Детей раннего и дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей раннего и дошкольного возраста



- В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике

давно признана необходимость осуществления систематического

контроля за ходом психического развития детей, так как в период

раннего и дошкольного детства происходит активное

формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит

от его социальных условий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях

своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает

возможность организовать работу по коррекции, компенсации и

предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с

этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития

детей раннего и дошкольного возраста, основных типов

нормального и аномального развития в их многообразии.

В последние годы в России начали работать психолого-медико-

педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей

деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка,

действующим Законодательством об образовании Российской

Федерации и проектом Типового положения о ПМПК.

Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного

понимания возрастной диагностики психического развития,

разработки принципов отбора методик для психолого-

педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки

психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что

во многих странах мира теория и практика в области диагностики

психического развития ребенка сводится к традиционным

принципам и методам, ориентированным на тестирование.

Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого вни-

мательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу

многих причин он не может быть положен в основу диагностики

психического развития детей. Принципиальным моментом, не

допускающим прямого заимствования в этой области, является

глубокое расхождение в понимании природы психического

развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее

время в обла- сти психолого-медико-педагогической диагностики отечественные

исследователи применяют комплексное возрастное изучение ре-

бенка с учетом его социальной ситуации развития.

Современные методы обследования с использованием вариан-

тов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у

детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференци-

ально-диагностические методики имеют личностно ориентирован-

ную направленность и предполагают проведение социально-

психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это,

в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в

коррекционное обучение, направленное на предупреждение вто-

ричных отклонений.

При обследовании проблемных детей необходимо выявить

структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные от-

клонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при

различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют

сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влия-

ют на развитие ребенка, определяя его специфические особенно-

сти.

Практика показывает, что диагностическое изучение детей с не-

значительными нарушениями нервной деятельности необходимо

проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период

детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только

потом — в учебной деятельности. Вследствие этого легкие мозго-

вые дисфункции проявляются главным образом в школьном воз-

расте, когда клиническая картина становится выраженной, а пси-

хологические проблемы приобретают глубокий и генера-

лизованный характер.

В случаях неготовности ребенка к школе психолого-медико-

педагогическая консультация составляет индивидуальную коррек-

ционную программу его развития с учетом выявленных особенно-

стей и индивидуальных возможностей к обучению. ПМПК должна

помочь родителям в выборе образовательного учреждения в целях

оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку.

Необходимо отметить важный аспект диагностической дея-

тельности — это консультирование.

На современном этапе развития консультативно-диаг-

ностической службы работа должна быть направлена на активную

пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей

и родителей, на разработку рекомендаций по организации коррек-

ционно-педагогической работы с детьми и вопросов профилактики

отклонений в развитии.

В настоящее время важнейшей задачей данной службы

является работа с родителями. Известно, что характер семейного

воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я»

в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру.

Именно в семье создаются уникальные условия для формирования

ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к

другим людям» что создает основу для развития личности ребенка

в целом.

Например, в процессе обследования выделяется группа детей

раннего и дошкольного возраста с невротическими и патохаракте-

рологическими проявлениями в поведении — повышенной кон-

фликтностью и агрессивностью, наличие которых осложняет меж-

личностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В от-

дельных случаях \ это связано с неблагополучными отношениями

взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию

ребенка без учета его личностных, возрастных особенностей я по-

требностей.

Служба психолого-педагогического консультирования позво-

ляет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ре-

бенка, определить условия коррекции его личностных качеств, да-

ет рекомендации по установлению правильных взаимоотношений

в семье и коллективе сверстников.

Успешность коррекционной работы, направленной на форми-

рование адекватного типа семейного воспитания (в случае его на-

рушений), во многом определяется особенностями родительской

позиции. Задачей работы с родителями является повышение уров-

ня их психологической грамотности, компетентности в области

психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ре-

бенка. Особую направленность в работе специалистов с родителя-

ми, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, составляет

разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих

отпечаток на характер семейного воспитания.

Работа с родителями осуществляется в двух формах — индиви-

дуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы

работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребен-

ком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При

групповой форме даются психолого-педагогические знания об ос-

новах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии

взаимодействия родителей с ребенком.

Основной целью психолого-педагогического консультирования

является осуществление контроля за ходом психического развития

ребенка на основе представлений о нормативном содержании и

периодизации этого процесса.__

С этой целью выделяются конкретные задачи психолого- педагогического обследования детей:

• раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

• выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;

• выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

• определение условий воспитания ребенка;

• обоснование педагогического прогноза;

• разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

• организация коррекционной работы с родителями и детьми.

 

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.014 с.)