Глава 1. Теоретические аспекты экономического обеспечения местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты экономического обеспечения местного самоуправления



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические аспекты экономического обеспечения местного самоуправления

1.1 Территориальные и организационные основы формирования и финансового обеспечения местного самоуправления.............................5

1.2 Муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления……………………………..…11

1.3 Понятия о местном бюджете РФ. Доходная и расходная часть местного бюджета……………………………………………………….14

Глава 2. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления в Российской Федерации

2.1 Анализ деятельности и выявление проблем функционирования местного самоуправления в Российской Федерации …………………..20

2.2 Сравнительный анализ финансово-экономического состояния местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области……………………………………………………………………..26

2.3 Пути оптимизации финансово-экономического обеспечения муниципальных образований Смоленской области и других субъектов Российской Федерации ……………………….…………...…………..…32

Заключение ……………………………………………………………………...36

Список использованных источников ………………………………………..37


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Многим известно, что большинство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются дотационными. Поэтому одной из важнейших проблем в Российской Федерации сегодня является финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления. Актуальность выбранной темы работы связана с тем, что бюджетные отношения являются одними из самых проблемных направлений деятельности местного самоуправления.

Для существования местного самоуправления необходима экономическая составляющая, которая обеспечена экономикой. Для этого любое государство осуществляет необходимые экономические, финансовые и правовые отношения для развития самоуправления на местах. Экономико-финансовая база обеспечивает хозяйственную самостоятельность и независимость местного самоуправления, а также удовлетворяет, прежде всего, потребности и нужды населения муниципальных образований. На деле же местные органы власти обладают совершенной властью, только если обеспечены необходимой нормой финансовых средств, которыми они вправе самостоятельно распоряжаться. Для этого им необходимо иметь и постоянно наращивать свою экономическую базу.Согласно ст.49 и ст. 50 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность,средства местных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов; муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Причем финансовую основу местного самоуправления составляет бюджет муниципального образования.

Все эти аспекты данной проблематики особо актуальны в наше время и особую важность приобретают на фоне экспансии России за счет присоединения республики Крым. Все это обусловило выбор данной темы курсовой работы.

Объектом исследования являются финансово-экономическая система муниципальных образований России, предметом выступают общественные отношения, возникающие по поводу формирования, обеспечения, распределения средств местного бюджета.

Целью курсовой работы является исследование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления. В соответствии с целью работы ставлю следующие задачи работы:

1. Ознакомиться с экономическими и финансовыми основами местного самоуправления;

2. Рассмотреть основные понятия о местном бюджете, его расходной и доходной части, как основой финансово-экономического обеспечения местного самоуправления;

3. Проанализировать современное состояние местных бюджетов Российской Федерации и выявить соответствующие проблемы;

4. Провести сравнительный анализ финансово-экономического состояния муниципальных образований Смоленской области;

5. Наметить пути оптимизации и совершенствования финансово-экономического обеспечения муниципальных образований Смоленской области и других субъектов Российской Федерации.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: историческое становления данной проблематики, изучение документации, статистический анализ данных, анализ и синтез, прогнозирование развития.

Информационной базой послужили нормативно-правовые документы, работы отечественных и зарубежных учебных, материалы периодических изданий и ресурсы Интернет.

Нормативно-правовые документы: Конституция РФ, Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодекс РФ; Федеральные законы: ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 2.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗот 25.09.1997 №126-ФЗ«О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 29.07.1998 №136-ФЗ«Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Европейская Хартия местного самоуправления и другие.

Теоретическая основа данной работы включает труды таких ученых, как: Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н., Омельченко Н. А., Тихомирова Ю. А., Шахнозаров Г. Х.

