Понятие об ощущениях. Функции и свойства ощущений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об ощущениях. Функции и свойства ощущений.



Тема 1: Ощущения

В. 1.

Понятие об ощущениях. Функции и свойства ощущений.

В 2.

Классификация видов ощущений.

В.3.

Законы Вебера и Вебера-Фехнера.

В.4.

Пороги чувствительности.

В.5.

Анализатор. Строение анализатора.

В.6.

Сенсорная депривация, сензитивность, сенсибилизация, синестезия.

Тема 2: Восприятие

В.7.

Восприятие. Отличие восприятия от ощущения.

Уровня восприятия

Перцептивные действия и операции

Перцептивные действия – это действия человека по опознанию предметов или явлений и соотнесение их с имеющимися образами в памяти.

Перцептивные действия – это основные структурные единицы процесса восприятия.

Уровни Операции Действия
  Сенсорный Перцептивный Обнаружениесигнала.Исходная фаза процесса. Чувственный охват объекта. Различение –формирование перцептивного образа эталона. Выделение информационных признаков. Перцептивные действия
  Оперативный Деятельностный Идентификация.Отождествление с образом, хранящимся в памяти. Отнесение к классу, категории. Взаимодействиес объектом, как целью деятельности и приписывание признаков этого класса Опознавательные действия

В.8.

Основные свойства восприятия.

В.9.

Законы восприятия по М.Вертгеймеру.

В.10

Классификация видов восприятия.

В.11

Аккомодация и конвергенция как основные составляющие зрительного восприятия.

В.12.

Восприятие человека человеком. Индивидуально-типологические особенности восприятия.

Тема 3: Внимание

В.13.

Внимание. Функции и свойства внимания.

В.14.

Классификация видов внимания.

В.15.

Непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.

В.16.

Теории внимания (Т.Рибо, Д.Н.Узнадзе, П.Я.Гальперин, Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын).

В.17.

Развитие внимания в русле культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Тема 4: Память

В.18.

Память. Классификация видов памяти.

Единая мнемическая система – память

В.19.

Система памяти по Р.А.Аткинсону и Р.Шефрину.

Модель памяти Аткинсона и Шиффрина

Аткинсон и Шиффрин в 1968 году разработали множественную модель памяти. Согласно их модели, информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды. Сначала информация поступает в многочисленные сенсорные регистры, где каждый стимул характеризуется набором первичных признаков, а затем в кратковременное хранилище (КВХ), «где она сохраняется в течение некоторого периода времени, длительность которого обычно зависит от индивида». (Аткинсон,1980).

Для поддержания информации в КВХ испытуемый создает своего рода «буферную емкость для повторения», способную удерживать небольшое количество элементов (7-9 цифр) в течение примерно 30 сек. Авторы выделили в КВХ особую «слуховую вербально-языковую системы», которая обеспечивает повторения информации в КВХ. Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже находящихся там. Поступление элементов в буфер может контролироваться, поэтому КВХ можно считать оперативной памятью.

КВХ связано с долговременным хранилищем (ДВХ), откуда могут поступать «вербальные ассоциации» и необходимая для выполнения текущих задач информация. Извлечение информации из ДВХ требует соответственного выбора стратегии. Одной из операций управления потоком информации является ее повторение в КВХ. Информация из КВХ поступает в ДВХ в результате перекодирования в особый концептуальный код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым ее долговременное хранение.

 

Сенсорная (сверхкратковременная) память

Впервые понятие сенсорной памяти как отличной от КП было введено Аткинсоном под названием сенсорного регистра. Предполагалось, что каждой модальности существует свой, строго специфический регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в КВХ.

 

 

Оперативная память

Понятие оперативная память было введено Аткинсоном и Шиффриным. Они полагали, что внутри КП можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая – функцию переработки. Авторы впервые указали на то, что информация в КП не хранится пассивно, а активно поддерживается (в течение 15-30 сек) и перекодируется, прежде чем перейти в ДП. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность кратковременной памяти зависит от многих факторов.

Н-р: продуктивность узнавания при работе оперативной памяти зависит только от количества элементов и от интервала между предъявлением и опросом.

Продуктивность извлечения информации из долговременной памяти зависит главным образом от такого фактора, как «степень знакомства»: мы не обращаем внимания на то, что известно, а замечаем нечто неожиданное.

 

В.20.

Теории памяти.

В.21.

Забывание. Теории забывания. Проактивное и ретроактивное торможение.

Забывание

Забывание – это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовал Г.Эббигнауз. Последующие исследования показали, что процесс забывания зависит:

1. От объема запоминаемого материала;

2. От его содержания и степени его осознанности;

3. От степени значимости запоминаемого материала для человека;

4. От функционального и эмоционального состояния человека;

5. От модальности заучиваемого материала (образный, вербальный).

 

Забывание осуществляется несколькими способами:

1. Непроизвольным затуханием следов;

2. Стиранием следов последующей информацией;

3. Вытеснением из памяти ненужной информации;

4. Отключением от ненужной информации с помощью волевого усилия;

5. Переключением произвольного внимания.

 

След памяти – результат работы мнемической системы.

 

Консолидация следа – возрастание силы ассоциаций.

 

Ослабление памяти – уменьшение силы связи.

 

Интерференция – ошибки из-завозрастания соревнования, конкуренции новых следов с предыдущими следами памяти, либо потеря информации под влиянием последующего поступления нового материала.

 

Рааймейкерс допускает три теоретические возможности для объяснения забывания:

 

 

В.22.

В.23.

Нарушения памяти.

