Принципы и технологии обучения иностранным языкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и технологии обучения иностранным языкам



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра методики преподавания иностранных языков

 

 

Принципы и технологии обучения иностранным языкам

Часть I

Методические рекомендации

к организации самостоятельной работы студентов

 

Пермь

ПГПУ

 

УДК

ББК

Р е ц е н з е н т:

 

 

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Пермского государственного педагогического университета Л.А. Желватых

 

Составители: канд.пед.наук, доц. кафедры методики преподавания иностранных языков В.П. Белогрудова, канд.пед.наук, доц. кафедры методики преподавания иностранных языков Т.А. Ковалева, канд.пед.наук, доц. кафедры методики преподавания иностранных языков М.А. Мосина, канд.пед.наук, доц. кафедры методики преподавания иностранных языков Е.Н. Нельзина, канд.пед.наук, доц. кафедры методики преподавания иностранных языков М.Д. Пайвина.

 

П Принципы и технологии обучения иностранным языкам: метод. рекомендации к организации самостоятельной работы студентов / сост. В.П. Белогрудова, Т.А. Ковалева, М.А. Мосина, Е.Н. Нельзина, М.Д. Пайвина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – с. 50

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для факультетов иностранных языков. Издание ориентирует студентов на самостоятельную работу по курсу «Принципы и технологии обучения иностранным языкам». Методические рекомендации содержат тематическое планирование курса, планы семинарских и лабораторных занятий, списки литературы для самостоятельной работы студентов и задания по смысловой переработке информации. Также включены дескрипторы и рефлексивные карты для самооценки методических умений, примерный перечень вопросов к экзамену и критерии оценивания ответов студентов, тематика рефератов и курсовых работ.

Издание адресовано студентам третьего курса языковых факультетов педагогических университетов.

 

УДК

ББК

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Коллектив авторов, 2007

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2007

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка …………………………………………………….. 4

1. Учебно-тематический план ………………………………………………6

2. Программа курса ………………………………………………………….6

3. Организация самостоятельной работы студентов в рамках курса «Принципы и технологии обучения иностранному языку» ………….. 7

 

4. Содержание и организация семинарских и практических занятий

4.1. Обучение лексической стороне речи ……………………………………8

4.2. Обучение грамматической стороне речи ……………………………….17

4.3. Обучение произносительной стороне речи …………………………….26

 

5. Рефлексивный инструментарий

5.1. Рефлексивная карта ………………………………………………………34

5.2. Дескрипторы самооценки теоретических знаний и практических умений …………………………………………………………………….35

5.3. Критерии оценивания уровня сформированности методической компетентености …………………………………………………………37

5.4. Примерный перечень вопросов для экзамена ………………………….41

 

6. План работы по подготовке и презентации фрагмента урока …………43

 

7. Примерная тематика рефератов и курсовых работ …………………….44

8. Учебно-методическое обеспечение курса ………………………………47

 

 

Пояснительная записка

 

Методическая подготовка будущего учителя является одним из обязательных компонентов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Основой профессионально-методической подготовки специалиста является курс методики "Принципы и технологии преподавания иностранных языков", который начинается систематическое изучение теории и практики обучения ИЯ.

Курс методики обучения иностранным языкам призван, с одной стороны, заложить основы фундаментальных знаний о теории обучения ИЯ в разных моделях образовательных учреждений и на этой основе способствовать формированию методической компетенции будущих учителей, с другой стороны, вооружить их современными технологиями обучения иностранным языкам.

Настоящее пособие реализует современную модель методического образования в русле личностно-деятельностного подхода, предусматривает широкое внедрение активных форм проведения лекций, семинарско-практических и лабораторных занятий. Под активными формами обучения подразумевается комплексная социально-дидактическая технология, реализующая такие виды социально-психологического тренинга, как деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, коллективное решение проблемных ситуаций, игровое проектирование и т. п. Использование развивающих, активизирующих способов организации методической подготовки студентов способствует формированию личности будущего специалиста, готового в своей будущей педагогической и методической деятельности к внедрению инновационных методов и приёмов обучения.