Курсовая работа состоит из содержания, введения, основной части, заключение, списка использованных источников, приложений и основной части. Основная часть состоит из двух глав, в которых рассмотрены теоретические практические аспекты выбранной темы работы соответственно. Первая глава состоит из трех подпунктов. В первом были рассмотрены территориальные и организационные основы формирования и финансового обеспечения местного самоуправления; во втором охарактеризована муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления; в третьем раскрыты понятия о местном бюджете РФ, установлены основные статьи доходов и расходов местного бюджета. Вторая глава также состоит из трех подпунктов, в которых проанализирована деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, выявлены некоторые проблемы. Причем был проведен сравнительный анализ финансово-экономического состояния муниципальных образований Смоленской области. В заключительном третьем пункте были намечены пути оптимизации финансово-экономического обеспечения муниципальных образований Смоленской области и других субъектов Российской Федерации.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Рис. 1. Самые крупные субъекты по обеспеченности субвенциями, отдельным категориям граждан социальной услуги которой они предоставляются для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и прочими подобными средствами в 2014 г.

Как видно из рисунка 1, Московская область получает больше всего субвенций (1265679,1 тыс. руб.). На втором месте - Краснодарский край (1044481,2 тыс. руб.). Данные выплаты обусловлены численностью граждан субъекта и нормативом финансовых затрат в месяц на одного гражданина. Общий объем субвенций в 2014 г. составил около 30,2 млрд руб. Полный перечень субъектов, получивших в 2014 году субвенции из федерального бюджета указан в приложении А [15].

Бюджет местного самоуправления пополняется так же за счет сбора местных налогов. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам относятся: земельный налог, размер которого исходит из кадастровой стоимости земельного участка; налог на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости находящейся на праве собственности) и торговый сбор. [5]

Помимо вышеперечисленных в местную казну поступают средства от продажи лицензий на право торговли винно-водочными изделиями, на право проведения местных аукционов, а также целевые сборы, парковочная плата с автотранспорта, сбор за право использования местной символики.

Таким образом, рассмотрены теоретические аспекты функционирования и финансово-экономического обеспечения местного самоуправления. После принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местное самоуправление в России унифицировалось. Однако, как и в любой стране мира, местное самоуправление результативно, если население самоорганизовано, присутствует доверие граждан по отношению к государству, к органам местного самоуправления, представляющее государство, крепко гражданское общество, развита политическая и правовая культура, а органы власти лишь это поддерживают и способствуют развитию.[12, с. 398]

В настоящее время муниципальная собственность в основном главным объектом расходной части местного бюджета. Это связано с тем, что с переходом жилищно-коммунальных хозяйств на самоокупаемость большинство культурных социальных объектов требую огромного количества средств на работу, начиная от капитального ремонта до полной реконструкции.

Бюджетное выравнивание, по мнению многих экспертов, сглаживает территориальную дифференциацию, но в целом снижает результативность функционирования местного самоуправления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проблема отсутствия финансовых средств в бюджетах муниципальных образований в полном объеме не может решаться только за счет системы финансового выравнивания и перераспределения средств вышестоящих бюджетах. Такое положение дел лишает самостоятельности органы местного самоуправления и не дает стимула к развитию муниципальным образованиям и муниципальным предприятиям. Для достижения главной цели органам местного самоуправления стоит направить все усилия на формирование экономической базы местного самоуправления.

Практика показала, что финансовое состояние муниципальных образований во многом зависит от долгосрочных инвестиций в территории, их инфраструктуру и развитие. Как показало исследование, основная часть собственных средств местных бюджетов используется неэффективно и спускается на текущие ежедневные нужды. Установлено, что назрела необходимость в стратегических долгосрочных инвестициях. При этом главным образом необходимо оптимально увеличивать доходы и сокращать расходы. Были даны рекомендации по сотрудничеству с малым и средним бизнесом. Для погашения дефицита бюджета использовать муниципальные заимствования в виде долгосрочных облигационных займов и рефинансирование задолженности в виде секьюритизации активов и факторинга. Для увеличения доходной части бюджета было предложено эффективное использование своей экономической базы. Муниципальную собственность нельзя необдуманно отдавать на приватизацию, если новых объектов не строится и не планируется. Арендная стоимость должна быть рассчитана с учетом всех экономических аспектов, в том числе соотнесена с рыночной ее стоимостью. Если недвижимость простаивает, необходимо рассмотреть все возможные способы ее использования.