Нарушения памяти

Гипермнезии. Усиление памяти носит врожденный характер. Запоминается информация в большем объеме, чем в норме и на более длительный срок. Это приводит к усиленному воспоминанию, т.е. непроизвольному оживлению информации.

 

Гипомнезии. Ослабление памяти м.б. врожденным или после заболевания. Легкая степень: ослабленная способность к воспроизведению имен, цифр, дат. Нарушается способность запоминать, воспроизводить, удерживать информацию. «Прорешливая» память – вспоминаются только яркие события.

 

Амнезия. Отсутствие памяти во временном отрезке.

 

Ретроградная амнезия. Выпадение событий до заболевания.

 

Антероградная амнезия. Выпадение событий после заболевания.

 

Фиксационная амнезия. Забываются текущие события.

 

Прогрессирующая амнезия. Распад памяти в соответствии с законом Рибо: вначале исчезают более поздние события, позже – более ранние. По этому закону происходит физиологическое старение памяти.

 

Психогенная амнезия. Под влиянием неприятного аффекта совпавшие с ним по времени события не вспоминаются.

 

Ретардированная амнезия. Сохранение в памяти событий во время болезни с последующим забыванием.

 

Псевдореминисценции. Ложные воспоминания. Событие было, но человек относит его к другому времени.

 

Конфабуляции. Человек вспоминает не то, что было в действительности.

 

Криптомнезии. Не может вспомнить, когда было событие, во сне или наяву, написал он сам стихотворение или просто запомнил прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал его в записи.

 

Персеверации. Навязчивые повторения в виде рифмованных фраз, мелодий, образов – м.б. на фоне усталости или кислородного голодания.

 

Дискретный подход.

( от лат. Discretus – разделенный, прерывистый).

 

При рассмотрении памяти в контексте когнитивной переработки существует несколько способов квалификации ее собственных продуктов в зависимости от того, как понимается процесс переработки. Если допускается, что этот процесс имеет стадиальный характер, то правомерна попытка отыскания мнемических продуктов, специфичных для каждой стадии и определение границ каждой стадии по этим продуктам. Такое понимание сущности психического процесса (путем сведения его к фазам) получило название дискретного подхода. Основным аргументом в пользу стадийного понимания сущности психического процесса являются эмпирически отчетливо выделяемые и относительно независимые факты запоминания, хранения, припоминания и забывания. Однако Миллер показал (1993), что даже допущение стадиальности не снимает вопроса о том, как происходит трансформация в пределах одной стадии – дискретно или континуально и как (дискретно или континуально передается информация на следующую стадию.

Консолидацию следа и забывание впервые экспериментально изучил Эббингауз.

Розенцвейг(1995): след имеет два свойства: силу и уязвимость. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени. Поэтому следует различать две формы забывания: первая (обратимая) является проявлением недоступности следа, что может быть вызвано неадекватным контекстом или функциональными нарушениями; примером может служить явление реминисценции. Реминисценция зависит от качества предварительного обучения. Вторая (необратимая) является проявлением «хрупкости» следа в результате его «уязвления». Примером может служить амнезия, наступающая после электрошока (от нескольких минут до нескольких часов).

Н.Н.Корж (1992) обнаружила феномен динамики следа. Она пишет: «Пространство «простого» сигнала несет в себе ситуационные, эмоциональные и личностные составляющие».

 

Формы памяти

Разные авторы по-разному называют формы памяти, но все обозначения отражают факт намеренности-ненамеренности того или иного мнемического процесса.

 

 

 

Континуальный подход.

(от лат. Continuum – непрерывное.

Н-р: вевклидовом пространстве: непустое связное множество, математике –непрерывная совокупность). Сторонники континуальной трактовки процесса когнитивной переработки предлагают для объяснения тех же стадий модели, в основу который положена идеология нечетких множеств.

 

 

Автобиографическая память

В 1976 г. Робинсон ввел понятие автобиографической памяти, которая представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен, категорий и т.д., имеющих личное отношение к индивиду.

Нигро и Райссер обнаружили, что человек может припоминать события о собственных переживаниях, либо принимая позицию стороннего наблюдателя, либо помещая себя внутрь сцены. Содержание припоминания дается с разных точек зрения: над сценой, внутри ситуации.

 

Метапамять

Метапамятью называется память о своей памяти. Понятие было введено Шнейдером.

Боринг и Ки на основании анализа развития метапамяти в процессе онтогенеза приходят к выводу, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и особенно об условиях их применения.

Бреденкамп предлагает косвенный подход для оценки метапамяти. В качестве стимульного материала используется ряд картинок, где изображены дети, испытывающие «трудности в обучении». Испытуемых просят проранжировать эти трудности или попарно оценить. Автор считает, что эти косвенные оценки обладают большой прогностической силой.

 

 

В функциональном подходе исследований памяти существуют также различные теории уровней (от перцептивного до абстрактного) переработки информации. Оказалось, что некоторые виды памяти могут соответствовать разным уровням обработки. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (визуальный, слуховой). Характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки.

 

Тема 5: Воображение

В.24.

В.25.

Функции воображения.

В.26.

В.27.

Тема 6: Представление

В.28.

В.29.

В.30.

В. 31.

Тема 7: Мышление

В.32.

В.33.

В.34.

В.35.

В.36.

Теории мышления (Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина).

Тема 8: Речь.

В.37.

В.38.

В.39.

Речь и мышление.

В.40.

Расстройства речи.

Тема 1: Ощущения

В. 1.

Понятие об ощущениях. Функции и свойства ощущений.

В 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.049 с.)