Предлагаемая модель методической подготовки будущего специалиста ставит студента в ситуацию активного участника учебного процесса, получающего новые знания не в результате педагогической трансляции, а в процессе реализации проективной деятельности, обучения в сотрудничестве.

Умелое и целенаправленное управление становлением личности будущего специалиста призвано обеспечить:

• вооружение студентов системой современных научных знаний о преподавании иностранных языков в разнообразных образовательных учреждениях;

• развитие методического мышления студентов и формирование у них методической компетенции;

• стимулирование познавательной активности и развитие проективных умений и воспитание профессиональных качеств будущего специалиста.

Уровень теоретической методической подготовки студентов определяется по результатам выполнения комплексной контрольной работы различной степени сложности.

Уровень методической подготовки, т.е. уровень владения основными методическими умениями (коммуникативно-обучающими, проектировочными, адаптационными, мотивационными, организаторскими, гностическими) устанавливается в процессе устного собеседования, решения типовых методических задач в заданных педагогических ситуациях, портфолио.

В методический портфолио входит:

1. Портрет (методический)

2. Биография (рефлексия)

- контрольные работы

- рефлексивные карты

3. Досье («следы»)

- Глоссарий методических терминов

- Банк приемов обучения аспектам языка и видам речевой деятельности

- Различные формы содержательно-смыслового анализа литературы

- Анализ УМК

- Творческие работы: методическое эссе, разработки активных форм контроля теоретических основ, видеофрагменты уроков и разработанные задания к ним, конспекты фрагментов уроков по формированию навыков и развитию умений, дидактический наглядный материал к фрагментам уроков (карточки индивидуальных заданий, изобразительная наглядность, лексические и грамматические таблицы, разные виды опор и т.д.)

Рекомендуемая структура организации деятельности студентов на занятии и вне аудитории:

- актуализация знаний из курса лекций по педагогике, общей, педагогической и возрастной психологии, языкознанию, культурологии, а также собственного опыта иноязычной учебной деятельности в школе и вузе;

- самостоятельная работа с психолого-педагогической и методической литературой, ее содержательно-смысловой анализ с использованием различных приемов переработки и фиксации информации;

- обсуждение проблемных вопросов с использованием групповых и других форм работы;

- разработка и презентация фрагментов уроков по формированию иноязычных навыков и развитию умений;

- выполнение творческих заданий;

- заполнение рефлексивных карт;

- выполнение тестовых заданий на тренажере;

- ведение методического портфолио.

 

1. Учебно-тематический план

 

  Наименование тем, Всего Аудиторные занятия Само-
п/п разделов часов лекции семинары стоя-
        /практику тельная
        мы работа
           
  Обучение лексической стороне речи        
           
  Обучение фонетической стороне речи        
           
  Обучение грамматической стороне речи        
           
  Итого:        

 

2. Программа курса:

1. Обучение лексической стороне речи. Роль лексики в овладении ИЯ. Цели и содержание обучения лексике на разных этапах обучения. Формирование и совершенствование лексических навыков (ЛН). Особен­ности формирования ЛН на разных этапах обучения. Потенциаль­ный словарь. Контроль сформированности ЛН.

2. Обучение грамматической стороне речи. Роль и значение грамматики. Понятие «коммуникативная грамматика». Цели и содержание обучения грамматической стороне речи на всех этапах обучения. Принципы обучения грамматике. Продуктивный и рецептивный грамматический навык (ГН). Технология обучения грамматической стороне речи. Особенности формирования ГН на разных этапах обучения. Контроль сформированности ГН.

3.Обучение произносительной стороне речи. Роль слухопроизносительных навыков в овладении ИЯ. Цели и содержание обучения фо­нетической стороне устной речи. Принципы обучения произноше­нию. Организация обучения. Контроль сформированности фонетиче­ского навыка.

