Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модифицированная программа: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов»
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о его психическом развитии. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности такие, как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество. Для полноценного психического развития ребенка необходимы особые формы развития маленьких детей, определенные педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьезную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Дети растут очень быстро, и каждый новый год приносит ребенку и взрослым радости открытия. Важно своевременно организовать жизнь малыша, чтобы он смог максимально использовать возможности своего возраста и резервы роста. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов» Адресат: данная программа рекомендована детям 2-3лет, посещающих группы раннего возраста. Особенность программы состоит в том, что она дает возможность объединения нескольких направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, творческое и сенсорное развитие. Актуальность программы: проведение игровых сеансов по представленной программе способствует развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной и двигательной сфер ребенка, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребенка. Сеансы проходят в форме игры, так как игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.). Цель: Стимуляция развития у детей познавательных процессов, обеспечение успешной социализации детей в обществе. Задачи: 1.Создать систему психолого-педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребенка.
2.Развивать познавательную, коммуникативную, эмоционально-волевую, двигательную сферы. 3.Способствовать развитию высших психических функций: восприятие, память, речь, мышление, внимание. 3.Развивать игровые навыки, координацию движений, моторику 4.Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом; 5.Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения; Принципы, на которых основана программа: 1.Учет возрастных особенностей, зоны ближайшего развития; 2.Личностный подход; 3.Системность 4.Последовательность; 5.Интегративность; 6.Вариативность; 7.Повторяемость. 1. Принцип учета возрастных особенностей детей раннего возраста предполагает, что ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Учета зоны ближайшего развития ребенка - это опора на актуальный уровень развития ребенка; 2.Принцип индивидуально-дифференцированного и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. 3.Принцип системности состоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка. 4.Принцип последовательности изложения материала предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов сеанса между собой. 6.Принцип вариативности предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания. 7. Принцип повторяемости заданий предполагает повторение тем, видов деятельности в течение нескольких сеансов. Для успешного проведения сеансов необходимо создание благоприятных условий: комфортности и благополучия; • Продолжительность игровых сеансов составляет 30минут при условии чередования видов деятельности.
• Использование яркого, нового, необычного оборудования, позволяющего поддерживать интерес каждого ребенка до конца сеанса. Программа реализуется с октября по май, 1 раз в неделю, итого 32 игровых сеанса. Ожидаемые результаты: К концу года дети: -имеют представление о цвете, размере, форме; -расширят представления об окружающем мире и его законах; -разовьют чувства эмпатии, воображения, фантазии, расширят представления об эмоциях; -разовьют умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; -приобретут опыт, на основе своих ощущений делать прогнозы, оценивать последствия; -разовьют произвольное внимание, слуховую и зрительную память, общую и мелкую моторику; - разовьют координацию движений, чувства ритма, темпа; -обогатят словарный запас; -приобретут умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, способность регулировать процессы возбуждения и торможения; -разовьют способности: · подражание, · воспроизведение, · умение смотреть и слушать, · умение анализировать, сравнивать и обобщать. Структура игровых сеансов: 1. Приветствие; 2. Двигательная разминка; 3. Основное содержание: - введение в тему, - встреча с персонажем, - показ сказки; 4.игры, упражнения: - на развитие психических процессов (память, внимание, восприятие); - на сенсомоторное развитие; - на развитие мелкой моторики; - на релаксацию; - подвижные игры. 5.Продуктивная деятельность. 6.Прощание. Ритуал приветствия Задача: создать благоприятную обстановку, эмоционально-положительную атмосферу в группе. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия, они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Двигательная разминка Предполагает непосредственную организацию детей: с целью переключения внимания на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней. Задача: -снять эмоциональное и мышечное напряжение; -развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений; -развить умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха; -развивать умения подражать движениям взрослого. Используя стихи с движениями, музыкально-ритмические упражнения. Основная часть Все составляющие игрового сеанса имеют единый сюжет, стержнем которого является лексическая тема, на которую нанизываются различные задания, виды деятельности. Все лексические темы близки и понятны ребенку (времена года, игрушки, овощи и фрукты, деревья, насекомые, транспорт и т.д.).
Задача: 1.Развивать речь, активизировать и обогащать словарный запас. 2.Расширить представление детей об окружающем мире. Используются следующие приемы: -встреча с персонажем; -рассматривание картин, иллюстраций; -показ сказки. Игры на развитие психических процессов Упражнения и игры на развитие: - зрительного и слухового внимания; - зрительной и слуховой памяти; - восприятия: цвет (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой-маленький), форма (круг, треугольник, квадрат); - мышления; - физиологического речевого дыхания, - умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - саморегуляции и произвольности поведения; - формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, развивая у детей умение наблюдать за ощущениями в теле (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость, твердость-слабость), способность регулировать процессы возбуждения и торможения. Подвижные и хороводные игры: -на развитие саморегуляции и произвольности поведения. -на взаимодействие со сверстниками, способствуя развитию коммуникативных навыков, эмоциональной сферы -Продуктивный вид деятельности является органическим продолжением темы. Для маленьких детей важно увидеть результат своей деятельности. Особый интерес они испытывают к рисованию, лепке, аппликации. Задания подбираются по тематике заявленной темы. Используются нетрадиционные техники работы с крупами, макаронами, отпечатки поролоном, палочками, всевозможные превращения отпечатков собственной ладони, геометрических фигур и т.д. - Ритуал прощания «Дружно топнули ногой, Помахали мне рукой, До свидания сказали, И в группу быстро побежали» Стихотворение разучивается на первом сеансе и выполняется на протяжении всех встреч.