Что касается налоговых видов доходов, не стоит решать проблему посредством увеличения налоговых ставок. Можно обойтись увеличение числа налогоплательщиков. Для этого необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат для привлечения дополнительных ресурсов.

Наряду со всеми перечисленными проблемами существует еще одна не менее важная – урбанизация. В процессе повышения роли городов небольшие муниципальные образования сильно проигрывают. На фоне этого следует объединять мелкие муниципальные образования, для того чтобы избежать неэффективных расходов. Исследование в пункте 2.1 это предложение подтвердило. Количество муниципальных образований заметно уменьшается.

Другой главной тенденцией, как уже было сказано, привлечение является дополнительных ресурсов посредством создания благоприятного инвестиционного климата. В кейнсианской теории было отмечено, что ключевая антикризисная мера государства – строительство новых объектов. Это действительно так, ведь создаются рабочие места, что препятствует росту безработицы; инвесторы получают прибыль, другие предприятия делают выручку, уровень жизни повышается. И это чрезвычайно актуально в наше время. Что касается Смоленской области, то здесь практикуется строительство торговых центров. Большое внимание уделяется ремонту дорог.Однако население хочет видеть больше объектов инфраструктуры: спортивных и образовательный учреждений, в том числе и дошкольных.

Проблема финансово-экономической обеспеченности муниципальных образований является сложно и долгорешаемой задачей для органов местного самоуправления. Чтобы ускорить ее решение, необходимо регулярно проводить мероприятия открытых диалогов, прямых связей с властями. Практика показала, что такие мероприятия очень эффективны. Причем уровень доверия населения к властямбудет повышаться.

И в заключении необходимо отметить, что все выявленные проблемы должны решаться комплексно. Причем необходимо, чтобы были приложены усилия, как органов местного самоуправления, так и жителей данных муниципальных образований.

Нормативные правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 31 июл. 1998 г.: по состоянию на 26 дек. 2014 г.].

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 ноябр. 1994 г.: по состоянию на 6 апр. 2015 г.].

3. Европейская Хартия о местном самоуправлении. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - 4466с.

4. Конституция Российской Федерации: [федер. Закон: принята всенародным собранием 25.12.1993: по состоянию на 28.04.2015].

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 1 янв. 1999 г.: по состоянию на 2 апр. 2015 г.].

6. Федеральный закон№126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» [федер. закон: принят Гос. Думой 25.09.1997].

7. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [федер. закон: принят Гос. Думой 06.10.2003].

8. Федеральный закон №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [федер. закон: принят Гос. Думой29.07.1998].

9. Федеральный закон №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [федер. закон: принят Гос. Думой 14.11.2002].

10. Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [федер. закон: принят Гос.Думой 2.03.2007].

 

Литература

11. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. - М.: Инфра-М, 2010. — 345 с.

12. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / Н. А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. – 453 с.

13. Самоуправление: от теории к практике: / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г.Х. Шахназарова. – М.: Юрид. Лит., 2010. – с. 41.

14. Юридическая энциклопедия/[Под ред. М. Ю. Тихомирова]. - М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997. – 249 с.

 

Ресурсы Интернет

15. Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2014 г. № 1973-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2013 г. № 2465-р: Информационно – правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70660070/#ixzz3Yj5UivUA(дата обращения 27.04.2015).

16. Статистические данные о состоянии муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа www.gks.ru(дата обращения 30.04.2015).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические аспекты экономического обеспечения местного самоуправления

1.1 Территориальные и организационные основы формирования и финансового обеспечения местного самоуправления.............................5

1.2 Муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления……………………………..…11

1.3 Понятия о местном бюджете РФ. Доходная и расходная часть местного бюджета……………………………………………………….14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.022 с.)