 

 

3.Организация самостоятельной работы студентов в рамках курса «Принципы и технологии обучения ИЯ»

 

 

п / п Наименование тем, разделов   Способ организации Форма контроля Учебно-методическое обеспечение Кол-во ча­сов
  Обучение лексической стороне речи     - работа с норма­тивными доку­ментами и другой литерату­рой в читальном зале; - обобщение передового опыта на основе обзора статей ИЯШ и педагогического наблюдения; - выполнение тестовых заданий на тренажере; - разработка конспектов уроков и выполнение творческих заданий. - сообщение на семинаре; - заполнение рефлексивных карт; - конспект фрагмента урока; - анализ видеофрагмента урока; - банк приемов. стр. 8-16   видеокассеты  
  Обучение грамматической стороне речи     - работа с норма­тивными доку­ментами и другой литерату­рой в читальном зале; - обобщение передового опыта на основе обзора статей ИЯШ и педагогического наблюдения; - анализ УМК; - выполнение тестовых заданий на тренажере; - разработка конспектов уроков и выполнение творческих заданий. - сообщение на семинаре; - заполнение рефлексивных карт; - конспект фрагмента урока; - анализ видеофрагмента урока; - банк приемов; - дидактический материал. стр. 17- 26   видеокассеты  
  Обучение фонетической стороне речи     - работа с норма­тивными доку­ментами и другой литерату­рой в читальном зале; - обобщение передового опыта на основе обзора статей ИЯШ и педагогического наблюдения; - анализ УМК; - выполнение тестовых заданий на тренажере; - разработка конспектов уроков и выполнение творческих заданий. - сообщение на семинаре; - заполнение рефлексивных карт; - конспект фрагмента урока; - анализ видеофрагмента урока; - дидактическая «копилка» стихов, скороговорок, рифмовок для фонетической зарядки; - дидактический материал. стр. 26-34      
           
  Итого:        
               

 

Содержание и организация семинарских и практических занятий

Актуализация личного опыта

Задание 1. Вспомните, какие трудности вы сами испытывали
или испытываете при работе с новыми словами.

Задание 2. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при упо-
треблении новой лексики?

Неправильное произношение; неверное написание;
употребление в другом значении; употребление в неправильном контексте; употребление с несочетающимся словом/предлогом; иные ошибки (конкретизировать).

Задание 3. Какие приемы вы используете для того, чтобы запомнить новые слова и употреблять их правильно? Дополните данный список, обсудите его с товарищами и отметьте наиболее/наименее эффективные, с вашей точки зрения, приемы.

• Записывать слова в собственный словарь.

• Находить новые слова в различных типах словарей.

• Выписывать слова на карточки (английский вариант на одной стороне, русский — на другой) и периодически проверять себя, в том числе и в транспорте, на знание значения слов.

• Выписывать не просто слова, а возможные словосочетания данного слова с другими словами.

• Подбирать к слову синонимы/антонимы/близкие по значению слова.

• Группировать слова по тематическому принципу.

• Составлять различные предложения, искусственно стараясь употребить в них как можно больше новых слов.

• Пересказывать новый текст с использованием лексики из предыдущих тем или текстов.

• Прописыватьновые слова по строчке.

• Находить новые слова и выражения с ними в тексте (в книгах), подчеркивать их маркером и по памяти воспроизводить контекст их употребления.

• Придумывать истории с новыми словами.

 

Задания для самостоятельной работы

 

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

 

I. Изучите теоретический материал по проблеме и дополните схему.

II. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

1. Дайте определения следующим понятиям: лексическая единица, активный лексический минимум, семантизация лексических единиц, продуктивный лексический навык, рецептивный лексический навык, потенциальный словарь

2. Что значит «знать слово»?

3. Что значит «научить слову»? Как это соотносится с формированием различных составляющих коммуникативной компетенции?

4. От чего зависит выбор способа семантизации?

5. Проиллюстрируйте реализацию базовых принципов при обучении лексической стороне речи.

6. Что, по-вашему, представляет наибольшую сложность при обучении лексике для учителя и ученика?

7. Каковы основные пути обогащения словаря учащихся?

8. Как проверить знание лексики? Какие трудности вы здесь предвидите?

