников необходимо ориентировать на интересные вопро­сы, требующие работы ума, особенно, если они начинаются со сло­ва «почему?». Главное в турнире-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных задач и обмен мыслями и предположениями. А ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.

И еще: после того, как вопрос задан, никто не должен «выска­кивать» с ответом. Сначала команда тихо совещается, на что отво­дится одинаковое для всех время, например, полминуты.

Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, ведущие предлагают это сделать другой команде со словами: «Идите на выручку!». В случае, когда никто не сможет ответить, ини­циатива переходит в руки самой атакующей команды.

Если и ответ атакующей команды не удовлетворил участников турнира, ведущие объявляют продолжение его поиска. Тогда ре­бята получают возможность поискать ответ в последующие дни в справочной литературе и еще раз хорошо обсудить его.

Ответы оцениваются в баллах (например, за правильный и пол­ный ответ - 2 балла, за неполный - 1). Отмечаются также наиболее удачные вопросы, остроумие участников и дружная работа команды. А можно от этого отказаться, чтобы погоня за баллами не отвлекала внимания от главного и не снижала интереса к процессу поиска ис­тины.

Вопросы, вызвавшие во время турнира-викторины наибольший интерес, стоит включить в коллективную работу и использовать в других познавательных делах, как например, на вечере разгадан­ных и неразгаданных тайн, защите фантастических проектов или пресс-конференции.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ - познавательное дело-обозрение, кото­рое проводится несколькими коллективами, каждый из которых поочередно организует свое творческое состязание (свой тур) между остальными его участниками. Он может проходить в одном классе (между звеньями, бригадами) или между коллективами нескольких классов, а также между сводными командами ребят старшего и младшего возраста.

Число туров обычно равно числу коллективов, участвующих в турнире (3-5, не более). Причем, каждый из них является орга­низатором одного из туров (проводит состязание между всеми остальными коллективами), а в последующих турах выступает как рядовой участник соревнования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.102 с.)