Приложение: игры
Список литературы: 1. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок. – СПб.:Речь,2008. 2. Граббет Р. Игра для малышей от 2 до 6 лет.-М.:РОСМЭН,1999. 3. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).-СПб.:Речь, 2001. 4. Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,2004. 5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2008.
Психология образования в XXI веке: теория и практика. Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»Год издания: 2011 Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания 0 Тарасова Л.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, let01@mail.ru Полный текст Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития системы образования. Это положение получило подтверждение в опыте успешного построения служб сопровождения в ряде образовательных учреждений России. На базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева создан Центр продленного дня, одной из форм работы которого является психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания «Интересно все вокруг». Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы [2, с. 137]. Сопровождение опирается на следующие методологические принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов, включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ребенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормирования, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики. В качестве организационной основы выступил запрос (социальный заказ) родителей на услуги по сопровождению детей. Опрос показал, что родители приводят детей в данную группу для решения следующих задач: 1) постепенное включение детей в социум, следствием чего должна стать адаптация детей к дошкольному учреждению; 2) целенаправленное и педагогически оптимально организованное развитие детей. В связи с этим задача специалистов системы сопровождения состоит в поиске и реализации различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения, нейтрализации факторов риска социальной дезадаптации, актуализации собственного потенциала развития ребенка. В процессе сопровождения выделяют три взаимосвязанных компонента: · диагностика развития (психического, личностного, социального) ребенка; · реализация программ индивидуальных и групповых занятий развивающей направленности;
– анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и требований, предъявляемых ею к уровню развития ребенка. На первом этапе важно было организовать адаптацию к условиям группы кратковременного пребывания, поэтому на занятиях рядом с детьми находились мамы. Тем самым мы пытались создать у ребенка доверие к нам (воспитателю и педагогу-психологу) через взаимодействие с родителями. Время совместного пребывания ребенка с мамой в группе зависело от множества причин: если ребенок болел или долго не посещал группу по каким-то иным причинам, то приходилось начинать заново.
На этапе диагностики мы использовали авторскую методику психолого-педагогического обследования Е.А. Стребелевой. Основой методики выступает «диагностическое обучение», позволяющее провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и определить «зону ближайшего развития» для оказания каждому ребенку индивидуальной помощи [3, с. 137]. При построении программ психолого-педагогического сопровождения учитывались, вопервых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Первая особенность состоит том, что маленький ребенок может воспринимать только те воздействия взрослого, которые адресованы лично ему. Необходимы взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение – все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения взрослого. Вторая особенность – неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию бесполезны, т. к. дети еще плохо понимают их и не могут регулировать свое поведение посредством слова. Следствием этого является необходимость эмоционального вовлечения детей, создания общего смыслового поля, эмоциональной включенности взрослого в нужные действия [1, с. 76], поэтому на каждое занятие к малышам приходят разные гости (мишка, кукла, ежик и др.), которые попадают в разные интересные игровые ситуации. При проведении занятий необходимо, чтобы у каждого ребенка была своя игрушка в руках, т. к. индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Развитие познавательных процессов базируется на основе формирования образов зрительного и слухового восприятия, осязания. Занятия проводятся с подгруппой детей (по 5 человек) в течение 15–20 минут. Своеобразие восприятия ребенка раннего возраста заключается в его фиксации только одного качества объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. На развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины и расположения в пространстве использовали следующие игры и упражнения: «Разложи предметы по цветным коробочкам», «Веселый поезд (на основе рамок Монтессори)», «Веселые матрешки», «Парные картинки». Мы использовали разнообразные методы и приемы: пальчиковые игры, работу с манной крупой, разрезные картинки, игры со шнуровкой и др. Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться в работе, – это проблемы в поведении ребенка раннего возраста. В нашей практике они наблюдались у трех мальчиков с разными проявлениями проблем в поведении. Согласно Т.И. Чирковой, все возможные причины можно условно разделить на четыре группы: первая группа причин связана с особенностями жизнедеятельности семьи; вторая характеризуется ошибками родителей и воспитателей, допускаемыми при воспитании ребенка; третья основана на медицинских показателях; четвертая обусловлена острым протеканием кризисов психического развития детей [4, с. 25]. Изучение детей и работа с родителями показали, что у двух детей проблемы в поведении связаны с ошибками в воспитании, а в одном случае появилась необходимость в консультации с логопедом и неврологом. Вполне очевидно, что решение этих проблем требует продолжительного времени и значительных совместных усилий педагога-психолога и родителей. Литература 1. Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.И. Психологическая служба раннего возраста // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. 2. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов / Департамент образования Администрации Ярославской области ГОУ ЯО «Центр помощи детям». URl: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html. 3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития // Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 0. 2011. С. 48–56. 4. Чиркова Т.И. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста: консультации психолога. Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 200
Психология образования в XXI веке: теория и практика. Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»Год издания: 2011
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.117 с.) |