III. Изучите Программу и заполните следующую таблицу:

 

Этап Объем лексических единиц Качественный состав лексической стороны речи Требования к уровню подготовки учащихся
начальный      
5-7 класс      
8-9 класс    
10-11 базовый      
10-11 профильный      

 

б) Практико-ориентированные задания

Задание 1. Выберите УМК и проанализируйте в одном разделе учебника лексические единицы с точки зрения возможных трудностей для учащихсяи появления типичных ошибок в их использовании. Учитывайте следующие параметры:

· Внутриязыковая/межъязыковая интерференция

· Трудности, обусловленные формой, значением, употреблением

 

Задание 2. Подберите адекватные способы семантизации следующих ЛЕ:

a watch, a computer, lazy, sneeze, a magazine, foot, a pencil-box, trick-or-treat, dinner, dark, fall asleep, polite, laugh, painkiller.

 

Задание 3. Выберите 5 фрагментов уроков на CD по ознакомлению с новыми ЛЕ и заполните бортовой журнал:

Название фрагмента Способ(ы) семантизации и обоснование его (их) выбора в зависимости от типа ЛЕ Учет индивидуальных и психологических особенностей при выборе способа семантизации Какие принципы обучения лексике реализованы Личные комментарии
         

 

 

Задание 4. Познакомьтесь с двумя подходами к типологии упражнений для формирования продуктивного лексического навыка, представленными в методической литературе (Е.Н. Соловова, В.М. Филатов), и заполните первые две колонкив следующей таблице:

Тип упражнения Формулировка задания Пример из УМК
     

 

Задание 5. Проанализируйте выбранный УМК и дополните таблицу в задании 4 примерами.

Задание 6. Познакомьтесь со следующими заданиями и отметьте

а) языковые упражнения (подготовительные)

б) речевые упражнения (коммуникативные)

в) упражнения на уровне слова

г) упражнения на уровне словосочетания

д) упражнения на уровне предложения

е) упражнения на этапе тренировки

ж) упражнения на этапе применения

з) упражнения открытого типа

и) упражнения закрытого типа

 

1) закончи предложение, используя картинку

2) перефразируйте, используя новые слова

3) заполните пробелы, используя новые слова

4) посмотри на картинку и назови предметы

5) составь предложение с новыми словами

6) опиши картинку

7) переведи на иностранный язык

8) прослушай и закрась предметы правильно

9) настольные игры: лото, домино, карты, танграм, разрезная открытка

10) составь ассоциограмму или mind-map

11) кроссворд, чайнворд, лайнворд

12) составь слово из букв и слогов

13) найди обобщающее слова в цепочке слов

14) определи слова, не подходящего к данной группе

15) назови слово по его дефиниции

16) подбери синонимы/антонимы к данному слову

17) расположи слова по определенному принципу /признаку

18) соедини разрозненные части предложения

19) добавь / подбери к существительному 3-4 определения (к глаголам – 3-4 наречия)

20) подбери / придумай заголовок к картинке

21) дай свою дефиницию слову

22) прокомментируй пословицу / поговорку

23) ответь на вопросы

24) расспроси одноклассника о том, как он провел выходные

 

Задание 7. Посмотрите видеоурок по формированию лексических навыков и

· Зафиксируйте приемы семантизации незнакомой лексики, которые использует учитель, и обоснуйте их применение

· Зафиксируйте последовательность упражнений и заданий, предлагаемых учителем после презентации новых слов

· Проанализируйте, направлены ли они на отработку формы, значения, употребления новой лексики

· Отметьте, все ли упражнения являются коммуникативными

· Докажите, что выбранный учителем способ семантизации и тренировки новой лексики представляется оправданным

· Определите степень активности учащихся и осмысленности выполняемых действий в процессе работы над новой лексикой

 

Задание 8. Подготовьте фрагмент урока по семантизации и тренировке лексики на материале выбранного вами УМК. Предлагаемая ниже памятка поможет вам при планировании фрагмента урока.

 

Актуализация личного опыта

Задание 1. Попробуйте обобщить свой опыт изучения грамматики иностранного языка и составьте оглавление для вашего нового учебника по грамматике. Поработайте индивидуально, а затем сравните полученные результаты в паре или микро-группе. Обратите внимание на следующие моменты:

· Структура учебника и наименование разделов

· Последовательность расположения разделов

· Грамматические явления, изучаемые в рамках того или иного раздела

· Грамматические явления, которые по какой-то причине не вошли в авторский курс.

