Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детей раннего и дошкольного возраста
- В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий. Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии. В последние годы в России начали работать психолого-медико- педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об образовании Российской Федерации и проектом Типового положения о ПМПК. Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психолого- педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование. Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого вни- мательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время в обла- сти психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ре- бенка с учетом его социальной ситуации развития. Современные методы обследования с использованием вариан- тов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у
детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференци- ально-диагностические методики имеют личностно ориентирован- ную направленность и предполагают проведение социально- психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вто- ричных отклонений. При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные от- клонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влия- ют на развитие ребенка, определяя его специфические особенно- сти. Практика показывает, что диагностическое изучение детей с не- значительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом — в учебной деятельности. Вследствие этого легкие мозго- вые дисфункции проявляются главным образом в школьном воз- расте, когда клиническая картина становится выраженной, а пси- хологические проблемы приобретают глубокий и генера- лизованный характер. В случаях неготовности ребенка к школе психолого-медико- педагогическая консультация составляет индивидуальную коррек- ционную программу его развития с учетом выявленных особенно- стей и индивидуальных возможностей к обучению. ПМПК должна помочь родителям в выборе образовательного учреждения в целях оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку. Необходимо отметить важный аспект диагностической дея- тельности — это консультирование. На современном этапе развития консультативно-диаг- ностической службы работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей и родителей, на разработку рекомендаций по организации коррек- ционно-педагогической работы с детьми и вопросов профилактики
отклонений в развитии. В настоящее время важнейшей задачей данной службы является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом. Например, в процессе обследования выделяется группа детей раннего и дошкольного возраста с невротическими и патохаракте- рологическими проявлениями в поведении — повышенной кон- фликтностью и агрессивностью, наличие которых осложняет меж- личностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В от- дельных случаях \ это связано с неблагополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка без учета его личностных, возрастных особенностей я по- требностей. Служба психолого-педагогического консультирования позво- ляет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ре- бенка, определить условия коррекции его личностных качеств, да- ет рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников. Успешность коррекционной работы, направленной на форми- рование адекватного типа семейного воспитания (в случае его на- рушений), во многом определяется особенностями родительской позиции. Задачей работы с родителями является повышение уров- ня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ре- бенка. Особую направленность в работе специалистов с родителя- ми, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания. Работа с родителями осуществляется в двух формах — индиви- дуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребен- ком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об ос- новах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком. Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.__ С этой целью выделяются конкретные задачи психолого- педагогического обследования детей: • раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности; • выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения; • выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных); • определение условий воспитания ребенка; • обоснование педагогического прогноза; • разработка индивидуальной программы коррекционной работы; • организация коррекционной работы с родителями и детьми.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.014 с.) |