Территориальные и организационные основы формирования и финансового обеспечения местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальные и организационные основы формирования и финансового обеспечения местного самоуправления



 

Местное самоуправление в соответствии с действующим федеральным законодательством осуществляется на всей территории России. Однако проблематика типологизации российского муниципального пространства была решена в постсоветской России только в результате принятия Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Данный закон впервые четко конкретизировал нормы Конституции РФ, которая определяет, что территориальным единицам российского местного самоуправления являются городские и сельские поселения, и в то же время указывает, что местное самоуправление осуществляется и на других территориях.[7]

Местное самоуправление в России — деятельность местных сообществ, которая осуществляется непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Местное самоуправление признается и гарантируется в ст. 12 Конституции России (Глава 1). К основным обязанностям органов местного самоуправления относится обеспечение прав человека и гражданина, а значит реализация права на достойную жизнь. [4]

Органы местного самоуправления осуществляют свои функциипосредством различныхспособов и инструментов прямого волеизлияния населения: непосредственно (на выборах, референдумах, сходках, т.е. общих собраниях жителей), а также через создаваемые местные органы (представительные (совет, земств, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

В компетенцию городских и сельских поселений включены вопросы местного назначения, такие как:

1) Финансово-экономические полномочия (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, а также бюджетный контроль; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности);

2) Полномочия в сфере обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;

3) Полномочия в сфере безопасности и правопорядка в границах муниципального образования;

4) Полномочия в сфере культуры, просвещения и искусства;

5) Создание условий для успешного развития территории муниципального образования;

6) Полномочия по реализации прав муниципальной земельной собственности, планированию развития территории и застройки муниципального образования. [10]

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления, определяемую уставом муниципального образования, составляют следующие органы и должностные лица:

1) Представительный орган;

2) Глава муниципального образования;

3) Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) Контрольно-счетный орган муниципального образования;

5) Иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом.[7]

Функциональные обязанности органов местного самоуправления Российской Федерации:

- Обеспечение участие граждан в решении вопросов местного характера (развитие гражданского общества на муниципальном уровне, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).

- Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).

- Обеспечение развития собственной территории (утверждение проекта развития, совершенствования).

- Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.

- Обеспечение нужд и потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах. Реализация прав на достойную жизнь. [10]

Органы местного самоуправления, осуществляя свои функции как публичная власть территориальных сообществ, оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Таким образом, развитие местного самоуправления, выступая в противовес центральной власти, является гарантом существования в обществе плюрализма.

Для существования местного самоуправления необходима экономическая составляющая, которая обеспечена экономикой. Для этого любое государство осуществляет необходимые экономические, финансовые и правовые отношения для развития самоуправления на местах.

Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных, а также переданные в управление органам местного самоуправления. Таким образом, экономической основой может служить любая собственность, которая бы служила на благо населения муниципального образования.

Финансовый ресурс муниципального образования подразумевают финансовые средства, включающие средства внебюджетных фондов, ссуд, ценных бумаг, средств муниципальных предприятий, средств от продажи муниципальной собственности, займов.

Право на финансовую автономию и основные требования к формированию финансовых средств местного самоуправления признаются Европейской хартией о местном самоуправлении Хартией в статье 9:

- Самостоятельно решение об использовании этих средств для осуществления своей деятельности;

- обеспечение более слабых ответственных органов на местах за счет процедуры финансового выравнивания;

- предоставление оптимальных сумм субсидий, которые бы не шли в разрез выбранной политики местного самоуправления;

- достаточность собственных финансовых средств для исполнения органами своих полномочий;

- налоговые поступления при помощи зачисления местных налогов и сборов в местную казну. [3]

Это положение Россия ратифицировала в 1998г.

Государство наделило органы местного самоуправления определенными полномочиями для осуществления своих функций, а также необходимыми финансово-экономическими ресурсами (ст. 132 Конституции РФ) [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономико-финансовая база обеспечивает хозяйственную самостоятельность и независимость местного самоуправления; а также удовлетворяет, прежде всего, потребности и нужды населения муниципальных образований. Причем создание благоприятных условий жизнедеятельности тоже входит в компетенцию местных органов. Основные принципы такой экономической организации прописаны в российских нормативно-правовых актах и в международных законодательных правовых нормах.

С практической точки зрения местные органы обладают совершенной властью, только если обеспечены необходимой нормой финансовых средств, которыми они вправе самостоятельно распоряжаться. Представительные органы на местах самостоятельно рассматривают бюджетный процесс в своем муниципальном образовании в соответствии установленными законами России и законодательными актами субъектов Федерации. В то же время исполнительные органы местного самоуправления составляют бюджетный проект и представляют его для внесения в законодательный (представительный) орган с такими документами и материалами, как: план социально-экономического развития муниципалитета, основные направления бюджетной и налоговой (фискальной) политики муниципального образования на следующий финансовый год.

Органы местного самоуправления призваны в комплексе решатьзадачи в области государственного управления и добровольных общественных организаций. В результате органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти, однако выступает посредником, связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Органы местного самоуправления в праве самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Такую самостоятельность органов закрепляет статья 132 Конституции Российской Федерации. Данное право обеспечивается:

- наличием собственных источников доходов муниципалитета;

- правом на определение путей использования и ссужения бюджетных средств;

- правом использовать по своему усмотрению в рамках законодательства средства местного бюджета, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета;

- правом на возмещение дополнительных расходов, возникающих в результате принятых органами государственной власти законов, положений, постановлений;

- контролем и ответственностью за исполнение местного бюджета органов местного самоуправления. [4]

Рассмотрение статей расходов включает в себя безусловный этап их изучения в рамках советов, комиссиях, собраний на предмет необходимости, финансово-экономической возможности реализации, важности, актуальности, целесообразности,

Каждая статья расходной части должна быть утверждена до 1 января планируемого финансового года. Представительные органы местного самоуправления ведут контроль за исполнением местных бюджетов. Для этих целей привлекаются аудиторы. Затем местные органы предоставляют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год в средства массовой информации. Заключительным этапом значится представление сведений муниципальными образованиями в установленном порядке об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике РФ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.011 с.)