Задание 2. Вспомните, когда вы в последний раз самостоятельно изучали какой-либо раздел грамматики иностранного языка. Ответьте на следующие вопросы:

- что вы делали и почему;

- было ли вам трудно и почему;

- использовали ли вы одноязычный курс или объяснения давались на русском языке;

- хорошо ли вы усвоили этот раздел или вам были необходимы дополнительные консультации учителя;

- что было легко, а что было трудно выполнить с первого раза и почему?

- какие упражнения вызывали у вас особую трудность?

Задание 3. Как вы объясните тот факт, что, зная то или иное правило грамматики, учащиеся продолжают делать ошибки на это правило в спонтанной речи? Встречались ли вы с подобным явлением?

Задание 4. Как вы думаете

- что может представлять наибольшие трудности в плане грамматики для русскоязычных учащихся? Обсудите свои предположения в мини-группах.

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

 

1. Изучите теоретический материал по проблеме обучения грамматической стороне речи и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).

2. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

· Дайте определение следующих понятий: «активный и рецептивный грамматический минимум», «грамматическая структура», «речевой образец», «продуктивный и рецептивный грамматический навык», «стадии формирования грамматического навыка», «дедуктивный и индуктивный пути введения грамматического материала», «формирование грамматических навыков», «совершенствование грамматических навыков».

· Какова роль грамматических навыков в формировании коммуникативной компетенции?

· Как реализуются при обучении грамматике коммуникативно-ориентированный, структурно-функциональный, когнитивный, деятельностный подходы? Раскройте их особенности.

· Как проявляются закономерности усвоения грамматики иностранного языка на разных этапах обучения (предметно-символическая деятельность и материальные опоры, персонификация грамматических структур, моделирование и использование грамматических схем, аналитико-мыслительная деятельность)?

· Как реализуются при обучении грамматической стороне речи общедидактические и методические принципы? Приведите примеры.

· Что понимается под межъязыковой и внутриязыковой интерференцией при обучении грамматике? Приведите примеры.

· Определите преимущества и недостатки индуктивного и дедуктивного путей ознакомления с новым грамматическим материалом.

· Какова связь лексических и грамматических навыков?

· Какова типология упражнений при формировании грамматических навыков?

3. Изучите программу и заполните следующую таблицу.

 

Этап обучения Грамматический материал Требования к уровню подготовки
Начальное общее 2-4 / 5-6 классы    
Основное общее образование    
Среднее (полное) общее образование: - базовое - профильное    

б) Практико-ориентированные задания

 

Задание 1. Познакомьтесь с различными типологиями упражнений, представленными в методической литературе, и отразите их в следующей схеме:

Тип упражнения Формулировка задания Пример
1.Языковые (предречевые) - - - 2.Речевые (коммуникативные)    

 

Задание 2. Проанализируйте один из УМК и дополните вышеприведенную таблицу конкретными примерами из учебника и рабочей тетради.

Задание 3. Просмотрите книгу для учителя и учебник к одному из УМК и скажите:

· какие подходы (коммуникативно-ориентированный, структурно-функциональный, когнитивный, деятельностный) используется авторами при обучении грамматике и как они реализуются;

· какие упражнения используются для формирования грамматических навыков чаще всего;

· являются ли все упражнения языковыми (предречевыми) или часть из них можно отнести к коммуникативным (речевым);

· является ли изучение тех или иных грамматических структур тематически и ситуативно обусловленными;

· используют ли авторы изученную лексику в качестве языкового наполнения при отработке грамматических структур в речевом контексте;

· используют ли авторы стихи, песни, сказки, комиксы и другие средства на этапе ознакомления с новым грамматическим материалом;

· предусмотрена ли авторами возможность осуществления самоконтроля в процессе работы с грамматическим материалом.

Задание 4. Познакомьтесь с перечисленными ниже заданиями и отметьте:

а) языковые (предречевые)

б) речевые (коммуникативные)

в) открытого типа

г) закрытого типа

1. Объясни, почему ты любишь это время года.

2. Ответь на общие вопросы.

3. Отреагируй на высказывание.

4. Возрази, используя предложенную структуру.

5. Составь как можно больше предложений с опорой на подстановочную таблицу.

6. Расскажи о том, что ты делал вчера.

7. Вставь в предложения пропущенные слова is или are (ist или sind).

8. Выбери правильный вариант их четырех предложенных.

9. Составь свой текст с опорой на модельный текст, используя другие ЛЕ.

10. Соотнеси начало и конец предложений в правой и левой колонках.

11. Объясни, для чего ты изучаешь иностранный язык.

12. Поставь вопросы к выделенным словам.

13. Прочитай письмо, заменяя картинки словами в соответствующей форме, выражающими действия.

14. Составь предложения из слов.

15. Расскажи о том, чем ты больше всего любишь заниматься на уроках иностранного языка.

16. Раскрой скобки. Поставь прилагательные в сравнительную или превосходную степень.

17. Расспроси одноклассника о его домашнем питомце. Узнай, кто он, какой, что умеет делать.

18. Напиши, что ты умеешь хорошо делать. Воспользуйся следующей моделью:

well.

19. Выбери правильный ответ из предложенных.

20. Составь аналогичные сентенции из данных глаголов, например «Пришел. Увидел. Победил».

 

Задание 5. Придумайте или найдите исходный контекст для ознакомления учащихся с новым грамматическим материалом (сказка, песенка, стихотворение, комикс, модельный текст и др.), а также систему опор, обеспечивающих возможность эффективного использования индуктивного метода ознакомления с грамматической структурой (см. образцы в приложении).

Задание 6. Познакомьтесь, в какой форме представлены грамматические правила в одном из УМК. Предложите свой вариант визуализации одного из правил.

Задание 7. Расставьте последовательность действий учителя в правильном порядке:

- вычленение грамматической структуры из образца

- определение функции грамматической структуры в речи

- мотивационный настрой учащихся на восприятие материала

- упражнения на первичную тренировку учащихся в употреблении грамматического материала

- раскрытие формальных признаков грамматического явления

- сопоставление грамматического явления с подобным явлением в родном или иностранном языках

- презентация речевого образца в контексте и проверка его понимания

- визуализация грамматического правила

- тренировочные упражнения на всех уровнях

 

Задание 8. Посмотрите фрагмент урока, посвящённый формированию грамматических навыков говорения.

1. Определите грамматические структуры, над которыми работал учитель на уроке, выделите трудности их усвоения с точки зрения внутриязыковой и межъязыковой интерференции в плане формы, значения и сферы употребления.

2. Проследите за работой учителя при организации ознакомления с новой структурой. Какой способ презентации грамматического материала избрал учитель? Прокомментируйте эффективность работы.

3. Как реализован принцип сознательности в процессе ознакомления с новым грамматическим материалом? Проанализируйте место, характер и доступность использованных правил (ориентирующие замечания, правила -инструкции, правила - обобщения, зрительная наглядность).

4. Назовите типы и виды упражнений, использованные учителем для формирования грамматических навыков. Оцените их с точки зрения сложности решаемых коммуникативно-познавательных задач.

5. Проанализируйте различные типы опор при организации тренировки и применения грамматических структур.

6. Проследите, как осуществляется связь с ранее усвоенным грамматическим материалом.

7. Проследите, как проводится обобщение знаний учащихся о грамматическом строе языка, как при этом реализуется образовательное значение изучения грамматики и её вклад в филологическое образование учащихся.

8. Проанализируйте специфику работы над грамматическим материалом на уроке в зависимости от цели его изучения в школе (активная, пассивная) и от ступени обучения.

9. Как организован на уроке контроль сформированности грамматических навыков, соответствует ли достигнутый уровень задачам урока?

10. Сформулируйте основные рекомендации, направленные на совершенствование работы над грамматической стороной речи на основе проведённого анализа.

 

Задание 9. Разработайте фрагмент урока по обучению грамматике, опираясь на один из УМК.

Задание 10. Какие ошибки, по вашему мнению, могут появиться у учащихся при ознакомлении со следующими грамматическими явлениями:

а) Английский язык

Present Indefinite

If-clauses

Present Perfect Tence

Reported Speech

б) Немецкий язык

Reflexive Verben

Perfekt

Trennbare und untrennbare Verben

Dass-, damit-, um-Saetze

Задание 11. Пополните свою методическую копилку интересными приемами, заимствованными из различных профессиональных журналов и зарубежных и отечественных пособий.

План

1. Цели обучения произношению в средней школе

2.Содержание обучения произношению:

-отбор фонетического минимума для средней школы;

методическая типология фонетического материала

-характеристика слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

3.Принципы обучения произношению (реализация общедидактических, методических принципов и специальных принципов).

4.Обучение произносительной стороне произносительной речи (формирование и совершенствование произносительных навыков):

- ознакомление с новым фонетическим материалом (новым звуком и новой интонационной моделью);

- упражнения для формирования произносительных навыков (специальные и неспециальные);

- упражнения для совершенствования произносительных навыков;

- контроль и коррекция произношения.

 

Актуализация личного опыта

Задание 1. Когда вы слышите иностранную речь, можете ли вы отличить носителей языка от тех, кто использует его как иностранный и определить, хорошее ли у этого человека произношение?

Задание 2. Вспомните

- что вам нравилось при выполнении фонетических заданий в школе и в вузе, а что нет и почему;

- что получалось легко, а что было трудно выполнить с первого раза и почему.

Задание 3. Как вы думаете

- что может представлять наибольшую трудность в плане фонетики для русских учащихся, начинающих изучать иностранный язык. Обсудите свои предположения в мини-группах.

Задание 4. Как часто использовались ТСО при обучении произношению в школе и в вузе, какую роль они сыграли в овладении вами произносительной стороной речи

Задания для самостоятельной работы

 

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

 

I. Изучите теоретический материал по проблеме и обобщите его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).

II. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

- дайте определение следующих понятий: «фонематический слух», «слухо-произносительные навыки», «ритмико-интонационные навыки», «аппроксимированное произношение»;

- назовите типологию звуков и охарактеризуйте каждую из ее групп;

- какова роль транскрипции и ТСО в формировании произносительных навыков;

- насколько эффективно, по вашему мнению, использование транслитерации в формировании произносительных навыков и техники чтения;

- почему фонетические навыки наряду с лексическими и грамматическими составляют основу устной речи и значительно определяют эффективность чтения и грамотность письма;

- какие подходы к формированию фонетических навыков известны в методике, раскройте их особенности;

- чем отличается процесс формирования фонетических навыков на каждом из этапов обучения в школе;

- что является содержанием фонетической зарядки? Является ли она обязательным элементом любого урока ИЯ?

 

III. Изучите Программу и заполните следующую таблицу:

 

Этап обучения Фонетический материал Требования к уровню подготовки
Начальное общее: 2-4 /5-6 классы    
Основное общее Образование    
Среднее (полное) общее образование: -базовый -профильный    

 

 

б) Практико-ориентированные задания

Задание 1. Что из нижеперечисленного вы считаете наиболее важным для формирования фонетических навыков у учащихся средней школы. Расставьте перечисленные умения по степени важности и обсудите свои ответы в мини-группах:

- уметь читать и писать транскрипционные знаки;

- делать интонационную разметку текста;

- понимать общий смысл речи на слух, даже когда говорят с ярко выраженным национальным акцентом;

- в целом правильно артикулировать звуки и не допускать фонематических ошибок, искажающих смысл высказывания;

- овладеть базовыми интонационными моделями и грамотно использовать их в речи;

- оглушать согласные в конце слов;

- правильно произносить дифтонги;

- не допускать палатализации;

- адекватно использовать аспирацию;

- варьировать долготу гласных в зависимости от того, перед каким согласным она находится в слове.

Задание 2. Выберите правильную последовательность действий при организации ознакомления и тренировки слов с новым звуком:

- учитель объясняет разницу между артикуляцией иностранных и русских звуков;

- учитель организует прослушивание материала, содержащего новые звуки;

- учитель произносит все высказывание без особого выделения или вычленения слов и звуков;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.244 с.)